Бухгалтерский баланс как основная форма отчетности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность и значимость данного вопроса и обусловили выбор темы данной курсовой работы.
Целью работы является рассмотрение темы: «Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности предприятия на примере СПК «Родина» Вешкаймского района Ульяновской области». Для осуществления этой цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и значение бухгалтерского баланса в условиях рыночной экономики;
изучить содержание основных разделов бухгалтерского баланса и порядок его составления;
выделить отличительные особенности составления бухгалтерского баланса в отечественной и международной практике;
провести анализ финансового состояния СПК «Родина» по данным бухгалтерского баланса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и значение бухгалтерского баланса в условиях рыночной экономики………………………………………………………………………….5
Глава 2. Содержание основных разделов бухгалтерского баланса и порядок его составления…………………………………………………………………..10
2.1. Инвентаризация и другие подготовительные работы перед составлением баланса……………………………………………………………………………10
2.2. Строение бухгалтерского баланса и источники для его составления………………………………………………………………………………...14
2.3. Оценка статей баланса…………………………………….………………..18
2.4. Отличительные особенности составления бухгалтерского баланса в отечественной и международной практике………………………………………..21
2.5. Утверждение и представление бухгалтерского баланса в системе отчетности предприятия……………………………………………………………….23
Глава 3. Аналитические возможности бухгалтерского баланса для анализа финансового состояния предприятия…………………………………………..26
Выводы и предложения…………………………………………………………38
Список использованной литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 346.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность и значение бухгалтерского баланса в условиях рыночной экономики………………………………………………………………………….5

Глава 2. Содержание основных разделов бухгалтерского баланса и порядок его составления…………………………………………………………………..10

2.1. Инвентаризация и другие подготовительные  работы перед составлением баланса……………………………………………………………………………10

2.2. Строение бухгалтерского баланса  и источники для его составления………………………………………………………………………………...14

2.3. Оценка статей баланса…………………………………….………………..18

2.4. Отличительные особенности составления  бухгалтерского баланса в отечественной и международной практике………………………………………..21

2.5. Утверждение и представление  бухгалтерского баланса в системе отчетности предприятия……………………………………………………………….23

Глава 3. Аналитические возможности бухгалтерского баланса для анализа финансового состояния предприятия…………………………………………..26

Выводы и предложения…………………………………………………………38

Список использованной литературы…………………………………………...41

Приложение…………………………….……………………………………….43 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Наиболее существенной формой бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс (форма № 1). Он является богатым источником информации, на базе которого раскрывается финансово-хозяйственная деятельность экономического субъекта.

Основная задача бухгалтерского баланса как формы отчетности – показать собственнику, чем он владеет или какой капитал находится под его контролем, позволяет получить представление о величине материальных ценностей, их запасах, о состоянии расчетов, о размерах инвестиций, а также дать достоверное и полное представление о финансовом положении организации.

Актуальность и значимость данного вопроса и обусловили выбор темы данной курсовой работы.

Целью  работы является рассмотрение темы: «Бухгалтерский баланс как основная форма бухгалтерской отчетности предприятия на примере СПК «Родина» Вешкаймского района Ульяновской области». Для осуществления этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть сущность и значение бухгалтерского баланса в условиях рыночной экономики;
  • изучить содержание основных разделов бухгалтерского баланса и порядок его составления;
  • выделить отличительные особенности составления бухгалтерского баланса в отечественной и международной практике;
  • провести анализ финансового состояния СПК «Родина» по данным бухгалтерского баланса. 

   Поставленная цель достигается с помощью использования следующих методов: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; сравнения; метод финансовых коэффициентов.

Данная работа подготовлена на основе учебно-методической литературы, законодательных актов и нормативных документов, определяющих правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии.

Объектом исследования является СПК «Родина» Вешкаймского района Ульяновской области.

Период исследования: 2011, 2012 гг.

 

Глава 1. Сущность и значение бухгалтерского баланса в условиях рыночной экономики

 

Особое место в бухгалтерской отчетности организаций занимает бухгалтерский баланс, который в зарубежной практике называют отчетом о финансовом состоянии организации. Баланс содержит в себе важные методологические предпосылки, определяющие всю методологию бухгалтерского учета и лежащей в ее основе принцип двойной записи. Он служит основным источником информации для обширного круга пользователей.

