Внутренний контроль качества аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 21:42, реферат

Краткое описание

Необходимо обеспечить организацию и функционирование внутренней системы контроля качества аудита, которая должна существовать в аудиторских организациях и у аудиторов -предпринимателей для того, чтобы их работа соответствовала стандартам аудиторской деятельности.
Внутрифирменный контроль качества обеспечивается:
· порядком распределения обязанностей сотрудников аудиторской организации в ходе осуществления аудита;
· установлением требований, предъявляемых к внутрифирменной системе контроля качества аудита;
· установлением порядка контроля качества работы в ходе проведения аудита.

Вложенные файлы: 1 файл

аудит.docx

— 28.37 Кб (Скачать файл)

Внутренний  контроль качества аудита

Необходимо  обеспечить  организацию  и  функционирование внутренней  системы  контроля  качества  аудита,  которая  должна  существовать  в  аудиторских  организациях  и  у  аудиторов -предпринимателей  для  того,  чтобы  их  работа  соответствовала  стандартам  аудиторской  деятельности.

Внутрифирменный  контроль  качества  обеспечивается:

·  порядком  распределения  обязанностей сотрудников аудиторской  организации  в  ходе осуществления  аудита;

· установлением  требований, предъявляемых  к внутрифирменной  системе  контроля  качества  аудита;

· установлением  порядка  контроля  качества работы  в  ходе  проведения  аудита.

В  каждой  аудиторской  организации  должна  быть  создана и  поддерживаться  внутрифирменная  система  контроля  качества   работы,  для  того  чтобы  проводимые  этой  организацией аудиторские  проверки  полностью  соответствовали  нормативным документам, регулирующим  аудиторскую  деятельность.

Особенности  системы  контроля  качества  работы аудиторской  организации,  ее  внутреннее  содержание  и  затраты времени  ресурсов  на  ее  функционирование  могут  зависеть  от следующих факторов:

  • размер  аудиторской  организации;
  • ее  специализация;
  • ее  организационная  структура;   
  • наличие  филиалов  и  подразделений  аудиторской организации  и  их  пространственная  удаленность;
  • экономическая  эффективность  применяемой  системы контроля  качества (получение  осязаемых  преимуществ  при разумных  затратах).

Система  контроля  качества  работы  аудиторской организации  должна  включать:

  • соблюдение  профессиональными  сотрудниками аудиторской  организации  требований  независимости, честности, объективности, конфиденциальности  и  профессиональной  этики;
  • укомплектование  аудиторской  организации профессиональными  сотрудниками, обладающими  знаниями, умениями  и  навыками, необходимыми  для  надлежащего выполнения  ими  своих  обязанностей;
  • поручение  аудиторских  заданий  профессиональным сотрудникам, квалификация  которых  соответствует  особенностям этих  заданий;
  • выполнение  всех  видов  работ  в  ходе  аудита  на  основе направляющих  указаний, текущего  контроля  и  проверки выполнения  работы  таким  образом, чтобы  это  отвечало необходимым  требованиям  качества;
  • получение  сотрудниками  при  недостатке  опыта  или знаний  в  конкретных  обстоятельствах  соответствующих консультаций  как  внутри  аудиторской  организации, так  и  вне  ее;
  • разработку  и  применение  в  аудиторских  организациях  на постоянной  основе  процедуры  подбора  и  отклонения  клиентов, при  этом  должны  приниматься  во  внимание  как  независимость аудиторской  организации  и  ее  возможность  проводить  аудит на  высоком  качественном  уровне,так  и  репутация руководителей  проверяемого  или  предполагаемого  для  будущей проверки  экономического  субъекта;
  • осуществление  мероприятий  по  регулярным  проверкам надежности  и  эффективности  функционирования внутрифирменной  системы  контроля  качества  работы  как таковой;
  • принятие  необходимых  мер  в  отношении  сотрудников аудиторской  организации  в  случаях  невыполнения  или ненадлежащего  выполнения  ими  возложенных  на  них обязанностей.

