Бухгалтерский баланс, его структура и содержание на примере ООО «Комфорт Плюс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

В данной аттестационной работе раскрывается структура бухгалтерского баланса и его роль в управлении предприятием.
Понятие бухгалтерского баланса является одним из основных в бухгалтерском учёте. При организации и ведении бухучёта используются различные виды бухгалтерских балансов – в зависимости от принципов формирования учётных данных.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность бухгалтерского баланса. 6
1.1 Значение и функции баланса 6
1.2 Строение бухгалтерского баланса 8
(I) Классификация имущества предприятия по видам 9
(II) Классификация имущества предприятия по источникам образования 14
1.3 Классификация балансов 22
Глава 2. Типовые изменения в балансе 26
2.1 Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций 26
2.2 Примеры хозяйственных операций 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Бухгалтерский баланс, его структура и содержание.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)
  • Уставный капитал представляет собой зарегистрированную в учредительных документах (уставе предприятия) величину собственного капитала, внесённого учредителями в виде денежных средств или другого имущества при организации предприятия:
  • в обществах с ограниченной ответственностью – в сумме долей учредителей, определённых учредительными документами;
  • в хозяйственных товариществах – в сумме долей учредителей в уставный капитал;
  • в акционерных обществах – в совокупной номинальной стоимости акций всех видов;
  • в производственных кооперативах – в сумме паевых взносов в виде денежных средств и другого имущества, объединённого членами кооператива для совместного ведения предпринимательской деятельности;
  • на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, основанных на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, - в сумме имущества, закреплённого собственником этого имущества за предприятием.

В условиях рыночной экономики  у предприятий и организаций  может происходить текущее изменение  капитала, в принципе не определяющее необходимость перерегистрации уставного капитала. В результате появилось понятие добавочного капитала.

  • Добавочный капитал включает в себя:
  • суммы дооценки внеоборотных активов предприятий, проводимой в установленном порядке;
  • эмиссионный доход, который возникает при формировании уставного капитала путём дополнительной эмиссии акций или изменения номинальной стоимости акций).

В условиях рыночной экономики  важное значение представляет создание и правильное использование резервных  фондов и платежей. Резервирование прибыли осуществляется для пополнения уставного капитала и выплаты дивидендов при отсутствии или недостаточности прибыли отчётного года для этих целей или для покрытия возможных в будущем непредвиденных убытков и потерь  резервирование предстоящих платежей путём заблаговременного включения в издержки обращения части расходов, до того как они фактически произведены. Благодаря образованным резервным капиталам у предприятий появляется возможность в отдельные отчётные периоды несмотря на низкую прибыль всё же выдавать дивиденды в установленных пределах.

  • Резервный капитал – это страховой капитал предприятия, предназначенный для возмещения убытков от хозяйственной деятельности, а также для выплаты доходов инвесторам или кредиторам, если на эти цели не хватает прибыли.

Средства резервного капитала выступают гарантией бесперебойной  работы предприятия и соблюдения интересов третьих лиц.

Резервный капитал создаётся  в соответствии с законодательством  и учредительными документами предприятия на покрытие возможных в будущем непредвиденных убытков и потерь. Образуется он за счёт отчислений от прибыли в размерах, предусмотренных уставом или учредительными документами предприятия. АО зачисляют в этот фонд эмиссионный доход. Резервный капитал может также создавать в обществах с ограниченной ответственностью. Другие предприятия создают резервный фонд за счёт прибыли, оставшейся в их распоряжении.

Образование резервного капитала может носить обязательный и добровольный характер. В первом случае он создаётся в соответствии с законодательством РФ, во втором – в соответствии с порядком, установленным в учредительных документах предприятия. В настоящее время создание резервного капитала обязательно только для акционерных обществ и совместных предприятий.

Учёт образования резервного капитала должен обеспечивать получение  информации, необходимой для контроля соблюдения его верхней и нижней границ. Во всех случаях предельная величина резервного капитала не должна превышать той суммы, которая  определена собственниками и зафиксирована в учредительных  документах предприятия.

