Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 04:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение инвентаризации ее видов.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
· изучить понятие инвентаризации;
· охарактеризовать виды и цели инвентаризации;
· рассмотреть порядок проведения и документальное оформление инвентаризации на предприятиях.
Введение
3
Глава 1. Понятие, виды и сроки проведения инвентаризации в организации
4
1.1. Понятие и цели инвентаризации
4
1.2. Классификация инвентаризаций, проводимых в организации
7
1.3. Инвентаризация отдельных видов имущества и финансовых обязательств
12
Глава 2. Порядок проведения и отражения в учете результатов инвентаризации имущества и обязательств
20
2.1. Порядок проведения инвентаризации в организации
20
2.2. Бухгалтерский учет результатов инвентаризации
26
Заключение
31
Список использованных источников
Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк-депозитарий -- специализированное хранилище ценных бумаг и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок этих специальных организаций. Следует иметь в виду, что депозитарии как профессиональные участники рынка ценных бумаг могут переоценивать принадлежащие клиентам ценные бумаги при изменении котировки на фондовой бирже, а непрофессиональные участники должны вести учет по фактическим затратам на приобретение ценных бумаг. Поэтому стоимостная оценка объектов у организации и депозитария будет различаться.
В связи с этим важной становится сверка данных о количестве ценных бумаг на хранении.
При инвентаризации остальных составляющих финансовых вложений возможна только документальная проверка, которую следует проводить по видам вложений и отдельным эмитентам.
Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности
Инвентаризация наличных денежных средств в кассе организации производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные путевки в дома отдыха и санатории, оплаченные авиабилеты и др.).
Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности ведется по видам бланков (например, по акциям: привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.
Для инвентаризации денежных средств в пути делается сверка числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т. п.
Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетных (текущих), валютных и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.
Инвентаризация расчетов
Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам (по терминологии Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств), с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
Инвентаризационная комиссия в результате документальной проверки должна установить обоснованность, полноту и своевременность отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с формированием и движением дебиторской и кредиторской задолженности по всем видам расчетов.
Инвентаризация расходов будущих периодов
При инвентаризации расходов будущих периодов инвентаризационная комиссия по документам проверяет обоснованность и правильность сумм, отраженных на счете учета расходов будущих периодов, а также их отнесение на счета учета затрат на производство (либо на соответствующие источники средств организации) в течение документально обоснованного срока в соответствии с разработанными в организации расчетами и учетной политикой.
Инвентаризация резервов предстоящих расходов
При инвентаризации резервов предстоящих расходов проверяется правильность и обоснованность созданных в организации резервов: на предстоящую оплату отпусков работникам; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; на выплату вознаграждений по итогам работы организации за год; расходов на ремонт основных средств; производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; предстоящих затрат по ремонту предметов проката и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства финансов РФ и отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными в установленном порядке, а также учетной политикой организации.
Таким образом, порядок и сроки инвентаризации определяются руководителем организации. Наличие имущества по факту проверяют в присутствии материально-ответственных лиц. Данные заносят в инвентаризационные описи, которые подтверждаются материально-ответственным лицом. На поврежденные или утраченные ценности составляются акты. Результаты инвентаризации регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций. Если в ходе инвентаризации выявляются излишки или недостачи, то эти данные записывают в сличительные ведомости. По окончании инвентаризации составляется акт типовой формы, который является основанием для отражения результатов инвентаризации в учете.
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ОТРАЖЕНИЯ В УЧЕТЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
2.1. Порядок проведения инвентаризации
Инвентаризацию можно разделить на четыре этапа:
Инвентаризации подлежит все имущество предприятия, числящееся на балансе, независимо от его местонахождения, а также материальные ценности и денежные средства, не принадлежащие организации, но числящиеся на бухгалтерском учете, в том числе находящиеся на ответственном хранении, арендованные и др.
Инвентаризация обычно проводится на 1-е число месяца. Процесс проведения инвентаризации непрерывный, т. е. начавшуюся инвентаризацию нельзя приостанавливать по производственным и другим причинам. На период инвентаризации все склады должны быть закрыты, а прием и отпуск материальных ценностей, по возможности, прекращен.
