Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 01:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является – изучение теоретических аспектов организации и порядка ведения бухгалтерского учета в коммерческих банках.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
а) изучить сущность предмета и метода бухгалтерского учета в коммерческом банке;
б) рассмотреть план счетов бухгалтерского учета в коммерческих банках;
в) изучить четыре типа хозяйственных операций и их влияние на баланс коммерческого банка;
г) привести технику и формы бухгалтерского учета в коммерческих банках;
Введение…………………………………………………………………....3
Глава 1 (теоретическая)…………………………………………………...7
Глава 2 (практическая)…………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………….28
Список использованной литературы………
К третьему уровню относятся
документы, раскрывающие конкретный механизм
бухгалтерского учета, это методические
указания, инструкции, официальные
разъяснения, письма, приказы и другие
документы, которые носят инструктивный,
информационный или консультационный
характер по вопросам бухгалтерского
учета в кредитных
К документам третьего уровня относятся следующие основные Инструкции Банка России:
- от 6 декабря 1996 г. №
52 «О порядке ведения
- от 2 июля 1991 г. № 63 «O
порядке осуществления
- от 22 июля 2002 г. № 102-И
«О правилах выпуска и
- от 30 марта 2004 г. №
111-И «Об обязательной
- от 28 апреля 2004 г. № 113-И
«О порядке открытия, закрытия, организации
работы обменных пунктов и
порядке осуществления
- прочие указания Банка России, письма и приказы.
К документам четвертого уровня
относятся внутрифирменные
Становление и развитие рыночных отношений, управление экономикой, использование Международных стандартов бухгалтерского учета предопределяют усиление роли и значения бухгалтерского учета. В Федеральном законе "О бухгалтерском учете" сформулированы следующие задачи:
1) формирование детальной,
достоверной и содержательной
информации о деятельности
2) ведение подробного, полного
и достоверного учета всех
банковских операций, наличия требований
и обязательств, а также использование
банком материальных и
3) выявление внутрихозяйственных
резервов для обеспечения
4) использование бухгалтерского
учета для принятия
Задачи, указанные Банком
России, тесно связаны с особенностями
деятельности банков, с требованиями,
предъявляемыми Банком России к балансовым
показателям, которые должны отражать
безубыточную деятельность банка, обеспечивать
необходимый уровень
Для выполнения задач, поставленных перед бухгалтерским учетом, в законе сформулированы и основные требования к его ведению: оценка имущества в рублях; раздельный учет собственного имущества и имущества других организаций; непрерывность учета во времени; ведение учета двойной записью в системе счетов; соблюдение тождества данных синтетического и аналитического учета; отражение хозяйственных операций на счетах без всякого изъятия; раздельное отражение затрат на производство и капитальные вложения.
Выполнение указанных задач должно обеспечить:
•быстрое и четкое обслуживание клиентов;
•своевременное и четкое отражение в учете банковских операций;
•предупреждение возможного
возникновения недостач и неправомерного
использования средств и
•сокращение затрат труда на совершение банковских операций;
•надлежащее оформление документов, исходящих из банка.
К основным принципам ведения бухгалтерского учета в банках на территории России относятся:
•постоянство правил бухгалтерского учета;
•осторожность;
•своевременность отражения операций;
•приоритет содержания над формой;
•метод начислений при отражении доходов и расходов;
•принцип оценки;
•принцип понятности.
Каждый банк разрабатывает
учетную политику, которая отражает
особенности и условия
Банковский бухгалтерский учет ведется по мемориально-ордерной автоматизированной форме. Особое значение имеют банковские первичные документы, которые служат основанием для совершения банковских операций.
Первичные документы должны иметь ряд обязательных реквизитов и подлежат обязательной проверке в подразделениях бухгалтерского учета по форме и по содержанию. Банковские документы классифицируются в зависимости от места их формирования, а также по характеру отражаемых операций.
Информация, содержащаяся в принятых к учету документах, систематизируется в учетных регистрах.
После составления годового отчета банковские документы хранятся в архиве. Существуют жесткие сроки архивного хранения.
Федеральным законом «О центральном
банке» право регулирования
Бухгалтерский учет совершаемых операций по счетам клиентов, имущества, требований, обязательств, хозяйственных и других операций кредитных организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. Учет имущества других юридических лиц, находящегося у кредитной организации, ведется обособлено от материальных ценностей, принадлежащих ей на праве собственности. Кредитная организация ведет бухгалтерский учет имущества, банковских, хозяйственных и других операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. В бухгалтерском учете текущие внутрибанковские операции и операции по учету затрат капитального характера отражаются раздельно.
Бухгалтерский учет коммерческого
банка ведут непрерывно с момента
их регистрации в качестве юридического
лица до ликвидации или реорганизации
в порядке, установленном
Глава 2.
