Бюджетирование и контроль затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будут рассмотрены основные понятия процесса бюджетирования, достоинства и недостатки, формы, а также управление и контроль затрат.

Содержание

Введение 3
Глава 1: Концепция бюджетного планирования 5
1.1. Сущность бюджетного планирования 5
1.2. Основные функции бюджетирования 6
1.3. Достоинства и недостатки бюджетирования 8
Глава 2. Элементы планирования. 12
2.1. Виды и формы бюджетов 12
2.1.1. Виды бюджетов 12
2.1.2. Основные формы бюджетов 12
2.3.Типовые стадии процесса внедрения бюджетирования 16
2.3. Управление и контроль затрат 17
Глава 3. Подготовка различных планов бюджета 24
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)


Бюджетирование и контроль затрат

Содержание

 

Введение

3

Глава 1: Концепция  бюджетного планирования

5

1.1. Сущность  бюджетного планирования

5

1.2. Основные функции бюджетирования

6

1.3. Достоинства и недостатки бюджетирования

8

Глава 2. Элементы планирования.

12

2.1. Виды и  формы бюджетов

12

2.1.1. Виды бюджетов

12

2.1.2. Основные формы бюджетов

12

2.3.Типовые стадии процесса внедрения бюджетирования

16

2.3. Управление  и контроль затрат

17

Глава 3. Подготовка различных планов бюджета

24

Заключение

27

Список использованной литературы

28


 

 

Введение

В течение многих лет  компании рассматривали свои бюджеты  просто как обязательную оценку предстоящих  годовых доходов и затрат. Теперь это отношение быстро меняется, поскольку рынок требует большей конкурентоспособности и предприятия вынуждены быть более динамичными. Успешные компании постоянно повышают точность своих прогнозов относительно будущих операций и связанных с ними потребностей в ресурсах. Это не только увеличивает важность бюджетирования и планирования, это также изменяет традиционные роли различных таблиц, бюджетных систем и программного обеспечения собственного производства.

Исследование, проведенное  Институтом менеджмента и администрирования, показывает, как постоянно увеличивается значение бюджетирования и планирования для корпораций. Инспекторы больших и маленьких компаний были опрошены на предмет их основных функциональных обязанностей, и около 59% из них указали бюджетирование как свою ключевую функцию.

Это же исследование показывает, что процесс бюджетирования сейчас включает гораздо больше различных  элементов и сотрудников в  рамках организации. Другими словами, дни, когда несколько специалистов в головных подразделениях корпорации изолированно создавали бюджет, быстро уходят в прошлое: бюджетирование стало функцией различных подразделений организации. Когда инспекторов спросили о расширении их контрольных функций, респонденты отметили, что среди их обязанностей лидирующее положение занимают контроль бюджетирования и стратегическое планирование. Это также подтверждает существование стойкой тенденции к усложнению бюджетирования и планирования.

Поэтому актуальность данной темы очень сильна.

В данной работе будут  рассмотрены основные понятия процесса бюджетирования, достоинства и недостатки, формы, а также управление и контроль затрат.

 

Глава 1: Концепция бюджетного планирования

1.1. Сущность бюджетного  планирования

Планирование является средством достижения целей. В современных  условиях планирование становится центральным звеном управления. Рынок не отвергает планирование. Наоборот, в конкурентной борьбе выходить на рынок со своей продукцией без заранее продуманного плана невозможно.

В западной практике, говоря о финансовых планах, обычно оперируют  словом “бюджет”. Бюджет - финансовый документ, отражающий серию спланированных событий, которые свершатся в будущем, т.е. прогноз будущих финансовых операций.

Система бюджетов позволяет  руководителю заранее оценить эффективность  управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации. Наряду с понятием "разработка бюджетов на многих отечественных предприятиях используется термин “бюджетирование”.

Составление бюджетов преследует следующие цели:

  • Разработка концепции ведения бизнеса:
  • Планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;
  • Оптимизация затрат и прибыли предприятия;
  • Координация - согласование деятельности различных подразделений предприятия;
  • Коммуникация - доведение планов до сведения руководителей разных уровней;
  • Мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;
  • Контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;
  • Выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков.

Составление бюджета  является процессом тактического планирования, отсюда и название управленческой функции - бюджетное планирование.

