Интеграция мировых финансовых рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 21:26, реферат

Краткое описание

Финансовая взаимоувязка отдельных стран и территорий, основанная на возросшей степени международной свободы торговли товарами и услугами, отразилась на либерализации межстрановых финансовых потоков и движении капитала.
Поскольку же либерализация является неотъемлемой составной частью международной экономики, она, в свою очередь, ведет к усилению экономической интеграции. Как результат, интеграция перешагнула очередной рубеж, приобретя поистине глобальный характер.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…2
Понятие и структура мирового финансового рынка………………….…3
Финансовая глобализация: определение и формы………………………8
Влияние финансовой глобализации на национальные экономики……13
Заключение………………………………………………………………...…19
Список литературы………………………………………………………..…20

Вложенные файлы: 1 файл

бух.учет.docx

— 42.55 Кб (Скачать файл)

Приведем основные предпосылки финансовой глобализации:

1. Либерализация торговли  товарами и услугами, рынков капитала  и другие формы экономической  либерализации, вызвавшие ограничение  политики протекционализма и  сделавшие мировую торговлю более  свободной.

2. Небывалая концентрация  и централизация капитала, взрывообразный  рост производственных финансово-экономических  инструментов, резкое сокращение  времени осуществления меж валютных сделок.

3. Внедрение международными  экономическими организациями единых  критериев макроэкономической политики, универсализация требований к  налоговой, региональной, аграрной, антимонопольной политике, к политике  в области занятости.

4. Усиление тенденции  в универсализации и стандартизации.

Наиболее широко применяются  единые для всех стран стандарты  на технологию, экологию, деятельность финансовых организаций, бухгалтерскую  отчетность. Также стандарты распространяются на образование и культурные ценности.

Поскольку финансовая глобализация как экономическое явление очень  интересует международных инвесторов, регулирующие финансовые органы, экономическую  элиту и правительства практически во всем мире – это, несомненно, может способствовать принятию строгих правил по укреплению финансовой стабилизации.

Базовым элементом прочной  финансовой системы служит макроэкономическая инфраструктура, динамичный частный  сектор, развитая система судопроизводства и законотворчества, которая дает возможность сочетать государственное  участие в работе внутренних финансовых институтов и внешнее дисциплинирующие рыночное влияние с жестким регулированием и контролем.

Наиболее важным является уровень развития и значимости реального  сектора экономики развивающихся  и «переходных» стран, в которых  производственная структура подвержена сильному влиянию не только внутренних, но в внешних кризисных явлений.

В этом и причина, почему реальный сектор часто служит источником финансовой нестабильности в рассматриваемой  группе стран.

По этой же причине макроэкономическая стабилизация фигурирует в качестве основы для реструктуризации банковского  сектора после краха плановой экономики.

В развивающихся и «переходных» государствах финансовым системам часто  недостает глубины и широты, поскольку  достаточно долгий период в их жизнедеятельности  связан с прямым государственным  давлением и вмешательством, ограничениями  на движение капитала и валютообменные трансакции.

Кроме того, исключительно  сильна традиционная привязка государства  к монстрам банковского сообщества, неповоротливым и неконкурентоспособным.

Это не дает возможности  развиваться рыночно ориентированным  структурам с прогрессивно настроенным  высокопрофессиональным менеджментским звеном.

Характерной слабостью современных  финансовых систем развивающихся и  «переходных» государств является требование центрального банка к коммерческим банкам кредитовать правительство  или приоритетные сектора, часто  по процентным ставкам, которые могут  быть, приравнены к субсидиям (иногда даже себе в убыток).

Такое отношение не только ослабляет банки, но и сужает рынок  для государственных бумаг.

Другая слабость - недостаточный  уровень свободно торгуемых на рынке  ценных бумаг - акций финансовых институтов и небанковских финансовых учреждений, что осложняет рыночную капитализацию  и развитие названного рынка.

Прямое давление на процентную политику банка снижает эффективность финансового посредничества, неправильно отражая действительную доходность инвестиций.

Ограничения на свободу перелива капитала, вовне, в том числе носящего инвестиционную направленность, приводят к сокращению рынка Форекс и как следствие – к образованию параллельного, «черного» рынка.

Подобные явления замедляют  развитие финансового рынка, что  сказывается на его большей рискованности  и отсутствии ликвидности.

