Бухгалтерский баланс. Задачи и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 15:22, реферат

Краткое описание

Однако между бухгалтерскими счетами и балансом имеется отличие, которое состоит в том, что на бухгалтерских счетах отражаются текущие хозяйственные операции и итоговые данные за отчетные периоды в денежных, натуральных и трудовых показателях. В балансе отражаются только итоговые данные на начало и конец отчетного периода в денежной оценке. Далее в текущем учете представлены счета, которые в балансе отсутствуют, так как они закрываются до составления баланса. К ним относятся счета 26 «Общехозяйственные расходы», 25 «Общепроизводственные расходы», 90 «Продажи продукции (работ, услуг)», 91 «Прочие доходы и расходы» и др. Кроме того, в балансе не находят отражения и забалансовые счета.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 24.67 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерский баланс. Задачи и функции.

   Сопоставление  сгруппированных  хозяйственных средств по их составу, по их функциональной роли в процессе воспроизводства с группировкой этих же средств по источникам их формирования в денежной оценке дает возможность получить количественное отражение имущественного состояния предприятия, т. е. баланс.

    На основе балансов  устанавливают пропорции в развитии  народного хозяйства, выраженные  в натуральной и денежной форме,  определяют ресурсы и их распределение  по отдельным отраслям производства  и видам продукции.

   Различают материальные (натуральные) балансы, балансы,  выраженные в денежной форме (бухгалтерские), и балансы рабочей силы.

   Бухгалтерский баланс  как  элемент метода бухгалтерского  учета представляет собой способ экономической группировки  и обобщенного отражения  в денежной оценке хозяйственных средств и источников их образования на определенную дату. Баланс - важный учетный документ.

     Графически баланс  представлен в виде таблицы,  разделенный на две части: в  одной из них отражены хозяйственные  средства, сгруппированные по составу и размещению; она называется активом и в другой отражены источники образования тех же хозяйственных средств и называется пассивом.

    Актив и пассив баланса  состоят  из отдельных  частей  представляют собой отдельные показатели.

   Данные баланса служат базой для выявления важнейших показателей, характеризующих деятельность предприятия и его финансовое состояние: достаточность обеспечения средствами, правильность и рациональность их использования, нормальность размеров материальных запасов, соблюдение финансовой дисциплины, результаты хозяйственного расчета, рентабельность производства  и т. д.

     С помощью баланса  осуществляют  контроль, глубокое  изучение  хозяйственной деятельности  и финансовое состояние предприятия.

     Баланс является, одним из важнейших документов, который раскрывает   взаимосвязь между всеми элементами хозяйственной деятельности  предприятия. Баланс признается удобным наглядным документом. Баланс дает цельное представление об  изменениях, которые произошли в нем за тот или иной период времени.

   Различают несколько видов  балансов по разным признакам.

По времени составления различают:

Начинательный - баланс, составляемый на начало года;

Промежуточный - баланс, составляемый на первое число каждого месяца. Сюда  относят квартальные балансы, которые составляют на начало каждого квартала;

Заключительный – баланс, составляемый на конец года.

По времени образования предприятия  различают:

Вступительный баланс – составляется при организации предприятия;

Частично-ликвидационный ( разделительный) баланс – составляется при выделении части предприятия в отдельно самостоятельное;

Ликвидационный баланс – составляют при закрытии предприятия.

Структура бухгалтерского баланса.

      Бухгалтерский баланс  состоит из пяти разделов: два  раздела в активе и три –  в пассиве.

    В разделе первом актива баланса « Внеоборотные активы» отражены нематериальные активы  за вычетом их амортизации, основные средства за вычетом суммы износа, незавершенное капитальное строительство и прочие внеоборотные активы.

      В разделе втором актива баланса « Оборотные активы» показаны запасы сырья, материалов, затраты в незавершенном производстве, готовая продукция, товары отгруженные, расходы будущих периодов. Особое место отведено дебиторской  задолжности  по срокам  платежей, финансовым вложения и денежным средствам.

     Третий раздел баланса(первый раздел пассива) получил название « Капитал и резервы», включает показатели источников хозяйственных средств. В нем отражены уставной, добавочный и резервный капитал, целевое финансирование и поступление, нераспределенная прибыль прошлых лет и отчетного года.