1.2. Основные функции бюджетирования

Бюджетирование - создание технологии планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов. Бюджет - это план деятельности компании за определенный период, выраженный в денежной форме. Он выполняет различные функции внутрифирменного планирования:

  • Бюджет как экономический прогноз. Основные плановые решения принимаются при разработке стратегического планирования, и процесс формулировки бюджета, по существу, является переработкой этих прогнозов.
  • Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности компании. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль.
  • Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженный в стоимостных показателях план в области производства, закупок сырья или товаров, реализации продукции, инвестиционной деятельности и т.д.
  • Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период.

Организация работ по внутрифирменному планированию может  быть различна. Обычно различают две  схемы составления бюджетов:

  • По методу "сверху вниз" руководство компании определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели детализируются и включаются в планы подразделений.
  • Метод “снизу вверх” подразумевает составление бюджетов на уровне подразделений, вынесение их на рассмотрение руководством, принятие бюджета.

Для того, чтобы составление  бюджета принесло реальную помощь компании, необходимо сравнивать прогнозы с результатами исполнения бюджетов, выявлять причины  несоответствия и вырабатывать соответствующие  решения.

План должен быть основан  на целях, которые необходимо достигнуть в планируемом периоде, другими словами тактический план - развернутая система конечных целей деятельности предприятия.

Чтобы тактический план выполнял возложенные на него функции, он должен удовлетворять следующим  требованиям:

  1. Гибкость плана (бюджеты, механизм корректировок).
  2. Полнота планирования (сценарии)
  3. Поддержка со стороны высшего руководства
  4. Комплексность планирования (подшивки бюджетов)
  5. Ответственность за разработку и выполнение планов
  6. Приоритет текущих решений перед планом (анализ План-Факт)
  7. Точность, ясность, лаконичность формулировки плана
  8. Участие исполнителей в разработке плана (несколько пользователей, разграничение прав).

1.3. Достоинства и недостатки бюджетирования

Как и любое явление  бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Достоинства бюджетирования:

  • Оказывает положительное воздействие ан мотивацию и настрой коллектива;
  • Позволяет координировать работу предприятия в целом;
  • Анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;
  • Позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;
  • Позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;
  • Способствует процессам коммуникаций;
  • Помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации;
  • Позволяет сотрудникам-новичкам понять "направление движения" предприятия, таким образом помогая им адаптироваться в новом коллективе;
  • Служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.

Недостатки бюджетирования:

  • Различное восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);
  • Сложность и дороговизна системы бюджетирования;
  • Если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок;
  • Бюджеты требуют от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь, сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что приводит к конфликтам, вызывает состояние подавленности, страха, а следовательно, снижает эффективность работы;
  • Противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, - стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей.

Кроме того, в процессе бюджетирования предприятие могут  подстерегать “подводные камни”:

  • Политические интриги, которые могут повлиять на распределений ресурсов;
  • Конфликты между менеджерами подразделений и отделом контроллинга;
  • Завышение потребностей в ресурсах;
  • Распространение ложной информации о бюджетах по неформальным каналам.

 

Недостатки  сложившейся системы планирования и необходимость составления планов (бюджетов)

  • Планирование сегодня - процесс очень трудоемкий.
  • Планово-экономические службы продолжают подготавливать огромное количество документов, при этом большинство из них не пригодно для финансового анализа.
  • Процесс планирования затянут по времени, что делает его непригодным для принятия оперативных управленческих решений.
  • Плановые данные значительно отличаются от фактических данных.
  • Процесс планирования по традиции начинается от производства, а не от сбыта продукции.
  • При планировании преобладает затратный механизм ценообразования: цена формируется без учета рыночных цен, исходя из полной себестоимости и норматива рентабельности.
  • Калькуляция себестоимости производится на единицу выпуска продукции, а не на единицу проданной продукции.
  • Отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные; при планировании и анализе не используется понятие маржинальной прибыли.
  • Не проводится анализ.
  • Не рассчитывается безубыточности продаж.
  • При планировании не оценивается эффект операционного рычага, коэффициента вклада на покрытие.
  • Невозможно определить запас финансовой прочности.
  • Экономическое планирование традиционно не доводится до планирования финансового и потому не дает возможности определить потребность в финансировании деятельности предприятия.
  • При существующей системе планирования невозможно достоверно проводить сценарный анализ и анализ финансовой устойчивости предприятия к изменяющимся условиям деятельности.

Информация о работе Бюджетирование и контроль затрат