Бухгалтерский учет амортизации основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 00:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить учёт основных средств и их амортизацию, обосновать целесообразность применяемых методов амортизации к разным объектам основных средств.
Задачи работы:
раскрыть сущность амортизации в хозяйственном обороте средств организации, а также значение, цель и задачи начисления амортизационных отчислений;
изучить отражение амортизации основных средств в бухгалтерской и статистической отчётности;

Содержание

с.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
5
1. Бухгалтерский учет амортизации основных средств…………….. ……..
7
1.1 Задачи учета амортизации основных средств …………….…………….
7
1.2 Документальное оформление начисления амортизации основных средств……………………..…………………………………………………..

17
1.3 Отражение операций по начислению амортизации основных средств на счетах бухгалтерского учета……………………………………..……….
24
1.4 Совершенствование учета амортизации основных средств……………
32
1.5 Аннотированный перечень нормативных документов по начислению и учету амортизации основных средств……...………………………………

36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 4.37 Мб (Скачать файл)

Принятие обособленными подразделениями (филиалами) к учету объектов, завершенных строительством, реконструкцией, или модернизированных объектов производится на основании распоряжения заместителя генерального директора по капитальному строительству, авизо бухгалтерии аппарата Молодечненского управления буровых работ ОАО «Белтрансгаз», расшифровки с перечнем объектов основных средств и указанием их стоимости, за подписью начальника отдела по освоению инвестиций и статистической отчетности в строительстве.

Предварительно перечень формируется в обособленных подразделениях (филиалах) Комиссией на основании проектно-сметной документации и в соответствии с нормативными сроками службы основных средств. Подписанный заместителем начальника обособленного подразделения (филиала) по строительству, всеми заинтересованными специалистами и согласованный со службами эксплуатации аппарата по направлениям Перечень передается в отдел по освоению инвестиций и статистической отчетности в строительстве за месяц до запланированного ввода объекта.

По объектам, модернизированным собственными силами обособленных подразделений (филиалов) или по договорам обособленных подразделений (филиалов) порядок принятия к учету аналогичен. Ответственность за издание распоряжения и оформление расшифровки возлагается на заместителя начальника обособленного подразделения (филиала) по капитальному строительству.

Определение шифра амортизации, нормативного срока службы и срока полезного использования производится Комиссией.

Комиссии обособленных подразделений (филиалов) согласовывают с производственными отделами филиала шифры амортизации, нормативные сроки службы и сроки полезного использования (кроме мебели и хозяйственного инвентаря).

В акте формы ОС–1 указывается нормативный срок службы и срок полезного использования объекта. В случае совпадения этих сроков отдельный протокол не оформляется. При несовпадении срока полезного использования и нормативного срока службы объекта оформляется протокол заседания Комиссии с указанием причин отклонений.

Инвентарные номера присваиваются работником бухгалтерии в момент принятия объектов к бухгалтерскому учету с оформлением инвентарных карточек (форма № ОС–6), в которых на основании акта приемки-передачи основных средств (форма № ОС–1) приводится подробная техническая характеристика объектов с отметкой о содержании драгоценных металлов при их наличии и перечень технической документации.

На каждый принятый в эксплуатацию объект основных средств комиссией, назначенной приказом руководителя завода, составляется Акт приёмки-передачи (внутреннее перемещение) основных средств, в котором указывается первоначальная стоимость объекта, краткая техническая характеристика, место эксплуатации.  К акту прилагается техническая документация относительно данного объекта. Акт составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект. При передаче основных средств другому предприятию акт составляется в двух экземплярах (для предприятия, которое получает, и предприятия, которое передает основные средства). При передаче в цех объекта основных средств, изготовленного собственными силами, к акту прилагается также приемо-сдаточный акт, свидетельствующий о передаче изготовленного основного средства цехом-изготовителем  на склад, приказ председателя правления о передаче данного средства цеху – получателю, паспорт, калькуляция  затрат на производство.

Каждому объекту присваивается инвентарный номер, который наносится на сам объект и в дальнейшем проставляется во всех документах, которые отражают движение объекта, а также в инвентарной карточке и инвентарных списках. Этим предупреждается путаница в учёте, обеспечивается контроль за сохранностью основных средств. Инвентарный номер присваивается на всё время эксплуатации объекта до списания. Нумерация инвентарных объектов строится по серийно-порядковой системе.

