Бухгалтерский учет в коммерческих банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 01:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является – изучение теоретических аспектов организации и порядка ведения бухгалтерского учета в коммерческих банках.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
а) изучить сущность предмета и метода бухгалтерского учета в коммерческом банке;
б) рассмотреть план счетов бухгалтерского учета в коммерческих банках;
в) изучить четыре типа хозяйственных операций и их влияние на баланс коммерческого банка;
г) привести технику и формы бухгалтерского учета в коммерческих банках;

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3
Глава 1 (теоретическая)…………………………………………………...7
Глава 2 (практическая)…………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………….28
Список использованной литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 46.81 Кб (Скачать файл)

К третьему уровню относятся  документы, раскрывающие конкретный механизм бухгалтерского учета, это методические указания, инструкции, официальные  разъяснения, письма, приказы и другие документы, которые носят инструктивный, информационный или консультационный характер по вопросам бухгалтерского учета в кредитных организациях.

К документам третьего уровня относятся следующие основные Инструкции Банка России:

- от 6 декабря 1996 г. №  52 «О порядке ведения бухгалтерского  учета операций с драгоценными  металлами в кредитных организациях»;

- от 2 июля 1991 г. № 63 «O  порядке осуществления операций  доверительного управления и  бухгалтерском учете этих операций  кредитными организациями Российской  Федерации»;

- от 22 июля 2002 г. № 102-И  «О правилах выпуска и регистрации  ценных бумаг кредитными организациями  на территории Российской Федерации»;

- от 30 марта 2004 г. №  111-И «Об обязательной продаже  части валютной выручки на  внутреннем валютном рынке Российской  Федерации»;

- от 28 апреля 2004 г. № 113-И  «О порядке открытия, закрытия, организации  работы обменных пунктов и  порядке осуществления уполномоченными  банками отдельных видов банковских  операций и иных сделок с  наличной иностранной валютой  и валютой Российской Федерации,  чеками, номинальная стоимость которых  указана в иностранной валюте, с участием физических лиц»;

- прочие указания Банка  России, письма и приказы. 

К документам четвертого уровня относятся внутрифирменные рабочие  документы, регулирующие бухгалтерский  учет в каждой конкретной кредитной  организации. Это, прежде всего рабочий  план счетов бухгалтерского учета, рабочие  положения о порядке проведения отдельных учетных операций, формы  первичных учетных документов, правила  документооборота, технология обработки  учетной информации и другие документы.

Становление и развитие рыночных отношений, управление экономикой, использование  Международных стандартов бухгалтерского учета предопределяют усиление роли и значения бухгалтерского учета. В  Федеральном законе "О бухгалтерском  учете" сформулированы следующие  задачи:

1) формирование детальной,  достоверной и содержательной  информации о деятельности банка,  его имущественном положении,  необходимой внутренним и внешним  пользователям бухгалтерской отчетности;

2) ведение подробного, полного  и достоверного учета всех  банковских операций, наличия требований  и обязательств, а также использование  банком материальных и финансовых  ресурсов;

3) выявление внутрихозяйственных  резервов для обеспечения финансовой  устойчивости банка и предотвращения  отрицательных финансовых результатов  деятельности;

4) использование бухгалтерского  учета для принятия управленческих  решений.

Задачи, указанные Банком России, тесно связаны с особенностями  деятельности банков, с требованиями, предъявляемыми Банком России к балансовым показателям, которые должны отражать безубыточную деятельность банка, обеспечивать необходимый уровень платежеспособности и поддерживать ликвидность, то есть сохранять определенные соотношения  между статьями баланса.

Для выполнения задач, поставленных перед бухгалтерским учетом, в законе сформулированы и основные требования к его ведению: оценка имущества в рублях; раздельный учет собственного имущества и имущества других организаций; непрерывность учета во времени; ведение учета двойной записью в системе счетов; соблюдение тождества данных синтетического и аналитического учета; отражение хозяйственных операций на счетах без всякого изъятия; раздельное отражение затрат на производство и капитальные вложения.