Необходимо отметить, что  ни одна из известных форм финансовой глобализации не смогла стать реальной без юридической и регулирующей инфраструктуры, создавшей сильные  стимулы для получения первичной  информации участниками рынка.

Информация исключительно  важна для эффективности рынков.

В свою очередь рынок сам  получит необходимую информацию, если потенциальные его участники  будут иметь к ней доступ на разумных условиях.

Хорошо информированные  кредиторы с рисковыми активами, не защищенные государственными гарантиями и поручительствами, сами тяготеют к распределению рисков между  институтами, которые они кредитуют: на межбанке, в коммерческих бумагах, корпоративных облигациях, на денежных рынках, основываясь на индивидуальном риске каждого заемщика. Информатизация и информативность рынка - вот  что отличает сегодня развитые рынки  от развивающихся и переходных.

Понятие финансовой глобализации приобретает все большее число  сторонников еще и по той причине, что «переходные» государства имеют  сегодня возможность оценивать  перспективность включения в  ту или иную ось мировой цивилизации.

Финансовая глобализация экономики и финансового рынка  помогает перенять прогрессивный опыт, а не «обжигаться» каждый раз самим.

Венгрия и Польша, к примеру, уже сегодня адаптируют свои юридические  и институциональные финансовые структуры к осуществлению финансовых операций в рамках единого рынка  Европы с единой денежной единицей. Для других развивающихся стран  характерно усиление надзорных функций  и институтов, хотя их эффективность  еще предстоит выяснить.

Показателем уровня развития финансовой глобализации может служить  капитал, функционирующий за пределами  стран происхождения в объеме накопленных иностранных активов.

Финансовая глобализация стала главной движущей силой  развития мировой экономики, уровень  которой достиг определенной зрелости, о чем свидетельствуют, в частности, валютно-финансовые кризисы, которые  отозвались во всех странах, тем самым, подтвердив высокий уровень финансовой взаимозависимости.

Ярким свидетельством ускоряющегося  развития финансовой глобализации является высокая динамика и растущий объем  валютных и евровалютных рынков, банковских депозитов в иностранной валюте, средств, привлеченных с международного финансового рынка, совокупных ресурсов институциональных инвесторов, доли иностранных ресурсов в социально-экономическом развитии отдельных стран и т.д.

Таким образом, в последние  годы наблюдается растущая заинтересованность в развитии воплощающей мировой  опыт международной системы финансовых и регулирующих стандартов, которые  бы способствовали созданию устойчивых финансовых систем во всех странах, включая  и переходные.

  1. Влияние финансовой глобализации на национальные экономики

Влияние финансовой глобализации на национальные экономики характеризует, прежде всего, движение – вынужденное  или добровольное – к большей  открытости национальных рынков.

Это самым прямым образом  относится к России, степень интегрированности  которой в мировое хозяйство  в последнее время скачкообразно  возросла, хотя ее удельный вес в  нем очень невелик, а позиции  не самые прочные.

Цифры, иллюстрирующие, например, масштабы финансового сегмента мировой  экономики, по-настоящему поражают. Дневной  оборот мирового валютного рынка  составляет до 1,5-2 трлн. долл. Размер годового международного синдицированного кредитования – почти 1,5 трлн. долл.

Перспективы влияния финансовой глобализации на национальные экономики  для правительства РФ и национального  капитала, исходя из современных условий  финансовой глобализации.

В первую очередь государство  должно завершить процесс трансформации, прекратить расценивать себя как  основное звено в планировании, производстве и установлении цен, постепенно перевоплощаясь в созидателя и творца идей, правил, закона, и осознать свою первейшую  задачу - служить действительным базисом  социальной защищенности своих граждан.

Основной задачей становится фокусировка государства на создании своего рода окружающей оболочки, среды, где будет свободно развиваться  частное предпринимательство.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что приоритет малого предпринимательства  может сыграть свою благотворную роль для всего экономического фундамента России.

Целью экономического влияния  финансовой глобализации на национальные экономики в ближайшие годы для  страны должно стать, во-первых, достижением  достойного уровня конкурентоспособности  на фоне вовлеченности и действительной интеграции в глобальные мировые  процессы.

Это в свою очередь подстегнет решение долгосрочных задач по структурной  перестройке на уровне макроэкономики (включая реприватизацию), вызовет  необходимость реформы в торговле и сбалансированного подхода  к либерализации движения капитала.

