Взаимосвязь и различие систем управленческого и финансового учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, на основании которой становится возможным:
предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;
выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации;
контроль соблюдения законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций;
контроль целесообразности хозяйственных операций;
контроль наличия и движения имущества и обязательств;

Содержание

1.Введение………………………………………………..3
2. Теоретическая часть
2.1 Финансовый и управленческий учёт…………….4
2.2 Бухгалтерский управленческий учёт: сущность и назначение………………………………………………..6
2.3 Основные различия между управленческим и финансовым учетом……………………………………………………..9
3. Заключение…………………………………………….14
4. Практическая часть
Задача …………………………………………………..15
Список литературы……………………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая бух.учет.docx

— 211.63 Кб (Скачать файл)

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА  И ЭКОНОМИКИ»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По курсу «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»

Тема: Взаимосвязь и различие систем управленческого и финансового учета.

 

 

 

 

 

Выполнил(а):

студент(ка) 3-го курса

специальность 0801

Белова Светлана Игоревна

Проверил(а):

 

Санкт-Петербург

2013

 

1.Введение………………………………………………..3

2. Теоретическая часть

    2.1 Финансовый и управленческий учёт…………….4        

    2.2 Бухгалтерский управленческий учёт: сущность и    назначение………………………………………………..6

    2.3 Основные различия между управленческим и финансовым учетом……………………………………………………..9

3. Заключение…………………………………………….14

4. Практическая часть

   Задача …………………………………………………..15

Список  литературы……………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Переход России к рыночной экономике внес принципиальные изменения в производственные отношения.

  Бухгалтерский учёт — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.

  Объектами бухгалтерского учёта являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Бухгалтерский учёт в соответствии с законом о бухгалтерском  учёте может вестись: главным  бухгалтером, принятым на предприятие  по трудовому договору, генеральным  директором при отсутствии бухгалтера, бухгалтером, не являющимся главным, либо сторонней организацией (бухгалтерское сопровождение).

Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, на основании которой становится возможным:

  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;
  • выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации;
  • контроль соблюдения законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций;
  • контроль целесообразности хозяйственных операций;
  • контроль наличия и движения имущества и обязательств;
  • контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • контроль соответствия деятельности утверждённым нормам, нормативам и сметам.

Внутренние пользователи бухгалтерской отчётности — руководители, учредители, участники и собственники имущества организации.

Внешние пользователи бухгалтерской  отчётности — инвесторы, кредиторы, государство.

Бухгалтерский учёт тесно  связан с налоговым и управленческим учётом.

  Перевод национальной системы бухгалтерского учета на международные стандарты потребовал разграничения бухгалтерского учета на финансовый и управленческий.

 

 

2.1Финансовый и управленческий учёт.

Понятие и сущность финансового учёта.

  Классическое определение финансового учета гласит: «финансовый учет есть система, которая осуществляет измерение, обработку и передачу финансовой и экономической информации об определенном хозяйствующем субъекте». Данная информация дает возможность пользователям принимать обоснованные решения при выборе альтернативных вариантов использования ограниченных ресурсов при управлении хозяйственной деятельностью фирмы.

  Основная цель финансового учета состоит в получении информации для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности для внешних пользователей.

  Финансовый учет регистрирует в основном уже свершившиеся факты (информацию о прошлом). Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность организации: ее имущество, обязательства, хозяйственные операции, финансовые результаты. Ведение финансового учета обязательно, оно строго регламентируется нормативными документами — законодательством РФ, стандартами (положениями), методическими указаниями и др. Ответственность за это несет руководитель организации. В Законе РФ «О бухгалтерском учете» указано, что лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения учета в порядке, установленном законодательством РФ, искажения отчетности, несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности.

  Данные финансового учета в установленном порядке сводятся в финансовой отчетности, которая представляется внешним пользователям (собственникам организации, налоговым органам, органам статистики и т. д.); в значительной степени они не представляют коммерческой тайны, поскольку характеризуют лишь обобщенные показатели деятельности организации.

  Основные элементы метода финансового учета — документация, денежная оценка, счета, двойная запись, инвентаризация и баланс, то есть равенство активов источникам их образования (активы = капитал + обязательства).

Финансовый учет основан  на общепринятых принципах, которые  регулируют запись и передачу финансовой информации. На их основе в каждой организации  разрабатываются стратегические положения  и определяются (выбираются) конкретные правила ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и  хозяйственных операций.

1. Принцип целостности.

2. Принцип автономности.

3. Принцип действующей  организации.