Основные  принципы  и  процедуры  системы  контроля качества  работы  аудиторской  организации  должны  быть доведены  до  сведения  каждого  профессионального  сотрудника такой  организации.

Надлежащее  качество  работы  в  ходе  конкретной аудиторской  проверки  обеспечивается  следующими организационными  мерами:

·  до  начала  аудита  руководитель  аудиторской организации  утверждает  руководителя  и  старших  аудиторов конкретной  проверки, что  должно  быть  отражено  в  общем плане  аудита;

· руководитель  проверки  и  старшие  аудиторы анализируют  профессиональные  способности  рядовых участников  проверки, чтобы  спланировать  работу, которая может  быть  им  поручена, и  определить  специфику  и  объем направляющих  указаний, текущего  контроля  и  проверок выполненных  работ;

· руководитель  проверки  применяет  в  ходе  аудита средства  контроля  качества  работы,установленные  аудиторской организацией  с  учетом  условий  конкретной  аудиторской проверки.

Внутренний  контроль  качества  аудита, также  как  и внешний, включает  три  вида  контроля:

· предварительный;

· текущий;

· последующий.

Предварительный внутренний  контроль  осуществляется  при подготовке  общего  плана, расчета  затрат  времени  на  проведение аудита.

Текущий  внутренний  контроль  работы  исполнителей включает элементы  руководящих  указаний  и  проверки выполненной  работы.

Профессиональные  сотрудники, осуществляющие  текущий контроль, выполняют  в  ходе  аудита  следующие  функции:

·         проверяют, обладают  ли  исполнители необходимыми  знаниями, умениями  и  навыками  для выполнения  порученной  им  работы;

·         проверяют, понимают  ли  исполнители соответствующие  направляющие  указания;

·         выясняют, соответствует  ли  выполняемая  работа общему  плану  аудита;

·         выявляют  существенные  проблемы, связанные  с бухгалтерским  учетом аудитом, встречающиеся  в  ходе аудита, дают  оценку  таких  проблем  и  принимают  в  связи с  этим  в  пределах  своих  полномочий  решения  о корректировке  общего  плана  аудита;

·         в  пределах  своих  полномочий принимают  решения, основанные  на  профессиональном  суждении  аудитора, в случаях, когда  однозначно  и  жестко  определить  порядок действий  аудитора  не  представляется  возможным, либо принимают  решение  о  необходимости  прибегнуть  к консультациям.

В  ходе  аудита  сотрудники, отвечающие  за  проверку результатов работы, обязаны  регулярно  выполнять  следующие действия:

·         следить  за  ходом  выполнения  общего  плана аудита;

·         проводить  оценки  внутрихозяйственного  риска, риска  средств  контроля;

·         следить  за  надлежащим  документированием аудиторских  доказательств, полученных  в  результате аудиторских  процедур, и  проверять  правильность  выводов, сделанных  по  ходу  работы, в  том  числе  по  итогам проведенных  консультаций;

·         выяснять  и  оценивать  степень  влияния отмечаемых  в  ходе  аудита  ошибок  и  искажений  и рекомендуемых  в  связи  с  этим  исправлений  на достоверность  бухгалтерской  отчетности  проверяемого экономического  субъекта.

Последующий  внутренний  контроль  состоит  в  проверке результатов  работы, выполненной  каждым  исполнителем.

При  этом  необходимо  уделять  внимание  таким вопросам:

·                        выполнялась  ли  работа  в соответствии  с   планом  аудита;

·                        документировалась  ли  надлежащим образом   проделанная работа  и  ее  результаты;

·                        все  ли  существенные  замечания, возникшие  в  ходе  проверки, были  прояснены  и нашли  отражение  в  выводах  аудитора;

·                        достигнуты  ли  цели соответствующих  аудиторских  процедур;

·                        вытекают  ли  сделанные аудитором выводы  из  полученных  им  результатов  и  служат ли  результаты  работы  основой  для  мнения аудитора

Сотрудники, осуществляющие  проверку  результатов  работ, обязаны  поставить  на  проверяемых  рабочих  документах  свою подпись.  Проверяющие  могут  в  случае  необходимости  дать  в рабочих  документах  оценку  действиям  проверяемого, изложить замечания, комментарии  или  рекомендации.

