Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 13:20, курсовая работа
Целью данной работы является изучение бухгалтерского учёта основных средств на данном предприятии.
В соответствии с целью работы были поставлены и рассмотрены следующие задачи:
- изучить основные нормативные документы для бухгалтерского учёта основных средств,
- рассмотреть документальное оформление бухгалтерского учёта основных средств,
- изучить синтетический и аналитический учёт основных средств на примере
ООО «Рубин».
Введение……………………………………………………………………………………….……......3
Глава.1 Основные средства как объект бухгалтерского учёта …………………..………………....5
1.1 Понятие, классификация и оценка основных средств …………………………...…….……...5
1.2 Первоначальная, остаточная и восстановительная стоимость основных средств ……..…....8
1.3 Переоценка основных средств и основные нормативные документы для бухгалтерского учёта ………………………………………………………………………………………………...…10
Глава.2 Организация синтетического и аналитического учёта основных средств на
ООО «Рубин» ….................................................................................................................................17
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Рубин» ...………....17
2.2 Учёт поступления основных средств .……………………………………..….…....................19
2.3 Способы начисления и учёта амортизации основных средств ………………..…..……......25
2.4 Учёт расходов на содержание и восстановление основных средств, выбытие основных средств ………………………………………………………………………………………………...27
Заключение ………………………………………...………….………….…………..........................31
Список использованной литературы ……………………………………………...………………..33
Работа
осуществляется на
Предметом деятельности общества являются:
- разборка
автомобилей на запчасти, поставка
оригинальных запчастей, купля-продажа
привозных и подержанных
- специализация на кузовном ремонте, покраске, как наиболее доходном виде услуг;
- специализация на ремонте двигателей, замене прокладок, ремней сцепления, элементов и подвесок, коробок передач и т.д.
- шиномонтаж, автомойка и др.
- консультационные, рекламные, маркетинговые услуги.
Организационная - кадровая структура предприятия будет представлять собой линейную структуру:
Директор
Бухгалтер
Менеджер по сервису (прием и оформление заказов)
Монтажники, слесари, мойщики (4 чел.)
Сторож и уборщик территории (2 чел.)
Приказ об Учетной политике ООО «Рубин» составляется один раз в году, например, 28 или 39 декабря на следующий отчетный год. В учетной политике есть два раздела: учетная политика для бухгалтерского учета и учетная политика для налогового учета.
ООО «Рубин» ведет свою деятельность на общих основаниях и сдает отчетность за квартал, полугодие и год в органы статистики, налоговую инспекцию, Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды, начисляет и уплачивает налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество.
2.2 Учёт поступления основных средств
Поступление основных средств в организацию - отдельный хозяйственный процесс. Затраты на процесс приобретения и создания основных средств часто называют капитальными вложениями.
Таблица 1.1 Формы первичных документов по учёту основных средств
№ формы |
Название формы | |||||||||||||||||
Форма ОС-1 |
Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) | |||||||||||||||||
Форма ОС-1а |
Акт о приеме-передаче здания (сооружения) | |||||||||||||||||
Форма ОС-1б |
Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) | |||||||||||||||||
Форма ОС-2 |
Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств | |||||||||||||||||
Форма ОС-3 |
Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств | |||||||||||||||||
Форма ОС-4 |
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) | |||||||||||||||||
Форма ОС-4а |
Акт о списании автотранспортных средств | |||||||||||||||||
Форма ОС-4б |
Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) | |||||||||||||||||
Форма ОС-6 |
Инвентарная карточка учета объекта основных средств | |||||||||||||||||
Форма ОС-6а |
Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств | |||||||||||||||||
Форма ОС-6б |
Инвентарная книга учета объектов основных средств | |||||||||||||||||
Форма ОС-14 |
Акт о приеме (поступлении) оборудования | |||||||||||||||||
Форма ОС-15 |
Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж | |||||||||||||||||
Форма ОС-16 |
Акт о выявленных дефектах оборудования | |||||||||||||||||
Для синтетического учета основных средств используются балансовые счета: 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 02 «Амортизация основных средств», 99 «Прибыли и убытки», а также забалансовые счета (при необходимости) – «Арендованные основные средства», «Износ жилищного фонда», «Износ объектов внешнего благоустройства» и других аналогичных объектов. Аналитический учет представляет собой по объектный учет основных средств и ведется в инвентарных карточках по форме ОС-6 (таблица 1.1). Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект или группу однотипных объектов, которым присваивается инвентарный номер. Инвентарные карточки могут группироваться в картотеке применительно к классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», а внутри разделов, подразделов, классов т подклассов – по месту эксплуатации (структурным подразделениям организации). Заполнение инвентарных карточек (книг) производится на основе первичной документации. Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии организации. Основные средства поступают в организацию в результате завершения строительно-монтажных работ, приобретения, сооружения и изготовления за плату, безвозмездного поступления от юридических и физических лиц, поступление от учредителей в качестве вклада в уставный капитал, паевой фонд, перехода права собственности по окончанию срока аренды (если договором не предусмотрен переход такого права ранее) и т. д. Во всех приведенных случаях ввод объектов основных средств в эксплуатацию оформляется актом о приемке-передаче основных средств (ф. ОС-1, ОС-1а, ОС-1б). Такой же акт используется при внутреннем перемещении объектов из одного структурного подразделения в другое и для оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию. При оформлении внутреннего перемещения объектов акт выписывается в двух экземплярах работником структурного подразделения, передающего имущество. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика направляется в бухгалтерию, второй – структурному подразделению – поставщику объекта основных средств. Основные средства учитываются на активном счете 01 «Основные средства». Дебетовое сальдо отражает сумму первоначальной стоимости основных средств. По дебету счета записывается информация о первоначальной стоимости поступивших основных средств и их дооценке, а по кредиту – о выбытии основных средств и их уценке. Источниками приобретения основных средств являются: собственные (суммы накопленной амортизации, доходы организации, включая вклады учредителей в уставный капитал, дарение и т.д.), заемные (кредиты, займы и кредиторская задолженность). Покупка основных средств При покупке организацией основного средства его первоначальная стоимость равна сумме фактических затрат, связанных с этой покупкой. Подобный перечень таких затрат приведен в пункте 8 ПБУ 6/01. В нем указано, что суммы, которые в соответствии с договором организация должна уплатить поставщику (продавцу), а также контрагентам за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования, таможенные пошлины, вознаграждения посредникам являются фактическими затратами на приобретение основных средств. Этот перечень открытый – в него можно включить любые затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением основных средств. С 1 января 2006 года при приобретении основного средства за счет заемных средств проценты по ним можно учитывать в составе операционных расходов. Приказом Минфина России от 12 декабря 2005г. № 147н из состава, увеличивающих первоначальную стоимость объекта, исключены начисленные проценты по заемным средствам, если они были привлечены для приобретения этого объекта. Пример отражения в бухгалтерском учете покупки основного средства: ООО «Рубин» приобрело 24 апреля 2012 года для нужд бухгалтерии персональный компьютер стоимостью 29 500 руб. (в том числе НДС – 4500 руб.). В этот же день объект был введен в эксплуатацию. В апреле 2012 года бухгалтер фирмы записала: Дт сч.08 Кт сч.60 - 25 000 руб. – отражены расходы на приобретение оборудования, Дт сч.19 Кт сч.60 - 4 500 руб. – отраженна сумма НДС, предъявленная к оплате поставщиком компьютера, Дт сч.01 Кт сч.08 - 25 000 руб. – отражен ввод в эксплуатацию компьютера, Дт сч.68 Кт сч.19 - 4 500 руб. – принята к вычету сумма НДС, ранее предъявленная к оплате поставщиком. Получение основных средств, в качестве вклада в уставной капитал. В бухгалтерском учете пункт 9 ПБУ 6/01 предписывает учитывать такие объекты по стоимости, согласованной с учредителями организации, за исключением случаев, когда законодательством РФ предусмотрен иной порядок их оценки. Если номинальный размер вклада в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью превышает 200 МРОТ, то цену основных средств, которую устанавливают учредители, должен подтвердить независимый оценщик. При оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик. Стоимость основного средства, по которой актив принимается к учету, в этом случае должна быть не выше, чем ее установил оценщик. По принятии основного средства в счет вклада в уставный (складочный) капитал в бухучете делают запись: Дт сч.08 субсчет «вложения во внеоборотные активы», Кт сч.75 - отражены фактические затраты по принятию основного средства в счет вклада в уставный капитал. Пример отражения в учете операций получения актива в качестве вклада в уставный капитал: ОАО «Восток» в качестве вклада в уставный капитал ООО «Рубин» передало оборудование. Также ООО «Рубин» получило от учредителя восстановленный по оборудованию НДС. В договоре сказано, что ОАО «Восток» оплачивает акции ООО «Рубин» оборудованием, денежная оценка которого составляет 90 000 руб., и восстановленным НДС – 10 000 руб. У ООО «Рубин» не возникло затрат по вводу оборудования в эксплуатацию. Оборудование будет использоваться в деятельности, облагаемой НДС. В бухгалтерском учете у ООО «Рубин» сделали записи: Дт сч.75 Кт сч.80 - 100 000 (90 000 + 10 000) – отражена задолженность ОАО «Восток» по вкладу в уставный капитал, Дт сч.08 Кт сч.75 - 90 000 руб. – учтено оборудование, полученное от ОАО «Восток» в оценке, согласованной учредителями, Дт сч.19 Кт сч.75 - 10 000 руб. – отражен НДС, восстановленный учредителем, Дт сч.68 Кт сч.19 - 10 000 руб. – принят к вычету НДС, восстановленный ОАО «Восток», Дт сч.01 Кт сч.08 - 90 000 руб. – введено в эксплуатацию оборудование. В случае, когда остаточная стоимость