Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:03, реферат
В доперестроечный период финансово-кредитная система являлась в основном проводником принятых решений. В настоящее время формируется финансовый рынок как сфера обращения (купли-продажи) денежных ресурсов, ценных бумаг, иностранных валют. Он предоставляет субъектам предпринимательства многовариантную возможность получения источников финансирования или выгодного вложения временно свободных средств. Банки, страховые организации и другие финансово-кредитные учреждения, а также эмитенты оказывают финансовые услуги, привлекают и предоставляют на коммерческой основе средства.
Ставка рефинансирования
или учетная ставка представляет
собой процентную ставку, используемую
Центральным банком в качестве норматива
регулирования отдельных
При снижении (устойчивой тенденции) ставки рефинансирования наблюдается обратная картина.
Изменение нормы
резервирования также является одним
из важнейших инструментов кредитно-денежной
политики. Коммерческим банкам вменяется
в обязанность держать свои резервы
на специальных резервных счетах
в Центральном банке. Иногда это
требование распространяется не на все
институты, а только на так называемые
банки-члены, которые получают соответствующие
льготы при обращении в Центральный
банк за кредитом. Макроэкономический
смысл регулирования норм обязательного
резервирования состоит в регулировании
объема банковских кредитов. Увеличивая
норму обязательного
Одним из наиболее
«рыночных» инструментов кредитно-денежной
политики являются операции на открытом
финансовом рынке. Эта операция заключается
в купле-продаже ценных бумаг
и соответственно уменьшении или
увеличении банковских резервов. Объектом
операций на открытом рынке служат,
как правило, выпущенные ранее краткосрочные
казначейские обязательства, а также
правительственные
Классическая форма контроля и управления экономикой посредством государственного кредита — выпуск государственных займов, которые изымают от 1/3 (США) до 2/3 (ФРГ) ресурсов рынка ссудного капитала. Традиционная роль государственных займов — обеспечение финансирования государственных расходов при недостатке бюджетных средств — дополняется стремлением использовать государственный кредит для проведения регулирующих мероприятий. Другими словами, в условиях развитой рыночной экономики, выпуск займов, сроки и время их размещения определяются не столько дефицитом государственного бюджета, как ранее, сколько потребностями регулирования денежного обращения.
Выпуском государственных
ценных бумаг (в России государственные
казначейские обязательства) и установлением
величины доходности по ним государство
может регулировать процессы накопления
и инвестирования. Так, снижение доходности
ГКО увеличивает инвестиционную
привлекательность акций
Государство осуществляет также кредитную деятельность посредством выпуска займов для финансирования капиталовложений в национализированные и смешанные предприятия, принадлежащие местным органам власти, предоставляет государственные кредиты из средств бюджета или государственных кредитных фондов.
Государственные кредиты направляются в отрасли, которые, с точки зрения предпринимателя малоприбыльны и нерентабельны, но необходимы для функционирования системы хозяйствования. Государственное кредитование получило широкое распространение во Франции, где оно используется как для финансирования государственных предприятий ряда отраслей промышленности, так и финансирования предприятий в частном секторе.
Новым для России регулятором кредитно-денежной политики является ломбардный кредит.
По определению ломбардный кредит — ссужение средств под залог движимого имущества. В виде покрытия могут выступать, например, партии товара, драгоценности или наиболее ликвидные бумаги. В ряде стран данная практика была распространена и на операции центрального банка, которому предоставлялось право осуществлять интервенции на денежном рынке путем выдачи коммерческим банкам кредитов под залог ценных бумаг ограниченного круга эмитентов. Данные ценные бумаги должны быть высоколиквидными и высоконадежными, и круг возможных эмитентов, как правило, сводится к самому государству. Поэтому Центральный банк, выдавая ломбардные кредиты, использует один из старейших инструментов, берущий свое начало от обычного ломбарда.
Альтернативой ломбардным кредитам являются операции по купле-продаже ценных бумаг Центральным банком. Когда Центральный банк стремится повысить ликвидность банковской системы, он понижает учетную ставку — ставку, по которой он переучитывает (покупает) векселя, находящиеся в портфелях коммерческих банков. И, наоборот, в целях осуществления денежной рестрикции (ограничения) Центральный банк может предложить на продажу государственные ценные бумаги по выгодной для коммерческих банков цене.
Кроме того, Центральный
банк может заключать с
Важнейшим методом
государственного регулирования общественного
воспроизводства является финансовая
система государства. Она состоит
из четырех звеньев —
Главным звеном финансовой
системы является государственный
бюджет — крупнейший централизованный
денежный фонд, находящийся в распоряжении
правительства. В этом звене финансовой
системы сосредоточиваются
Вторым по своему
значению финансовым звеном является
система местных финансов. Под
влиянием развития производительных сил,
научно-технического прогресса, повышения
роли проблем социального
Самостоятельное финансовое
звено образуют финансы государственных
предприятий. Развитие этого звена
финансовой системы связано с
развитием государственного сектора
в экономике. Его главной задачей
является оказание поддержки
Особое финансовое
звено образуют специальные правительственные
фонды, которые имеют определенную
самостоятельность, отделены от государственного
бюджета и управляются
Первоначальной
задачей этих фондов являлось финансирование
отдельных целевых мероприятий.
В условиях усиления экономической
и финансовой неустойчивости капиталистического
хозяйства функции специальных
правительственных фондов значительно
расширяются. Они приобретают значение
резерва, к которому правительства
прибегают в случаях финансовых
затруднений, то есть используются для
повышения маневренности
Особое значение
на современном этапе развития экономики
России приобретают бюджеты
Формирование и
исполнение региональных бюджетов должно
соответствовать стратегии
В развитой рыночной экономике идет борьба между регионами одной и той же страны за создание наиболее благоприятной среды бизнеса. Обычно в этой борьбе выделяются две основные компоненты: первая — привлечение в регион предпринимателей и инвестиций, вторая — поддержание и развитие уже существующего бизнеса с целью развития у них конкурентных преимуществ мирового уровня.
Бюджеты являются инструментом
финансового обеспечения этих составляющих
привлекательности среды
Формирование бюджетов предполагает определение принципов и методов формирования как доходной, так и расходной части. Обе эти составляющие бюджетного процесса оказывают влияние на экономическую деятельность в регионе.
Основной вопрос при этом заключается в том, власти какого уровня должны обеспечивать выполнение различных государственной программы в области социальной защиты населения.
Одной из наиболее
важнейших сфер государственного регулирования
рыночной экономики является ценообразование.
Особенно актуальна эта проблема
для России и других стран бывшего
Советского Союза, однако ряд отечественных
экономистов считает
Информация о работе Государственное регулирование денежного обращения и финансовых рынков