Государственное регулирование денежного обращения и финансовых рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:03, реферат

Краткое описание

В доперестроечный период финансово-кредитная система являлась в основном проводником принятых решений. В настоящее время формируется финансовый рынок как сфера обращения (купли-продажи) денежных ресурсов, ценных бумаг, иностранных валют. Он предоставляет субъектам предпринимательства многовариантную возможность получения источников финансирования или выгодного вложения временно свободных средств. Банки, страховые организации и другие финансово-кредитные учреждения, а также эмитенты оказывают финансовые услуги, привлекают и предоставляют на коммерческой основе средства.

Вложенные файлы: 1 файл

гос регилирование.docx

— 56.13 Кб (Скачать файл)

Ставка рефинансирования или учетная ставка представляет собой процентную ставку, используемую Центральным банком в качестве норматива  регулирования отдельных банковских операций. Размер учетной ставки в  значительной мере влияет на уровень  ставок ссудного банковского процесса и депозитных ставок. Так, если наблюдается  рост ставки рефинансирования, то для  коммерческих банков значительно более  выгодна среди всего прочего  перечня операций (при росте кредитных  ставок) выдача краткосрочных кредитов. Подобная практика приемлема для  предприятий тех отраслей, где  существует короткий производственный процесс, а реализация может быть связана с продажей за наличный расчет. Такими предприятиями являются торгово-закупочные структуры, предприятия розничной  торговли и бытового обслуживания, а среди промышленных предприятий  — предприятия пищевой и легкой промышленности. Рост ставки рефинансирования влечет за собой и рост процентных ставок по депозитам, что делает более  привлекательным вложение населением и предприятиями средств в  эти ценные бумаги, чем инвестиции в реальное производство. Естественно, что подобная инвестиционная политика приводит к снижению отечественного промышленного производства. Предприятия  начинают переориентироваться на производство продукции с малым производственным циклом, технологически упрощенную, т.е. имеющийся научно-технический и производственный потенциал большинства промышленных предприятий не реализуется и со временем теряется.

При снижении (устойчивой тенденции) ставки рефинансирования наблюдается  обратная картина.

Изменение нормы  резервирования также является одним  из важнейших инструментов кредитно-денежной политики. Коммерческим банкам вменяется  в обязанность держать свои резервы  на специальных резервных счетах в Центральном банке. Иногда это  требование распространяется не на все  институты, а только на так называемые банки-члены, которые получают соответствующие  льготы при обращении в Центральный  банк за кредитом. Макроэкономический смысл регулирования норм обязательного  резервирования состоит в регулировании  объема банковских кредитов. Увеличивая норму обязательного резервирования, Центральный банк соответственно ограничивает использование средств, находящихся  на счетах банков в виде вкладов, в  качестве кредитного ресурса. Напротив, уменьшая норму резервов, Центральный  банк стимулирует высвобождение  средств для расширения кредитных возможностей коммерческих банков в условиях конкуренции, дает возможность клиентам, прежде всего промышленным предприятиям, получать кредиты под меньшую процентную ставку.

Одним из наиболее «рыночных» инструментов кредитно-денежной политики являются операции на открытом финансовом рынке. Эта операция заключается  в купле-продаже ценных бумаг  и соответственно уменьшении или  увеличении банковских резервов. Объектом операций на открытом рынке служат, как правило, выпущенные ранее краткосрочные  казначейские обязательства, а также  правительственные обязательства. Эта форма регулирования является в настоящее время наиболее эффективной, поскольку достичь желаемого  результата возможно при сравнительно небольших объемах операций. Сама организация системы обязательных резервов предполагает, что изменение  влечет за собой более интенсивное  изменение в масштабах активных операций банков, в первую очередь  кредитов. В условиях преимущественного  развития кредитно-бумажных денег операции на открытом рынке представляют собой  не только регулирование кредитных  операций, но и важнейший способ контроля за обращающейся денежной массой.

