Инфраструктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 14:41, контрольная работа

Краткое описание

Существуют разные определения рынка и трактовки его содержания. В понятие рынка включают и договор купли-продажи; и совокупность деловых операций, осуществляемых в определенной сфере экономики или в определенном месте; и состояние и развитие спроса и предложения в конкретной сфере экономики (например, говорят о снижении цен на рынке металлов или о дефиците на рынке труда); и страну-производителя данного товара (например, канадский рынок зерна); и, наконец, место соединения спроса и предложения товаров, услуг и капиталов. Все эти определения рынка имеют право на существование, поскольку характеризуют те или иные стороны этого сложного экономического явления.

Содержание

1. Понятие рынка и его сущность.
2. Структура рынка.
3. Инфраструктура рынка.
4. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

введен. в спец.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

 

Новокузнецкий филиал-институт

государственного  образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Кемеровский  государственный университет»

 

Экономический факультет

 

Кафедра экономики 

 

 

 

 

Студент группы ЭЭПЗ-12

Н.А. Малышева


 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по введению в специальность

 

Руководитель:

доцент Н.Н.Большакова_________

«___»____________20__г.

 

 

Контрольная работа

«зачтено (незачтено)»

Ненужное зачеркнуть

_______________________

Подпись руководителя

«___»____________201_г.




 

 

РЫНОК, ЕГО СТРУКТУРА  И ИНФРАСТРУКТУРА.

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Понятие рынка и его сущность.

2. Структура рынка.

3. Инфраструктура рынка.

4. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ РЫНКА И ЕГО СУЩНОСТЬ

Существуют разные определения  рынка и трактовки его содержания. В понятие рынка включают и  договор купли-продажи; и совокупность деловых операций, осуществляемых в  определенной сфере экономики или  в определенном месте; и состояние и развитие спроса и предложения в конкретной сфере экономики (например, говорят о снижении цен на рынке металлов или о дефиците на рынке труда); и страну-производителя данного товара (например, канадский рынок зерна); и, наконец, место соединения спроса и предложения товаров, услуг и капиталов. Все эти определения рынка имеют право на существование, поскольку характеризуют те или иные стороны этого сложного экономического явления.

Первоначально рынок  действительно возник и определялся  как какое-либо физическое место, где совершались акты купли-продажи товаров. По мере развития и углубления общественного разделения труда и специализации границы рынка расширялись, а вместе с ними изменялись его содержание и функции. Еще в прошлом веке Р. Барр писал, что экономисты "понимают под рынком не какое-то определенное место, где осуществляются продажи и покупки, а всю территорию, части которой связаны отношениями свободной торговли таким образом, что цены быстро и легко выравниваются".

Рынок представляет собой  систему экономических отношений, которые складываются между продавцом и покупателем по поводу производства и реализации необходимых товаров и услуг, обеспечивающих потребности экономических субъектов. В состав экономических отношений входит не только товарный оборот, но и денежный, поскольку рыночный механизм напрямую связан с денежным обращением. Исходя из известной формулы обмена Фишера MV = PQ можно сделать вывод, что движение готовой продукции и факторов производства обеспечивается посредством денежных потоков.

Субъектами рынка являются покупатели и продавцы, в роли которых, как правило, выступают домашние хозяйства в лице индивидов и  общественных групп, фирмы (различные  организации и предприятия), а  также государство, которое ко всему  прочему выступает в экономике как высший орган контроля. Например, в статье расходов существуют государственные расходы. К ним относятся все социальные услуги трансфертного характера, а также целенаправленные траты на развитие бюджетной сферы и поддержание общественных благ.

Объектами рынка можно назвать сами товары и услуги, а также совокупность денежных средств наличного и безналичного вида. Товары и услуги — это не только готовая продукция, но и факторы производства, такие как труд, земля, капитал и предпринимательство. В роли денег выступают все платежные финансовые средства.

Таким образом, вся рыночная система построена на демократичном  способе ведения торговых дел. В  российской экономике первоначально  существовала командно-административная система, которая характеризовалась  автоматическим регулированием величины предложения, т. е. все решения по поводу производства, обмена и реализации принимались в центре и затем поступали на места.

В настоящее время  в экономической теории под рынком понимается определенная форма организации общественного производства, которая обеспечивает взаимодействие производства и потребления посредством механизма цен. Механизм цен является ключевым звеном рыночных отношений, так как именно он обеспечивает связь между производителями и потребителями, продавцами и покупателями, уравновешивая предложение товаров и услуг и спрос на них.

Рыночная экономика  — это экономическая система, которая контролируется, регулируется и управляется только рыночными, т. е. свободными, ценами.

Индивидуальные решения  участников рынка мотивированы собственным частным интересом и вовсе не направлены на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом. Координацию же всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг до друга, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Рыночный механизм "наводит порядок в потенциальном хаосе", прежде всего, через цены. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей. Через цены суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения. Цены рассматриваются организующей силой в рыночной экономике.

Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она направляет частные интересы на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать ограниченные ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике.

Как у всякого явления, у рыночного механизма есть свои преимущества и свои недостатки.

К преимуществам рыночного механизма экономисты относят:

эффективное распределение  ресурсов: рынок направляет ресурсы  на производство товаров, на которые  предъявляется спрос;

гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Так, когда в 70-е гг. XX века резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;

оптимальное использование результатов НТР. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами;

свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей: последние независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, при найме рабочей силы и т.д.;

способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению  качества товаров и услуг.

