Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 09:57, реферат
Бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.
Бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.
В данном определении отражены:
- Основные этапы учётного
процесса (вначале любой учётный
документ наблюдается, затем
- Основные отличия бухучёта от других видов ? статистического и оперативного.
Бухгалтерский учёт обязаны
вести все организации, находящиеся
на территории РФ, а также филиалы
и представительства
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учёт доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.
Основные правила ведения
бухучёта определены Федеральным законом
"О бухгалтерском учёте" и
Положением по ведению бухгалтерского
учёта и бухгалтерской
Основные задачи бухгалтерского учёта:
Формирование полной и
достоверной информации о деятельности
организации и её имущественном
положении, необходимой внутренним
пользователям бухгалтерской
Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчётности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами и сметами;
Предотвращение отрицательных
результатов хозяйственной
Бухгалтерский учёт зародился в эпоху итальянского Возрождения. Изобретение двойной записи дало толчок для дальнейшего развития частного капитала, создавшего благосостояние для жизни и творчества человеческого общества. Система двойной записи появилась в XIII?XIV вв., пользовались ею в некоторых торговых центрах Северной Италии.
Первым начал
В России бухгалтерский учёт как наука получил своё распространение в первой половине XIX века. Его основоположниками стали К.И. Арнольд, И.Н. Ахметов, Э.А. Мудров. Арнольд приехал из Германии и был первым в Москве преподавателем бухгалтерского учёта; Ахметов ? служащий петербургской торговой фирмы; Мудров ? учитель математики и физики в Олонецкой (Петрозаводск) гимназии.
Первые учебники по бухгалтерскому учёту появились в России в XIX веке. В 1831 году К. Кларком и В. Немчиновым было создано учебное пособие "Счётная наука"; в 1866 году преподаватель коммерческого училища в Санкт-Петербурге П. Рейнборт издаёт "Полный курс коммерческой бухгалтерии по простой и двойной системам", состоящий из теоретической и практической частей; в 1883 году А. Прокофьев, преподаватель бухгалтерии в Московском техническом училище и коммерческой арифметики в Московской практической академии коммерческих наук, издаёт "Курс двойной бухгалтерии"; в 1906 году в Санкт-Петербурге вышла книга И. Максимова "Счетоводство. Краткий исторический очерк развития счетоводства и его значение в торгово-промышленных и сельскохозяйственных предприятиях". Дальнейшее развитие бухгалтерского учёта как науки нашло своё отражение в работах видных учёных ХХ века.
Всё это даёт основание
рассматривать бухгалтерский
Предметом бухгалтерского учёта
является упорядоченная и
Содержание предмета бухгалтерского учёта раскрывается в экономической сущности учитываемых объектов.
Для осуществления хозяйственной деятельности предприятия, предприятия, организации и учреждения должны иметь соответствующее их деятельности имущество ? основные средства, сырьё и материалы и др. приобретённое, созданное или поступившее по другим причинам имущество является объектом бухгалтерского учёта (его необходимо учитывать по видам имущества, местам хранения, материально ответственным лицам).
Формирование имущества в хозяйствах происходит за счёт различных источников. В коммерческих организациях такими источниками являются вклады учредителей, кредиты банка, займы, собственная прибыль и др. унитарные предприятия используют в основном имущество, переданное на их баланс государственными или муниципальными органами, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Различные источники формирования имущества также являются объектами бухгалтерского учёта.
Хозяйственная деятельность организации включает в себя следующие основные процессы:
- Снабжение (закупка сырья, материалов и т.д.);
- Производство готовой продукции (работ, услуг);
- Продажа готовой продукции (работ, услуг).
Эти процессы состоят из
отдельных хозяйственных
У организации могут быть и другие хозяйственные операции ? по ремонту основных средств, капитальному строительству и др. однако основное содержание её работы составляют процессы снабжения, производства и реализации продукции. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга и являются объектами бухгалтерского учёта.
