Бухгалтерский учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 01:04, реферат

Краткое описание

Под учетом на предприятии понимают область деятельности, которая охватывает все способы систематического предоставления достоверной информации о ходе и результатах хозяйственной деятельности.
В практике деятельности предприятий различают три вида учета:
• оперативный
• статистический
• бухгалтерский

Вложенные файлы: 1 файл

Копия бух.учет .docx

— 37.68 Кб (Скачать файл)

 

Под учетом на предприятии понимают область  деятельности, которая охватывает все  способы систематического предоставления достоверной информации о ходе и  результатах хозяйственной деятельности.

 

В практике деятельности предприятий  различают три вида учета:

 

  • оперативный
  • статистический
  • бухгалтерский

 

Бухгалтерский учет - это постоянный, непрерывный, сплошной,  достоверный учет хозяйственных операций, охватывающий всю     хозяйственную деятельность предприятия и его подразделений. Данные бухгалтерского учета обязательно подтверждаются документально в строго определенной форме, они служат единственным источником учетной      информации о всесторонней хозяйственной деятельности предприятия. Это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об активах, обязательствах, доходах и расходах предприятия и их изменениях путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

 

 

Виды бухгалтерского учета:

 

  • управленческий учет

Представляет собой вид такого учета, при котором происходит сбор, обработка и предоставление учетной информации для нужд управления на предприятии. Цель управленческого учета – формирование информационной системы на предприятии. Главная задача управленческого учета – подготовка достоверной и полной информации. Данные управленческого учета организации являются ее коммерческой тайной и не должны разглашаться ее работниками;

 

  • финансовый учет

  Это учетная информация о затратах и доходах предприятия, о дебиторской и кредиторской задолженностях, о составлении имущества, о фондах и т. д.;

 

  • налоговый учет

Это вид бухгалтерского учета, при котором происходит обобщение информации в целях определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РМ.

Цель  налогового учета – обеспечение  правильности и достоверности учета  расчетов между предприятиями и  государственными органами.

 

 

Главной целью  бухгалтерского учета является обеспечение учетной информацией собственных и сторонних пользователей в соответствии с законом и (или) потребностями в информации.

 

 

Объектами бухгалтерского учета являются:

 

  • Имущество организации  – нематериальные активы, основные средства, финансовые вложения, производственные запасы, денежные средства;

 

  • Права требования к сторонним организациям и физическим лицам (дебиторская задолженность);

 

  • Обязанности по отношению  к сторонним организациям и физическим лицам (кредиторская задолженность);

 

  • Хозяйственные операции, вызывающие изменения в имуществе  и обязательствах организации. Хозяйственные  операции могут совершаться 1) между  объектами учета внутри организации, 2) между организацией и сторонними организациями и физическими  лицами;

 

  • Собственные источники  формирования средств организации  – уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, фонды, прибыль.

 

 

 

 

Основные  функции бухгалтерского учета:

 

  • Контрольная

Контролируется  отгруженные и реализованные  товары, услуги, рациональное использование  денег, работников производства, сырья  и материалов, основных средств. Ведется  контроль над прибылью, которая остается на предприятии и, которая подвергается налогообложению. Кроме того, важно  знать платежеспособность и финансовое положение своих конкурентов.

 

  • Информационная

Бухгалтерская информация используется в планировании договоров и контрактов, прогнозировании  прибыли, в статистическом учете  и отчетности организации.

 

  • Аналитическая

Проводится  анализ трудовых и финансовых ресурсов, затрат на производство, проверяется  правильность в ценовой политике.

 

  • Обратной связи

Бухгалтерский учет предоставляет данные об имуществе, взаимоотношениях с поставщиками и  покупателями, с налоговыми и другими  государственными органами, с банками  и иностранными партнерами.

 

  • Сохранность собственности

Эта функция на предприятии осуществляется при помощи контрольно-измерительных  приборов и тары, применении расходомеров и проведении инвентаризаций.

 

При продаже товаров, готовой продукции, при оказании услуг, при выполнении работ ведется на предприятии  бухгалтерский учет доходов и  расходов.

 

 

Задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом:

 

  • формирование  полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности

 

  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним  пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и целесообразностью,        наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами

 

  • предотвращение  отрицательных результатов хозяйственной  деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение ее финансовой устойчивости

 

  • Определение финансовых результатов деятельности предприятия

 

Краткая история  развития бухгалтерского учета

 

История бухгалтерского учета насчитывает  почти шесть тысяч лет и  относится к IV веку до н.э. Появление учета связано с хозяйственной деятельностью человека.

В течение первых тысячелетий развивался униграфический учет (простая бухгалтерия), который воспроизводил факты хозяйственной жизни в тех единицах измерения, в которых они возникали. Простая бухгалтерия развивалась в пять этапов:

  • инвентарный учет;
  • контокоррент;
  • деньги, выступающие объектом учета;
  • деньги как объект учета слились с учетом расчетов;
  • деньги и контокоррент поглотили учет инвентаря.

Простая бухгалтерия представляла собой  наблюдение за ходом хозяйственного процесса. Это позволило создать единую систему учета и взять под контроль все материальные и денежные средства, а также расчеты. Но эта система имела ряд недостатков: в учете отсутствовало зеркальное отражение; использовался принцип приблизительности; учет носил регистрационный характер; не раскрывался юридический и экономический смысл всех приводимых в нем фактов; не применялись учетные средства для определения прибыли; отсутствовали итоги, позволяющие контролировать правильность учетных записей.