Сумма резервного капитала в АО не может быть меньше 10% суммы  уставного капитала. В совместных предприятиях сумма резервного капитала не меньше 25% уставного капитала.

Закон об АО предусматривает следующие направления использования средств резервного капитала:

  • покрытие убытков;
  • погашение облигаций общества;
  • выплата дивидендов акционерам в случае отсутствия или недостаточности прибыли;
  • выкуп акций общества в случае отсутствия иных средств.
  • Фондами специального назначения называется совокупность средств, формируемых из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, или образуемых за счёт безвозмездных взносов учредителей для использования в определённых, заранее установленных целях. По экономическому содержанию и назначению большинство фондов предприятия относится к фондам потребления или накопления.

Фонды накопления – это часть чистой прибыли, предназначенная для технического перевооружения, реконструкции, расширения, освоения производства новых видов продукции, строительства и обновления основных производственных фондов. Част средств этих фондов используется в качестве взносов в создание инвестиционных фордов, совместных предприятий, акционерных обществ. Этот фонд аккумулирует средства заранее распределённой и зарезервированной части чистой прибыли в соответствии с учредительными документами или по решению участников предприятия.

За счёт средств фондов накопления финансируют в основном капитальные вложения на производственное развитие предприятия. При этом осуществление капитальных вложений за счёт собственной прибыли предприятия не уменьшает величину фонда накопления, а происходит преобразование финансовых средств в имущественные ценности. Фонд накопления уменьшается только при использовании его средств на погашение убытков отчетного года, распределении суммы прибыли между учредителями, а также в результате списания за счёт фондов расходов, не включенных в первоначальную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов основных средств.

Фонды потребления образуются для финансирования социального развития предприятия, материального поощрения работников и социальной защиты персонала. Средства фонда расходуются на приобретение путёвок в санатории, детские учреждения, на жилищное строительство, дотации на питание, приобретение проездных билетов, материальную помощь.

Создаётся фонд за счёт прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, в размере нормативов, установленных  учредительными документами.

Отличительная особенность  фондов потребления в том, что  мероприятия и расходы, финансированные из них, не приводят к образованию нового имущества предприятия. Сами фонды создаются за счёт прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Фонды социальной сферы образуются за счёт нераспределённой прибыли, направленной, согласно учредительным документам, в качестве финансового обеспечения развития (капитальных вложений) социальной сферы. В состав фонда входит также разница от переоценки внеоборотных активов непроизводственного назначения и стоимость безвозмездно полученного имущества непроизводственного назначения.

  • Целевое финансирование – безвозмездно выделенные другими предприятиями или бюджетом средства, которые становятся собственностью предприятия и используются им на какие-либо цели, оговоренные при передаче либо по своему усмотрению.

К целевым финансированию и поступлениям относят средства, получаемые предприятием на строго определённые цели:

  • содержание детских учреждений;
  • подготовку кадров;
  • научно-исследовательские работы и прочее.

Финансирование осуществляется за счёт ассигнований из государственного бюджета, взносов родителей, платы  за обучение, средств фондов специального назначения, полученных от других предприятий, и др. Обычно из целевых источников частично финансируются соответствующие мероприятия.

Средства целевого финансирования и целевых поступлений расходуются  в строгом соответствии с утверждёнными  сметами. Запрещается использование целевых средств не по назначению и направление других средств на нужды, финансирование которых должно осуществляться за счёт только целевых источников.

Резервы – источники средств, предназначенные для покрытия в будущем целевых расходов (оплата отпусков, текущий ремонт и т.д.).

Прибыль – основной источник хозяйственных средств любого предприятия, это результат его хозяйственно-финансовой деятельности, которая складывается как разница между его доходами и расходами. Прибыль направляется на пополнение основных и оборотных средств, освоение и развитие новых производств, материальное поощрение работников, выплату дивидендов, расчёты с учредителями и другие цели.

Заёмные средства – кредиты банков, обязательства по распределению, кредиторская задолженность.