Инвентарные карточки сверяются с данными синтетического учёта. Для пообъектного учёта фондов в местах нахождения у материально ответственных лиц  ведутся инвентарные списки основных средств (форма ОС–9).

Ежемесячные итоговые данные инвентарных карточек на поступившие объекты должны записываться в карточки учёта движения основных средств, которые ведутся в разрезе групп основных средств. Однако на Молодечненском управлении буровых работ ОАО «Белтрансгаз»  эти карточки не ведут, а информация относительно групп основных средств заносится в компьютер и в конце каждого месяца составляется сводная ведомость учёта балансовой стоимости объектов, поступившим на предприятие,  а также ведомость на вводимые в эксплуатацию основные фонды, где данные сгруппированы по группам – промышленно-производственные фонды, производственные основные фонды, непроизводственные основные фонды. В разрезе каждой группы основные фонды группируются по цехам. Балансовая стоимость по каждой группе основных фондов подсчитываются в разрезе 3 групп для получения информации о стоимости основных средств, на которую будет начисляться амортизация.

Для регистрации инвентарных карточек  применяется опись инвентарных карточек. Эта форма составляется в одном экземпляре в бухгалтерии с целью контроля за сохранностью карточек. Так как на предприятии находится большое количество основных фондов, то данную форму   не нашла своего применения.

Внутреннее перемещение основных средств (из цеха в цех) оформляется Актом приёмки-передачи на внутреннее перемещение основных средств, который составляется  в двух экземплярах: первый сдаётся в бухгалтерию и служит основанием для записи в инвентарной карточке; на основании второго делается сдатчиком отметка в инвентарном списке о выбытии объекта. Акт на внутреннее перемещение составляется в двух экземплярах в том отделе, который сдает основные средства.

Завершение работ по капитальному ремонту, реконструкции, модернизации основных средств оформляется актом о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма ОС–3). Определение срока полезного использования модернизированного (реконструированного) объекта (продление или сохранение на прежнем уровне) осуществляется Комиссией, продление срока полезного использования согласовывается с соответствующими производственными отделами.

Ответственным за представление в бухгалтерию акта о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма ОС–3) является лицо, у которого в подотчете находился ремонтируемый (модернизируемый) объект.

Сведения о капитальном ремонте отражаются в акте о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма ОС–3), который составляется обособленным подразделением (филиалом), за которым закреплено основное средство, и подписывается им совместно с обособленным подразделением (филиалом), проводившим ремонт, для внесения соответствующих записей в карточку учета основных средств (форма ОС–6).

Для начисления амортизации используется разработочная таблица формы №03-14 «Расчёт амортизации основных средств», данные которой служат обоснованием для отражения в учёте суммы начисленной амортизации и износа основных средств и нематериальных активов. Сумма начисленной амортизации включается в затраты тех участков производства, где находятся в эксплуатации основные средства На Молодечненском управлении буровых работ ОАО «Белтрансгаз»  для расчёта амортизации применяется ведомость распределения балансовой стоимости,  амортизационных отчислений и износа по участкам и балансовым счетам, где информация сгруппирована по каждому цеху. В данной ведомости указаны балансовые счета учёта объектов, на которые начисляется амортизация, первоначальная и балансовая стоимости объекта, сумма амортизации за месяц и квартал, общая сумма износа (Приложение Г).

В рамках действующего законодательства предприятие имеет право безвозмездно передавать другим юридическим лицам, продавать основные средства, а также ликвидировать их в случае физического и морального износа.

Переданные основные средства оформляются актом приёмки-передачи основных средств, который затем передаётся получателю этих средств и является основанием для принятия на учёт данного основного фонда. Для учёта переданных и списанных основных средств с баланса предприятия ведётся справочная ведомость по списанным и переданным основным фондам, где имеются данные по каждому наименованию основных фондов – цех, причина списания, срок службы, первоначальная стоимость и сумма износа.

