Бухгалтерский учет на малых предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 15:06, реферат

Краткое описание

Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1. Критерии отнесения предприятий к категории малых……………………3
2. Особенности организации бухгалтерского учета на малых
предприятиях ………………………………………………………………….6
3. Отчетность субъектов малого предпринимательства……………………11
Заключение…………………………………………………………………...13
Список использованной литературы……………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание12, симионов.docx

— 36.85 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

 

Введение………………………………………………………………………..2

 

1. Критерии отнесения предприятий к категории малых……………………3

2. Особенности организации бухгалтерского учета на малых

 предприятиях ………………………………………………………………….6

3. Отчетность субъектов малого предпринимательства……………………11

 

Заключение…………………………………………………………………...13

Список  использованной литературы……………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным                     законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.

 К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Критерии отнесения предприятий к категории малых

 

Федеральный закон  от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). Этот закон регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

К субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с ст. 4 Закона N 209-ФЗ, относятся:

- внесенные в  ЕГРЮЛ потребительские кооперативы  и коммерческие организации (кроме  ГУПов и МУПов);

- внесенные в  ЕГРИП физические лица;

- крестьянские (фермерские  хозяйства).

Субъекты должны соответствовать следующим критериям: только для юридических лиц - ограничение 25% суммарной доли участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

Первый критерий - ограничение средней численности работников (вне зависимости от сферы деятельности) за предшествующий календарный год:

- для средних  предприятий - от 101 до 250 человек;

- для малых предприятий  - до 100 человек.

Среди малых предприятий законодатель выделил микропредприятия, средняя численность работников которых составляет до 15 человек.

Средняя численность  работников определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или  по совместительству с учетом реально  отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Второй критерий - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, определяемая в соответствии с нормами НК РФ, или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов), определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухучете, за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

Предельные значения активов будут устанавливаться  Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за малыми и средними предприятиями.

 Положение вступило в силу 1 января 2010 г. (п. 2 ст. 27 Закона N 209-ФЗ).

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства  изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных установленных значений средней  численности и показателей выручки, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Вновь созданные  организации и зарегистрированные ИП могут быть отнесены к субъектам  малого и среднего предпринимательства  в течение года, в котором они  зарегистрированы, если перечисленные  выше показатели не превышают предельных значений со дня их регистрации.

Отдельно стоит  отметить, что законодатель сохранил за субъектами малого предпринимательства, получающими поддержку в настоящее  время в соответствии с нормами  утратившего силу Закона N 88-ФЗ, при  их несоответствии новым критериям  право на получение ранее оказанной  поддержки до 1 июля 2008 г. (п. 3 ст. 27 Закона N 209-ФЗ).

Законом N 209-ФЗ более  детально регламентированы меры, принимаемые  в целях реализации государственной  политики в области развития малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации, к которым, в частности, относятся:

- специальные налоговые  режимы, упрощенные правила ведения  налогового учета, упрощенные  формы налоговых деклараций по  отдельным налогам и сборам  для малых предприятий;

- упрощенная система  ведения бухгалтерской отчетности  для малых предприятий, осуществляющих  отдельные виды деятельности;

- упрощенный порядок  составления субъектами малого  и среднего предпринимательства  статистической отчетности;

- льготный порядок  расчетов за приватизированное  субъектами малого и среднего  предпринимательства государственное  и муниципальное имущество;

- особенности участия  субъектов малого предпринимательства  в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения  заказов на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд;

- меры по обеспечению  прав и законных интересов  субъектов малого и среднего  предпринимательства при осуществлении  государственного контроля (надзора);

- меры по обеспечению  финансовой поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства;

- меры по развитию  инфраструктуры поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства;

- иные направленные  на обеспечение реализации целей и принципов.

 

  1. Особенности организации бухгалтерского учета на малых предприятиях

 

Руководитель малого предприятия может в зависимости  от объема учетной работы:

- создать бухгалтерскую  службу как структурное подразделение,  возглавляемое главным бухгалтером;

- ввести в штат  должность бухгалтера;

- передать на  договорных началах ведение бухгалтерского  учета специализированной организации  (централизованной бухгалтерии)  или бухгалтеру-специалисту;

- вести бухгалтерский  учет лично.

Принятая малым  предприятием учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и  состояние бухгалтерского учета.

Начальным этапом бухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем  составления определенных носителей  первичной учетной информации.

