Введение в международные стандарты финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 21:06, контрольная работа

Краткое описание

Последние десятилетия XX в. и начало XXI в. были отмечены повышенным вниманием к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляло определенные требования к единообразию и прозрачности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования и капитализации заработанных средств и т. п.
В настоящее время наибольшую известность получили два подхода к ее решению: гармонизация и стандартизация. Они сначала различались как по заложенной в них идеологии, так и по принципам реализации. Однако в последние годы оба термина зачастую используются как синонимы или как взаимодополняющие понятия.

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. - введение в МСФО.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Введение в международные стандарты финансовой отчетности

 

Последние десятилетия XX в. и начало XXI в. были отмечены повышенным вниманием к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляло определенные требования к единообразию и прозрачности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования и капитализации заработанных средств и т. п.

В настоящее время наибольшую известность получили два подхода к ее решению: гармонизация и стандартизация. Они сначала различались как по заложенной в них идеологии, так и по принципам реализации. Однако в последние годы оба термина зачастую используются как синонимы или как взаимодополняющие понятия.

Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского сообщества (ЕС). Суть ее заключается в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в странах-членах сообщества, т.е. находились в относительной «гармонии» друг с другом. Работа в этом направлении ведется с 1961 г. В целях формирования концепции развития учета в странах ЕС была сформирована исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета. Ее деятельность рассматривалась как составная часть программы гармонизации национальных версий закона о компаниях. Результаты этой работы опубликованы в виде нормативных документов, которые были включены каждым членом ЕС в свое национальное законодательство в части бухгалтерского учета.

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности, – КМСФО (International Accounting Standards Committee, IASC), разрабатывая и публикуя Международные стандарты финансовой отчетности – МСФО (International Accounting Standards – IAS). Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применяемых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов. Что касается внедрения единых стандартов, то этого следует добиваться не законодательным путем, а путем добровольного соглашения профессиональных организаций стран.

В настоящее время известны несколько систем бухгалтерского учета, в частности, англо-американская, европейская и ряд других. Однако, по мнению специалистов, стандарты, разработанные МСФО, будут использоваться большинством стран мира в ближайшем будущем. Рост популярности международных стандартов был обусловлен двумя событиями. Первым событием было подписание соглашения между КМСФО и Международной организацией комиссий по ценным бумагам – МОКЦБ (International Organization of Securities Commissions, IOSCO), в котором нашло отражение стремление финансовых кругов и конгресса США привлечь больше иностранных компаний к котировке своих акций на американских биржах.

Второе событие, ускорившее переход к МСФО, произошло при объединении Германии. Этот факт во многом предопределил рост потребности привлечения капитала в страну. В связи с этим финансовая отчетность компаний должна была больше ориентироваться на внешнего пользователя, например на фондовые биржи или международных инвесторов. Именно поэтому компании, входившие в листинг фондовых бирж и составляющие консолидированные финансовые отчеты, вынуждены были принять МСФО.

В настоящее время существуют несколько форм использования странами Международных стандартов финансовой отчетности:

  • применение МСФО в качестве национальных стандартов. К числу таких стран относятся: Кипр, Кувейт, Латвия, Мальта, Пакистан, Тринидад и Тобаго, Хорватия;
  • использование МСФО в качестве национальных стандартов, но с условием, что для вопросов, не затронутых международными стандартами, разрабатываются национальные. Такими странами являются Малайзия и Папуа – Новая Гвинея;
  • использование МСФО в качестве национальных стандартов, однако в некоторых случаях возможна их модификация в соответствии с национальными особенностями. Это – Албания, Бангладеш, Барбадос, Замбия, Зимбабве, Кения, Колумбия, Польша, Судан, Таиланд, Уругвай, Ямайка;
  • национальные стандарты основаны на МСФО и обеспечивают дополнительные их разъяснения. Среди таких стран можно назвать Китай, Иран, Словению, Тунис, Филиппины;
  • национальные стандарты основаны на МСФО, однако некоторые стандарты могут быть более детализированы, чем МСФО (Бразилия, Индия, Ирландия, Литва, Мавритания, Мексика, Намибия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Турция, Франция, Швейцария, Южная Африка);
  • национальные стандарты основаны на МСФО, за исключением того, что каждый национальный стандарт включает в себя положение, сравнивающее национальный стандарт с МСФО (Австралия, Дания, Италия, Новая Зеландия, Швеция).

Итак, Международные стандарты финансовой отчетности — МСФО — совокупность общепринятых правил квалификации, признания, оценки и раскрытия хозяйственных операций и финансовых показателей для составления финансовой отчетности хозяйствующими субъектами большинства стран мира.

МСФО представляют собой систему документов, состоящую из предисловий к положениям по МСФО, принципов подготовки и представления финансовой отчетности, стандартов и разъяснений (интерпретаций) к ним. Каждый из указанных документов имеет собственное значение, но, являясь элементом системы, не может применяться отдельно от остальных ее составляющих.

В предисловиях к положениям изложены цели и задачи органа, занимающегося разработкой МСФО, разъяснен порядок применения МСФО.

Принципы подготовки и представления отчетности определяют основы составления и представления финансовой отчетности, в частности, рассматривают цели отчетности, ее качественные характеристики, порядок квалификации, признания и измерения элементов отчетности. Принципы призваны помочь национальным органам стандартизации при разработке национальных стандартов в соответствии с нормами МСФО, составителям отчетности — в применении существующих стандартов и по вопросам, по которым стандарты не приняты, а также аудиторам при выработке мнения о соответствии отчетности принципам МСФО.

Основные принципы: непрерывности деятельности, начисления, прозрачности, значимости, достоверности, сопоставимости.

Каждый из принятых Стандартов содержит требования к объекту учета для его квалификации и признания, к порядку оценки объекта и раскрытию информации об объекте в финансовой отчетности. Наиболее близким российским аналогом Стандартов являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утверждаемые Министерством финансов РФ.

Необходимость интерпретаций (разъяснений) обусловлена тем, что в практике хозяйственной деятельности встречаются операции, по которым МСФО не содержат специальных Стандартов. Кроме того, при применении МСФО может возникать возможность неоднозначной трактовки отдельных положений стандартов. Поэтому специальным органом — Постоянным комитетом по интерпретациям при Комитете (Совете) по МСФО (International Financial Reporting Interpretations Committee (IFRIC)) — подготавливаются документы, содержащие разъяснения по указанным вопросам и механизмы единообразного применения Стандартов.

Международные стандарты финансовой отчетности — система концептуальных документов, устанавливающих принципы составления и представления финансовой отчетности, но не порядок ведения учета, т.е. они не содержат так привычного для российских финансовых работников плана счетов, типовых бухгалтерских проводок, форм первичных учетных документов и учетных регистров. Основная задача, которую призваны решать МСФО, — унификация порядка оценки активов и обязательств и надлежащего раскрытия соответствующей информации. При этом МСФО не являются сводом жестких детализированных правил, а содержат общие принципы и требования, предоставляя составителю отчетности самостоятельно принимать конкретные решения, полагаясь на собственное профессиональное суждение.

На настоящий момент издан 41 международный стандарт финансовой отчетности. Эти стандарты связаны с темами, влияющими на финансовые отчеты коммерческих предприятий. Часть стандартов (восемь) признана утратившими силу из-за включения их правил в другие изданные стандарты.

Перечень действующих международных стандартов финансовой отчетности:

МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» 

МСФО (IAS) 2 «Запасы»

МСФО (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных средств»

МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения  в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки»

МСФО (IAS) 10 «События после отчетной даты»

МСФО (IAS) 11 «Договоры на строительство»

МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»

МСФО (IAS) 14 «Сегментная отчетность»

МСФО (IAS) 16 «Основные средства»

МСФО (IAS) 17 «Аренда»

МСФО (IAS) 18 «Выручка»

МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам»

МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»

МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов» 

МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам»

МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»

МСФО (IAS) 26 «Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)»

МСФО (IAS) 27 «Консолидированная 

и отдельная финансовая отчетность»

МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные компании» 

МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»

МСФО (IAS) 30 «Раскрытие информации  в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых организаций»

МСФО (IAS) 31 «Участие в совместной деятельности»

МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты –раскрытие и представление информации»

МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию»

МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность»

МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»

МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» 

МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»

МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты – признание и оценка»

МСФО (IAS) 40 «Инвестиционная недвижимость» 

МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство»

МСФО (IFRS) 1 «Принятие Международных стандартов финансовой отчетности впервые»

МСФО (IFRS) 2 «Выплаты на основе долевых инструментов»

МСФО (IFRS) 3 «Объединение предприятий»

МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования»

МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»

МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка минеральных ресурсов»

МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» 

В настоящее время все больше и больше компаний осознают преимущества составления финансовой отчетности по МСФО. Среди основных причин можно выделить необходимость предоставления МСФО отчетности инвестору с целью получения иностранных инвестиций, выход компании на международные финансовые рынки, необходимость такой отчетности для осуществления IPO. Во многих случаях предоставление МСФО отчетности является неотъемлемым условием предоставления финансирования для предприятия.

Белорусские общепринятые принципы бухгалтерского учета (ОПБУ Беларуси) постепенно и неохотно сближаются с МСФО, хотя формально курс на сближение с МСФО был взят уже давно. Причин тому несколько, однако необходимо осознавать ключевое отличие между этими двумя системами отчетности: по международным стандартам она составляется прежде всего на консолидированной основе и предназначается для представления инвесторам и крупным кредиторам, а также для целей выпуска ценных бумаг на рынках капитала. Отчетность по МСФО, в дополнение к отчетности, составляемой в соответствии с ОПБУ Беларуси, уже принята рядом крупных частных белорусских компаний. Кроме этого, банковские организации в Беларуси обязаны составлять отчетность по МСФО в соответствии с требованиями Национального банка Республики Беларусь начиная с 2008 года.

С другой стороны, большинство крупных белорусских государственных компаний и небольших частных предприятий продолжают использовать для подготовки своей финансовой отчетности, которая представляется ведомственному регулятору и в налоговые органы, только ОПБУ Беларуси.

Есть немало ключевых моментов, которые отличают Белорусские общепринятые принципы бухгалтерского учета от международных.

Прежде всего стоит отметить, что в отличие от ОПБУ Беларуси МСФО представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко установленных правилах. В связи с этим при отражении конкретных финансовых результатов в ОПБУ Беларуси и МСФО могут использоваться различные подходы. Например, один из принципов МСФО – принцип "консервативности" - требует такого отражения, при котором активы не были бы завышены, а обязательства не были бы занижены. Это ведет к критической оценке состояния компании, тестирования активов на предмет возможного обесценения, признания ряда т.н. условных обязательств и резервов. В белорусском бухгалтерском учете ситуация зачастую складывается с точностью до наоборот.

Другой основополагающий принцип МСФО – принцип начисления, согласно которому операции отражаются по факту их совершения, независимо от непосредственного поступления денежных средств, в то время как в ОПБУ Беларуси, например, выручка может признаваться и по факту отгрузки и по факту оплаты (т.е. по "кассе").

Информация о работе Введение в международные стандарты финансовой отчетности