Демонополизация экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 10:34, курсовая работа

Краткое описание

К началу 90-х годов широкое распространение получило мнение о том, что
уровень концентрации производства в СССР и в России чрезвычайно высок, и по
этому показателю Россия находится на первом месте в мире. Но исследования
зарубежных и российских экономистов, проведенные в 1993-1994гг. на основе
данных Госкомстата РФ, в значительной степени опровергли этот вывод.
Сравнения российских и зарубежных стандартных показателей концентрации
производства в промышленности дали менее высокий уровень концентрации для
России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕХАНИЗМ РЫНКА НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 5
1.1 Возникновение и сущность несовершенной конкуренции 5
1.2 Виды монополий и формы монополистических объединений 8
1.3 Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы 12
2. МОНОПОЛИИ В РОССИИ. РОССИЙСКАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 16
2.1 История возникновения и развития монополии в России 16
2.2 Монополии в современной России 19
2.3 Демонополизация экономики России 22
3. СОВРЕМЕННАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 28
3.1 Особенности антимонопольной политики развитых стран 28
3.2 Структура и деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России 31
3.3 Современная антимонопольная политика России 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

Вложенные файлы: 1 файл

из интернета по россии.docx

— 99.30 Кб (Скачать файл)

природный газ вызывали противодействие РАО Газпром, которое обосновывало

невозможность данного мероприятия его значительным негативным воздействием на

потребителей природного газа в Европейской части России.

Практически во всех отраслях сохранялось перекрестное субсидирование одних

групп потребителей за счет других. Низкие тарифы для населения и бюджетных

организаций субсидировались за счет промышленных и коммерческих потребителей.

Например, на железнодорожном транспорте убытки по пассажирским перевозкам

покрываются за счет грузовых тарифов.

Общая для экономики России проблема неплатежей особенно остро стояла в

отраслях ТЭК и на железнодорожном транспорте. Проблема неплатежей обострилась

в связи c принятием правительственного постановления, запрещающего отключение

потребителей энергоресурсов до мая 1996г. Действие данного постановления было

отменено 1апреля, но трудно предположить, что до президентских выборов

предприятия смогут широко пользоваться подобной мерой.

В первые годы экономической реформы были проведены акционирование и

приватизация отраслей-естественных монополий (кроме железнодорожного

транспорта). Вместе с тем приватизация не сопровождалась изменением

отраслевых структур. Производственные подразделения, которые при определенных

условиях могли бы конкурировать между собой и с независимыми производителями,

не были отделены от транспортных предприятий, сетевая структура которых

предопределяет необходимость организации эффективного регулирования.

Исключением является нефтяная промышленность, где были образованы

конкурирующие компании в области добычи и переработки нефти и отдельная

компания Транснефть для транспортировки нефти. Последняя компания включила в

себя подотрасль, которая должна регулироваться как естественная монополия.

Отрасли-естественные монополии продолжали нести бремя финансирования объектов

социальной инфраструктуры (учебных заведений, учреждений здравоохранения,

жилищного хозяйства и т.д.). Как МПС, так и РАО Газпром владеют

многочисленными неэффективными сельскохозяйственными предприятиями.

РАО Газпром, РАО ЕЭС России, Министерство путей сообщения проявляли

активность не только в сферах газовой промышленности, электроэнергетики и

железнодорожных перевозок, но и в других сферах, во многих случаях не

связанных с основной деятельностью. Так, РАО Газпром приобрел 50% акций

предприятия, монопольно производящего минеральную воду Нарзан. Огромные

размеры организационных структур, включивших в себя отрасли-естественные

монополии, предоставляют им широкие возможности для влияния не только на

экономическую, но и на политическую ситуацию в России.

До последнего времени субъекты естественных монополий финансировали

инвестиции в значительной степени за счет внутренних источников

(инвестиционные фонды, формируемые  за счет себестоимости), что определило

чрезмерную нагрузку на тарифы. Вместе с тем при благоприятном развитии

политических событий в будущем возможно широкое привлечение в

высокоприбыльные и перспективные отрасли внешних источников инвестиций (как

зарубежных, так и отечественных). Под давлением МВФ были ликвидированы

внебюджетные фонды в отраслях ТЭК, и РАО Газпром лишился основных налоговых

льгот.

Сдерживание роста тарифов и отмена стабилизационных фондов, по мнению

отраслевых специалистов, привели к резкому ухудшению финансового состояния

отраслей-естественных монополий. Однако в условиях закрытости финансовой

информации и без проведения независимого аудита соответствующих предприятий

трудно поддержать или опровергнуть такие выводы. Тем не менее заработная

плата и социальные выплаты в отраслях-естественных монополиях стабильно

превосходили средние показатели по экономике.