актива по данным передающей стороны равна нулю, принимающая сторона отражает операции, связанные с получением актива, так: Дт сч.08 Кт сч.75 - отражены фактические затраты по принятию объекта в счет вклада в уставный капитал, Дт сч.01 Кт сч.08 - введены в эксплуатацию основных средств, полученные в счет вклада в уставный капитал. Сторона, получающая имущество в качестве вклада в уставный капитал, должна затребовать у учредителей документы, подтверждающие его налоговую стоимость. Приобретение основных средств в обмен на другое имущество При получении основных средств по договору, в котором предусматривалось исполнение обязательств неденежными средствами, первоначальная стоимость объекта равна цене имущества, которое было передано взамен. Но часто бывает так, что эту цену определить невозможно. Тогда стоимость полученных активов определяют исходя из цены, по которой обычно организация приобретает аналогичные основные средства. Пример получения объекта основных средств по договору мены: В апреле 2012 года ООО «Рубин» и ООО «Комфорт» заключили договор мены. Согласно договору, ООО «Рубин» поставляет ООО «Комфорт» автомобиль «ВАЗ-2114». А ООО «Комфорт» должно передать автозапчасти. По данным бухгалтерского учета, ООО «Рубин» реализует автомобили «ВАЗ-2114» по цене 200 600 руб. (в том числе НДС – 30 600 руб.). По данным СМИ, автозапчасти стоят примерно столько же. В апреле 2012 года бухгалтер ООО «Рубин» сделала следующие записи: Дт сч.62 Кт сч.90 - 200 600 руб. – отражена выручка от реализации автомобиля «ВАЗ-2114», Дт сч.90 Кт сч.68 - 30 600 руб. – начислен НДС со стоимостью передаваемого ООО «Комфорт» автомобиля «ВАЗ-2114», Дт сч.08 Кт сч.60 - 170 000 руб. (200 600 – 30 600) – оприходованы полученные автозапчасти, Дт сч.19 Кт сч.60 - 30 600 руб. – отражен налог на добавленную стоимость, предъявленный к оплате поставщиком автозапчастей, Дт сч.60 Кт сч.62 - 200 600 руб. – зачтены обязательства по договору мены. С 1 января 2006 года при товарообменных сделках на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ организация должна начислять НДС со стоимости полученных от контрагента товаров, если еще не отгрузила в его адрес свою продукцию. В такой ситуации у нее возникает налоговая база в соответствии со статьей 154 Налогового кодекса РФ. Право на вычет НДС по приобретенным ценностям при бартере появляется только после того, как покупатель отгрузит товары в адрес поставщика. В этом случае сумма налога, подлежащая вычету, определяется исходя из балансовой стоимости отгруженных товаров (п. 2 ст. 172 Налогового кодекса РФ). 2.3 Способы начисления и учёт амортизации основных средств Износ - потеря объектами основных средств потребительских свойств и первоначальной стоимости. Различают два вида износа: физический и моральный. Физический износ - резкое снижение стоимости основными средствами первоначальной потребительской стоимости как в процессе их функционирования, так и бездействия. В свою очередь, физический износ подразделяется на: полный и частичный. Полный износ имеет место, когда действующие средства ликвидируются и заменяются новыми. Частичный износ возмещается путем проведения ремонта. Моральный износ - резкое снижение стоимости основных средств, возникающее в результате роста производительности труда в отраслях, производящих эти основные средства, и появление новых, современных и более производительных машин и оборудования. Амортизация есть постепенное перенесение (погашение) стоимости основных средств в процессе их эксплуатации, на стоимость готовой продукции, работ и услуг. Амортизационные отчисления – денежное выражение амортизации основных средств, включаемой в себестоимость продукции, работ и услуг. Таким путем организация возмещает затраты по использованию объектов основных средств. В соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету начисление амортизации объектов основных средств, производится одним из следующих способов: линейным способом, способом уменьшаемого остатка, способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способом списания стоимости пропорционально объему продукции. Для погашения стоимости объектов основных средств определяется годовая сумма амортизационных отчислений. При линейном способе исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя их срока полезного использования этого объекта. При способе уменьшаемого остатка, исходя из остаточной стоимости (первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости за минусом начисленной амортизации) объекта основных средств на начало отчетного года, нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. При этом в соответствии с законодательством РФ субъекты малого предпринимательства могут применять коэффициент ускорения, равным двум; а по движимому имуществу, составляющему объект финансового лизинга и относимому к активной части основных средств, может применяться коэффициент ускорения в соответствии с условиями договора финансовой аренды не выше трех. При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе сумма чисел лет срока полезного использования объекта. При применении начисления амортизации по объектам основных средств способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования такого объекта. Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Определение срока полезного использования объекта основных средств, включая объекты основных средств, ранее использованные у другой организации, производится исходя из ожидаемого срока использования в организации этого объекта. Сумма начисленных амортизационных отчислений отражается в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете, как правило, по дебету счетов учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом счета учета амортизации. Для учета амортизационных отчислений используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств». Кредитовое сальдо счета 02 отражает: сумму начисленной амортизации по поступившим и действующим основным средствам, сумму возмещенной (накопленной) стоимости основных средств с момента вступления их в эксплуатацию до отчетного периода или до полного выбытия. По дебету сч.02 отражается сумма амортизации по выбывшим основным средствам. Начисленная сумма амортизации относится к расходам на производство и продажу. Таблица 1.2 Записи на счетах бухгалтерского учета амортизации основных средств
2.4 Учёт расходов на содержание и восстановление основных средств, выбытие основных средств Восстановление объекта основных средств осуществляется посредством ремонта (текущего, среднего и капитального), достройки, дооборудования, реконструкции и модернизации. Текущим ремонтом принято считать ремонт, осуществляемый с периодичностью менее одного года. Основная его цель – поддержание объекта в рабочем состоянии. При среднем ремонте, который осуществляется с периодичностью более одного года, производится частичная разборка ремонтируемого агрегата и восстановление или замена части деталей. Капитальным ремонтом оборудования и транспортных средств считается такой вид ремонта, при котором производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулировка и испытание агрегата. Капитальный ремонт зданий и сооружений – ремонт, при котором производится смена изношенных конструкций или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов. В нормативных документах по бухгалтерскому учету и отчетности предлагается на выбор один из нескольких методов отнесения расходов по капитальному ремонту на себестоимость продукции, работ, услуг. Первый метод предполагает наличие в организации ремонтно-строительной группы, затраты которой собираются на сч.23 «Вспомогательные производства» в корреспонденции с кредитом счетов: 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др. В дальнейшем эти расходы списываются на затраты производства или расходы на продажу: Дт сч.20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу» и др. Кт сч.23. Можно непосредственно расходы на ремонт отнести на себестоимость продукции, работ, услуг или расходы на продажу: Дт сч.20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу» и др., Кт сч.10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др. Этот метод применяется при небольших объемах ремонта и равномерных расходах в течение отчетного периода. Второй метод предполагает образование ремонтного фонда (резерва), который создается ежемесячно с отнесением средств на счет 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв расходов на ремонт основных средств», который создается исходя из годовой сметной стоимости ремонта. Образование резерва отражается проводкой: Дт сч.20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу» и др. Кт сч.96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв расходов на ремонт основных средств». Затем фактические расходы на ремонт основных средств, списываются за счет созданного резерва: Дт сч.96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв расходов на ремонт основных средств», Кт сч.10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». В конце года на счете 96 остаются суммы неиспользованного резерва, которые переносятся на следующий год, если ремонт не завершен. По окончании ремонтных работ на излишне начисленные суммы резерва делается запись: Дт сч.96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв расходов на ремонт основных средств», Кт сч.99 «Прибыли и убытки» Учёт выбытия основных средств В бухгалтерском учете для учета выбытия объектов основных средств, как правило, открывают специальный субсчет «Выбытие основных средств». В дебете этого субсчета списывают стоимость выбывающего объекта, а в кредит – сумму накопленной амортизации. По завершении процедуры выбытия остаточная стоимость объекта переносится с субсчета «Выбытие основных средств» на счет 91 «Прочие доходы и расходы». При этом расходы, связанные с выбытием основных средств, учитываются по дебету счета прибылей и убытков в качестве операционных расходов. По кредиту счета прибылей и убытков в качестве операционных доходов учитывается сумма выручки от продажи ценностей, относящихся к выбывшему объекту, стоимость оприходованных материальных ценностей, полученных от разборки объекта основных средств по цене возможного использования. Доходы и расходы от списания основных средств отражаются в бухгалтерском учете в полном объеме в отчетном периоде, к которому они относятся. Это установлено пунктом 31 ПБУ 6/01. В бухгалтерском учете для учета выбытия объектов основных средств, как правило, открывают специальный субсчет «Выбытие основных средств». В дебете этого субсчета списывают стоимость выбывающего объекта, а в кредит – сумму накопленной амортизации. |
Заключение
В процессе написания работы, можно сделать следующие выводы, что бухгалтерский учет основных средств является одним из важных направлений бухгалтерского учета.