 

Во  втором тысячелетии купцами стали  создаваться посреднические суды. Они  вырабатывали определенные требования к записям: хронологический порядок  записей, отсутствие пропусков в  бухгалтерских книгах между записями, каждая операция подтверждается документально  и т.д.

 

В эпоху средневековья формируются  два основных направления учета: камеральная и простая бухгалтерия. Камеральная исходила из того, что  основным объектом учета признавалась касса, ожидаемые поступления, а  также выплаты из нее. Регистрации  подлежали все поступления и  выплаты денежных средств, а доходы и расходы устанавливались заранее. Простая бухгалтерия предполагала учет имущества, включая кассу, а  доходы и расходы становились  для бухгалтера искомыми. Все имущественные  счета велись по принципу дебет - кредит, но в информационную учетную систему еще не включались счета собственных средств.

 

В эпоху Возрождения простые отметки  римлян уже не удовлетворяли новых  потребностей торговли: в банках появляются и изучаются новые формы счетов, к записям стали применяться  новые комбинации. Новые формы  впервые нашли применение у итальянских  купцов, так как Италия в то время  была не только интеллектуальным центром, но и центром всемирной торговли.

 

Развитию  бухгалтерии способствовало и великое  изобретение XV столетия - книгопечатание.

 

Переходом к новому этапу учета послужило  возникновение двойной (дебетово-кредитовой) записи. Научная разработка закона двойной записи хозяйственных операций и разных способов его применения возникла в средние века.

 

В 1494 г. систему двойной записи описал ученый-математик, францисканский монах, друг Леонардо да Винчи - Лука Пачоли в одиннадцатом трактате "О счетах и записях" девятого отдела сочинения "Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях". Позже система получит название "староитальянской". В трактате "О счетах и записях" Лука Пачоли путем анализа хозяйственных операций и уже существовавших способов ведения книг - мемориала, журнала, Главной книги и инвентарной книги описал закон двойной записи и показал, что, основываясь на нем, в любом хозяйстве можно построить целесообразную систему счетов и книг.

В настоящее время все историки сходятся во мнении, что двойная  запись в бухгалтерском учете  возникла не во времена Луки Пачоли, а гораздо раньше. Лука Пачоли только описал уже сложившуюся до него систему.

 

Сегодня достоверно известно, что первая книга, в которой описывалась система  двойной записи - книга Бенедетто Котрульи "О торговле и современном купце", написанная от руки в 1458 г., но напечатанная только в 1573 г. Поэтому книга Луки Пачоли признается всеми историками науки как первая печатная работа, давшая толчок развитию новой системы бухгалтерского учета.

 

Двойная запись в более удобном и полном виде отражала хозяйственный процесс. Система счетов простой бухгалтерии  дополнилась счетами собственных  средств, а материальные счета получили денежную оценку, вследствие чего все  факты хозяйственной жизни стали  отражаться дважды.

 

Появление операционных счетов, которые в условной форме фиксировали изменения  и движения средств, позволило установить систематическое наблюдение за такими величинами, как капитал и прибыль. Счета дали бухгалтерам возможность  перейти от простого денежного учета  к учету всех объектов и операций в денежном выражении.

 

Двойная запись, став неотъемлемой частью бухгалтерского учета, превратила весь учет в стройную систему, облегчающую контроль как за сохранностью ценностей, так и за управлением ими.

 

Основополагающие принципы бухгалтерского учета:

 

  • Бухгалтерский учет ведется в соответствии со следующими основополагающими принципами:
      • принцип действующего предприятия
      • Принцип постоянства (сопоставимости)
      • Принцип осмотрительности (консерватизма)
      • принцип начисления (соответствия)

 

Рассмотрим  каждый из этих принципов в отдельности.

 

  1. Принцип действующего предприятия

Этот  принцип предполагает, что организация  нормально функционирует и сохранит свои позиции на рынке в обозримом  будущем, погашая обязательства  перед поставщиками и потребителями  и иными партнерами в установленном  порядке. Этот принцип обусловливает  необходимость увязки активов организации  с ее будущей прибылью, которая  может быть получена при помощи этих активов. Особое значение названный  принцип приобретает при оценке имущества и обязательств организации.

Принцип действующего предприятия не применялся бы, если:

        а) имелось определенное намерение  ликвидировать предприятие;

        b) имело бы место банкротство предприятия

        с) имеется намерение продажи  предприятия.

 

 

 

 

  1. Принцип постоянства (сопоставимости)

При подготовке финансовых отчетов из года в год предприятие должно придерживаться одних и тех же методов ведения  бухгалтерского учета. Например, при  оценке запасов сырья должен использоваться один и тот же метод. Свод этих методов  составляет учетную политику предприятия, которая может быть изменена только по достаточно серьезным основаниям. Этот принцип позволяет сравнивать как отчеты одной и той же фирмы  за разные периоды, так и отчетность различных компаний, занимающихся одинаковым бизнесом.

 

  1. Принцип осмотрительности (консерватизма)

Это принцип часто называется принципом  консерватизма и он устанавливает, что при составлении финансовой отчетности Вы должны проявлять осторожность: признавать доход только в том случае, если вы более чем уверены в его получении, а все возможные убытки – немедленно. При определении стоимости оборотных активов вы должны всегда выбирать тот метод, который дает более низкую их оценку.

Этого принципа необходимо придерживаться для  того, чтобы чистые активы и чистая прибыль не были завышены.

Информация о работе Бухгалтерский учет