Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение организации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- определить значение и задачи учета расчетов с поставщиками и подрядчиками;
изучить нормативную базу учета расчетных операций в РФ;
ознакомиться с документальным оформлением операций по ведению и учету расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- изучить формы безналичных расчетов
- привести порядок учета расчетов с поставщиками и заказчиками;

Вложенные файлы: 1 файл

Введение главное.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2.3. Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

 

 

К поставщикам  и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также выполняющие разные работы (капитальный, текущий ремонт основных средств и др.) и оказывающие различные виды услуг.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после  отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации. Поставщикам и подрядчикам может быть выдан в соответствии с хозяйственным договором аванс.

В настоящее  время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы, оказанные услуги отражаются на данном счете независимо от времени оплаты.

Счет 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:

- полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

- товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);

- излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;

- полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.

Организации, осуществляющие при выполнении договора строительного  подряда, договора на выполнение научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ и иного договора функции генерального подрядчика, расчеты со своими субподрядчиками также отражают на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Счет 60 является преимущественно пассивным. Сальдо кредитовое отражает сумму задолженности организации поставщикам по неоплаченным счетам, оборот по дебету – погашение задолженности, оборот по кредиту – возникновение новой задолженности. Счет 60 может быть активным только в случае, если была произведена авансовая оплата поставщику (подрядчику), при этом для усиления контроля за движением денежных средств рекомендуется открыть к данному счету субсчет «Авансы выданные».

Счет 60 кредитуется  на стоимость фактически поступивших  или принятых к оплате товарно-материальных ценностей, потребленных услуг и работ в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов товарно-материальных ценностей или затрат.

По кредиту  счета 60 отражается стоимость:

-фактически  поступивших товарно-материальных  ценностей согласно документам  поставщика в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (07, 08, 10, 11, 41);

-выполненных  работ, оказанных услуг в корреспонденции  со счетами учета соответствующих  затрат (20, 23, 26, 44).

По дебету счета 60 отражаются оплаченные поставщикам  в погашение обязательств суммы в корреспонденции со счетами учета денежных средств (50, 51, 52, 55).

Сумма налога на добавленную стоимость включается поставщиками и подрядчиками в счета  на оплату и отражается у покупателя записью:

Дебет 19  «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально - производственным запасам»

Кредит 60  «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

По действующему законодательству НДС по приобретенным  товарно-материальным ценностям или  услугам, стоимость которых списывается  на затраты организации (или издержки обращения), после погашения обязательств перед поставщиками предъявляется бюджету, т.е. на сумму налога, уплаченного поставщикам, уменьшаются обязательства организации перед бюджетом по уплате НДС. Это отражается записью:

Дебет 68 «Расчеты с бюджетом»

Кредит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным  материально-производственным запасам».

По договору поставки, согласно ст. 516 ГК РФ, покупатель оплачивает поставляемые товарно-материальные ценности с соблюдением порядка  и формы расчетов, предусмотренных в договоре. При этом может быть предусмотрена полная или частичная предварительная оплата товарно-материальных ценностей. Суммы выданных авансов отражаются на счете 60 обособленно, на субсчете «Авансы выданные».

Основным документом по расчетным взаимоотношениям с поставщиками является счет-фактура, который служит основанием для оформления соответствующих банковских платежных документов на перечисление задолженности: платежных требований, аккредитивов, платежных поручений, расчетных чеков. Счет-фактуру выписывает поставщик на отпускаемые товарно-материальные ценности.

Получаемые  и выдаваемые счета-фактуры записываются раздельно в журналы учета  счетов-фактур и хранятся в течение  полных 5 лет с даты их получения  или выдачи. Счета-фактуры в журнале должны быть подшиты и пронумерованы.

Поставщики  кроме учета журнала выданных счетов фактур ведут также специальную  книгу продаж, которая предназначена  для регистрации счетов-фактур. Учет счетов-фактур в книге ведется  в хронологическом порядке по мере отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения предоплаты. Записи делаются не позднее 10 дней после совершения операции. В книге продаж отражаются все реквизиты, содержащиеся в счетах-фактурах, причем суммы НДС фиксируются раздельно по товарам с различными ставками налогообложения, отдельно показываются продажи, не облагаемые налогом.

В свою очередь  у покупателей товаров, работ, услуг  кроме журнала учета получаемых от поставщиков счетов-фактур ведется  специальная книга покупок, в  которой регистрируются счета-фактуры, представляемые поставщиками. Цель ведения книги покупок заключается в определении сумм НДС, подлежащего зачету в соответствии с законом об НДС.

Книга покупок  включает все реквизиты поступающих  счетов-фактур поставщиков, причем суммы НДС фиксируются раздельно по товарам с различными ставками налогообложения, отдельно показываются покупки, не облагаемые по действующему положению НДС.