Выполнение указанных  задач должно обеспечить:

•быстрое и четкое обслуживание клиентов;

•своевременное и четкое отражение в учете банковских операций;

•предупреждение возможного возникновения недостач и неправомерного использования средств и ценностей;

•сокращение затрат труда  на совершение банковских операций;

•надлежащее оформление документов, исходящих из банка.

К основным принципам ведения  бухгалтерского учета в банках на территории России относятся:

•постоянство правил бухгалтерского учета;

•осторожность;

•своевременность отражения  операций;

•приоритет содержания над  формой;

•метод начислений при  отражении доходов и расходов;

•принцип оценки;

•принцип понятности.

Каждый банк разрабатывает  учетную политику, которая отражает особенности и условия деятельности конкретного банка. В составе  учетной политики подлежат утверждению  руководителем банка комплекты  документов, определяющие основные правила  ведения бухгалтерского учета на всех участках деятельности банка.

Банковский бухгалтерский  учет ведется по мемориально-ордерной автоматизированной форме. Особое значение имеют банковские первичные документы, которые служат основанием для совершения банковских операций.

Первичные документы должны иметь ряд обязательных реквизитов и подлежат обязательной проверке в  подразделениях бухгалтерского учета  по форме и по содержанию. Банковские документы классифицируются в зависимости  от места их формирования, а также  по характеру отражаемых операций.

Информация, содержащаяся в  принятых к учету документах, систематизируется  в учетных регистрах.

После составления годового отчета банковские документы хранятся в архиве. Существуют  жесткие  сроки архивного хранения.

Федеральным законом «О центральном  банке» право регулирования бухгалтерского учета в кредитных организациях предоставлено Банку России. Однако издаваемые им нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.

Бухгалтерский учет совершаемых  операций по счетам клиентов, имущества, требований, обязательств, хозяйственных  и других операций кредитных организаций  ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. Учет имущества других юридических лиц, находящегося у  кредитной организации, ведется  обособлено от материальных ценностей, принадлежащих ей на праве собственности. Кредитная организация ведет  бухгалтерский учет имущества, банковских, хозяйственных и других операций путем двойной записи на взаимосвязанных  счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. В бухгалтерском учете  текущие внутрибанковские операции и операции по учету затрат капитального характера отражаются раздельно.

 

Бухгалтерский учет коммерческого  банка ведут непрерывно с момента  их регистрации в качестве юридического лица до ликвидации или реорганизации  в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Бухгалтерский учет в банке ведется в двух направлениях: синтетический учет - учет обобщенных данных бухучета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам. Ведется на синтетических счетах бухучета. Документы (регистры) синтетического учета: ежедневный баланс, ежедневная оборотная ведомость.

Задачи синтетического учета:

· сгруппировать данные аналитического учета по синтетическим счетам;

· проверить правильность ведения аналитического учета.

Сгруппированные данные синтетического учета используются для анализа  и управления банковской деятельностью.

Аналитический учет - учет, который ведется на лицевых аналитических счетах бухучета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. Документы (регистры) аналитического учета: лицевые счета, ведомость остатков, ведомость остатков размещенных средств.

Цель аналитического учета:

· полно, подробно и оперативно отразить все банковские операции на бухгалтерских счетах, детально - каждую индивидуальную операцию;

· проконтролировать их по существу и по форме, пользуясь данными  первичных денежно-расчетных документов. Эти документы являются основанием для бухгалтерских записей в  аналитическом учете.

Введение 2-ух видов учета  и двух видов счетов аналитического и синтетического является одним  из принципов организации ведения  учета. Необходимость их одновременного ведения определяется тем, что аналитический  и синтетический учет взаимно  дополняют и взаимно контролируют друг друга (табл. 1).