    

2. Антимонопольная  политика государства

  

2.1 Особенности

российского монополизма

 

Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию

экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию

полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий,

несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

Монополии существуют во всем мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была

командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании,

государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных

ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей

части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств,

министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными

субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали Госплан,

Госснаб и Госкомцен.

Советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и

крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению

с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие

приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии - 186, в Западной Европе -

86. Наиболее высокой была  концентрация производства в  металлургии,

машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную

продукцию выпускало одно-два предприятия, которые диктовали свои условия

потребителю. Плохое качество товара, завышенные цены или устаревший

ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного

дефицита и отсутствия выбора поставщиков.

Но социалистические монополии существенно отличались от капиталистических

аналогов. Капиталистические монополии возникли "снизу" в результате

конкурентной борьбы, а социалистические насаждались "сверху" и действовали в

тепличных условиях. В монополисты при капитализме прорывается предприятие-

лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный научно-

технический и производственный потенциал. При социализме монополии зачастую

появлялись при отсталой технологической базе. Капиталистические монополии,

участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышение

конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые

образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические

ограничивались в лучшем случае региональными рамками (например, СЭВ).

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного

регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии

появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы

воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы.

Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных

монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны

важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим

положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их

нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Предприятие признается монополистом, если занимает господствующее

(доминирующее) положение  на рынке товара, не имеющего  заменителей, или на

рынке взаимозаменяемых товаров. Такое положение позволяет ему затруднять

доступ на рынок другим производителям, диктовать свои условия им и

потребителям.

Доминирующим считается положение предприятия, если его доля на рынке

определенного товара не менее 65%. Из этого правила есть исключения:

первое - положение предприятия не будет признано доминирующим, если оно

сумеет доказать, что, несмотря на превышение 65-процентного лимита, его

положение на рынке не является доминирующим;

второе - положение предприятия считается доминирующим даже тогда, когда его

доля на рынке определенного товара меньше 65%, если это доминирование выявил

антимонопольный орган, исходя из стабильности доли данного предприятия на

рынке, из относительного размера долей его контрагентов, а также из

ограниченности доступа на этот рынок новых конкурентов.

Если же доля предприятия на рынке определенного товара не превышает 35%, его

положение не может быть признано доминирующим, а оно само монополистом.

Антимонопольное законодательство включает в себя законы "О конкуренции и

ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта

1991 г., "О приватизации  государственных и муниципальных  предприятий в

Российской Федерации" от 3 июля 1991 г., "О поставках продукции для

федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г., "О финансово-

промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О естественных монополиях" от 17

августа 1995 г., "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г., "О

некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г., "О рекламе" от 18 июля

1996 г., "О мерах по  защите экономических интересов  Российской Федерации при

осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и др., а также

нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства.

Сегодня, спустя восемь лет после начала рыночных реформ, антимонопольное

законодательство необходимо совершенствовать, преимущественно на основе

обобщения правоприменительной практики. Предстоит так обновить правовую базу,

чтобы она позволяла надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью,

ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к

юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и

региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше

регулировать безопасность и качество товаров и услуг. Нужен закон "О защите

конкуренции в сфере финансовых услуг".

Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и

предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере

естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания

условий для здоровой конкуренции был создан Государственный комитет по

антимонопольной политике, имеющий территориальные управления. Позднее его

преобразовали в Государственный антимонопольный комитет (ГАК). Следует

признать, что ему не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной

конкурентной среды.

В 1999 г. на его базе создано Министерство по антимонопольной политике и

поддержке предпринимательства (МАП). В него вошли также Федеральная служба

России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ),

Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области

связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого

предпринимательства (ГКРП) и, возможно, будет включена Федеральная

энергетическая комиссия (ФЭК).

Пока уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен.

Специалисты называют несколько причин этого: во-первых, приватизация не

привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые

заботились бы о развитии предприятия; во-вторых, принудительная реорганизация

(реструктуризация) предприятий  не была использована должным  образом, хотя

могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных

хозяйствующих субъектов; в-третьих, малый бизнес так и не получил должного

развития.

Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой

формирования конкурентной среды, полигоном для испытания венчурных

технологических и экономических проектов. У него больше возможностей

маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой,

ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам

фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях повышенного риска

малые предприятия охотно берутся за новации, которые они затем могут передать

на тиражирование промышленным гигантам.

Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятий в общем числе

хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и выше

конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились,

занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью.

Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное

налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков,

бизнесинкубаторов, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а

также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные

программы сотрудничества. Пока же все это остается благим пожеланием из-за

скудости госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия

чиновников, настроенных против рыночных реформ.

Для демонополизации экономики и развития конкуренции специалисты предлагают:

наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов,

аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для

государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на

таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд рублей);

ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих

Информация о работе Демонополизация экономики России