Бухгалтерский учет и аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 09:57, реферат

Краткое описание

Бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.

Вложенные файлы: 1 файл

Бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора.docx

— 31.63 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему  сбора, регистрации и обобщения  информации в денежном выражении  об имуществе, обязательствах организаций  и их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.

В данном определении отражены:

- Основные этапы учётного  процесса (вначале любой учётный  документ наблюдается, затем измеряется, осуществляются его регистрация,  дальнейшая обработка учётной  информации для её передачи  пользователям);

- Основные отличия бухучёта  от других видов ? статистического и оперативного.

Бухгалтерский учёт обязаны  вести все организации, находящиеся  на территории РФ, а также филиалы  и представительства иностранных  организаций, если иное не предусмотрено  международными договорами РФ.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, ведут учёт доходов и расходов в порядке, установленном налоговым  законодательством РФ.

Основные правила ведения  бухучёта определены Федеральным законом "О бухгалтерском учёте" и  Положением по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ.

Основные задачи бухгалтерского учёта:

Формирование полной и  достоверной информации о деятельности организации и её имущественном  положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчётности ? руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям бухгалтерской отчётности ? инвесторам, кредиторам и др.

Обеспечение информацией, необходимой  внутренним и внешним пользователям  бухгалтерской отчётности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами и сметами;

Предотвращение отрицательных  результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных  резервов обеспечения её финансовой устойчивости.

Бухгалтерский учёт зародился  в эпоху итальянского Возрождения. Изобретение двойной записи дало толчок для дальнейшего развития частного капитала, создавшего благосостояние для жизни и творчества человеческого  общества. Система двойной записи появилась в XIII?XIV вв., пользовались ею в некоторых торговых центрах  Северной Италии.

Первым начал систематизировать  учёт францисканский монах Лука Пачоли, создавший свой великий труд "Трактат о счетах и записях" (1494 г), в котором он раскрывает смысл учётных записей. Последователи Луки Пачоли распространили применение учёта в различных отраслях: Альвизе Казанова (1558 г) ? судостроение; А. ди Пиетро (1586 г) ? монастырское хозяйство и банки; Д.А. Маскетти (1610 г) ? промышленность; Людовико Флори (1636 г) ? госпитали, государственные организации; Батисто Вентури (1655 г) ? сельское хозяйство. Первое в истории общество бухгалтеров было создано в Венеции в 1581 г.

В России бухгалтерский учёт как наука получил своё распространение  в первой половине XIX века. Его основоположниками  стали К.И. Арнольд, И.Н. Ахметов, Э.А. Мудров. Арнольд приехал из Германии и был первым в Москве преподавателем бухгалтерского учёта; Ахметов ? служащий петербургской торговой фирмы; Мудров ? учитель математики и физики в Олонецкой (Петрозаводск) гимназии.

Первые учебники по бухгалтерскому учёту появились в России в XIX веке. В 1831 году К. Кларком и В. Немчиновым было создано учебное пособие "Счётная наука"; в 1866 году преподаватель коммерческого училища в Санкт-Петербурге П. Рейнборт издаёт "Полный курс коммерческой бухгалтерии по простой и двойной системам", состоящий из теоретической и практической частей; в 1883 году А. Прокофьев, преподаватель бухгалтерии в Московском техническом училище и коммерческой арифметики в Московской практической академии коммерческих наук, издаёт "Курс двойной бухгалтерии"; в 1906 году в Санкт-Петербурге вышла книга И. Максимова "Счетоводство. Краткий исторический очерк развития счетоводства и его значение в торгово-промышленных и сельскохозяйственных предприятиях". Дальнейшее развитие бухгалтерского учёта как науки нашло своё отражение в работах видных учёных ХХ века.

Всё это даёт основание  рассматривать бухгалтерский учёт как науку, которая имеет свой предмет и метод. Раскрытие и  определение предмета и метода бухгалтерского учёта позволяет установить его  содержание и отличие от других предметов.

