Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является проанализировать содержание бухгалтерского баланса, систематизировать знания о бухгалтерском балансе, выявить сущность его содержания, положение в системе бухгалтерского учета.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
1. определить значение понятия бухгалтерский баланс;
2. определить различные виды и формы баланса;
3. дать характеристику разделам баланса.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА…………………………………………...6
1.1. Понятие бухгалтерского баланса …………………….………………………………………6
1.2. Задачи и функции бухгалтерского баланса …………………….……………………………8
1. 3. Формы бухгалтерского баланса …………………………………………………………….10
1. 4. Правила и принципы составления баланса ………………………………………………..12
ГЛАВА 2. ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА…………………15
2.1. Виды бухгалтерского баланса…… ………………….……………………………………….15
2.2. Классификация бухгалтерского баланса……..……………………..………………………..18
ГЛАВА 3. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС (форма № 1). ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗДЕЛОВ БАЛАНСА…………………………………………………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
1.3. Формы бухгалтерского баланса
Роль прочих форм бухгалтерской отчетности состоит в расшифровке данных, содержащихся в балансе. Если в указанных отчетных формах отражаются показатели, характеризующие ту или иную сторону деятельности организации, то в балансе представлено состояние всех средств организации. В экономике любого государства баланс выполняет важные функции:
· баланс знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием организации. Из баланса они узнают, чем собственник владеет, т.е. в каком количественном и качественном соотношении находится тот запас материальных средств, которым организация способна распоряжаться;
· по балансу определяют, способна ли организация выполнить свои обязательства перед третьими лицами или ей грозят финансовые трудности;
· по балансу определяют конечный финансовый результат деятельности организации в виде наращивания собственного капитала за отчетный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы;
· на показателях, приведенных в балансе, строится оперативное финансовое планирование любой организации, осуществляется контроль за движением денежных средств;
· данные баланса широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями и органами государственного управления.
Бухгалтерский баланс (форма №1) является способом группировки и обобщенного отражения в денежном выражении хозяйственных средств предприятия по составу и размещению, а также по источникам их образования на определенную дату. Графически бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая делится по вертикали на две части для раздельного отражения видов средств и их источников. В левой части таблицы показывают средства по составу и размещению, а в правой – по источникам их образования. Левая часть называется актив, правая – пассив. Каждый отдельный вид средств в активе и их источников в пассиве называется «статьей баланса». Итоги сумм статей актива и пассива баланса всегда равны между собой, так как в них отражаются одни и те же средства.
Правила оценки статей баланса установлены положением по бухгалтерскому учету, бухгалтерской отчетности и инструкциями (указаниями) по составлению бухгалтерской отчетности.
Формы баланса:
1. Формы бухгалтерских балансов по функциональной роли:
вступительные,
операционные с подразделением на годовые и промежуточные,
соединительные,
разделительные,
санируемые,
ликвидационные,
сводные,
консолидированные,
отдельные
2. Формы бухгалтерских балансов по полноте оценки:
баланс брутто,
баланс нетто
3. Формы бухгалтерских балансов по форме регистров в системе бухгалтерского учета:
проверочные,
оборотные,
шахматные.
1.4 Правила и принципы составления баланса
При построении бухгалтерских балансов должны быть учтены требования следующих правил и принципов.
Равенство итогов баланса (Принцип сбалансированности)
Достоверность (реальность). Бухгалтерский баланс должен давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, о его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности.
А достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Но бывают исключения и из указанного правила. Так, если правила бухгалтерского учета не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, то допускается их не применять (п.4 ст.13 Закона № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Но при этом факты неприменения правил бухгалтерского учета должны быть указаны в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства РФ о бухгалтерском учете.
Под реальностью баланса также можно понимать соответствие оценок его статей объективной действительности.
Денежное выражение. Имущество, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат оценке в денежном выражении. Этот принцип означает, что при составлении бухгалтерского баланса должны использоваться денежные измерители, причем единые денежные измерители.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операции ведется в валюте РФ - в рублях.
Следовательно, в соответствии с требованиями законодательства РФ бухгалтерская отчетность должна быть составлена в едином денежном измерении - рублях. Хотя никто не мешает для прочих целей осуществлять формирование баланса в условных или других единицах. Но и в этих случаях измерители должны быть единообразны.
Обособленность (целостность). Необходимо помнить, что бухгалтерский баланс относится к предприятию, а не к лицам, связанным с ним (собственникам, кредиторам, дебиторам и т.д.), следовательно, в активе учитываются активы, принадлежащие предприятию на праве собственности, а в пассиве источники образования только этих активов.
Нейтральность. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, то есть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.
Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формой представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.
Сопоставимость (преемственность, последовательность). В основе данного принципа лежит ряд правил, возникших в ходе логической и практической работы с бухгалтерской отчетностью, и обобщенных в группу основных положений, выполнение которых необходимо при формировании баланса.
Так, данные вступительного (начального, входящего) баланса должны соответствовать данным заключительного (исходящего) баланса за период, предшествующий отчетному.