Малые предприятия  могут применять для документирования хозяйственных операций формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также  самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным  законом «О бухгалтерском учете» и обеспечивающие достоверность  отражения в бухгалтерском учете  совершенных хозяйственных операций.

При организации  бухгалтерского учета средним и  малым предприятиям следует руководствоваться  едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н, Положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету (ПБУ). Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Упрощенные правила  учета предполагают отказ от применения некоторых бухгалтерских стандартов, в числе которых ПБУ "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.

Форму ведения бухгалтерского учета выбирает главный бухгалтер  по согласованию с руководителем  малого предприятия в зависимости  от количества операций и объема документооборота, опыта и квалификации специалистов бухгалтерской службы, наличия вычислительных средств и программного обеспечения, а также от сложившихся традиций на предприятии. Бухгалтерский учет в малых предприятиях может быть организован по обычной форме  учета: журнально-ордерной, журнал-главная, автоматизированной и т.п.

Для организации  учета предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий составляет рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит вести учет по основным счетам.

  С 1 января малый бизнес будет работать по-новому. Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, затрагивающие налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы. Большинство поправок вступят в силу с 1 января 2013 г., однако ряд изменений уже вступили в силу.

Переход на патентную  систему налогообложения с 1 января 2013 г. возможен только в том случае, если закон субъекта РФ о введении данного спецрежима на своей территории опубликован не позднее 1 декабря 2012 г. (п. 2 ст. 8 Закона N 94-ФЗ).

Основные отличия ПНС от УСН на патенте:

- увеличено возможное  число привлекаемых наемных работников: средняя численность наемных  работников по всем видам предпринимательской  деятельности не должна превышать  за налоговый период 15 человек.  Для УСН на патенте среднесписочная  численность работников устанавливалась  не более 5 человек;

- сокращен срок подачи  заявления о применении патента  до 10 дней;

- порядок оплаты патента  будет зависеть от срока, на  который он выдан. 

- срок действия нового  патента не может начинаться  в одном году, а заканчиваться  в другом (в настоящее время  это допускается);

- индивидуальные предприниматели,  купившие новый патент, освободятся  от обязанности применять ККТ.  Подтвердить продажу товаров  или оказание услуг они смогут  товарным чеком или квитанцией;

- для новой патентной  деятельности будет установлена  пониженная ставка страховых  взносов в размере 20%.

Отражение хозяйственных  операций в системе счетов бухгалтерского учета и регистрах бухгалтерского учета осуществляется посредством двойной записи. Сущность двойной записи заключается во взаимосвязанном отражении каждой совершенной операции одновременно на двух счетах бухгалтерского учета.

Малые предприятия, могут вести учет всех операций путем  их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (в дальнейшем - Книга) по форме №  К-1

Наряду с Книгой для учета расчетов по оплате труда  с работниками, по налогу на доходы физических лиц с бюджетом малое  предприятие должно вести также  ведомость учета заработной платы  по форме № В-8.

Книга (форма №  К-1) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании  которого можно определить наличие  имущества и денежных средств, а  также их источников у малого предприятия  на определенную дату и составить  бухгалтерскую отчетность.

Малое предприятие  может вести Книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости  используя вкладные листы для  учета операций по счетам), или в  форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована.

Финансовый результат  от реализации продукции (работ, услуг) выявляется как разница между  оборотом, показанным по графе «Продажи - кредит», и оборотом по графе «Продажи - дебет».

Выявленный результат  отражается в Книге отдельной  строкой:

в графе 3 делается запись «Финансовый результат за месяц»

в графах «Сумма», «Продажи - дебет» (если получена прибыль) и «Прибыль и ее использование - кредит» или  «Продажи - кредит» (если получен убыток) и «Прибыль и ее использование - дебет» показывается сумма финансового  результата за месяц.

Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для  учета финансово-хозяйственных операций регистры бухгалтерского учета:

Ведомость учета  основных средств, начисленных амортизационных  отчислений - форма № В-1;

Ведомость учета  производственных запасов и товаров, а также налога на добавленную  стоимость, уплаченного по ценностям, - форма № В-2;

Ведомость учета  затрат на производство - форма № 3;

Ведомость учета  денежных средств и фондов - форма  № 4;

Ведомость учета  расчетов и прочих операций - форма  № В-5;

Ведомость учета  реализации - форма № В-6 (оплата);

Ведомость учета  расчетов и прочих операций - форма  № В-6;

Ведомость учета  расчетов с поставщиками - форма  № В-7;

Ведомость учета  оплаты труда - форма № В-8;

Ведомость (шахматная) - форма № В-9.