Предметом бухгалтерского учёта  является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, обязательства (собственные и заёмные), хозяйственные операции и результаты деятельности организации в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов (заданий). Другими  словами, предметом бухгалтерского учёта является хозяйственная деятельность предприятий, организаций и учреждений.

Содержание предмета бухгалтерского учёта раскрывается в экономической  сущности учитываемых объектов.

Для осуществления хозяйственной  деятельности предприятия, предприятия, организации и учреждения должны иметь соответствующее их деятельности имущество ? основные средства, сырьё и материалы и др. приобретённое, созданное или поступившее по другим причинам имущество является объектом бухгалтерского учёта (его необходимо учитывать по видам имущества, местам хранения, материально ответственным лицам).

Формирование имущества  в хозяйствах происходит за счёт различных  источников. В коммерческих организациях такими источниками являются вклады учредителей, кредиты банка, займы, собственная прибыль и др. унитарные предприятия используют в основном имущество, переданное на их баланс государственными или муниципальными органами, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Различные источники формирования имущества также являются объектами бухгалтерского учёта.

Хозяйственная деятельность организации включает в себя следующие  основные процессы:

- Снабжение (закупка сырья,  материалов и т.д.);

- Производство готовой  продукции (работ, услуг);

- Продажа готовой продукции  (работ, услуг).

Эти процессы состоят из отдельных хозяйственных операций, содержанием которых являются движение средств, смена одной формы имущества  другой (например, при реализации готовой  продукции имущество организации  меняет товарную форму на денежную).

У организации могут быть и другие хозяйственные операции ? по ремонту основных средств, капитальному строительству и др. однако основное содержание её работы составляют процессы снабжения, производства и реализации продукции. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга и являются объектами бухгалтерского учёта.

Таким образом, объектами  бухгалтерского учёта являются имущество  организации, источники его формирования, обязательства и хозяйственные  операции, осуществляемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

Бухгалтерский учёт даёт обширный информационный материал для внутренних и внешних пользователей.

Метод бухгалтерского учета - это совокупность приемов и способов, с помощью  которых исследуется объект учета - предприятие и его хозяйственная  деятельность. Методические приемы бухгалтерского учета включают документирование хозяйственных  операций, инвентаризацию, оценку, калькуляцию  себестоимости, двойную запись на бухгалтерских  счетах, балансовое обобщение и отчетность.

Бухгалтерский учет имеет характерные  отличия от других видов учета. Ему  присуща полнота охвата предмета исследования, он носит сплошной и  непрерывный характер. В этом виде учета без пропусков и последовательно  отражаются все объекты учета: все  виды доходов и расходов предприятия, все элементы его имущества, капиталов  и обязательств, все хозяйственные  операции и процессы.

Отличительной чертой бухгалтерского учета является требование документального  обоснования для регистрации  всех хозяйственных операций, что  не обязательно для других видов  учета.

В бухгалтерском учете обязательным является применение способа двойной  записи на бухгалтерских счетах. Этот методический прием является средством  систематизации учетной информации и отражения взаимосвязи между  объектами учета в ходе хозяйственных  операций.

К элементам метода бухгалтерского учета также относится способ обобщения информации за отчетный период в бухгалтерском балансе.

Метод бухгалтерского учета носит  комплексный характер и позволяет:

- получить представление о состоянии  имущества и обязательств предприятия;

- обеспечить постоянную и сплошную  регистрацию изменений в составе  средств предприятия и их источников;

- определить финансовые результаты  деятельности (прибыли или убытки) путем охвата всех видов доходов  и расходов;

- предоставить необходимые данные  для калькуляции себестоимости  реализуемой продукции или оказываемых  услуг;

- создать информационную базу  для внутрифирменного анализа  и контроля;

- предоставить исходные сведения  для расчета налоговых обязательств предприятия;

- использовать бухгалтерские данные  и документы как имеющие доказательную  силу при решении юридических  споров с партнерами по бизнесу,  банками, финансовыми и налоговыми  органами;

- обобщать данные о деятельности  предприятия за отчетный период  путем составления бухгалтерской  отчетности и предоставления  последней всем заинтересованным  пользователям.