Кредиты банков. В ходе производственной деятельности предприятие может испытывать нехватку средств, особенно для осуществления каких-то крупных мероприятий. Временную нехватку средств предприятие покрывает за счёт банковских кредитов, которые банк предоставляет за определённый процент, зависящий от характера ссуды, её срочности и коммерческой надёжности заёмщика. В настоящее время кредиты банков имеют большое значение в обеспечении хозяйственной деятельности предприятий, так как именно они способствуют увеличению продукции предприятий, росту объёма реализации и услуг.

Банковский кредит выдаётся банками в виде денежных ссуд, которые  используются для расширения производства и как источник платёжных средств  для текущей деятельности на условиях срочности, платности, возвратности, обеспеченности.

Кредиторская  задолженность (временно привлечённые средства) – долги предприятия другим предприятиям и отдельным лицам, например поставщикам за полученные, но неоплаченные товары. При этом предприятие и лица, которым предприятие должно, называются кредиторами, а сама задолженность – кредиторской.

Обязательства по распределению – задолженность по начисленной, но ещё не выплаченной заработной плате; задолженность по начисленным, но не перечисленным в бюджет налогам, удерживаемым с рабочих и служащих.

Заработная плата включается в текущие издержки того периода, в котором затраты, связанные  с использованием трудовых ресурсов, направленные на получение дохода, фактически имели место, а не тогда, когда она выплачивается персоналу. До момента погашения задолженности персоналу предприятие использует эти средства как временно привлечённые.

Задолженность перед  бюджетом как краткосрочный источник заёмных средств возникает в  связи с тем, что с момента  возникновения обязательств до момента  перечисления денежных средств финансовым органам предприятие имеет возможность использовать их в хозяйственном обороте. Предприятия несут ответственность перед бюджетом за сбор и своевременное перечисление в бюджет налогов.

Начисления на заработную плату включаются в расходы того периода, в котором начислена заработная плата, и до момента перечисления их третьим лицам предприятие имеет краткосрочное обязательство перед ними.

        1. Классификация балансов

 

Существует множество  видов балансов, которые классифицируются по следующим признакам:

  • время составления;
  • источник составления;
  • объём информации;
  • характер деятельности;
  • объект отражения.
    1. По времени составления балансы подразделяются на вступительные, текущие, санируемые, ликвидационные, разделительные и объединительные, по способам очистки.

Вступительный (организационный) баланс. Составляется только один раз, с него начинается ведение бухгалтерского учёта на предприятии. Он определяет сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность, и составляется или после регистрации устава предприятия, или после внесения в уставный капитал активов.

Текущие балансы составляются периодически в течение всего времени существования организации. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальный баланс формируется на начало отчётного года, а заключительный – на конец отчётного года. Промежуточные балансы составляются за период между началом и концом года. Промежуточные балансы отличаются от заключительных тем, что, во-первых, к последним прилагается большее число отчётных форм, раскрывающих статьи баланса. Во-вторых, промежуточные балансы составляются, как правило, только на основании данных текущего учёта, тогда как перед составлением заключительного баланса проводится полная инвентаризация, вследствие чего заключительные балансы более реальны.

Санируемые балансы составляются в тех случаях, когда предприятия приближаются к банкротству. В этих условиях перед предприятием стоит выбор: ликвидироваться путём объявления о банкротстве или договориться с кредиторами об отсрочке платежей. Но кредиторам необходимо узнать, как велик понесённый убыток и есть ли надежда на его покрытие в будущем. Санируемый баланс составляется с помощью аудитора ещё до окончания отчётного периода с целью оценки реального состояния дел на предприятии.

Ликвидационные балансы формируются при ликвидации организации. Они отличаются от других главным образом оценкой своих статей, производимой не по учётной (исторической или восстановительной) стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности на момент ликвидации. Статьи «Доходы будущих периодов» и «Расходы будущих периодов» в ликвидационном балансе могут отсутствовать. Но могут появиться такие статьи, как стоимость фирмы (гуд вилл, стоимость патента, торговых знаков). С началом ликвидационного периода все собственные средства перечисляются на специально открываемые счёт «Ликвидация», на котором в дальнейшем показывается разница в отношении имущественных статей и расходы по ликвидации предприятия.

Информация о работе Бухгалтерский баланс, его структура и содержание на примере ООО «Комфорт Плюс»