Другим  методом  последующего  внутреннего  контроля является  проведение  повторной, бесплатной  для  проверяемого экономического  субъекта, аудиторской  проверки.

Руководители  аудиторской  организации  могут  поручать проверку  результатов  проделанной  работы  не  только  членам той  группы  сотрудников, но  и  другим  специалистам, обладающим  необходимой  квалификацией. 

Такая  независимая  параллельная  проверка  в  рамках аудиторской  организации  рекомендуется  в  случаях  аудита крупных  и  сложных  экономических  субъектов.

По  результатам  аудиторской  проверки  составляется отчетный  документ, который  может  иметь  разные документарные  формы – аудиторская  справка, отчет, акт, заключение  и  др.  Форма   этого  документа  определяется  в приказе  о  назначении  аудиторской  проверки.

Аудиторский   отчет  является  основным  результатом проведения  аудита. Его  качество  характеризует  качество  работы аудитора. Структура  отчета  может  существенно  различаться, в зависимости  от  характера  и  целей  проводимого  аудита.  Однако определенные  разделы  должны  обязательно  присутствовать  в аудиторском  отчете

Акт - это  документ, составленный  для  подтверждения установленных  фактов.  Акты  аудиторских  проверок  не  только фиксируют  установленные  факты, но  и  содержат  выводы, рекомендации  и  предложения.

Отдел  внутреннего  аудита  привлекается  к  сотрудничеству с другими  контрольными  звеньями  внутри  и  за  пределами предприятия, а  именно: внешними  аудиторами, департаментом безопасности  предприятия, другими  подразделениями  или управлениями предприятия.

Сотрудничество  с  ними  может  включать  периодически проводимые  встречи  с  целью  обсуждения  вопросов,  представляющих  взаимный  интерес, обмена  аудиторскими отчетами   и  письмами  руководства, а  также  для  достижения общего  понимания  процедур  проведения  аудита, методики  и терминологии. Более  тесное  сотрудничество  служб  внутреннего и  внешнего аудита  способствует  конвергенции  их  деятельности. Внутренние  аудиторы  могут  делиться  накопленным  опытом работы  по  конкретным  предприятиям, а  также  получать  знания и  соответствующие  навыки  в  ходе  более  тесного сотрудничества  с  внешними  аудиторами. 

В  результате  внешним  аудиторам  понадобится  меньший объем  времени  для  аудиторских  проверок, что  повлияет  на стоимость  аудиторских  услуг. С  точки  зрения  внешних аудиторов, совместная  работа  с внутренними  аудиторами  также обеспечит  им  ряд  преимуществ:  позволит  лучше  понимать деятельность  акционерного  общества, минимизировать количество  повторных  тестирований  в  ходе  внешнего  аудита. Кроме  того, уверенность  внешних  аудиторов  в  адекватности результатов  работы  внутренних  аудиторов  обеспечит  первым возможность  работать  по  более  обширному  спектру  вопросов деятельности  компании.

Такая практика особенно полезна  при расширении деятельности филиальной сети, повышении сложности проводимых хозяйственных и  финансовых  операций, и, как  следствие, увеличение  потребности  в  аудите.

