Бухгалтерский учёт в бюджетных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 09:58, реферат

Краткое описание

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях, как и у любых других экономических субъектов, должен быть зеркалом финансово-хозяйственной деятельности, правильно и достоверно отражающим все многообразие реально протекающих процессов. [6]
В условиях рыночной экономики повышается роль учета и контроля за рациональным использованием всех ресурсов, в том числе и основных средств.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Выбытие основных средств  осуществляется в установленном  порядке. Необходимость списания основных средств вызвана невозможностью их использования вследствие физического и морального износа, нарушений нормальных условий эксплуатации, в результате аварий и стихийных бедствий. При этом начисление износа в размере 100% стоимости основных средств не может служить основанием для их списания. [5]

Основные средства подлежат списанию только в тех случаях, когда  их ремонт невозможен или экономически нецелесообразен, а также если они не могут быть реализованы или переданы другим организациям в установленном порядке.

Для определения непригодности  основных средств, невозможности их восстановительного ремонта, а также оформления необходимой документации на списание приказом руководителя создается комиссия. В ее состав входят руководитель (заместитель руководителя) учреждения, главный бухгалтер (его заместитель), работник соответствующей группы бухгалтерии (централизованной бухгалтерии), материально ответственные лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств.

Комиссия производит:

• осмотр объекта, подлежащего  списанию, с использованием технической документации, а также данных бухгалтерского учета и устанавливает непригодность для дальнейшего использования и невозможность восстановительного ремонта;

• устанавливает причины  списания (износ, реконструкция, авария, нарушение нормальных условий эксплуатации и др.);

• выявляет лиц, виновных в преждевременном выбытии основных средств из эксплуатации, вносит предложения о привлечении этих лиц к ответственности в соответствии с законодательством;

• определяет возможность  использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и производит их оценку;

• осуществляет контроль за изъятием из списываемых основных средств годных деталей, узлов, материалов, цветных и драгоценных металлов, определяет их количество и вес, контролирует сдачу на соответствующий склад;

• составляет акты о списании отдельных объектов основных средств.

В бюджетных учреждениях  применяются акты о списании основных средств по форме ОС-4 бюдж., акты о списании транспортных средств по форме ОС-4а бюдж., акты о списании исключенной из библиотеки литературы по форме 444.

 

В актах о списании указываются: год изготовления, дата поступления в организацию, время ввода в эксплуатацию, первоначальная (или восстановительная) стоимость, сумма начисленного износа, количество проведенных капитальных ремонтов. Подробно определяются причины выбытия основных средств, состояние его основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов. При списании автотранспортных средств, кроме того, указывается пробег автомобиля, дается техническая характеристика его агрегатов и деталей, определяется возможность дальнейшего использования основных деталей и узлов, которые могут быть получены от разборки.

Акт составляется отдельно на каждый списываемый объект; не допускается списание по одному акту нескольких объектов. К акту прикладывается заключение специализированной организации о техническом состоянии объекта, невозможности его дальнейшего использования, нецелесообразности проведения ремонта.

При списании с баланса  основных средств, выбывших в результате аварии, к акту о списании прилагается копия акта об аварии, указываются причины аварии и меры, принятые в отношении виновных лиц.

Составленные акты на списание подписываются всеми членами комиссии и утверждаются руководителем бюджетного учреждения. [6]

На основании актов  основные средства списываются с  баланса бюджетного учреждения следующей записью:

Д          020 «Износ основных средств» (на сумму начисленного

                     износа)

             250 «Фонд в основных средствах» (на фонд остаточной 

                     стоимости)

К 010—019 «Основные средства».

 

Разборка и демонтаж основных средств до утверждения актов на списание не допускаются. Все детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, годные для ремонта других машин, а также другие материалы, полученные от ликвидации основных средств, приходуются по соответствующим счетам. Стоимость материалов, полученных от ликвидации основных средств, приобретенных за счет бюджетных, а также целевых средств и безвозмездных поступлений, относится на увеличение целевых средств на содержание учреждения и другие мероприятия:

Д  063-1,

    063-3  «Хозяйственные  материалы и канцелярские принадлежности»

    069-1,

    069-3  «Запасные  части к машинам и оборудованию»

К     270  «Целевые средства на содержание учреждения и  другие мероприятия».