    Четвертый раздел  баланса « Долгосрочные обязательства» отражает заемные средства – долгосрочные кредиты банков и долгосрочные займы.

 Заемные средства отражает  и пятый раздел баланса ( третий раздел пассива) « Краткосрочные обязательства», куда входят краткосрочные кредиты банков, краткосрочные займы, кредиторская задолжность  (  расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчеты с разными кредиторами), обязательства по расчетам ( задолжность по оплате труда, по социальному страхованию, перед бюджетом), доходы будущих периодов , резервы предстоящих расходов.

 Группировка статей по активу  и пассиву позволяет сопоставлять  состав и размещение хозяйственных  средств с источниками их покрытия  и назначения. Таким образом, в  активе находят отражение хозяйственные  средства,    задолженность   предприятию  (дебиторская) и затраты по не законченному производству. Анализируя актив баланса, можно ответить на вопросы: какие и в каком размере находятся средства в наличии на самом предприятии; в каком размере использованы средства на незаконченные процессы воспроизводства; каковы дебиторские экономические отношения?

В пассиве баланса показано, из какого источника и в каком  размере были получены средства по состоянию на день составления баланса, на каких условиях они были получены ( кредиты банков, расчеты с работниками предприятия, прибыль как положительный финансовый результат. 

Счета бухгалтерского учета. Активные, пассивные и активно – пассивные.

    В процессе работы предприятия необходимо вести текущий учет состояния имущества предприятия, источников формирования этого имущества, а также учет различных хозяйственных операций. Способом ведения такого учета являются бухгалтерские счета. Счета более удобны для текущего учета, чем баланс предприятия, потому что они не столь трудоемки.

 Структура бухгалтерского счета  довольно проста. Счет состоит  из трех основных элементов:

  • Номер и наименование счета:
  • Сторона дебета.
  • Сторона кредита.

    В зависимости от вида объекта наблюдения счета делят на активные и пассивные. На активных счетах отражается имущество предприятия, а на пассивных отражаются обязательства организации (способы формирования этого имущества). Например, к активным счетам можно отнести счета «Основные средства», «Касса», «Материалы», а к пассивным счетам «Расчеты с персоналом по оплате труда», «Уставный капитал», «Резервный капитал» и др. Запись на счетах начинается отражением начального остатка (начального сальдо). На активных счетах этот остаток записывается в дебет, на пассивных – в кредит.

 Затем на счетах записываются  все операции, приводящие к изменению  остатка. Операции, увеличивающие  остаток, записываются на стороне  остатка, уменьшающие – на  противоположной стороне. То есть  на активных счетах увеличение  отражают по дебету, уменьшение  – по кредиту. На пассивных  счетах наоборот, увеличение отражают  по кредиту, уменьшение – по  дебету. Если сложить суммы всех  операций, записанных на сторонах  счета, то получаются обороты.  Итоговая сумма, записанная по  дебету счета, называется дебетовым  оборотом, по кредиту счета –  кредитовым. При подсчете оборотов  начальный остаток не учитывается.  Конечный остаток (конечное сальдо) счета определяют, прибавляя к  начальному остатку оборот по  той же стороне счета, на  которой находится начальный  остаток, и вычитая оборот по  противоположной стороне. Например, при определении конечного остатка  на активном счете нужно сложить  начальный остаток с дебетовым  оборотом и вычесть кредитовый  оборот. Конечный остаток (возможно, его не будет) записывается  на той же стороне счета,  что и начальный. Если первоначального  остатка не было, то сальдо  на конец отчетного периода  находят вычитанием из большего  оборота меньшего. Остаток записывают  на той стороне счета, на  которой была отражена сумма  большего оборота. 

      Помимо счетов  для учета имущества организации  (активных) и источников его формирования (пассивных), в бухгалтерском учете  существуют также счета, на которых одновременно отражаются и имущество, и источники его формирования. Такие счета называются активно-пассивными, которые предназначены в основном для расчетов с разными дебиторами и кредиторами. В зависимости от состояния этих расчетов может быть три случая:

  • либо нашему предприятию должны другие предприятия, т.е. являются нашими дебиторами, — в этом случае сальдо по таким счетам будет дебетовым, будет отражаться в активе баланса, сам счет соответственно будет выступать активным;
  • либо наше предприятие является должником какого-нибудь другого предприятия, которое будет являться нашим кредитором, — в этом случае сальдо будет кредитовым, отразится в пассиве баланса, сам счет соответственно будет выступать пассивным;

однако на практике чаще всего встречается  следующая ситуация, когда нашему предприятию должны другие хозорганы, и наше предприятие является должником  каких-либо хозорганов, — в этом случае сальдо будет одновременно дебетовым  и кредитовым (развернутое сальдо), отразится и в активе, и в  пассиве баланса.