 

 

 

Таблица 1. - Взаимосвязь аналитического и синтетического учета

Синтетический

Аналитический

ведется в денежном выражении

ведется и в денежном и  в натуральном выражении

ведется по принципу: одному объекту один счет (обобщая все данные учета об этом объекте)

ведение нескольких счетов по одному объекту.

обобщает данные учета

дополняет и расчленяет данные учета по отдельным показателям


 

В учреждениях банка, информация которых обрабатывается на ЭВМ, сверка аналитического с синтетическим  учетом производится в процессе обработки  информации автоматизированным способом, то есть обороты по дебету и кредиту, входящие и исходящие остатки по синтетическому учету всегда должны быть равны сумме тех же параметров по всем лицевым счетам аналитического учета, входящим в этот синтетический счет.

Рассмотрим подробнее  документы аналитического учета. Лицевым  счетам присваиваются наименования и номера. Номер лицевого счета  должен однозначно определять его принадлежность конкретному клиенту и целевому назначению. По истечении отчетного  года (после 31 декабря) разрешается  новым счетам клиентов присваивать  номера лицевых счетов, закрытых в  отчетном году. В лицевых расчетах должны показываться: дата предыдущей операции по счету, входящий остаток  на начало дня, обороты по дебету и  кредиту, отраженные по каждому документу (сводному документу), остаток после  отражения каждой операции (по усмотрению кредитной организации) и на конец  дня. Лицевые счета ведутся на отдельных листах (карточках), в книгах либо в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с  использованием средств вычислительной техники. В реквизитах лицевых счетов должны отражаться: дата совершения операции, номер документа, вид (шифр) операции, номер корреспондирующего счета, суммы - отдельно по дебету и кредиту, остаток и др.

В соответствии с Федеральным  законом «О банках и банковской деятельности»  порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов как в рублях, так и в иностранной валюте устанавливается Банком России. Для открытия счета клиент представляет необходимые документы юридической службе кредитной организации, которая проверяет правильность оформления документов, оформляет договор банковского счета. Сформированное юридическое дело хранится в юридической службе. Иной порядок и место хранения юридического дела может устанавливаться внутренним регламентом кредитной организации.

Для открытия счета в бухгалтерию (главному бухгалтеру, его заместителю, начальнику отдела - в зависимости от порядка, установленного в банке) представляется распоряжение руководства банка об открытии счета с приложением карточки образцов подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиска печати, заверенной в установленном порядке. В распоряжении должен быть указан владелец счета, номер и дата договора банковского счета, порядок и периодичность выдачи выписок по счету. Распоряжение после открытия счета с отметкой должностных лиц бухгалтерии, указанных выше, передается в юридическую службу для помещения в юридическое дело клиента.

Необходимое количество экземпляров  карточек образцов подписей и печати для использования в работе ксерокопирует  кредитная организация. Ксерокопии заверяет своей подписью главный  бухгалтер кредитной организации  или его заместитель.

Открытые клиентам счета  регистрируются в книге регистрации  открытых счетов. В этой книге должны быть следующие данные:

· дата открытия счета;

· дата и номер договора об открытии счета;

· наименование клиента;

· наименование (цель) счета;

· номер лицевого счета;

· порядок и периодичность  выдачи выписок по счету;

· дата сообщения налоговым  органам, фондам об открытии

· счета;

· дата закрытия счета; примечание.

 

В книге для каждого  номера и наименования счета второго  порядка открываются отдельные, страницы, которые пронумеровываются, прошнуровываются и опечатываются. Книга заверяется подписью главного бухгалтера или его заместителя  и хранится у главного бухгалтера в несгораемом шкафу (сейфе).

Счета физических лиц по вкладам (депозитам) открываются с  соблюдением положений Гражданского кодекса Российской Федерации (гл. 44). Открытые физическим лицам счета  по вкладам (депозитам) отражаются в  книге регистрации открытых счетов на общих основаниях.

Информация о работе Бухгалтерский учет в коммерческих банках