Учетная стоимость. Суть данного принципа выражается в том, что активы и пассивы выражаются в балансе в учетных ценах, то есть в отрыве от текущих рыночных цен. Под учетными ценами, как правило, понимается первоначальная стоимость актива.
Развернутое сальдо. При составлении бухгалтерского баланса зачет между статьями активов и пассивов не допускается. Остатки по счетам бухгалтерского учета в балансе приводятся в развернутом виде, то есть не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами. В противном случае бухгалтерская отчетность будет недостоверной.
Происхождение показателей (правдивость). Данный принцип основан на том, что информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, основывается на данных синтетического и аналитического учета, которые в свою очередь сформированы на основе всех фактов или документов, отражающих факты хозяйственной деятельности организации.
Чтобы сформированный баланс отвечал принципу правдивости, необходимо, чтобы он основывался на данных синтетического и аналитического учета, отражающих финансовое состояние предприятия на отчетную дату.
Принцип происхождения показателей определяется полнотой и качеством документов. Запоздалое или неполное оформление фактов хозяйственной деятельности организации приводит к искажению данных.
Очистка баланса. Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, то есть за вычетом регулирующих величин.
Правильное оформление. Законодательство практически каждого государства содержит свои требования в отношении оформления финансовой отчетности, представляемой в контролирующие органы. Эти требования при составлении баланса должны быть учтены.
Ясность. Ясность баланса выражается в доступности его для понимания всех лиц, имеющих к нему доступ.
При построении бухгалтерских балансов должны быть учтены требования следующих принципов:
1. Денежного выражения - показатели приведены в едином денежном измерителе, обобщающем объекты бухгалтерского наблюдения в однородную информационную модель.
2. Обособленного предприятия - бухгалтерский баланс относится к предприятию, а не к лицам, связанным с ним (собственникам, кредиторам, дебиторам и т.д.); в активе учитывается имущество, принадлежащее предприятию на праве собственности или находящееся под полным контролем (в американском учете - контролируемое имущество).
3. Действующего предприятия - период времени, в течение которого будет существовать предприятие, неизвестен, его ликвидация не намечается (имущество, показанное в балансе, оценивается по учетной стоимости, в случае ликвидации предприятия делается особая отметка и вступают в силу специальные правила оценки показателей баланса).
4. Учета по себестоимости - активы отражаются в балансе по суммам, оплаченным за их приобретение (первоначальная стоимость), а не по текущим рыночным ценам (в условиях гиперинфляции допускаются переоценки активов посредством государственного регулирования).
5. Двойственности - концепция двойственности очевидна из того факта, что активы на левой стороне бухгалтерского баланса равны общей сумме собственного и привлеченного (кредиторская задолженность) капитала на правой его стороне.
ГЛАВА 2. ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА
2.1. Виды бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс является богатым источником информации, на базе которого раскрывается финансово-хозяйственная деятельность экономического субъекта. Среди форм бухгалтерской отчетности бухгалтерский баланс значится на первом месте.
В практическом бухгалтерском учете в условиях рыночной экономики используются следующие виды бухгалтерских балансов: вступительный; периодический и годовой (заключительный); соединительный (фузионный); разделительный; санируемый; ликвидационный; сводный; сводно-консолидируемый.
Вступительный (организационный) баланс - свидетельствует о возникновении новой организации, т.е. по существу это баланс заново создаваемой организации. Показываемая в нем имущественная масса состоит в основном из денежных вкладов учредителей (участников) и организационных расходов. Составлением вступительного баланса открывается, по существу, ведение бухгалтерского учета в данной организации.
Периодический и годовой (заключительный) балансы. Периодический или промежуточные балансы составляются на заданные отрезки времени (за месяц, квартал, полугодие, девять месяцев), а годовой (заключительный) - по остаткам средств и их источников на конец отчетного года.
Соединительный (фузионный) баланс - баланс, составленный по результатам объединения имущества и обязательств двух и более организаций - юридических лиц. Соединительный баланс является одной из форм отчетности организации, являющихся правопреемником ранее действующих.
Разделительный баланс составляется при реорганизации организации и разделении ее на два и более юридических лица или самостоятельные (отдельные) хозяйствующие субъекты (организации, дочерние общества, структурные подразделения с самостоятельным балансом).
Санируемые балансы составляются в тех случаях, когда организация приближается к банкротству. Санируемый баланс составляется с привлечением аудитора еще до окончания отчетного периода с целью показать реальное состояние дел в организации. В отличие от обычного, в котором отдельные статьи рассматриваются как реальные, в санируемом балансе эти статьи могут не приниматься в расчет, либо подвергаться значительной уценке (например, материальные ценности могут быть уценены до возможной стоимости их реализации).
Ликвидационные балансы свидетельствуют о ликвидации организации. Ликвидационные балансы отличаются от других главным образом оценкой своих статей (производимого более низкой стоимости - реализационной, чем первоначальная балансовая стоимость средств).
Сводные балансы. Если юридические лица подчиняются в административном порядке какому-то управленческому органу и сдают ему самостоятельные балансы, то составляется сводный баланс. Он отражает данные включаемых в него самостоятельных балансов.