Баланс как метод бухгалтерского учета впервые описал Лука Пачоли в 1496 г. Формой отчетности баланс становится только в конце XIX – начале XX вв. Переход баланса от метода бухгалтерского учета к форме отчетности был обусловлен отделением управляющего компанией от ее собственника, перед которым администрация (в лице управляющего) держала отчет. В настоящее время баланс в первую очередь понимается как основная форма бухгалтерской отчетности [14].

  Баланс (франц. balance - весы) – система показателей сгруппированных в сводную  ведомость  в  виде  двусторонней  таблицы,   отображающих   наличие хозяйственных средств и источников их  формирования  в  денежной  оценке  на определенную   дату.   В   основе   своей   термин   «баланс»   латинского происхождения (bis – два, lans - чаша) и в этимологическом смысле обозначает двухчашечные весы [9; 109].

   Балансовый  метод   как   способ    представления   данных   в   виде двусторонних таблиц с равными итогами широко  используются  в  планировании, учете и экономическом анализе.

По своему строению бухгалтерский баланс - двухсторонняя таблица, где левая сторона (актив) отражает состав и размещение хозяйственных средств, а правая - (пассив) отражает источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение. Актив включает два раздела: «Внеоборотные активы» и «Оборотные активы» и отражает имущество предприятия. Разделы в активе баланса расположены в порядке возрастания ликвидности. Пассив включает три раздела: «Капитал и резервы», «Долгосрочные пассивы» и «Краткосрочные пассивы» [10; 74].

Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья, которая соответствует конкретному виду имущества, обязательств, источников формирования имущества. Каждая статья (строка) баланса имеет свой порядковый номер, что облегчает ее нахождение и ссылки на отдельные статьи.

Различают баланс-брутто (грубый, нечистый) и баланс-нетто (чистый), последний чаще всего применяется на практике.

Существуют различные виды бухгалтерского баланса, которые классифицируют по различным признакам.

По времени составления различают балансы: вступительные, текущие (периодические) и годовые, ликвидационные, разделительные и объединительные. Вступительный баланс составляют на момент возникновения предприятия. Периодические (текущие) балансы составляют в течение всего времени существования предприятия (месячный, квартальный). Годовой баланс отражает сальдо (остатки) на 1 января года следующего за отчетным. Ликвидационный баланс формируют при ликвидации предприятия. Разделительный составляют в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких структурных единиц. Объединительный формируют при объединении нескольких предприятий в одно.

По источникам составления балансы подразделяются на инвентарные, книжные и генеральные. Инвентарные составляют только на основании инвентаризации. Книжный баланс составляют без предварительной проверки путем инвентаризации на основании только книжных записей. Генеральный баланс основывается на основании учетных записей и данных инвентаризации.

По объему информации различают единые и сводные балансы. Единый баланс отражает деятельность только одного предприятия. Сводные балансы получают путем механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов и подсчета общих итогов актива и пассива.

По формам собственности различают балансы государственных, муниципальных, смешанных, совместных и частных предприятий, а также общественных организаций.

По объекту отражения балансы делятся на отдельные и самостоятельные. Самостоятельный баланс имеют только предприятия являющиеся юридическими лицами. Отдельный баланс составляют структурные подразделения предприятия [13;176].

К любому бухгалтерскому балансу предъявляются следующие требования: правдивость, реальность, единство, преемственность, ясность.

Условие правдивости баланса - обоснование его показателей документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией.

Под реальностью баланса понимают соответствие оценок его статей объективной действительности. Реальность баланса в значительной мере зависит от ликвидности средств организации. Ликвидность дебиторской задолженности характеризуется возможностью получения денежных средств от дебиторов. Таким образом, у баланса могут быть как ликвидные, так и неликвидные средства. Реальность баланса характеризуется возможностью «жизни» активов данного предприятия.

Единство баланса заключается в построении его на единых принципах учета и оценки. Это означает применение во всех структурных подразделениях предприятия единой номенклатуры счетов бухгалтерского баланса, одинаковое содержание счетов, их корреспонденции и т.п.

 Преемственность баланса на  предприятии, существующем несколько  лет, выражается в том, что каждый  последующий баланс должен вытекать из баланса предыдущего.

 Ясность баланса – его  доступность для понимания лиц, которые его составляют и всех, кто его «читает» [13].

В условиях рыночной экономики бухгалтерская отчетность удовлетворяет интересы пользователей в информации о деятельности организаций. В этой связи бухгалтерский баланс является центральным документом, так как выполняет ряд функций: экономико-правовую, информативную, результатную.