 

 

Стоимость материалов, полученных от разборки отдельных объектов основных средств, по предметам, приобретенным за счет средств от предпринимательской деятельности, относится на увеличение средств на содержание и развитие материально-технической базы.

На сумму материалов производится запись:

Д 063-2  «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности»                    

    069-2 «Запасные  части к машинам и оборудованию»

К    241 «Средства  на содержание и развитие материально-технической       

              базы»

Детали и узлы, изготовленные  с применением драгоценных металлов или из черных и цветных металлов и не используемые для нужд учреждения, подлежат реализации организациям, имеющим лицензии на данный вид деятельности. Списанные с баланса детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов, учитываются учреждением в соответствии с нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, согласованными с Минфином России. [7]

Суммы, вырученные учреждениями от реализации неиспользуемого оборудования и других объектов основных средств, а также материалов, полученных от разборки основных средств, остаются в распоряжении учреждений и относятся в размере балансовой (первоначальной или восстановительной) стоимости:

 

  • по предметам, приобретенным за счет бюджетных средств, а также целевых и безвозмездных поступлений, на увеличение целевых средств на содержание учреждения и другие мероприятия в соответствии с записью:

 

Д 178-3 «Расчеты с прочими  дебиторами и кредиторами»

К    270 «Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия»;

  • по предметам, приобретенным за счет средств от предпринимательской деятельности, на увеличение средств на содержание и развитие материально-технической базы в соответствии с записью:

 

Д 178-2 «Расчеты с прочими  дебиторами и кредиторами»

К    241 «Средства  на содержание и развитие материально-технической         

              базы».

Сумма превышения между ценой реализации и балансовой стоимостью реализованных основных средств, а также материалов, полученных от разборки основных средств, за вычетом расходов, связанных с реализацией и уплатой налога на добавленную стоимость, относится на доходы отчетного периода.

 

 При этом делается  запись:

Д 178-2 «Расчеты с прочими  дебиторами и кредиторами»

К    401 «Доходы  будущих периодов».

 

Фактическое поступление  сумм от реализации основных средств, приобретенных за счет бюджетных и целевых средств, отражается записью:

• на сумму балансовой стоимости:

Д     110 «Целевые средства и безвозмездные поступления»

 К 178-3 «Расчеты с  прочими дебиторами и кредиторами»;

• на сумму превышения цены реализации над балансовой стоимостью:

Д    111 «Средства, полученные от предпринимательской деятельности»

К 178-2 «Расчеты с прочими  дебиторами и кредиторами».

При фактическом поступлении  денег от реализации основных средств, приобретенных за счет предпринимательской  деятельности, производится запись:

Д    111 «Средства, полученные от предпринимательской деятельности»

К 178-2 «Расчеты с прочими  дебиторами и кредиторами».

Суммы, полученные учреждениями от реализации зданий, сооружений, передаточных устройств, находящихся в оперативном управлении, а также от реализации материалов, полученных от разборки основных средств, полностью перечисляются в доход соответствующего бюджета. При реализации зданий, сооружений и передаточных устройств по цене реализации производится запись:

Д 020-1 «Износ основных средств»

    250-1 «Фонд в  основных средствах»

К 010-1 «Здания»

    011-1 «Сооружения»

    012-1 «Передаточные  устройства».

 

На суммы, полученные от реализации, производится запись по платежам в бюджет:

Д    091 «Средства  федерального бюджета на расходы  учреждения»

       101 «Средства  на расходы учреждения»

К 173-1 «Расчеты по платежам в бюджет».

 

На суммы, перечисленные  в бюджет, делается запись:

Д 173-1 «Расчеты по платежам в бюджет»

К    091 «Средства  федерального бюджета на расходы  учреждения»

       101 «Средства  на расходы учреждения». [6]

При реализации объектов недвижимости, приобретенных либо выстроенных за счет средств от предпринимательской деятельности, а также целевых средств и безвозмездных поступлений, суммы от реализации остаются в самостоятельном распоряжении бюджетного учреждения в соответствии с требованиями ст. 298 ГК РФ. [1]

 

Списание основных средств  и нематериальных активов может  производиться в результате недостач, установленных при инвентаризации основных средств. На сумму недостачи по балансовой стоимости производится запись:

 

Д           020 «Износ основных средств»

              250 «Фонд в основных средствах»     

К 010—019  «Основные средства»

       Одновременно  производится вторая запись на  суммы недостачи по рыночной стоимости, отнесенной на виновных лиц, по объектам основных средств, приобретенных за счет:

• бюджетных средств:

Д 170-1 «Расчеты по недостачам» 

К 173-1 «Расчеты по платежам в бюджет»;

• целевых средств  и безвозмездных поступлений:

Д 170-1 «Расчеты по недостачам»

К 270-3 «Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия»;

• средств от предпринимательской  деятельности:

Д 170-2 «Расчеты по недостачам»

 К 401 «Доходы будущих  периодов».