Составляющими метода бухгалтерского учета являются:

- документация и инвентаризация;

- оценка и калькуляция;

- счета и двойная запись;

- балансовое обобщение и отчетность.

В бухгалтерском учете документации как средству первичного наблюдения и контроля за объектами учета придается исключительно большое значение и ни одна запись не может быть сделана без оправдательных документов.

Часть учетных документов поступает  на предприятие извне, от сторонних  лиц и организаций: от поставщиков  предприятие получает счета к  оплате за приобретенные у них  ценности или услуги, из банков поступают  выписки и авизо, сообщающие о  состоянии и движении денежных средств  на расчетном и других счетах предприятия, и т.д. Другие документы предприятие выписывает само и направляет своим деловым партнерам: счета покупателям за отгруженную им продукцию, платежные поручения банку на перечисление средств в погашение задолженности предприятия поставщикам, бюджету, другим кредиторам. Некоторые документы оформляются и используются только внутри предприятия, например накладные на внутреннее перемещение материалов при передаче их со склада в производство, таблицы расчета аммортизации основных средств и др.

Документы играют очень большую  роль в повседневном управлении предприятием, с их помощью контролируется вся  текущая деятельность и устанавливается персональная ответственность работников за выполнение конкретных операций. Документирование повышает достоверность и точность учетных данных. Следует иметь в виду и правовое значение документов: с их помощью обосновывается целесообразность и законность совершаемых операций, а сами документы, если они правильно оформлены, имеют юридическую доказательную силу, что очень важно при оформлении претензий и обращении предприятия в суд или арбитраж, при разрешении разногласий с налоговыми органами. Большое значение бухгалтерские документы имеют и для последующего контроля за деятельностью предприятия, например при проведении ревизий, или аудиторских проверок.

Документы могут представляться как  на бумажных, так и на машиночитаемых носителях информации.

Первичные документы составляются в момент совершения хозяйственной  операции, а если это не представляется возможным - сразу после ее окончания. За содержание и порядок оформления документов отвечают лица, составившие  и подписавшие их.

При оформлении документов требуется  четкость и аккуратность. Нельзя подчищать  неправильные записи в документах или  вносить в них, не оговоренные  исправления. Документы заполняются  на русском языке, а если их содержание изложено на иностранном языке, то требуется  подстрочный перевод.

Как правило, многие документы записываются в специальные журналы и получают регистрационный номер. Каждый документ на одном предприятии регистрируется только один раз; а для избежание повторного использования проводится гашение документа путем специальной надписи или нанесением на него штампа. На предприятии должны быть обе6спечены удобство описка документа, его сохранность и своевременность передачи в архив. Нормативными документами предусмотрен минимальный срок хранения большинства бухгалтерских документов (не менее пяти лет).

Важным способом обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности является инвентаризация, в ходе которой проверяются и  документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества  и обязательств предприятия на определенную дату.

С помощью инвентаризации сопоставляется и уточняется фактическое наличие  средств и состояние расчетов с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация материалов, готовой  продукции, товаров и другого  имущества, имеющего вещественно-натуральную  форму, проводиться путем проверки их количества, качества и технического состояния в местах хранения и  эксплуатации. Расхождения между  бухгалтерскими данными и фактическим  наличием и состоянием материально-производственных запасов могут возникнуть из-за нарушения  режима хранения или вследствие естественной убыли, из-за ошибок при измерении  количества при поступлении на склад, из-за ошибок в документах, в результате хищений или других злоупотреблений.

Информация о работе Бухгалтерский учет и аудит