На основании  поступающих первичных документов поставщиков в реестрах в течение  месяца делают записи в хронологическом порядке, т.е. по каждому поставщику накапливают суммы расчетных операций по соответствующим материальным ценностям, задолженности по счету 60, ее оплаты и др. В конце месяца обороты по счету 60 из реестров переносят в журнал-ордер №6, где на каждого поставщика отводят одну строку.

Записи по кредиту  счета 60 производят по графам в корреспонденции  с дебетуемыми счетами по учету  товарно-материальных ценностей (07, 10, 11 и 15), затрат на производство (20-29), капитальных  вложений (08) и др. Правая сторона журнала-ордера предназначена для отражения операций по дебету счета 60, т.е. записей об оплате поставщикам и подрядчикам за поставленные товарно-материальные ценности и, выполненные работы и услуги и другим списаниям. При записях по дебету счета указывают кредитуемые счета (счета по учету денежных средств, кредитов банка и др.)

Кроме того, на счете 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» отражают выданные авансы под закупаемое имущество, курсовые разницы, а также прекращение  обязательств.

Выданные авансы учитываются по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  субсчет «Авансы выданные» с  кредита счетов учета денежных средств 51 «Расчетные счета» 52 «Валютные счета» и другие счета учета денежных средств.

Курсовые разницы по приобретенному имуществу (работам, услугам) отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве прочих доходов и расходов в зависимости от значения курсовых разниц.

Прекращение обязательств может осуществляться по следующим  основаниям: при зачете взаимных требований; новации; прощении долга; ликвидации юридического лица.

Прекращение обязательств при зачете взаимных требований отражают по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Прощение долга  по существу является одним из видов  дарения. Прощение долга является прочим доходом и отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

При прекращении  обязательств новацией происходит замена одного обязательства другим. Эта  замена на синтетических счетах не отражается; осуществляются отметки в аналитическом учете.

При прекращении  обязательств вследствие ликвидации юридического лица и при списании кредиторской задолженности, по которой истек  срок исковой давности, учитывают  по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по:

- поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

- поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам;

- поставщикам по неотфактурованным поставкам; поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

- поставщикам по просроченным оплатой векселям;

- поставщикам по полученному коммерческому кредиту.

Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками в  рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчётность, ведётся на счёте 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» обособленно.

При автоматизации  учёта на основании выписок банка  составляют машинограммы синтетического и аналитического учёта по каждому счёту, применяемому для учёта расчётов с поставщиками и покупателями («Расчёты с поставщиками и подрядчиками», «Расчёты по авансам», «Расчёты с покупателями и заказчиками», «Расчёты по претензиям»). Эти машинограммы служат основанием для разработки машинограмм оборотных ведомостей по счетам, итоговые данные которых записывают в Главную книгу.

 

 

2.4. Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками

 

В соответствии с п.3.44 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств,  инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах учета указанных расчетов.

При этом особое внимание уделяется проверке расчетов с поставщиками и покупателями, суммы  которых отражаются по счетам 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". При проведении инвентаризации проверяется реальность дебиторской и кредиторской задолженности на основании первичных документов.

В ходе проведения инвентаризации необходимо убедиться в том, что  сальдо по счетам расчетов показано развернуто (то есть кредиторская задолженность  не засчитывается дебиторской).

Рабочая инвентаризационная комиссия устанавливает сроки возникновения  задолженности, ее реальность, виновных в пропуске сроков исковой давности, если это имеет место. Проверке подлежат товарные, расчетные документы по проведенным в учете операциям, книга выданных доверенностей на получение товарно-материальных ценностей, договоры на поставку товаров.

Контроль за соблюдением  расчетов способствует повышению ответственности  за соблюдением платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, улучшению взаиморасчетов по заключенным договорам и своевременности  поставок продукции в нужном ассортименте. Выверка расчетов способствует уточнению сроков платежей, устраняет необходимость выплаты пеней, неустоек, штрафов при наличии кредиторской задолженности.

Проверку расчетов с  поставщиками и покупателями проводят на основании данных аналитического учета, соответствующих первичных документов, а также актов выверки расчетов с дебиторами. Акт выверки расчетов с дебиторами составляется в произвольной форме отдельно по каждому дебитору. Для подтверждения обоснованности сумм дебиторам и кредиторам направляются запросы с целью подтверждения суммы задолженности, числящейся в учете организации.

Особо тщательной проверке должен быть подвергнут счет 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками" в части сумм товаров, оплаченных, но находящихся в пути, и расчетов с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами. При этом уточняется, не значатся ли в составе неотфактурованных поставок суммы, оплата которых отражена на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", или суммы за товары и материалы, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.

Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками