Бухгалтерский учет на предприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:34, контрольная работа

Краткое описание

Бухгалтерский учет – это система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах предприятия путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Бухгалтерский учет должны вести все организации, находящиеся на территории РФ, а также все филиалы и представительства иностранных предприятий, если международными договорами не предусмотрен иной порядок контроля их деятельности. Предприниматели, действующие без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством.

Содержание

1. Задачи бухгалтерского учета
2. Виды бухгалтерского учета
3. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4. Инвентаризация
5. Правила бухгалтерского учета
6. Объекты бухгалтерского учета
7. Документирование хозяйственных операций
8. Понятие о счетах бухгалтерского учета
9. Счета бухгалтерского учета
10. Двойная запись на счетах и ее значение
11. Синтетический и аналитический учет
12. План счетов бухгалтерского учета
13. Краткая характеристика счетов
14. Учетные регистры
15. Формы бухгалтерского учета

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 100.29 Кб (Скачать файл)

При освобождении главного бухгалтера от занимаемой должности  проводится проверка состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных и составляется акт, который  утверждает руководитель предприятия. Сдаются дела вновь назначенному на эту должность лицу.

Инвентаризация

Под инвентаризацией понимают проверку имущества и обязательств предприятия путем подсчета, обмера, взвешивания. Инвентаризация является способом уточнения показателей учета и контроля за сохранностью имущества. Цель инвентаризации – выявление фактического наличия имущества и сопоставление его с данными бухгалтерского учета, а так же проверка полноты отражения в бухгалтерском учете обязательств.

Инвентаризации подлежит все имущество и все виды финансовых обязательств. Кроме того, – производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (арендованные, полученные для переработки, либо находящиеся  на ответственном хранении), а также  имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Различают полную и частичную  инвентаризацию, которые отличаются степенью охвата проверкой имущества  и обязательств организации. Полная инвентаризация охватывает все без  исключения виды имущества и финансовых обязательств организации, частичная  охватывает один или несколько видов  имущества и обязательств (денежные средства, материалы и т. п.).

Инвентаризации бывают плановыми, которые проводят в заранее установленные  сроки, и внезапными. Внезапные проводят для того, чтобы установить наличие ценностей неожиданно для материально ответственного лица. Их проводят по распоряжению вышестоящих органов, руководителей организаций, требованию ревизоров, следственных и контрольных органов.

Количество инвентаризаций, даты проведения, перечень имущества  и обязательств, проверяемых при  каждой из них, устанавливаются руководителем  предприятия. Кроме того, бывают случаи, когда проведение инвентаризации обязательно, а именно:

  • при передаче имущества предприятия в аренду, при выкупе, продаже, преобразовании государственного или муниципального предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться 1 раз в 3 года, а библиотечных фондов – 1 раз в 5 лет. В районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях инвентаризация товаров. сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при ликвидации (реорганизации) предприятия и в других случаях, предусмотренных законодательством.

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая  инвентаризационная комиссия. Если объем  работ большой, для одновременного проведения инвентаризации имущества  и финансовых обязательств создаются  рабочие инвентаризационные комиссии. Если объем работ незначительный, инвентаризацию допускается возлагать  на ревизионную комиссию. Состав постоянно  действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель предприятия. Приказ (постановление, распоряжение) о составе комиссии регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители  администрации, работники бухгалтерии, специалисты (инженеры, экономисты, техники  и т. д.), представители службы внутреннего  аудита организации или независимых  аудиторских организаций. Отсутствие даже одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для  признания ее результатов недействительными.

Инвентаризации предшествуют подготовительные мероприятия. При  этом материальные ценности сортируют  и укладывают по наименованиям, сортам, размерам; в местах хранения вывешивают ярлыки с указанием количества, массы или меры проверяемых ценностей. Все документы по приходу и расходу ценностей должны быть обработаны и записаны в регистры аналитического учета. У материально ответственных лиц берут расписку в том, что у них нет не оприходованных и не списанных в расход ценностей. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на.… (дата)», что служит бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Наличие средств в натуре проверяют при обязательном участии  материально ответственного лица. Результаты подсчета, обмера и взвешивания заносят  в инвентаризационные описи или  акты инвентаризации не менее чем  в двух экземплярах, акты подписывают  все члены комиссии. Материально  ответственные лица подтверждают на каждой документе, что нет претензий  к комиссии и что проверенные  ценности приняты ими на хранение.

В обязанности руководителя предприятия при этом входит создание условий, обеспечивающих полную и точную проверку наличия имущества в  установленные сроки. Руководитель предприятия должен обеспечить комиссию рабочей силой для перевешивания  и перемещения грузов, исправным  весовым оборудованием, измерительными и контрольными приборами.

В ходе инвентаризации на поврежденные или испорченные ценности составляют акты, в которых указывают характер и степень порчи, ее причины, называют виновных в порче ценностей.

Результаты инвентаризации денежных средств и ценных бумаг  оформляют актом без записи их в инвентаризационной описи.

Оформленные инвентаризационные описи и акты сдают в бухгалтерию  для проверки, затем сравнивают фактическое  наличие средств с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В сличительной ведомости указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации, наличие средств по данным учета и результаты сравнения (излишек или недостачу).

В сличительной ведомости  ценности записывают с указанием  количества и суммы по группам, видам, сортам в соответствии с классификацией, принятой в учете. Записывают только те ценности, по которым выявлены излишки  или недостачи, а остальные ценности показывают в ведомости общей  сумой. Суммы излишков и недостач в сличительных ведомостях указывают  в соответствии с их оценкой в  бухгалтерском учете.

Для документального оформления результатов инвентаризации могут  применяться единые регистры, в которых  объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете, составляются отдельные сличительные ведомости.

Кроме того, инвентаризационная комиссия обязана выявить причины  недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы и предложения  комиссии оформляются протоколом и  утверждаются руководителем предприятия. После этого результаты инвентаризации отражаются в учете.

Расхождения между фактическим  наличием имущества и данными  бухгалтерского учета, выявленные при  инвентаризации, отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем  порядке:

  • излишек имущества приходуется и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации (у бюджетной организации – на увеличение финансирования);
  • недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, а сверх норм – на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, у бюджетной организации – на уменьшение финансирования.

Перечислим проводки, которые  проводятся при инвентаризации.

Обнаруженные излишки  приходуются как ранее не учтенные объекты основных средств, бывшие в  эксплуатации, безвозмездно поступившие:

1. Д-т сч. 01 «Основные средства» – первоначальная стоимость,  
К-т сч. 87-3 «Безвозмездно полученные ценности» – первоначальная стоимость.

2. Д-т сч. 87-3 «Безвозмездно полученные ценности» – сумма износа,  
К-т сч. 02 «Износ основных средств» – сумма износа.

Недостача основных средств, выявленная при инвентаризации, отражается в учете следующим образом:

1. Списывается первоначальная  стоимость объекта:

Д-т сч. 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» – первоначальная стоимость,  
К-т сч. 01 «Основные средства» – первоначальная стоимость.

2. Списывается износ объекта:

Д-т сч. 02 – сумма износа,  
К-т сч. 47 – сумма износа.

3. Фиксируется факт недостачи  на активном счете 84 «Недостачи  и потери от порчи ценностей»:

Д-т сч. 84 - остаточная стоимость,  
К-т сч. 47 – остаточная стоимость.

Когда отражен факт недостачи, остаточная стоимость недостающего объекта должна быть возмещена. Если виновник недостачи не обнаружен, сумма  недостачи списывается на издержки производства:

Д-т сч. 26 – остаточная стоимость,  
К-т сч. 84 – остаточная стоимость.

При установлении вины материально  ответственного лица за недостачу остаточная стоимость объекта с него взыскивается.

Стоимость объекта списывается  на виновника:

Д-т сч. 73-3 «Расчеты с персоналом по возмещению материального ущерба» – остаточная стоимость,  
К-т сч. 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – остаточная стоимость.

Остаточная стоимость  недостающего объекта возмещается  виновником либо путем внесения денег  в кассу или на расчетный счет, либо путем удержаний из заработной платы:

Д-т сч. 50, 51, 70 – остаточная стоимость,  
К-т сч. 73-3 – остаточная стоимость.

Правила бухгалтерского учета

Правила ведения бухгалтерского учета установлены Законом «О бухгалтерском учете», Положением о  бухгалтерском учете и отчетности, Положением по бухгалтерскому учету  «Учетная политика предприятия», Планом счетов бухгалтерского учета и рядом  других нормативных документов. В  соответствии с этим перечень требований к ведению бухгалтерского выглядит следующим образом:

  • бухгалтерский учет ведется в валюте РФ (в рублях);
  • собственное имущество организаций и предприятий учитывается отдельно от имущества других юридических лиц, если оно находится у данного предприятия;
  • бухгалтерский учет ведется непрерывно с момента регистрации предприятия до реорганизации или ликвидации;
  • организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. При этом данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
  • хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без пропусков или изъятий;
  • текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно;
  • основанием для записи в учетных регистрах являются первичные учетные документы, которые должны составляться в момент совершения хозяйственных операций или непосредственно после их завершения;
  • первичные учетные документы должны содержать все обязательные реквизиты, оформлены четко и разборчиво.

Назовем и некоторые другие правила ведения бухгалтерского учета, регламентированные нормативными документами РФ.

План счетов бухгалтерского учета требует, чтобы в системном  бухгалтерском учете и в балансе  отражалось лишь имущество, являющееся собственностью организации. Имущество, принадлежащее другим предприятиям, должно учитываться на забалансовых счетах.

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности формирование учетной политики организации  должно осуществляться по допущениям и требованиям, установленным Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия».

Работникам бухгалтерии  сегодня необходимо знать и международные  бухгалтерские принципы. В соответствии с первым международным учетным  стандартом основополагающими бухгалтерскими принципами являются: продолжение деятельности, преемственность (постоянство) учетной  политики и начисления (накопления, прироста). С 1 января 1995 г. эти принципы введены в нашу учетную практику положением «Учетная политика предприятия».

На Западе используются также  принципы оценки имущества и обязательств, двойной записи хозяйственных операций, осторожности, существенности, доброкачественности  информации и др.

Методы оценки имущества  и обязательств регламентированы не жестко, применяется метод «исторической  оценки», т. е. оценки имущества и  обязательств на дату совершения операции. Есть ряд способов перехода от «исторической  оценки» к реальной.

Если говорить о принципе двойной записи хозяйственных операций, то на Западе он имеет такое же назначение, как и в отечественном учете.

Принцип осторожности (осмотрительности) определяет тактику поведения фирмы  по отношению к возможному риску. Принцип осторожности обязывает  учитывать все факторы, которые  могут оказать влияние на финансовое положение. Конкретное проявление этого  принципа – асимметричный учет прибылей и убытков (прибыль отражается в  учете после совершения операций, а убыток – с момента возникновения  предположения о его возможности). Для покрытия таких убытков предусматривается  создание специальных резервов.

Принцип существенности способствует определению тактики фирмы при  выборе порядка списания материальных ценностей и отдельных затрат на себестоимость продукции. (Пример: относительно дешевые предметы могут  рассматриваться как затраты того периода, когда они куплены, хотя сами предметы могут служить длительное время.)

Принципы доброкачественности  информации понятен: он ориентируют  на обеспечение достоверности информации для отражения реального финансового  положения.

Информация о работе Бухгалтерский учет на предприятие