4. Принцип денежного измерения.

5. Принцип двойной записи

6. Принцип (допущение)  временной определенности фактов  хозяйственной деятельности.

11. Принцип конфиденциальности.

12. Принцип регистрации.

13. Принцип определения  элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности.

 

  Организация ведет финансовый учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (факторов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план. Рабочий план счетов разрабатывается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Министерством финансов РФ.

 

  Финансовый учет предназначен для обобщения информации о деятельности организации в целом: доходах и расходах, состоянии денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, наличии и движении активов, а также о платежах в бюджет и Единый социальный налог, о финансовых вложениях.

 

 

2.2 Бухгалтерский управленческий учёт: сущность и назначение  

 

  Управленческий учет — это комплексная система учета, планирования, контроля, анализа информации о доходах и расходах и результатах хозяйственной деятельности организации в необходимом аналитическом разрезе, которая необходима для оперативного принятия различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

  Бухгалтерский управленческий учет - это связующее звено между учетным процессом и управлением предприятием. Предметом бухгалтерского управленческого учета является производственная деятельность организации и ее отдельных структурных подразделений (сегментов), называемых центрами ответственности.

  В управленческом учете под центром ответственности понимают структурное подразделение организации, во главе которого стоит менеджер, контролирующий затраты, доходы и средства, инвестируемые в этот сегмент бизнеса, - показатель, определяемый для данного подразделения руководством.

Цели управленческого  учета:

·           выработка рекомендаций на будущее на основе анализа происшедших явлений;

·           обеспечение менеджеров организации информацией для принятия объективных, оперативных управленческих решений.

Основные задачи управленческого  учета:

·           выявление и измерение основных показателей, характеризующих деятельность организации;

·           сбор и хранение информации о значениях показателей деятельности;

·           подготовка и обработка информации в соответствии с поставленной целью;

·           анализ полученных результатов;

·           передача результатов анализа в соответствующие уровни управления организацией;

·           калькулирование продукции;

·           планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности организации;

·           составление отчетов для контроля;

·           предоставление объективной информации для принятия нестандартных решений в процессе управления организацией;

·           прогнозирование и выбор наиболее эффективных путей развития организации.

Система управленческого  учета позволяет:

·           иметь объективную и качественную информацию о себестоимости каждого вида продукции, выпускаемой предприятием;

·           анализировать отклонения от запланированных результатов и выявлять причины отклонений;

·           выявлять резервы повышения эффективности деятельности организации;

·           обеспечивать контроль наличия и движения имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов;

·           использовать достаточно гибкую систему ценообразования с учетом информации о таких же видах продукции, выпускаемых другими производителями;

·           производить конкурентоспособную продукцию, цена которой может быть уменьшена за счет снижения определенных видов издержек;

·           принимать обоснованные и эффективные управленческие решения, позволяющие значительно увеличить прибыль предприятия за счет снижения доли издержек и т.д.

  Предметом управленческого учета является производственная деятельность организации в целом и его отдельных структурных подразделений, которые по отношению к производственной деятельности классифицируются следующим образом:

·           подразделения главных затрат, в которых непосредственно производится продукция;

·           подразделения вспомогательных затрат, производящие продукцию для внутреннего потребления, оказывающие услуги в процессе производства.

  Для каждого места возникновения затрат устанавливаются единицы измерения, на которые приходятся издержки. Учет издержек по местам их возникновения позволяет руководству организации обеспечить объективный и оперативный контроль эффективности работы как организации в целом, так и его структурных подразделений; распределять накладные издержки между отдельными видами продукции в процессе калькулирования себестоимости продукции.

Объекты управленческого  учета:

·           Издержки в целом по предприятию и по его структурным подразделениям. Они могут быть классифицированы таким образом:

-    по видам издержек (материальные затраты, расходы на оплату труда, отчисления на государственное и обязательное медицинское страхование, амортизационные отчисления, прочие расходы). Учет издержек по видам позволяет оценить структуру затрат, учесть долю каждого вида затрат в общих затратах;

-   по местам возникновения издержек. Местом возникновения затрат является структурное подразделение организации, функциями которого являются планирование, нормирование, учет издержек производства для контроля и управления затратами (цех, производственные участки, бригады, отделы технического контроля, главного механика, рекламы, финансовый отдел и т.д.);

-    по центрам ответственности, т.е. по отдельным сегментам организации, за результаты деятельности каждого из них несет ответственность его руководитель;

-   по носителям затрат.

  Часть управленческого учета, объектом учета которого являются только производственные издержки, называется производственным учетом.

