Возникновение и развитие аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 10:56, реферат

Краткое описание

В то же время потенциал аудиторской деятельности в стране, к сожалению, остается реализованным далеко не полностью, а возможности аудита в достижении целей финансового контроля - не исчерпаны. Одна из причин тому - несовершенство законодательства. Первый нормативно правовой акт на уровне федерального закона, регулирующий аудиторскую деятельность, был принят спустя четырнадцать лет после образования первой аудиторской организации, но он так и не смог оправдать ожидания ни аудиторов, ни пользователей аудиторских услуг, хотя и заложил серьезную основу для дальнейшего регулирования аудиторской деятельности. В этой связи важнейшее значение приобретают общетеоретические и прикладные з0адачи формирования концепции правового регулирования аудита, основное назначение которой - стать базой для последовательного и динамичного развития аудиторского финансового контроля в РФ. См.: Качановский Д.Е.Финансово - правовое регулирование внутреннего аудита в хозяйствующих субъектах. :Автореферат…М., 2004г. С.3

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Подобные ситуации можно  классифицировать следующим образом:

 

1) аудитор имеет непосредственное  отношение к аудируемому лицу - является учредителем (участником) аудируемого лица, его руководителем, бухгалтером или иным лицом, несущим ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

2) аудитор имеет отношение  к аудируемому лицу через близкие  родственные связи с вышеупомянутыми категориями его должностных лиц (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

3) аудиторская организация  имеет отношение к аудируемому  лицу через своих руководителей  и иных должностных лиц, имеющих  непосредственное отношение к аудируемому лицу;

4) аудиторская организация  имеет отношение к аудируемому  лицу, через своих руководителей  и иных должностных лиц, которые,  в свою очередь, имеют к нему  отношение через близкие родственные  связи.

Отметим, что во Временных правилах ситуации, соответствующие пунктам 3 и 4, не были определены, как нарушающие независимость. Существовало два взаимно непересекающихся направления нарушения условий независимости: по линии физических лиц-аудиторов и по линии юридических лиц - аудиторских организаций.

Таким образом, формально  не был под запретом аудит лица, в котором учредителем являлся, например, руководитель проверяющей  аудиторской организации. Новеллы, введенные Законом об аудите, устраняют  этот пробел, однако на наш взгляд чрезмерно расширяют ситуации зависимости, используя термин "должностные лица", то есть лица, выполняющие управленческие функции на предприятии.

5) аудиторская организация  имеет непосредственное отношение  к аудируемому лицу - последнее  является ее учредителем (участником) или, наоборот, аудиторская организация является его учредителем (участником). Нарушением независимости будет и "аудит дочерних организаций, филиалов и представительств, указанных аудируемых лиц, а также организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников)";

Последнее предложение  также является необходимой новеллой. Представляется однако, что выделенное нами в нем слово "аудирумых" является лишним, так как ситуация, когда аудируется дочерняя компания зависимой от аудиторской организации, но не аудируемой ею, материнской компании, также является ситуацией нарушения независимости по существу.

6) аудиторская организация  или индивидуальный аудитор, оказывали  аудируемому лицу в течение  трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам. См.: Комментарий к ФЗ «Об аудиторской деятельности»/Под ред. Скобарева В.Ю. и др.

  Также нужно отметить, что в статье 12 ФЗ «Об аудиторской деятельности» не предусмотрена возможность установить иными федеральными законами дополнительные требования к независимости аудиторской организации (аудитора) при проведении проверки отдельных видов юридических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аудиторская тайна

 

 

В соответствии со статьей 8 ФЗ «Об аудиторской деятельности»  «Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну  об операциях аудируемых лиц и  лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги» Кроме того в пункте 2 это требование конкретизируется: «Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами» ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г., с изм. и доп. от 30 декабря 2004г. В данной статье Закона об аудите определено, какие сведения подлежат отнесению к профессиональной тайне аудиторов. Ранее принятые нормативные акты по вопросам аудиторской деятельности не давали расшифровку понятия аудиторской тайны. Поскольку, аудиторская тайна охраняется законом и доступ к сведениям, составляющим профессиональную тайну аудиторов ограничен, в том числе для многих государственных органов, а также в отсутствие законодательного определения общего понятия служебной тайны определение Законом об аудите составляющих аудиторскую тайну сведений представляется весьма важным. Безусловно, положительным является то, что к информации, составляющей аудиторскую тайну, прямо отнесена и внутренняя документация аудиторской организации (аудитора), составляемая в ходе проведения проверки, и все получаемые от аудируемого лица материалы (объяснения бухгалтера и т.п.). Таким образом, устраняются вопросы о том, какие сведения могут быть запрошены от аудитора при проведении мероприятий, в частности, налогового контроля, а какие - нет, что на практике имеет немаловажное значение, поскольку действующим законодательством установлен ряд ограничений на истребование информации, составляющей профессиональную тайну аудиторов. См.: Комментарий к ФЗ «Об аудиторской деятельности»/Под ред. Скобарева В.Ю. и др. Например, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса РФ устанавливает, что «при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности аудиторскую тайну» Налоговый Кодекс РФ от 17 июля 1998г..Аналогичные предъявляемым к аудиторам требования по сохранности аудиторской тайны распространяются и на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности, а также иных лиц, получивших доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с Законом об аудите и другими федеральными законами.В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора рабочие документы аудита предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их деятельности.

 

 

 

Заключение

 

Сейчас с полным правом можно утверждать, что аудит в  России состоялся и получает все  большее развитие, создана мощная аудиторская система, с учетом международных  образцов совершенствуется ее институциональная, в том числе нормативно - правовая база, крупные отечественные аудиторские организации уже вполне конкурируют на российском рынке даже с общепризнанными мировыми аудиторскими объединениями. В настоящее время в России стандартизирована также и деятельность по оказанию услуг, сопутствующих непосредственно аудиту (анализ финансово - хозяйственной деятельности, постановка бухгалтерского учета и другие).

     Можно с уверенностью сказать, что в становлении и развитии России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена. Это такие страны как Австрия, Испания, Франция, ФНРГ, а также США и Великобритания. Итак, аудиторская деятельность очень важна при развитии (в области рынка) нашей страны. Благодаря аудиту предупреждается и снижается риск хозяйственной деятельности, так как аудиторский финансовый контроль способствует осуществлению всех хозяйственных операций при соблюдении требований законодательства и обеспечивает рациональное использование ресурсов. Следовательно, аудит, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности, становится все более необходимым механизмом для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансовой дисциплины и подъема экономики страны.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года

2.Качановский Д.Е.: Финансово - правовое регулирование внутреннего аудита в хозяйствующих субъектах. :Автореферат…М., 2004г.

3.Комментарий к ФЗ «Об аудиторской деятельности»/Под ред. Скобарева В.Ю. и др.

4.Налоговый Кодекс РФ от 17 июля 2002г.

5.Синельникова Н.А.: Государственное регулирование аудиторской деятельности: Автореф… Саратов, 2004г

6.Уголовный кодекс РФ

7.Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 5 марта 1999 г. N 46

8.ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г., с изм. и доп. от 30 декабря 2004г.


Информация о работе Возникновение и развитие аудита