Говоря о бухгалтерском учёте в современной России нужно понимать важность развития национальной системы бухгалтерского учёта и отчётности и движения её к международным стандартам.
В связи с расширением прав предприятий в области постановления и ведения бухгалтерского учёта перед бухгалтерскими службами возникает проблема оптимальной организации учёта различных объектов: основных средств, процессов производства и реализации, расчётов, капитальных и финансовых вложений.
Данная курсовая работа рассматривает широкий круг вопросов, связанных с организацией ведения учёта основных средств. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
- для учёта основных средств, вследствие их разнообразия по составу и назначению необходима классификация,
- независимо от организационно-правовой формы собственности предприятия, учёт основных средств организуется в бухгалтерии в резерве инвентарных объектов, каждому из которых присваивается инвентарный номер,
- основные средства могут оцениваться как в натуральных, так и в стоимостных показателях.
Стоимостные показатели являются базой для составления баланса и годового отчета, и могут быть следующих видов: первоначальная, восстановительная и остаточная стоимость.
Аналитический учёт организации с применением вычислительной техники, позволяет сократить трудоёмкость, затраты времени, повысить качество контроля, обеспечить быстрый доступ к информации, основным счётом, по которому отражается движение основных средств, является счёт 01 «Основные средства». Законодательные органы стараются помочь предприятиям в учете основных средств. Примером такой помощи может служить установление стоимости основных средств, привязанной к плавающему показателю минимальной месячной оплаты труда.
Список использованной литературы
1.Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998г. №146-ФЗ в ред. от 28.07.2012г.
2.Гражданский кодекс РФ от 6.12.2011г. №393-ФЗ, 405-ФЗ, от 8.12.2011г. № 422-ФЗ по состоянию 25.03.2012 г.
3.Приказ Министерства Финансов РФ «О форме бухгалтерской отчётности» от 02.07.2010г. №66н, в ред. приказом Минфина РФ от 05.10.2011г.№124 Н, от 17.08.2012.№113н.
4.Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.11.1996г.№129-ФЗ в ред. от 28.11.2011г.
5. ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. N 26н) «Учет основных средств»
6. ПБУ 1/08 (утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008г. № 106н) «Учетная политика организации»
7. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учёт, М.: Проспект, 2011г.
8. Зонова А.В., Банк С.В., Бачуринская М.Н., Банк О.А. Бухгалтерский учёт и аудит, М.: Рид Групп, 2011г.
9. Каморджанова Н.А. Бухгалтерский учёт, С.-П.: Питер, 2011г.
10. Касьянова Г.Ю. Основные средства: бухгалтерский и налоговый учёт, М.: Абак,
2010 г.
11. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт, М.: Информа-М, 2011г.
12. Лачинов Ю.Н. Лучший бухгалтерский учебник, М.: Либроком, 2011 г.
13. Медведев М.Ю. Бухгалтерский учёт, М.: Рид Групп, 2011г.
14. Потапова Е.А. Бухгалтерский учёт, М.: РГ-Пресс, 2011г.
15. Старовойтова Е.В., Соловьёва О.В., Макушина Е.Ю. Бухгалтерский финансовый учёт, М.: Рид Групп, 2011г.
16. Медведев М.Ю. План счетов бухгалтерского учёта, М.: Рид Групп, 2012 г.