Бухгалтерский учет в банке ведется в двух направлениях: синтетический учет - учет обобщенных данных бухучета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам. Ведется на синтетических счетах бухучета. Документы (регистры) синтетического учета: ежедневный баланс, ежедневная оборотная ведомость.
Задачи синтетического учета:
· сгруппировать данные аналитического учета по синтетическим счетам;
· проверить правильность ведения аналитического учета.
Сгруппированные данные синтетического учета используются для анализа и управления банковской деятельностью.
Аналитический учет - учет, который ведется на лицевых аналитических счетах бухучета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. Документы (регистры) аналитического учета: лицевые счета, ведомость остатков, ведомость остатков размещенных средств.
Цель аналитического учета:
· полно, подробно и оперативно отразить все банковские операции на бухгалтерских счетах, детально - каждую индивидуальную операцию;
· проконтролировать их по
существу и по форме, пользуясь данными
первичных денежно-расчетных
Введение 2-ух видов учета
и двух видов счетов аналитического
и синтетического является одним
из принципов организации ведения
учета. Необходимость их одновременного
ведения определяется тем, что аналитический
и синтетический учет взаимно
дополняют и взаимно
Таблица 1. - Взаимосвязь аналитического и синтетического учета
Синтетический |
Аналитический |
ведется в денежном выражении |
ведется и в денежном и в натуральном выражении |
ведется по принципу: одному объекту один счет (обобщая все данные учета об этом объекте) |
ведение нескольких счетов по одному объекту. |
обобщает данные учета |
дополняет и расчленяет данные учета по отдельным показателям |
В учреждениях банка, информация которых обрабатывается на ЭВМ, сверка аналитического с синтетическим учетом производится в процессе обработки информации автоматизированным способом, то есть обороты по дебету и кредиту, входящие и исходящие остатки по синтетическому учету всегда должны быть равны сумме тех же параметров по всем лицевым счетам аналитического учета, входящим в этот синтетический счет.
Рассмотрим подробнее документы аналитического учета. Лицевым счетам присваиваются наименования и номера. Номер лицевого счета должен однозначно определять его принадлежность конкретному клиенту и целевому назначению. По истечении отчетного года (после 31 декабря) разрешается новым счетам клиентов присваивать номера лицевых счетов, закрытых в отчетном году. В лицевых расчетах должны показываться: дата предыдущей операции по счету, входящий остаток на начало дня, обороты по дебету и кредиту, отраженные по каждому документу (сводному документу), остаток после отражения каждой операции (по усмотрению кредитной организации) и на конец дня. Лицевые счета ведутся на отдельных листах (карточках), в книгах либо в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники. В реквизитах лицевых счетов должны отражаться: дата совершения операции, номер документа, вид (шифр) операции, номер корреспондирующего счета, суммы - отдельно по дебету и кредиту, остаток и др.
В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» порядок открытия, ведения и закрытия банком счетов клиентов как в рублях, так и в иностранной валюте устанавливается Банком России. Для открытия счета клиент представляет необходимые документы юридической службе кредитной организации, которая проверяет правильность оформления документов, оформляет договор банковского счета. Сформированное юридическое дело хранится в юридической службе. Иной порядок и место хранения юридического дела может устанавливаться внутренним регламентом кредитной организации.
Для открытия счета в бухгалтерию (главному бухгалтеру, его заместителю, начальнику отдела - в зависимости от порядка, установленного в банке) представляется распоряжение руководства банка об открытии счета с приложением карточки образцов подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиска печати, заверенной в установленном порядке. В распоряжении должен быть указан владелец счета, номер и дата договора банковского счета, порядок и периодичность выдачи выписок по счету. Распоряжение после открытия счета с отметкой должностных лиц бухгалтерии, указанных выше, передается в юридическую службу для помещения в юридическое дело клиента.
Необходимое количество экземпляров
карточек образцов подписей и печати
для использования в работе ксерокопирует
кредитная организация. Ксерокопии
заверяет своей подписью главный
бухгалтер кредитной
Открытые клиентам счета регистрируются в книге регистрации открытых счетов. В этой книге должны быть следующие данные:
· дата открытия счета;
· дата и номер договора об открытии счета;
· наименование клиента;
· наименование (цель) счета;
· номер лицевого счета;
· порядок и периодичность выдачи выписок по счету;
· дата сообщения налоговым органам, фондам об открытии
· счета;
· дата закрытия счета; примечание.
В книге для каждого номера и наименования счета второго порядка открываются отдельные, страницы, которые пронумеровываются, прошнуровываются и опечатываются. Книга заверяется подписью главного бухгалтера или его заместителя и хранится у главного бухгалтера в несгораемом шкафу (сейфе).
Счета физических лиц по
вкладам (депозитам) открываются с
соблюдением положений
Информация о работе Бухгалтерский учет в коммерческих банках