Выбытие основных средств оформляется Актом на списание основных средств по форме ОС–3, в котором показывается первоначальная стоимость выбывшего объекта, сумма износа, остаточная стоимость, причина выбытия объекта, расходы, связанные с выбытием объекта, сумма полученного дохода. Акт составляется в двух экземплярах комиссией, которая утверждена приказом руководителя. На основании акта делают в материальной бухгалтерии соответствующие записи в инвентарных карточках и инвентарных списках.  На основании данных актов по результат каждого месяца составляется ведомость балансовой стоимости объектов, ликвидируемых по заводу, которая ведется в разрезе групп основных фондов с указанием балансовой стоимости ликвидируемых объектов.

На основании первичных документов по учёту основных средств, а также накопительных и группировочных ведомостей, которые были описаны ранее, составляется сводная ведомость наличия основных средств за квартал  в разрезе групп основных фондов. В ней раскрыта информация относительно количества фондов, первоначальной и балансовой стоимостей, суммы износа, суммы амортизационных отчислений за месяц и квартал (Приложение Д).

Согласно законодательству, переоценке подлежат все основные средства, числящиеся на балансе организации по состоянию на 1 января, как действующие (в том числе и самортизированные), так и находящиеся в запасе, на консервации, а также основные средства, сданные в аренду либо в безвозмездное пользование. Переоценку основных средств, сданных в аренду либо в безвозмездное пользование, осуществляет та организация, на балансе которой эти основные средства числятся.

Первичным документом по проведению переоценки основных средств является Ведомость переоценки основных средств по состоянию на 1 января, которая составляется на основании инвентаризационных описей, инвентарных карточек учета основных средств, технических паспортов и другой технической документации. Записи производятся отдельно по каждому объекту (Приложение Ж).

 

 

 

    1. Отражение операций по начислению амортизации основных средств на счетах бухгалтерского учета

Счет 02 «Амортизация основных средств» предназначен для обобщения информации об амортизации основных средств.

Счет 02 «Амортизация основных средств» применяется также для обобщения информации об обесценении основных средств.

Начисление амортизации и обесценение доходных вложений в материальные активы отражаются на счете 02 «Амортизация основных средств» обособленно.

Начисленная сумма амортизации основных средств отражается по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на реализацию» и других счетов и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

Суммы обесценения основных средств отражаются по дебету счетов 83 «Добавочный капитал», 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в порядке, установленном законодательством.

Восстановление обесценения основных средств отражается по дебету счета 02 «Амортизация основных средств» и кредиту счетов 83 «Добавочный капитал», 91 «Прочие доходы и расходы» в порядке, установленном законодательством.

При выбытии основных средств накопленные по ним за весь период эксплуатации суммы амортизации и обесценения отражаются по дебету счета 02 «Амортизация основных средств» и кредиту счета 01 «Основные средства».

Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» ведется по отдельным объектам основных средств.

Корреспонденция по счету 02, применяемая в исследуемой организации, представлена в таблице 1.3.1.

Таблица 1.3.1– Корреспонденция счетов по счету 02 «Амортизация основных средств»

 

Содержание операции (по дебету счета)

Корреспондирующий счет

Выбытие основных средств накопленные по ним за весь период эксплуатации суммы амортизации и обесценения

01

Списание арендодателем (лизингодателем) начисленной амортизации при выбытии сдаваемого в аренду (лизингового) имущества (если по условиям договора в период аренды (лизинга) объекты находились на балансе арендодателя (лизингодателя)

03


Окончание таблицы 1.3.1

Восстановление обесценения основных средств

83

Восстановление обесценения основных средств

91

Содержание операции (по кредиту счета)

 

Начисление амортизации основных средств, используемых при строительстве объектов хозяйственным способом

08

Начисление амортизации основных средств, используемых в предпринимательской деятельности

20, 23, 25, 26, 29, 44

Начисление амортизации основных средств, используемых в основном производстве (оказании услуг)

20

Начисление амортизации по объектам, используемым во вспомогательных производствах.

23

Начисление амортизации основных средств общехозяйственного назначения

26

Корректировка начисленной амортизации при проведении переоценки

83

Начисление амортизации по объектам, находящимся на консервации сроком свыше 1 года, в простое свыше 3 месяцев, в запасе

91

Начисление амортизации по основным средствам, участвующим в освоении новых производств, по эксплуатируемым незаконченным объектам капитального строительства

97

Информация о работе Бухгалтерский учет амортизации основных средств