Профессиональная этика  аудиторов и их взаимоотношения  с заказчиками аудита

Каждый профессиональный аудитор при проведении аудиторской проверки или оказан ии сопутствующих аудиту услуг обязан соблюдать правила этики. Он должен принимать все меры для создания и поддержания доверия и уважения к своей профессии, защищать нравственные, моральные ценности от всех возможных нарушений и посягательств. 
Существует международный этический кодекс аудитора, на основе которого разработан кодекс профессиональной этики аудиторов Республики Беларусь, который содержит следующие требования, предъявляемые к аудитору: 
1.  Профессионализм, знания и компетентность. Аудитор должен: выполнять свои обязанности честно, добросовестно, с профессиональным умением, компетентностью и усердием; заботиться о престиже своей профессии, постоянно повышать свою профессиональную квалификацию путем изучения нормативных документов по бухгалтерскому учету, хозяйственному и налоговому законодательству, других законодательных актов, норм и стандартов аудита; гарантировать заказчику выполнение аудиторских услуг хорошего качества. 
2. Профессиональная независимость. Аудитор обязан быть независимым в своих суждениях при проведении аудиторской проверки, выполнять свои профессиональные обязанности объективно. Он не должен давать никакого повода для сомнений в своей независимости и в объективности заключения. 
3. Честность, справедливость и объективность. Аудитору необходимо быть правдивым и честным в своей профессиональной работе. Ему следует избегать взаимоотношений с лицами, которые могли бы повлиять на объективность его суждений и выводов. Он не должен принимать участия в конфликте интересов субъектов хозяйствования и сознательно представлять факты неточно и предвзято. 
4. Конфиденциальность. Аудитор обязан сохранять втайне конфиденциальную информацию о делах заказчиков (клиентов), полученную при оказании аудиторски* услуг, и не должен использовать ее для своей выгоды или для выгоды любой третьей стороны, а также в ущерб интересам клиента. 
5. Недопустимость дискредитирующих действий. Аудитор не вправе совершать действия, дискредитирующие его профессию, а именно: 
а) отказывать в возвращении заказчику документов, даже если последний не заплатил за оказанные аудиторские услуги; 
б) не соблюдать принятые аудиторские нормы и стандарты; 
в) привлекать заказчиков путем обмана, введения в заблуждение, ложных утверждений или действий, так как это может привести к снижению эффективности и качества аудита; 
г) выдавать аудиторские заключения без достаточной проверки вопросов, изложенных в них, а также выдавать заключения, не соответствующие действительному положению дел. 
6. Вежливость и внимание к заказчику. Аудитор обязан проявлять к заказчику доброжелательность, вежливое и внимательное отношение. Проводя аудиторскую проверку, он не имеет права демонстрировать свое превосходство, разницу в образовательном уровне, позволять себе быть небрежным, грубым и невнимательным, даже если заказчик не прав. 
7. Соблюдение налоговых отношении. Аудиторы не должны сознательно скрывать свои доходы от налогообложения или иным образом нарушать налоговое законодательство в своих интересах либо в интересах других лиц. При оказании аудиторских услуг в области налогообложения аудитор должен руководствоваться интересами клиента и соблюдать налоговое законодательство. Если в ходе аудиторской проверки выявлены нарушения налогового законодательства, ошибки в расчетах и уплате налогов, аудитор обязан в письменной форме сообщить о них заказчику (клиенту) и предупредить о возможных последствиях, а также о путях исправления нарушений и ошибок. 
8. Корректность в отношениях между аудиторами. Аудитору следует соблюдать корректность и тактичность в процессе общения с коллегами и сотрудниками, а также воздерживаться от необоснованной критики деятельности других аудиторов и аудиторских фирм. 
9. Реклама. Информация об аудиторах и реклама аудиторских услуг может быть представлена в средствах массовой информации, специальных изданиях аудиторов, адресных и телефонных справочниках, публичных выступлениях и иных публикациях аудиторов, руководителей и сотрудников аудиторских фирм. Она должна содержать правильную и достоверную информацию об аудиторских фирмах и аудиторах. 
10.  Оплата за аудиторские услуги. Оплата труда аудитора должна отражать стоимость услуг профессионального характера, выполненных для заказчика с учетом времени, затраченного аудитором, на выполнение аудиторских услуг и объема работ. Аудитор не имеет права получать плату за профессиональные услуги наличными деньгами сверх общеустановленных норм расчетов, 
11.  Разрешение конфликтов. В случае возникновения конфликта аудитору необходимо проанализировать проблему с руководителем заказчика, и если она не разрешается, обратиться в Министерство финансов Республики Беларусь (Главное управление по аудиту), а при невозможности разрешения — в суде. 

Информация о работе Внутренний контроль качества аудита