 

  • Для того чтобы определить конечное сальдо по активно-пассивному счету используют следующее правило: к начальному сальдо прибавляют месячный оборот по той стороне счета, где отражено начальное сальдо, и вычитают месячный оборот по противоположной стороне счета. Положительная разность составит конечное сальдо, которое будет отражено на той же стороне счета, где и начальное; а отрицательная разность — что сальдо перейдет на противоположную сторону счета по отношению к начальному. Если по активно-пассивному счету нет начального сальдо, то конечное сальдо определяется сравнением месячных оборотов и отражается на той стороне счета, где оборот больше.

 Активно-пассивные счета бывают двух видов: с односторонним сальдо (либо с дебетовым, либо с кредитовым) и с развернутым (и дебетовым, и кредитовым одновременно). Например, если на счете «Прибыли и убытки» дебетовый оборот превышает кредитовый, то конечное сальдо будет записано на дебете счета (это означает, что предприятие в данном отчетном периоде получило убыток). Если же наоборот, расходы предприятия были меньше его доходов (получена прибыль), то на счете «Прибыли и убытки» кредитовый оборот будет больше дебетового и соответственно, конечное сальдо на этом счете будет отражено по кредиту (прибыль является источником формирования имущества и отражается в пассиве баланса). Из этого можно сделать вывод, что счет «Прибыли и убытки» является активно-пассивным с односторонним сальдо.

Синтетические и аналитические счета. Взаимосвязь  между счетами и балансом.

 В бухгалтерском учете для  получения различной информации  используется три вида счетов. По степени их детализации  они подразделяются на синтетические, аналитические и субсчета.

    Синтетические счета содержат обобщенные показатели о имуществе, обязательствах и операциях организации по экономически однородным группам, выраженные в денежном измерителе. К синтетическим счетам относятся: 01 «Основные средства»; 10 «Материалы»; 50 «Касса»; 51 «Расчетные счета»; 43 «Готовая продукция», 41 «Товары»; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 80 «Уставный капитал» и др.

Аналитические счета детализируют содержание синтетических счетов, отражая данные по отдельным видам имущества, обязательств и операций, выраженные в натуральных, денежных и трудовых измерителях. В частности, по счету 41 «Товары» следует знать не только общее количество товаров, но и конкретно наличие и местонахождение каждого конкретного вида товара или группы товаров, а по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - не только общую задолженность, но и конкретную задолженность по каждому поставщику отдельно.

 

Субсчета (синтетического счета II порядка), являясь промежуточными счетами  между синтетическими и аналитическими, предназначены для дополнительной группировки аналитических счетов в пределах данного синтетического счета. Учет в них ведется в натуральных и в денежных измерителях. Несколько аналитических счетов составляют один субсчет, а несколько субсчетов - один синтетический счет.

 В бухгалтерском учете используется  синтетический и аналитический  учет.

Синтетический учет - учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.

Аналитический учет - учет, который ведется в лицевых и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

Синтетический и аналитический  учет организуются так, чтобы их показатели контролировали друг друга и в  конечном итоге совпадали. Поэтому  записи по ним проводятся параллельно. Записи на счетах аналитического учета  производятся на основании тех же документов, что и записи на счетах синтетического учета, но с большей  детализацией.

Между синтетическими и аналитическими счетами существует неразрывная  взаимосвязь. Она выражается в следующих  равенствах:

  1. Начальное сальдо по всем аналитическим счетам, открываемым по данному синтетическому счету, равняется начальному сальдо синтетического счета (aС1а = С1с).
  2. Обороты по всем аналитическим счетам, открываемым по данному синтетическому счету, должны быть равны оборотам синтетического счета
  3. Конечное сальдо по всем аналитическим счетам, открываемым по данному синтетическому счету, равняется конечному сальдо синтетического счета (aС2а = С2с).

Информация о работе Бухгалтерский баланс. Задачи и функции