Классическая форма  контроля и управления экономикой посредством  государственного кредита — выпуск государственных займов, которые  изымают от 1/3 (США) до 2/3 (ФРГ) ресурсов рынка ссудного капитала. Традиционная роль государственных займов — обеспечение  финансирования государственных расходов при недостатке бюджетных средств — дополняется стремлением использовать государственный кредит для проведения регулирующих мероприятий. Другими словами, в условиях развитой рыночной экономики, выпуск займов, сроки и время их размещения определяются не столько дефицитом государственного бюджета, как ранее, сколько потребностями регулирования денежного обращения.

Выпуском государственных  ценных бумаг (в России государственные  казначейские обязательства) и установлением  величины доходности по ним государство  может регулировать процессы накопления и инвестирования. Так, снижение доходности ГКО увеличивает инвестиционную привлекательность акций приватизированных  промышленных предприятий, т.е. способствует развитию промышленного производства. То же следует оказать и о сроках погашения государственных облигаций. Увеличение сроков их погашения также  может способствовать инвестиционной активности на рынке ценных бумаг.

Государство осуществляет также кредитную деятельность посредством  выпуска займов для финансирования капиталовложений в национализированные  и смешанные предприятия, принадлежащие  местным органам власти, предоставляет  государственные кредиты из средств  бюджета или государственных  кредитных фондов.

Государственные кредиты  направляются в отрасли, которые, с  точки зрения предпринимателя малоприбыльны  и нерентабельны, но необходимы для  функционирования системы хозяйствования. Государственное кредитование получило широкое распространение во Франции, где оно используется как для  финансирования государственных предприятий  ряда отраслей промышленности, так  и финансирования предприятий в  частном секторе.

Новым для России регулятором кредитно-денежной политики является ломбардный кредит.

По определению  ломбардный кредит — ссужение средств под залог движимого имущества. В виде покрытия могут выступать, например, партии товара, драгоценности или наиболее ликвидные бумаги. В ряде стран данная практика была распространена и на операции центрального банка, которому предоставлялось право осуществлять интервенции на денежном рынке путем выдачи коммерческим банкам кредитов под залог ценных бумаг ограниченного круга эмитентов. Данные ценные бумаги должны быть высоколиквидными и высоконадежными, и круг возможных эмитентов, как правило, сводится к самому государству. Поэтому Центральный банк, выдавая ломбардные кредиты, использует один из старейших инструментов, берущий свое начало от обычного ломбарда.

Альтернативой ломбардным кредитам являются операции по купле-продаже  ценных бумаг Центральным банком. Когда Центральный банк стремится  повысить ликвидность банковской системы, он понижает учетную ставку — ставку, по которой он переучитывает (покупает) векселя, находящиеся в портфелях  коммерческих банков. И, наоборот, в  целях осуществления денежной рестрикции (ограничения) Центральный банк может  предложить на продажу государственные  ценные бумаги по выгодной для коммерческих банков цене.

Кроме того, Центральный  банк может заключать с коммерческими  банками соглашения о покупке  ценных бумаг с обратным их выкупом  через фиксированный промежуток времени (репо). В данном случае речь идет о кредитовании под обеспечение ценных бумаг, т.е. операция «репо» только в формально юридическом плане отличается от ломбардного кредита.

Важнейшим методом  государственного регулирования общественного  воспроизводства является финансовая система государства. Она состоит  из четырех звеньев — государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и  специальных правительственных  и местных внебюджетных фондов.

Главным звеном финансовой системы является государственный  бюджет — крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. В этом звене финансовой системы сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные  расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты  — налоги, внутренние займы, расходы.

Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. Под  влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса, повышения  роли проблем социального обеспечения  и повышения качества жизни происходит повышение роли и влияния местных  органов власти. Центральное место  в этом звене принадлежит местным  бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют  определенную самостоятельность. Это  звено финансовой системы во все  большей мере участвует в решении  экономических и социальных задач. Особую роль имеют местные финансы  в решении проблем поддержки  предпринимательства.

Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных  предприятий. Развитие этого звена  финансовой системы связано с  развитием государственного сектора  в экономике. Его главной задачей  является оказание поддержки частнокапиталистическому хозяйству путем финансирования ряда важнейших отраслей хозяйства, необходимых для обеспечения  процесса общественного воспроизводства, отраслей, которые в условиях современного хозяйства в силу своей специфики  имеют низкую рентабельность и тем  самым не выгодны для капиталистического предпринимательства.

Особое финансовое звено образуют специальные правительственные  фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно  центральными или местными властями. К ним относятся фонды социального  страхования, различные целевые  фонды, а также государственные  и полугосударственные финансово-кредитные  учреждения.

Первоначальной  задачей этих фондов являлось финансирование отдельных целевых мероприятий. В условиях усиления экономической  и финансовой неустойчивости капиталистического хозяйства функции специальных  правительственных фондов значительно  расширяются. Они приобретают значение резерва, к которому правительства  прибегают в случаях финансовых затруднений, то есть используются для  повышения маневренности финансовой системы. В отличие от государственных  бюджетов специальные фонды подлежат значительно меньшему контролю со стороны  парламентов, что облегчает их использование  и повышает заинтересованность правительства  в их росте.

Особое значение на современном этапе развития экономики  России приобретают бюджеты муниципальных  образований, до последнего времени  не имеющие законодательного обоснования  и находящиеся в процессе поиска наиболее эффективных форм функционирования. Поэтому рассмотрим более подробно цели и задачи финансов муниципальных  образований.

Формирование и  исполнение региональных бюджетов должно соответствовать стратегии развития региона, включая стратегию взаимодействия с фирмами. Основной рычаг воздействия  на фирмы в долгосрочной перспективе, который имеется в руках регионального  управления, — это создание благоприятной  конкурентной среды, среды, привлекательной  для бизнеса.

В развитой рыночной экономике идет борьба между регионами  одной и той же страны за создание наиболее благоприятной среды бизнеса. Обычно в этой борьбе выделяются две  основные компоненты: первая — привлечение  в регион предпринимателей и инвестиций, вторая — поддержание и развитие уже существующего бизнеса с  целью развития у них конкурентных преимуществ мирового уровня.

Бюджеты являются инструментом финансового обеспечения этих составляющих привлекательности среды бизнеса.

Формирование бюджетов предполагает определение принципов  и методов формирования как доходной, так и расходной части. Обе  эти составляющие бюджетного процесса оказывают влияние на экономическую  деятельность в регионе.

Основной вопрос при этом заключается в том, власти какого уровня должны обеспечивать выполнение различных государственной программы в области социальной защиты населения.

Одной из наиболее важнейших сфер государственного регулирования  рыночной экономики является ценообразование. Особенно актуальна эта проблема для России и других стран бывшего  Советского Союза, однако ряд отечественных  экономистов считает невозможным  в условиях рыночной экономики возлагать  на государство функцию регулирования  цен. По-видимому, такое мнение сложилось  по той причине, что регулирование  цен они сводят к хорошо нам  известному административному методу. Действительно сфера прямого  регулирования цен в зарубежных странах явно сужается, ибо практика, в том числе и отечественная, показала низкую эффективность административного  контроля. Дело в том, что этот метод  в лучшем случае позволяет отодвинуть изменение цен на более поздний  период, порождает скрытую форму  инфляции и ведет к дефициту товаров, хотя, на наш взгляд, некоторое прямое воздействие государства на цены допустимо. В частности, в зарубежных странах при необходимости ограничения  жесткой ценовой конкуренции  в отраслях, в которых преобладают  мелкий и средний бизнес, устанавливают  предельные цены на аналогичные товары. Там, где есть цивилизованная конкуренция, там не может быть контроля над  ценами, ибо они результат взаимодействия спроса и предложения. В то же время  в большинстве европейских стран (Франции, Германии, Бельгии и др.) государство регулирует цены на энергоносители, общественный транспорт, телефон, тарифы на проезд по автодорогам, цены на другие товары, производимые естественными  монополиями, или в тех случаях, когда у потребителей нет выбора.

Информация о работе Государственное регулирование денежного обращения и финансовых рынков