Но рыночному механизму присущи и недостатки, которые проявляются в том, что он:

не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

не обеспечивает защиту окружающей среды;

не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих  всему человечеству, например рыбных богатств океана;

игнорирует потенциально негативные последствия принимаемых  решений;

не создает стимулов для производства товаров и услуг  коллективного пользования (дорог, дамб, общественного транспорта, образования, здравоохранения и т.д.);

не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода; людям приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение. По словам П. Самуэльсона, рыночный механизм воспроизводит существенное неравенство;

не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;

подвержен нестабильному  развитию.

Решение перечисленных  выше проблем берет на себя государство.

В целом можно назвать  несколько причин, которые способствовали формированию рыночной системы и  рыночных отношений.

Разделение  труда и узкая специализация. Невозможно заниматься одновременно производством нескольких видов продукции, иными словами, многогранная специализация идет не на пользу производству, поскольку не способствует сосредоточению внимания на определенном типе операций. Сама специализация может быть определена посредством принципа сравнительного преимущества: каждый предприниматель имеет в наличии строго определенное количество ресурсов, факторов производства, навыков и умений, поэтому при организации производственной деятельности он должен учитывать все альтернативные варианты ведения дел или издержки упущенных возможностей.

Экономическая автономия субъектов хозяйствования. Товаропроизводители в большинстве своем являются юридическими лицами, самостоятельно ведущими всю хозяйственную и коммерческую деятельность и несущими неограниченную ответственность по всем обязательствам. Это подразумевает строгое соответствие ведения торговой деятельности исключительно по рыночным законам. Все произведенные блага должны непременно иметь спрос и четкое предназначение, иными словами, отвечать всем потребностям общества. Для этого на предприятии должна существовать развитая информационная система, которая позволит контролировать все изменения и нововведения на рынке.

Свободный обмен  ресурсами подразумевает свободное формирование товарных цен. Они устанавливаются с учетом колебаний спроса и предложения и выглядят как отклонение равновесной цены от своего значения. Посредством установления свободных цен производитель имеет право сам определять специализацию и направление развития своей организации или предприятия.

Модель экономики рыночного  типа базируется не только на системе общественного разделения труда и специализации, но и на праве частной собственности субъектов рыночных отношений. Первая предпосылка предполагает так называемую техническую обособленность участников хозяйственной координации и свидетельствует о том, что каждый из них занимается производством каких-то конкретных товаров и услуг, работая непосредственно для удовлетворения не своих потребностей в этих благах, а потребностей других людей. Для удовлетворения же общих потребностей всех участников общественного разделения труда им необходимо вступить в обмен между собой.

Но сам по себе обмен  не равносилен существованию рынка, так же как и общественное разделение труда — достаточному условию его развития. Общественное разделение труда — необходимое, но недостаточное условие существования рынка.

Таким условием является так называемая экономическая обособленность субъектов хозяйственной координации, которая может существовать лишь тогда, когда все они полностью независимы, автономны в принятии решений относительно того, что, как и для кого производить, сколько, кому и по какой цене продавать. Для существования такого хозяйственного порядка необходимо, чтобы собственность на средства производства и результаты труда находилась не у государства, а у самих производителей, т. е. чтобы она носила частный характер. Таким образом, право частной собственности является обязательным условием формирования, развития и совершенствования рыночных отношений.

Основу рыночной экономики  составляет частная собственность, но для функционирования рыночной экономики  требуется наличие и реализация многообразных форм собственности. Различные формы собственности позволяют создавать самые разнообразные товары и услуги, удовлетворяющие потребности людей; стимулируют развитие технологий, расширение ассортимента, повышение качества товаров, снижение производственных издержек; элиминируют возможность появления дефицита; обеспечивают возможность выбора и адекватность применения физических и духовных потребностей человека.

 

СТРУКТУРА РЫНКА

 
  Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным категориям: 1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных товаров, рынок ноу-хау, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг, теневой рынок, рынок вторсырья и т.д.); 2) по географическому положению (местный, национальный, мировой); 3) по степени ограничения конкуренции (монополистический, олигополистический, монопсонистический, свободный, смешанный и т.п.); 4) по отраслям (автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.п.); 5) по характеру продаж (оптовый, розничный).

Рынок, как механизм ("большой" рынок), состоит из отдельных ("малых") рынков - капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. "Малые" рынки бывают двух видов: ресурсов и  продукции (товаров и услуг).

По объектам обмена различают рынок товаров, рынок услуг, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок.

"Рынок товаров можно  представить состоящим из товаров,  идущих в производственное потребление (рынок средств производства), и товаров, предназначенных для личного потребления (рынок предметов потребления).

Рынок средств производства обычно рассматривают в отраслевом аспекте. Наиболее укрупнено его можно представить в виде рынков: 1) топлива и минерального сырья; 2) сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров; 3) объектов промышленного строительства; 4) машин и оборудования; 5) научно-технических знаний.

Для рынка машин и  оборудования характерна значительная монополизация производства и мировых рынков сбыта. Необходимыми условиями конкурентоспособности на этом рынке являются ускоренное обновление продукции и ее техническое обслуживание после продажи, что сохраняет высокий спрос на машины и оборудование при спаде конъюнктуры.

На рынке научно-технических  знаний покупаются и продаются научно-технические  идеи, открытия, изобретения, знания и  опыт. Интеллектуальная собственность (авторское право) защищена законодательством  страны, поэтому торговые сделки заключаются  на основе патентов, авторских свидетельств, лицензий.

Информация о работе Инфраструктура рынка