Экономико-правовая функция заключается в том, что бухгалтерский баланс, согласно ст. 48 ГК РФ, является одним из признаков юридического лица. С одной стороны, в балансе указывается величина капитала, принадлежащего собственникам (учредителям) и обязательства перед кредиторами (пассив), с другой стороны, перечень имущества, которым могут быть погашены обязательства перед ними (актив).

Информативная функция подчеркивает основную цель ведения бухгалтерского учета и представления отчетности и связана с необходимостью обеспечения информацией о наличии и движении имущества и обязательств всех лиц, заинтересованных в результатах деятельности организации.

 Результатная функция проявляется в том, что в балансе представлена информация о финансовых показателях деятельности организации (прибыль или убыток). Сравнивая показатели баланса на начало и конец года, можно сделать вывод об улучшении или ухудшении финансового состояния [14].

Бухгалтерский баланс характеризует состояние хозяйственных средств с точки зрения их состава и источников формирования на определенную дату, представляя собой фотографию мысленно приостановленного и зафиксированного на это мгновение кругооборота средств. Поэтому вся содержащаяся в нем информация носит моментный характер и с этой точки зрения является ограниченной. По своей природе он не может содержать сведений об объемах производства валовой или товарной продукции, продажах и многих других важных показателей, имеющих интервальный характер. Однако и того, что содержится в балансе, достаточно для того, чтобы сделать его основной отчетной формой. Именно он в первую очередь публикуется для создания отчетливого представления о предприятии и его жизнедеятельности. Что же касается недостающей интервальной информации, то она представляется в других формах отчетности, хотя в какой- мере это компенсируется и в самом балансе тем, что обычно информация для сравнения в нем представляется на две даты: на начало года и на отчетную дату. Принимая это во внимание, можно утверждать, что состояние показателей приведено не только в статике, но и в динамике. Это значительно расширяет границы познания сущности бухгалтерского баланса, его места в определении финансовой устойчивости экономического субъекта на рынке товаров, работ и услуг.

Данные бухгалтерского баланса позволяют контролировать правильность использования средств целевого назначения. Особое значение баланс приобретает в деле контроля и изучения хозяйственной деятельности и финансового положения организации. При анализе баланса раскрываются новые внутренние взаимосвязи между всеми элементами хозяйственной деятельности организации.

Таким образом, в условиях рыночной экономики значение баланса настолько велико, что его часто выделяют в самостоятельную отчетную единицу, дополнением к которой является совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности. Роль прочих форм бухгалтерской отчетности состоит в расшифровке данных, содержащихся в балансе. Если в указанных отчетных формах отражаются показатели, характеризующие ту или иную сторону деятельности организации, то в балансе представлено состояние всех средств организации. Причем он дает законченное и цельное представление не только об имущественном положении организации, но и о тех изменениях, которые произошли за тот или иной период времени. 
Глава 2. Содержание основных разделов бухгалтерского баланса и порядок его составления.

2.1 Инвентаризация и другие  подготовительные работы перед  составлением баланса.

 

Процесс формирования данных бухгалтерского баланса включает в себя большое количество учетных работ самого разнообразного характера. В частности, подготовительные работы включают в себя: инвентаризацию и корректировку остатков по счетам бухгалтерского учета, проведение уточнения стоимости имущества и обязательств, образование фондов и резервов, предусмотренных учетной политикой или действующими нормативными актами, уточнение доходов и расходов между сметными отчетными периодами, выявление конечного финансового результата работы организации и реформация баланса, составление оборотной ведомости, которая должна включать в себя все корректирующие записи.

Все вышеперечисленные процедуры должны проводиться только при формировании годового бухгалтерского баланса. Периодические балансы составляются на основе книжных данных текущего учета.

В общем комплексе подготовительных работ, связанных с составлением годового баланса, важное значение имеет инвентаризация имущества и финансовых обязательств организации и отражение ее результатов в бухгалтерском учете.

Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. В ходе инвентаризации выявляется фактическое наличие имущества, которое сопоставляется с данными бухгалтерского учета, а также проверяется полнота отражения в учете обязательств.Инвентаризацию организации проводят в максимально приближенные к составлению годовой бухгалтерской отчетности сроки, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. При этом инвентаризацию основных средств разрешается проводить один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет.

Информация о работе Бухгалтерский баланс как основная форма отчетности предприятия