Государственная политика перераспределения доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

При написании курсовой работы была поставлена цель: изучить особенности формирования и перераспределения доходов в Республике Беларусь.
Из этой цели вытекают следующие задачи:
Определение основных видов и источников доходов населения;
Анализ основных показателей дифференциации населения по доходам;
Изучение методов и инструментов политики перераспределения доходов.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
1.Виды доходов населения и их источники................................................5
2. Измерение неравенства в распределения доходов...............................15
3. Государственное перераспределение доходов.....................................19
3.1 Социальная справедливость в распределении доходов.....................19
3.2 Создание системы социальной защиты и социальных гарантий ...26
Заключение..................................................................................................33
Список использованных источников........................................................35

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Anna_Zolotova.docx

— 92.79 Кб (Скачать файл)

Целями социального обслуживания являются:

• оказание содействия гражданам  в преодолении трудных жизненных  ситуаций, которые они не в состоянии  разрешить при помощи собственных  средств и имеющихся возможностей;

• прогнозирование и предупреждение возникающих трудных жизненных ситуаций; 
• активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения возникающих проблем.            

Ведущие позиции в управлении социальным обслуживанием занимает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, оно активно сотрудничает с министерствами образования и здравоохранения, другими республиканскими органами государственного управления. На региональном уровне функции управления в области социального обслуживания выполняют местные исполнительные и распорядительные органы. 
Наряду с государственными органами система социального обслуживания в Республике Беларусь включает: 
•  центры социального обслуживания семей и различных категорий населения, нуждающихся в социальном обслуживании (детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан); 
•  социально-реабилитационные центры; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы);

•  социальные приюты;

• психолого-педагогические центры; центры (отделения) социальной помощи на дому; центры временного (дневного и ночного) пребывания и патронажа; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для детей с особенностями психофизического развития, специальные дома для одиноких престарелых и др.); 
• геронтологические центры;

• организации социального обслуживания, изготовляющие средства реабилитации (протезно-ортопедические изделия, инвалидную технику и т.п.); 
•   реабилитационно-трудовые мастерские;

•  юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, предоставляющих социальные услуги. 
Демографические и социально-экономические процессы, динамика здоровья населения страны обусловливают рост численности людей, нуждающихся в уходе и социальной реабилитации. Для Республики Беларусь, как и для других европейских стран, характерно постепенное повышение доли людей старших возрастов.

Основу современной системы  обслуживания составляют формирующиеся  территориальные центры социального  обслуживания населения. 
Главным направлением их работы является обслуживание на дому пожилых людей и инвалидов.[8, с. 391-394]

В РБ отрабатываются и внедряются нормативы социального обслуживания. Во всех 156 районах страны работают отделения социальной помощи на дому, обслуживающие более 62 тыс. граждан (преимущественно в сельской местности). В основном социальные работники имеют дело с одинокими или проживающими отдельно пенсионерами. Создаются центры социального обслуживания (предполагается, что они будут созданы во всех районах). Малообеспеченным и одиноким пенсионерам социальные услуги предоставляются бесплатно, остальным — на условиях частичной оплаты. К числу оказываемых социальных услуг относятся оказание помощи в ведении домашнего хозяйства (закупка продуктов, ремонт жилья, обработка приусадебных участков), решение бытовых проблем, психологическая помощь. В ряде крупных городов открыты приюты для бездомных, беженцев, незаконных мигрантов, жертв торговли людьми.[4, с. 94] 
 Гос. учреждениями соц. обслуживания являются центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, школы-интернаты общего типа, дома – интернаты (9) для детей-инвалидов (1700 чел.) и детей с особенностями психофизического развития.[8, С.398][см. приложение 5, табл. 5.1,5.2]

 

Заключение

 

В процессе выполнения курсовой работы я пришла к следующим выводам: 
1.доходы бывают: денежные и натуральные; номинальные, располагаемые, реальные; легитимные и нелегитимные. Существование неравного распределения доходов в рыночной экономике вызвано объективными причинами: различия в способностях, образование и обучение, профессиональные вкусы и риски, владение собственностью, господство на рынке.  

2. Для измерения фактического  распределения доходов используют  кривую Лоренца и коэффициент  Джини. Более простым способом  определения неравенства в доходах населения является определение соотношения в доходах между высокодоходными  и низкодоходными слоями населения, а такжев качестве показателей неравенства доходов используются децильные коэффициенты и коэффициенты фондов. 
3. Наиболее часто в мировой практике используются социал-демократическая, консервативная и либеральная концепции социальной справедливости. 
4. В  Голландии введена система уникальных персональных номеров социального страхования, на основе которой проводится идентификация всех без исключения получателей социальной помощи.  
5. Пенсионная система Франции состоит из пяти подсистем: 1) базовые режимы для наемных работников; 2) дополнительные режимы; 3) специальные режимы для отдельных категорий занятых; 4) базовые режимы для ненаемных работников; 5) дополнительные (факультативные) режимы. 
6. В Республике Беларусь используется система соц. страхования, основанная по принципу солидарности, когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений из фонда заработной платы работающих. Право на пенсию по возрасту имеют: мужчины по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. 