Таким образом, объектами
бухгалтерского учёта являются имущество
организации, источники его формирования,
обязательства и хозяйственные
операции, осуществляемые в процессе
финансово-хозяйственной
Бухгалтерский учёт даёт обширный информационный материал для внутренних и внешних пользователей.
Метод бухгалтерского учета - это совокупность
приемов и способов, с помощью
которых исследуется объект учета
- предприятие и его
Бухгалтерский учет имеет характерные
отличия от других видов учета. Ему
присуща полнота охвата предмета
исследования, он носит сплошной и
непрерывный характер. В этом виде
учета без пропусков и
Отличительной чертой бухгалтерского учета является требование документального обоснования для регистрации всех хозяйственных операций, что не обязательно для других видов учета.
В бухгалтерском учете
К элементам метода бухгалтерского учета также относится способ обобщения информации за отчетный период в бухгалтерском балансе.
Метод бухгалтерского учета носит комплексный характер и позволяет:
- получить представление о
- обеспечить постоянную и
- определить финансовые
- предоставить необходимые
- создать информационную базу для внутрифирменного анализа и контроля;
- предоставить исходные
- использовать бухгалтерские
- обобщать данные о
Составляющими метода бухгалтерского учета являются:
- документация и инвентаризация;
- оценка и калькуляция;
- счета и двойная запись;
- балансовое обобщение и
В бухгалтерском учете
Часть учетных документов поступает на предприятие извне, от сторонних лиц и организаций: от поставщиков предприятие получает счета к оплате за приобретенные у них ценности или услуги, из банков поступают выписки и авизо, сообщающие о состоянии и движении денежных средств на расчетном и других счетах предприятия, и т.д. Другие документы предприятие выписывает само и направляет своим деловым партнерам: счета покупателям за отгруженную им продукцию, платежные поручения банку на перечисление средств в погашение задолженности предприятия поставщикам, бюджету, другим кредиторам. Некоторые документы оформляются и используются только внутри предприятия, например накладные на внутреннее перемещение материалов при передаче их со склада в производство, таблицы расчета аммортизации основных средств и др.
Документы играют очень большую роль в повседневном управлении предприятием, с их помощью контролируется вся текущая деятельность и устанавливается персональная ответственность работников за выполнение конкретных операций. Документирование повышает достоверность и точность учетных данных. Следует иметь в виду и правовое значение документов: с их помощью обосновывается целесообразность и законность совершаемых операций, а сами документы, если они правильно оформлены, имеют юридическую доказательную силу, что очень важно при оформлении претензий и обращении предприятия в суд или арбитраж, при разрешении разногласий с налоговыми органами. Большое значение бухгалтерские документы имеют и для последующего контроля за деятельностью предприятия, например при проведении ревизий, или аудиторских проверок.
Документы могут представляться как на бумажных, так и на машиночитаемых носителях информации.
Первичные документы составляются в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - сразу после ее окончания. За содержание и порядок оформления документов отвечают лица, составившие и подписавшие их.
При оформлении документов требуется четкость и аккуратность. Нельзя подчищать неправильные записи в документах или вносить в них, не оговоренные исправления. Документы заполняются на русском языке, а если их содержание изложено на иностранном языке, то требуется подстрочный перевод.
Как правило, многие документы записываются
в специальные журналы и
Важным способом обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности является инвентаризация, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств предприятия на определенную дату.
С помощью инвентаризации сопоставляется и уточняется фактическое наличие средств и состояние расчетов с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация материалов, готовой продукции, товаров и другого имущества, имеющего вещественно-натуральную форму, проводиться путем проверки их количества, качества и технического состояния в местах хранения и эксплуатации. Расхождения между бухгалтерскими данными и фактическим наличием и состоянием материально-производственных запасов могут возникнуть из-за нарушения режима хранения или вследствие естественной убыли, из-за ошибок при измерении количества при поступлении на склад, из-за ошибок в документах, в результате хищений или других злоупотреблений.