 

При авариях и стихийных  бедствиях списание недостач основных средств осуществляется за счет бюджетного учреждения и оформляется следующей записью по балансовой стоимости:

Д          020 «Износ основных средств»

             250 «Фонд в основных средствах»            

К 010—019 «Основные средства»

Учет операций по выбытию  и перемещению основных средств ведется в накопительной ведомости по форме 438 (мемориальный ордер 9). Записи в накопительную ведомость производятся по каждому документу, при этом в графу «Итого» вносится сумма выбывших и перемещенных объектов основных средств, которая должна равняться сумме записей по дебету субсчетов. По окончании месяца итоги по субсчетам записываются в книгу «Журнал-Главная».

Для контроля за правильностью  бухгалтерских записей по синтетическому счету 01 и счетам второго порядка составляется оборотная ведомость по форме 326. Итоги оборотов и остатки по каждому аналитическому счету оборотных ведомостей должны сверяться с итогами оборотов и остатками этих субсчетов в книге «Журнал-Главная» (форма 308). Оборотные ведомости составляются ежеквартально, записи в них могут производиться в течение нескольких лет.

 

 

 

 

Аналитический учет основных средств ведется на следующих  инвентарных карточках:

• учета основных средств  в бюджетных учреждениях по форме ОС-6 бюдж.;

• учета основных средств  в бюджетных учреждениях (для  животных, многолетних насаждений и капитальных расходов для улучшения земель) по форме ОС-8;

• группового учета основных средств по форме ОС-9. Карточки ведутся  по каждому инвентарному объекту. Инвентарные карточки по формам ОС-6 бюдж., ОС-8 и ОС-9 регистрируются в описи инвентарных карточек по учету основных средств (форма ОС-10), которая ведется в одном экземпляре. Записи в ней производятся в разрезе групп основных средств с указанием года открытия карточек. Для каждой группы отводится соответствующее количество страниц. В централизованных бухгалтериях описи ведутся в том же порядке по каждому обслуживаемому учреждению.

Основанием для открытия инвентарной карточки служат прилагаемая техническая документация на объект и сопроводительные документы поставщика при оприходовании основных средств. Инвентарная карточка должна быть подписана бухгалтером и материально ответственным лицом. Инвентарные карточки хранятся в картотеках бухгалтерии, где они располагаются по соответствующим субсчетам и группам с разделением по материально ответственным лицам, а в централизованных бухгалтериях — по обслуживаемым учреждениям.

Карточка формы ОС-6 бюдж. предназначена для учета  зданий, сооружений, передаточных устройств, машин и оборудования, инструментов, транспортных средств и др. Записи в ней производятся на основании первичных учетных документов (актов приемки о вводе в эксплуатацию, технических паспортов и др.). В карточке указываются характерные признаки объектов: инвентарный номер, модель, тип, марка, заводской номер, дата выпуска (изготовления), дата и номер акта ввода основных средств в эксплуатацию, сведения об износе и др.

Карточка формы ОС-8 служит для учета рабочего, продуктивного и племенного скота, а также многолетних насаждений и капитальных расходов по улучшению земель. Карточка формы ОС-9 предназначена для учета библиотечных фондов и сценическо-постановочных средств. Для библиотечных фондов открывается одна карточка, учет в которой ведется только в денежном выражении общей суммой. Учет сценическо-постановочных средств ведется на карточках в количественном и суммовом выражении. [6]

 

 

 

 

 

 

4.  ИЗНОС  И АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Для бюджетных организаций  характерно наличие основных средств, приобретенных как за счет бюджетных, так и внебюджетных средств. В зависимости от источника приобретения на основные средства либо начисляется износ, либо производятся амортизационные отчисления.

Информация о работе Бухгалтерский учёт в бюджетных учреждениях