Каждая ведомость, как правило, применяется для  учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной - по дебету счета с указанием  номера кредитуемого счета (в графе  «Корреспондирующий счет»), в другой - по кредиту корреспондирующего счета  и аналогичной записью номера дебетуемого счета.

Данная оборотная  ведомость является основанием для  составления бухгалтерского баланса  малого предприятия.

Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся  к прошлым периодам, отражается в  регистрах бухгалтерского учета  отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов - красной).

 

 

 

  1. Отчетность субъектов малого предпринимательства

 

Все организации  обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета  бухгалтерскую отчетность.

В настоящее время  общие требования к порядку составления  бухгалтерской отчетности и представления  ее пользователям установлены Федеральным законом  Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998 г. N 34н, Положением по бухгалтерскому учету 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденным приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. N 43н, а также Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организации".

В соответствии с  перечисленными актами бухгалтерская  отчетность организаций, за исключением  отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской  деятельности и не имеющих кроме  выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит  из:

а) бухгалтерского баланса (форма N 1);

б) отчета о прибылях и убытках (форма N 2);

в) приложений к  ним, в частности отчета об изменениях капитала (форма N 3), отчета о движении денежных средств (форма N 4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5);

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность  бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной  записки.

Согласно п. 3 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. N 67н, субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительную записку.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить  аудиторскую проверку достоверности  бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих  данных.

Кроме того, как  правило, субъекты малого предпринимательства  не относятся к числу лиц, которые  должны ежегодно подвергаться обязательному  аудиту в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской  деятельности". Поэтому малые  предприятия обычно предоставляют  только бухгалтерский баланс и отчет  о прибылях и убытках.

 

 

 

 

 

Заключение

 

С 1 января 2008 г. вступил в  силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Понятие субъектов  малого и среднего предпринимательства  в соответствии с новым законом  претерпело некоторые изменения. Так, к субъектам малого и среднего предпринимательства новым Законом  относятся (ст. 4 Закона N 209-ФЗ): потребительские  кооперативы и коммерческие организации; индивидуальные предприниматели; и  крестьянские (фермерские хозяйства).

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства  изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных установленных значений средней  численности и показателей выручки, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Руководитель малого предприятия  может в зависимости от объема учетной работы:

- создать бухгалтерскую  службу как структурное подразделение,  возглавляемое главным бухгалтером;

- ввести в штат должность  бухгалтера;

- передать на договорных  началах ведение бухгалтерского  учета специализированной организации  (централизованной бухгалтерии)  или бухгалтеру-специалисту;

- вести бухгалтерский  учет лично.

Большое значение для субъектов  малого и среднего предпринимательства  имеет такая льгота, как возможность  вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе.

В первую очередь субъектам  малого предпринимательства Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства предложен упрощенный план счетов бухгалтерского учета.

Следует отметить, что упрощенные правила учета  предполагают отказ от применения некоторых  бухгалтерских стандартов, в числе  которых ПБУ "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина  России от 19.11.2002 N 114н.

Все организации  обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета  бухгалтерскую отчетность.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить  аудиторскую проверку достоверности  бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

 

          1.  Федеральный закон Российской Федерации от 6 декабря 2011 г.    N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

          2. Федеральный закон 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г.

3. Белоусова М.В. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации / Бухгалтер и закон, N 1, январь 2010 г.

4. Базарова А. Отчетность субъектов малого предпринимательства / Аудит и налогообложение, N 1, январь 2010 г.

          5. И.А.Толмачев Под редакцией А.В.Касьянова ВСЕ О МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ/ Издание шестое, переработанное и дополненное , "ГроссМедиа", 2011 "РОСБУХ", 2011

 6. Колесникова Е.В. Новости статистики: малые предприятия / Консультант бухгалтера, N 6, июнь 2009 г.

7. Смагина И.А., Подгорная Ю.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

8. Хоменко Е.Г. Новый закон о малых предприятиях / Актуальная бухгалтерия, N 9

  

 
 


 


Информация о работе Бухгалтерский учет на малых предприятиях