Во-вторых, производственным и финансовым структурам следует  отказаться от ориентации на «высокие сферы», чиновничество.

Порочная практика поиска поддержки в правительственных  инстанциях в целях получения  льгот, налоговых освобождений, субсидий и др. должна смениться внятной  политикой корпоративного управления, опирающегося, прежде всего на закон.

Законность, а не личный контакт  и подкуп должна стать основой  взаимоотношений и деятельности компаний в поле национальной экономики. С другой стороны, финансовой системе  необходима большая прозрачность, эффективность, понятный и прогнозируемый менеджмент, чтобы платежи не задерживались  в пути, а потоки инвестиций быстрее  находили прямой канал от частного инвестора, на руках которого сегодня  в России насчитывается более 70 млрд. дол. США, к производственным компаниям  и частному предпринимательству.

Одновременно, частное предпринимательство  всех уровней - от индивидуального до финансово-промышленных групп - вправе рассчитывать на действенную помощь со стороны государства.

В третьих, необходим переход к тому, что мы называем «социальный контракт». Это путь к регулированию понятия равенства в социально неустроенном обществе.

Это же и путь к пресечению нечистоплотных действий коррумпированных чиновников в присвоении государственных  активов или средств граждан.

Суть должна сводиться к тому, что население получает уверенность в равных правах в сфере образования, здравоохранения, пенсионном обеспечении.

Реальное соблюдение принципов социальной справедливости способно привести к превалированию в обществе корпоративного начала. Но для этого государство должно иметь крепкие экономические основы.

Однако ни одно из названных  направлений влияния финансовой глобализации на национальные экономики, рассматриваемых в отдельности, не может гарантировать поступательного  развития страны.

Экономический прогресс возможен, только если формируется единая структура  подходов и приоритетов. Недоучет хотя бы одного из них может привести к нестабильности структуры и  развалу базиса экономических реформ.

Понятно, что успехи развития не могут быть, достигнуты без продуманной  экономической политики.

Это, во первых, макроэкономическая стабилизация (действенная фискальная политика, взвешенная денежная политика, экономически обоснованный курс национальной денежной единицы), нацеленная на снижение инфляции и экономический рост.

Во вторых, структурные реформы, призванные элиминировать узкие места в экономике и усилить эффективность вложения активов и ресурсов, либерализация рынка, стимулирование торговли и инвестиций и создание действенного частного сектора (малого бизнеса), рассматриваемого в качестве принципиального элемента роста экономики.

Если проанализировать последствия  влияния финансовой глобализации на национальные экономики применительно  к России, можно отметить следующее. Первое - ни одна страна мира не может в современных условиях осуществлять свою экономическую политику в полном вакууме. В нашем все более интегрирующемся мире политика одной страны в той или иной степени подвержена влиянию других государств.

Возникает необходимость  определенной координации экономической  политики разных стран, то есть имеет  место глобальная интеграция.

Второе - при наличии в  мире нестабильных рынков свободный  обмен товарами, услугами, идеями и  мобильными капиталами, продуманная  экономическая политика дают гораздо  больший эффект.

Внятная, предсказуемая политика вознаграждается, тогда как политика постоянных недомолвок, институциональных  ошибок наказывается быстро и жестко.

И, наконец, поскольку сама по себе экономическая политика финансовой глобализации, оказывая влияние на национальные экономики не является конечной целью, поскольку это лишь одна из приоритетных составляющих развития страны, политикам следует почаще задаваться вопросом, насколько принимаемые  ими решения отвечают идее «социального диалога» в обществе.

Представители российского  истеблишмента не должны терять чувства  социальной справедливости и достаточности  при лоббировании тех или иных решений, законов.

Уход от автократических  систем управления, раздел властных полномочий, тенденции перехода к законодательно регулируемым институтам, гарантирующим  равные права граждан, становится определяющим для прогрессивных политических систем мира.

Понятно, что действительный переход на деле, а не на словах к  институционализации политической власти дело не одного дня и даже не одного десятилетия.

Однако такой переход  ускорит начавшуюся интеграцию России в глобально интегрированную  экономику, что в конечном итоге  скажется положительно на социально-экономическом  развитии страны. Главный риск во влиянии  финансовой глобализации на национальные экономики – разрушение еще только создающегося национального механизма финансового посредничества.

Информация о работе Интеграция мировых финансовых рынков