Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 14:11, реферат

Краткое описание

Цель исследования - изучить особенности документации, инвентаризации, счетов и двойной записи, как методов бухгалтерского учета.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность предмета и метода бухгалтерского учета.
2. Выявить роль и значение документов в бухгалтерском учете.
3. Изучить порядок формирования и учет финансовых результатов деятельности организации.
4. Проанализировать сущность инвентаризации, ее роль и значение в бухгалтерском учете, рассмотреть порядок проведения инвентаризации и учет ее результатов.
5. Изучить счета бухгалтерского учета, их строение, содержание и классификацию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основная характеристика предмета, метода бухгалтерского учета и документооборота………………………………………………………………..5
1.1 Предмет и метод бухгалтерского учета……………………………...……..5
1.2 Документы, их роль и значение в бухгалтерском учете. Обязательные реквизиты документа. Документооборот………………………………………7
1.3 Порядок формирования и учет финансовых результатов деятельности организации. Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)…..…9
Глава 2. Инвентаризация и счета бухгалтерского учета: сущность и характеристика…………………………………………………..………………13
2.1 Инвентаризация, ее роль и значение в бухгалтерском учете. Порядок проведения инвентаризации и учет ее результатов………………….………..13
2.2 Счета бухгалтерского учета, их строение. Содержание и классификация счетов бухгалтерского учета. Планы счетов бухгалтерского учета………….16
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………………………….…..30

Вложенные файлы: 1 файл

метод.rtf

— 324.56 Кб (Скачать файл)

     Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Основная характеристика предмета, метода бухгалтерского учета и документооборота………………………………………………………………..5

1.1 Предмет и метод бухгалтерского учета……………………………...……..5

1.2 Документы, их роль и значение в бухгалтерском учете. Обязательные реквизиты документа. Документооборот………………………………………7

1.3 Порядок формирования и учет финансовых результатов деятельности организации. Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)…..…9

Глава 2. Инвентаризация и счета бухгалтерского учета: сущность и характеристика…………………………………………………..………………13

2.1 Инвентаризация, ее роль и значение в бухгалтерском учете. Порядок проведения инвентаризации и учет ее результатов………………….………..13

2.2 Счета бухгалтерского учета, их строение. Содержание и классификация счетов бухгалтерского учета. Планы счетов бухгалтерского учета………….16

Заключение………………………………………………………………………28

Список литературы………………………………………………………….…..30

 

      Введение 

     Бухгалтерский учет в России на современном этапе экономической реформы активно реорганизуется и адаптируется к международным стандартам учета и отчетности. Существенно возрастает роль учета в управлении производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью организаций разных форм собственности во всех сферах бизнеса. Используя возможности бухгалтерского, управленческого, налогового учета, можно в значительной мере воздействовать на характер протекающих хозяйственных процессов, принимаемых управленческих решений, результаты деятельности, активность инвестирования средств в организацию.

     Развитие экономики и постоянное усложнение деятельности юридических лиц стимулирует развитие бухгалтерского дела. Современное законодательство в сферах бухгалтерского учета и налогообложения требует от бухгалтера приобретения навыков юриста, аналитика, внутреннего аудитора. В российской Федерации продолжается реформа бухгалтерского учета и налогообложения, рассчитанная до 2007 года.

     В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

     Бухгалтерский учет - основное звено формирования экономической политики, инструмент бизнеса, один из главных механизмов управления процессами производства и продажей продукции, он способствует совершенствованию организации производства, оперативного и долгосрочного планирования, прогнозирования и анализа хозяйственной деятельности.

     Достижения любого коллектива во многом зависят от того, как организованы получение и переработка экономической информации. Чем достовернее сведения о производстве и чем быстрее их получают, тем шире возможности эффективного управления организацией. Бухгалтерский учет дает наиболее важную, достоверную информацию, систематизирует и обрабатывает разрозненные данные, после чего они становятся основой для принятия управленческих решений.

     Объект исследования - методы бухгалтерского учета.

     Предмет исследования - документация, инвентаризация, счета и двойная запись, как методы бухгалтерского учета.

     Цель исследования - изучить особенности документации, инвентаризации, счетов и двойной записи, как методов бухгалтерского учета.

     Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

     1. Рассмотреть сущность предмета и метода бухгалтерского учета.

     2. Выявить роль и значение документов в бухгалтерском учете.

     3. Изучить порядок формирования и учет финансовых результатов деятельности организации.

     4. Проанализировать сущность инвентаризации, ее роль и значение в бухгалтерском учете, рассмотреть порядок проведения инвентаризации и учет ее результатов.

     5. Изучить счета бухгалтерского учета, их строение, содержание и классификацию.

     Информационной базой для написания работы послужили нормативные акты, а также работы таких работы таких авторов, как:

     Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

 

    Глава 1. Основная характеристика предмета, метода бухгалтерского учета и документооборота 

    1.1 Предмет и метод бухгалтерского учета 

     Предметом бухгалтерского учета являются наличие и движение активов, источники его формирования и использования, а также возникшие обязательства и полученные результаты деятельности экономического субъекта. Соответственно, бухгалтерский учет, будучи одной из экономических наук, общим предметом которых является познание производственных отношений, определяет границы своего применения содержанием его предмета.

     Содержание предмета раскрывается в экономической сущности учитываемых объектов.

     В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ (в редакции от 23.07.1998 г.) бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, накопления, обработки и анализа финансово-экономической информации о деятельности предприятия или физического лица1.

     Он проводится исходя из непрерывного, сплошного и документированного отражения хозяйственных операций.

     Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия или физического лица. Высокую и длительную плодотворность этой деятельности обеспечивают следующие хозяйственные средства:

  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • оборотные средства;
  • денежные средства;
  • средства в расчетах;
  • отвлеченные средства.

     Познание сущности предмета достигается через познание содержания его метода.

     Диалектический метод - определяющий метод познания экономических явлений и основа научного мышления во всех областях экономической науки2.

     Разработка на данной основе метода бухгалтерского учета получает конкретное выражение в совокупности его слагаемых (способов, приемов). Их применение дает возможность, опираясь на законы диалектики, регистрировать и обобщать факты хозяйственной жизни, представляя ее как результат единства противоположностей.

     В процессе познания сущности предмета используются также дедуктивный и индуктивный методы исследования. Хотя в процессе отражения хозяйственной деятельности экономического субъекта имеет место сочетание обоих методов, тем не менее, в большей степени применяется индуктивный. Это связано с тем, что хозяйственные операции вначале раскрывают содержание микропроцессов, а уже затем происходят их группировка и обобщение.

     Наряду с указанными общепринятыми методами в экономической науке бухгалтерский учет располагает своими специфическими приемами, обусловленными сущностью самого предмета, а также поставленными перед ними задачами и требованиями; Все это предопределяет необходимость глубокого осмысления и понимания системы приемов, способов, составляющих основу и содержание метода бухгалтерского учета.

     Составляющими метода бухгалтерского учета являются:

     - документация и инвентаризация;

     - оценка и калькуляция;

     - счета и двойная запись;

     - балансовое обобщение и отчетность3.

    1.2 Документы, их роль и значение в бухгалтерском учете. Обязательные реквизиты документа. Документооборот

 

     Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение4. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, даст возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.

     Документ - носитель юридической и экономической информации, отражающий динамику собственности, то есть сведения о движении материальных ценностей и денежных средств.

     В ходе работы бухгалтер имеет дело с различными документами. К первичным документам относятся такие, как, приходный и расходный кассовые ордера, счет, товарно-транспортная накладная, доверенность на получение чего-либо, платежное поручение, чек из чековой книжки и т.д. Согласно принципу непрерывности, бухгалтерский учет осуществляется без перерыва с момента организации предприятия и все факты хозяйственной деятельности находят отражение на счетах бухгалтерского учета на основании первичных документов.

     При налоговой проверке бухгалтерские документы имеют значение как письменное свидетельство о факте совершения хозяйственной операции или о праве на ее совершение и служит основным средством проверки правильности и достоверности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Отсутствие или неправильное оформление любых документов может привести к серьезным проблемам со своими работниками, с инвесторами, с контролирующими органами и т.п.

     Любой документ должен содержать ряд показателей. Показатель документа в бухгалтерском учете принято называть реквизитом. Каждый документ содержит обязательные реквизиты: название документа, его номер, подпись, дату составления и действия документа, штамп (печать) организации, измерители операций.

     При этом необходимо соблюдать требования законодательства в части принятия к учету первичных документов, которые должны иметь следующие обязательные реквизиты (п. 2 сто 9 Закона о бухгалтерском учете):

     а) наименование документа;

     б) дату составления документа;

     в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

     г) содержание хозяйственной операции;

     д)измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

     е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

     ж) личные подписи указанных лиц5.

     Движение документа от момента составления или получения от других предприятий до передачи в архив называется документооборотом. На предприятии должен разрабатываться документооборот по каждому виду документов в виде инструкций, таблиц, графиков. По ряду документов (по движению денежных средств) документооборот устанавливается Правительством РФ.

     Порядок работы бухгалтера с первичными документами регламентируется Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Минфина СССР от 25.07.83 г. № 105, а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н от 29.07.98 г.

 

     1.3 Порядок формирования и учет финансовых результатов деятельности организации. Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) 

     Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году используют счет 99 "Прибыли и убытки". По кредиту этого счета отражают доходы и прибыли, а по дебету - расходы и убытки.

     Хозяйственные операции отражают на счете 99 по так называемому кумулятивному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала года. Сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка организации. Счет 99 имеет одностороннее сальдо.

Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности