Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 09:27, реферат
Как известно, непосредственным результатом коммерческой деятельности предприятия служит прибыль, но она часто весьма приблизительно отражает эффективность предпринимательской деятельности. Более точную оценку функционирования организаций дает рентабельность. Это не просто статистический, расчетный параметр, а сложный комплексный социально-экономический критерий. В отличие от прибыли, он характеризует эффективность финансовой деятельности любого конкретного экономического субъекта, относительно всех других (индивидуальных предпринимателей, организаций, регионов, отдельных стран и мира в целом), независимо от размеров и характера экономической деятельности. Данное качество придает рентабельности, с одной стороны, форму экономической категории, выражающей экономические отношения между экономическими субъектами по поводу результативности использования факторов капитала, а с другой – характер объекта и инструмента финансового менеджмента
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Понятие рентабельности…………………………………………………………4
2 Виды рентабельности…………………………………………………………….6
3 Показатели рентабельности……………………………………………………...9
Заключение………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………………………..15
Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции, т. к. представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.
По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.
Эти характеристики наиболее
целесообразно рассматривать
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) ее производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
Показатели рентабельности продукции отражают эффективность текущих затрат (в отличие от показателя общей рентабельности, характеризующего эффективность авансированного капитала) и исчисляются как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции:
Ррп = Прп /С*100%, где Ррп – рентабельность продукции;
Прп – прибыль от реализации продукции;
- полная себестоимость реализованной продукции.
Рентабельность конкретного вида продукции зависит от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство.
Рентабельность продукции
показывает, сколько прибыли приходится
на единицу реализованной
Рентабельность вложений предприятия - это показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.
Среди показателей рентабельности вложений предприятия выделяют 5 основных:
1 Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1 руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется.
2 Рентабельность вложений по чистой прибыли;
3 Рентабельность собственных
средств, позволяющая
4 Рентабельность долгосрочных
финансовых вложений, показывающая
эффективность вложений
5 Рентабельность перманентного
капитала. Показывает эффективность
использования капитала, вложенного
в деятельность данного
Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономических явлений и процессов. Это, прежде всего, совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Это повышение эффективности использования ресурсов организациями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений. Это индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.:
Рк=БП/(К; Рк=Прп/(К; Рк=ЧП/(К
В процессе анализа следует
изучить динамику перечисленных
показателей рентабельности, выполнение
плана по их уровню и провести межхозяйственные
сравнения с предприятиями-
Показатели рентабельности
(доходности) являются общеэкономическими.
Они отражают конечный финансовый результат
и отражаются в бухгалтерском
балансе и отчетности о прибылях
и убытках, о реализации, о доходе
и рентабельности. Рентабельность можно
рассматривать как результат
воздействия технико-
Рентабельность является
результатом производственного
процесса, она формируется под
влиянием факторов, связанных с повышением
эффективности оборотных
Показатель рентабельности производства имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия (фирмы).
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы
1) показатели рентабельности капитала (активов),
2) показатели рентабельности продукции;
3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.
Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, ид которых наиболее важными являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства +долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал
Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям
характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств,
Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам все участников бизнеса предприятия. Например, администрацию рацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей -доходность акции и т.д.
Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям Рассмотрим следующую очевидную зависимость:
Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов. рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.
Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности.
как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала Изучение. подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости. следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.
Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например,
Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного ( ) и отчетного ( ) периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации
; ; ; ; ,
где - -прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;
- реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
- себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
- изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок)
Соответственно влияние
изменения себестоимости
Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;
Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.
ЧПДС -чистый приток денежных средств
Данные показатели дают представление
о степени возможности
Заключение
В заключение работы можно
сделать выводы, что расчет системы
показателей рентабельности позволяет
достаточно полно судить о деятельности
предприятия за определенный период
времени и выявлять факторы, влияющие
на эффективность производства и
реализации продукции, использования
активов: основных и оборотных фондов,
собственных и заемных средств
и управлять ими в целях
повышения рентабельности предприятия.
Причем для полного анализа
Экономический смысл коэффициентов рентабельности заключается в том, чтобы определить долю прибыли, приходящуюся на рубль вложенных в предприятие средств, поэтому их величина не должна быть отрицательной или слишком низкой.
Многообразие показателей
рентабельности определяет альтернативность
поиска путей ее повышения. При анализе
путей повышения рентабельности
важно разделять влияние
Список использованной литературы
1 Баканов М.И. Теория экономического анализа. / М.И. Баканов.-М.: Финансы и статистика, 2008 – 536с.
2 Вахрушина М.А. Комплексный
экономический анализ
3 Войтоловский Н.В. Экономический анализ. /Н.В. Войтоловский .-М.: Высшее образование, 2008 – 520с.
4 Головачев А.С. Экономика предприятия. Часть 1./ А.С. Головачев.- М.: Высшая школа, 2008 – 448с.
5 Журавлев П.В. Экономика
предприятия и
6 Ковалев В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью./ В.В. Ковалев.- М.: Проспект, 2007 – 336с.
7Крылов Э.И. Анализ
финансовых результатов,
8 Пенюгалова А.В. Теория экономического анализа./А.В. Пенюгава.- М.: Финансы и статистика, 2008 – 536с.