Очень важен подготовительный период при проведении инвентаризации, который включает в себя ряд определенных условий: для непосредственного проведения инвентаризации на средних и крупных предприятиях создаются постоянно действующие рабочие комиссии в составе руководителя предприятия или его заместителя, главного бухгалтера, юриста и руководителей отдельных подразделений. Постоянно действующая комиссия выполняет организационные, контрольные и методические функции по организации инвентаризаций, выборочных и контрольных проверок.
Инвентаризацию проводит рабочая инвентаризационная комиссия, назначаемая приказом руководителя предприятия.
Порядок проведения инвентаризаций в организации предполагает создание постоянно действующих инвентаризационных комиссий в составе:
— руководителя предприятия или его заместителя (председателя комиссии);
— главного бухгалтера;
— начальников структурных подразделений (служб);
— представителей общественности.
При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.
Для непосредственного проведения инвентаризации имущества создаются рабочие комиссии в составе:
— представителя руководителя предприятия, назначившего инвентаризацию (председатель комиссии);
— специалистов (экономиста, работника бухгалтерской службы, инженера, технолога, товароведа, кладовщика и др.).
В состав комиссии должны включаться опытные работники, хорошо знающие инвентаризуемое имущество, порядок формирования цен, первичный учет.
За правильное документальное оформление инвентаризации несет ответственность главный бухгалтер. Поэтому до начала инвентаризации необходима тщательная предварительная подготовительная работа.
• В межинвентаризационный период на предприятиях (организациях) должны проводиться систематические проверки и выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Эти проверки и инвентаризации осуществляются по распоряжению руководителя работниками инвентаризационных групп, состоящих в штате предприятия, или ревизионными комиссиями, в состав которых включаются должностные лица, хорошо знающие товарно-материальные ценности, бухгалтерский учет и отчетность, а также представители общественности.
• Персональный состав постоянно действующих инвентаризационных комиссий, рабочих инвентаризационных комиссий и комиссий, осуществляющих проверки и выборочные инвентаризации, утверждается приказом руководителя предприятия (организации). Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Запрещается назначать председателем комиссии по проведению инвентаризации у одних и тех же материально-ответственных лиц одного и того же работника два раза подряд.
Основанием для проведения инвентаризации является paспоряжение руководителя предприятия, в котором указывается время начала инвентаризации и состав комиссии.
Перед началом проведения инвентаризации членам рабочих инвентаризационных комиссий вручается приказ, а председателям — контрольный пломбир. В приказе устанавливаются сроки начала и окончания работы по проведению инвентаризации. К ее началу должна быть закончена обработка приходных и расходных первичных документов, сделаны все записи в аналитическом, синтетическом учете и выведены остатки, все ценности должны быть разложены по названиям, сортам, размерам и т.д. Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись.
• При внезапных инвентаризациях все товарно-материальные ценности подготавливаются к инвентаризации в присутствии инвентаризационной комиссии, а в остальных случаях — заблаговременно.
• Складские операции в период инвентаризации не производятся; заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточку складского учета материалов и сданы в бухгалтерию организации.
• При инвентаризации фактическое наличие имущества определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера непосредственно в местах хранения (закрепления) имущества. Проверка фактических остатков производится при обязательном участии материально ответственных лиц (кассиров, заведующих хозяйствами, кладовых, секций, торговых предприятий и т. п.).
• Инвентаризация проводится по каждому материально ответственному лицу и месту хранения (складу), обязательно в присутствии материально ответственного лица. Все данные заносятся в инвентаризационные описи. Комиссия также должна проверить весовое измерительное оборудование и соблюдение установленных сроков его клеймения.
• Материально ответственное лицо дает расписку, что все ценности, отмеченные в описи, приняты им на ответственное хранение и никаких претензий к комиссии у него нет. По окончании инвентаризации оформленные инвентаризационные описи сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета.
• Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации (количество и сумма), наличие средств по данным учета и результаты сравнения — излишек или недостача. В сличительную ведомость записывают только те ценности, по которым выявлены излишки и недостачи, а остальные показывают в ведомости общей суммой. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указывают в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.