7. Одним из основных направлений  социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан. 
В настоящее время в сфере социальной помощи назрела необходимость ряда изменений, важнейшими из которых являются: 
1) усиление принципа адресности в социальной помощи; 
2) необходимость упорядочения многочисленных льгот. 
8. Ведущие позиции в управлении социальным обслуживанием занимает Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, оно активно сотрудничает с министерствами образования и здравоохранения, другими республиканскими органами государственного управления. Основу современной системы обслуживания составляют формирующиеся территориальные центры социального обслуживания населения. 
В РБ отрабатываются и внедряются нормативы социального обслуживания. Гос. учреждениями соц. обслуживания являются центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, школы-интернаты общего типа, дома –интернаты. . 
Из всего вышеупомянутого можно сделать следующие выводы, что 
основными принципами совершенствования системы социальной защиты в республике являются:

1. Четкое разграничение функций  социальной помощи и социального  страхования с приоритетом последнего. 

2. Дифференцированный подход к  различным слоям и группам  населения в зависимости от  их социального положения, возраста,трудоспособности.      

3.Разработка программ адресной  помощи с учетом потребностей    конкретных регионов и сегментов населения. 
4.Расширение роли в социальной защите некоммерческих неправительственных организаций, в том числе международных. 
5.Развитие системы добровольного социального страхования с целью минимизации последствий социальных рисков. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Экономический словарь  / Л.Н. Баранова. - справочник, 2008 - 565 с.

2 Волгин А.П., Плакся В.И.  Доходы и занятость населения:  мотивационный аспект. / - М., 2006. –  343-345 с.

3 Бондарь Н.Н., Терлиженко  А.И. Социальная политика в  Республике Беларусь: Учеб. Пособие  \  . – Минск, БГЭУ, 2007 – 53 –  54 с.

4 Верещагина А.Л., Франческо  П. П. Роль человеческого капитала  в формировании доходов населения  РБ / А.Л. Верещагина,       П. Франческо // Белорусский экономический  журнал. – 2007. -  №3. – С. 101 –  110.

5 Хрестоматия по экономической  теории: учебно-практическое пособие/  Е.Ф. Борисов. -  Минск, 2006. – 223 –  225 с.

6 Курс экономической теории: учебное  пособие/ под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. –Киров.: Издательство  АСА, 2008 – 338 – 343 с.

7 Видяпин В. И. Экономическая  теория: учебное пособие/  – Москва: ИНФРА-М, 2006. – 482 с.

8 Мамедов О.Ю. Современная экономика.  Общедоступный курс: учебное пособие/–  Москва:  «Феникс», 2007. – 426с.

9 Шимов В.Н. и др. Национальная  экономика Беларуси: учебник / –  3-е издание. – Минск: БГЭУ, 2009.  –с.  478-480.

10  Акопова Е.С., Воронкова  О.Н. Экономика / Под общей редакцией  проф. В.И. Самофалова. - Ростов-на-Дону, 2008 – С. 256 – 262

11 Белова, Ж. Межотраслевая  дифференциация доходов населения  и их динамика / Ж. Белова // Экономист.  – 2008. - №4. – С. 64 – 70.

12 Рубинштейн, А. Стратегия  социального императива / В. Ракота // Вопросы экономики. – 2008. - №3. – С. 68 – 77.

13 Антонович И.В. Доходы  населения и их статистика / Бел.  Думка/ 2008. - №3, 14 c.

15 Лутохина Л.А. Распределение  доходов: структура, формы, равенство,  неравенство, бедность: учебно-методическое  пособие /. Мн.: Академия управления  при Президенте РБ, 2009. – 31 –  38 с

16 Кунгурова Н.И., Терехов,  В.К. Социальная работа\ - Мн.: МФЦП. – 2007. – с. 78 – 84.

17 Пролевский О.В., Осипов  Г.В. Беларусь и Россия: социальная  сфера и социокультурная  динамика\ - Мн.: ИАЦ. – 2008. С. 188 – 202.

18 Готовский А.В. Политика  повышения заработной платы в  контексте сбалансированности экономики/  Шимов В.Н. \\ Белорусский экономический  журнал. – 2011. - №2. С. 31- 42.

19 Соколова Г.Н. Социально-экономическое  неравенство в РБ: индикаторы  и механизмы минимизации \\ Шимов  В.Н. \\ Белорусский экономический  журнал. – 2011. - №1. С. 108-120.

20 Национальный статистический  комитет РБ, режим доступа: belstat.gov.by. – Дата доступа: 5.11.2012.

21 Министерство экономики  РБ. – режим доступа: economy.gov.by. –  Дата доступа: 7.11.2012.

22  Международный валютный  фонд. – режим доступа: imf.org. – Дата доступа: 7.11.2012.

23 Евростат. – режим доступа: eurostat.com. – Дата доступа: 7.11.2012.

24 Статкомитет СНГ. –  режим доступа: cisstat.com. – Дата  доступа: 7.11.2012.

25 Об утверждении Рекомендаций по оценке взаимосвязи   динамики производительности труда и заработной платы в организациях: Постановление министерства труда и социальной защиты РБ, 5 марта 2012 г., №33.

26 Доклад Н.Г. Снопков,  Н.Г. О проекте прогноза социально  -экономического развития Республики  Беларусь на 2013 год: доклад,   8 августа 2012 г.

27 Мясникович, М.В. Государственное  регулирование социальной сферы.  – Минск, 2011. С. 210-225

28 Щербакова Е.Г. Уровень  и качество жизни в странах  СНГ существенно различаются\\ Алексеев  В.Д \\ Население и общество. –  2011. - №415. С. 24-26.

29 http://ru.wikipedia.org/ дата доступа 3.11.2013

 


Информация о работе Государственная политика перераспределения доходов