Основными составляющими  производственного учета является учет издержек:

1) по видам — определение групп издержек в процессе производства продукции;

2) по местам возникновения — распределение издержек по производственным подразделениям;

3) по носителям — определение издержек, связанных с производством единицы конкретной продукции, конкретного заказа.

  Важнейшей задачей бухгалтерского управленческого учета является калькулирование. На базе выполненных расчетов в системе управленческого учета можно просчитывать различные альтернативные варианты решения одной задачи, выбирать из них оптимальный и оперативно принимать эффективные управленческие решения.

  В самом общем виде бухгалтерский учет — это информационная система, которая измеряет, обрабатывает и передает финансовые данные. Говоря о такой системе, в первую очередь следует определить, что именно ею измеряется. Бухгалтерский учет связан с измерением влияния (в денежном выражении) хозяйственных операций на капитал конкретных хозяйствующих единиц — организаций. Объектом измерения в бухгалтерском учете являются хозяйственные операции.

2.3 Основные различия между управленческим и финансовым учетом

Основные показатели учета

Виды учета

Управленческий учет

Финансовый учет

1. Цель учета

Подготовка информации для  менеджеров организации для принятия ими объективных управленческих решений

Подготовка информации для  сопоставления затрат с доходами для определения прибыли организации

2. Соблюдение юридических  требований

Информация подготавливается, если выгода от ее использования больше, чем затраты на ее сбор

Законом предусмотрено, например, что руководство открытых акционерных  обществ обязано предоставлять финансовые отчеты независимо от их желания

3. Степень точности информации

Информация подготавливается в сжатые сроки, носит приближенный характер

Данные отчетности должны быть более точными, иначе это  может вызвать недоверие внешних  пользователей к публикуемым  отчетам организаций

4. Масштаб учета

Информация подготавливается по каждой структурной единице организации

Информация характеризует  деятельность организации в целом

5. Принципы учета

Информация подготавливается в форме, наиболее приемлемой и удобной для руководства организации, по правилам, удобным для него

Информация должна соответствовать нормам и требованиям законодательства и установившейся практике учета

6. Привязка ко времени  предоставления информации

Информация носит характер прогноза, характеризует деятельность организации на перспективу с  учетом состояния за прошедшее время

Информация характеризует  уже свершившиеся операции и хозяйственные  факты, показывает, как это было

7. Частота подачи информации

Информация подготавливается по мере необходимости, может составляться ежедневно, еженедельно, ежемесячно

Информация готовится  раз в год (полугодие, квартал)

8. Используемые измерители

Информация может быть представлена как в денежных, так  и неденежных измерителях

Информация представляется в денежных единицах в российской валюте — рублях

9. Группировка затрат

Затраты группируются по носителям  в разрезе статей калькуляции, что  позволяет определить, где и на что израсходованы ресурсы. Перечень статей организация устанавливает  самостоятельно

Затраты группируются по экономическим  элементам, что позволяет определить результат по обычным видам деятельности. Перечень статей установлен Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99

10. Основной объект учета

Структурные подразделения. Руководители подразделений несут  ответственность за результаты их работы

Организация в целом. Руководители организации несут ответственность  за результаты работы всей организации

11. Степень открытости  информации

Является коммерческой тайной, не подлежит публикации, носит конфиденциальный характер

Не является коммерческой тайной. Является открытой, публичной, может заверяться независимыми аудиторами

12. Пользователи информации

Пользователями являются менеджеры и работники организации

Пользователи внешние

13. Базисная структура

Структура информации зависит  от запросов и степени их детализации  пользователями

Финансовый учет строится на основополагающем балансовом уравнении:

АК = СОБК + ОБ,

где АК — имущество организации (ее активы);

СОБК и ОБ — источники  его покрытия:

СОБК — собственный капитал организации;  ОБ — обязательства организации

14. Методика расчета финансовых  результатов

Прибыль рассчитывается как  разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и ее полной себестоимостью; «маржинальный доход» рассчитывается согласно международным  стандартам бухгалтерского учета, а  при составлении финансовой отчетности это запрещается

Возможны два варианта расчета прибыли:

1) стандартный: как разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и ее полной себестоимостью;

2) современный: как разность между выручкой от реализации продукции, ее производственной себестоимостью и периодическими расходами (отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы»)

15. Связь с другими дисциплинами

Использует методы микроэкономики, финансов, экономического анализа, математической статистики, оптимизации и т.д.

Использует только собственные  методы

Информация о работе Взаимосвязь и различие систем управленческого и финансового учета