Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 22:47, контрольная работа
Экономический анализ – специальная отрасль знаний, становление которой как науки обусловливалось объективными требованиями и условиями, свойственными появлению любой новой отрасли научных знаний. Первое из них – практическая потребность. Профессиональная маркетинговая деятельность, рыночные отношения при их полной коммерциализации, изучение внутренних и внешних факторов, определяющих конечные финансовые результаты, - все это требования, обусловливающие необходимость последующих, текущих и перспективных аналитических разработок.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………..3
А.Каковы недостатки в современной организации анализа на предприятиях, в методике его проведения и пути их преодоления?.........................................3
Б.Нужен ли непрерывный экономический анализ?........................................7
В.Что является информационной базой экономического анализа?...............19
Г.Дайте определение факторов и резервов и обоснуйте их………………….25
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….29
Задача №1………………………………………………………………………29
Задача №2………………………………………………………………………33
Задача №3………………………………………….……………………………34
Задача №4……………………………………………………………………….44
Задача №5………………………………………………………………………...45
Задача №6………………
Центральная функция анализа, которую он выполняет на предприятии, - поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.
Следующая функция анализа — оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей. Это имеет большое значение. Объективная оценка деятельности предприятия поощряет рост производства, повышение его эффективности, и наоборот. И наконец, разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности - также одна из функций АХД. Таким образом, анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения эффективности производства и разработкой мероприятий по их использованию.
Экономический анализ базируется на системе экономической информации, которая лежит в основе оптимальных управленческих решений.
Экономическая информация крайне неоднородна; схема взаимосвязей отдельных ее видов отличается известной сложностью, к тому же отчетливо проявляется тенденция к их дальнейшему усложнению. Так, наряду с систематическим ростом объема информации ощущается нехватка ее для принятия управленческих решений.
В то же время возрастание потока информации приводит к избыточности данных. Потребности научной организации управления вызывают необходимость изучения информационного потока в направлении, способствующем сдерживанию происходящего увеличения его объемов и ликвидации информационной недостаточности за счет устранения излишних данных.
Названная система состоит из следующих четырех частей:
1. Внутренняя система учета и отчетности -- информация о внутрифирменных информационных потоках, характеризующих объем, структуру и скорость товарного производства и обращения, издержках промышленных и торговых предприятий, потерях, валовых доходах, чистой прибыли и рентабельности.
2. Внешняя (разведывательная) система
маркетинговой информации, позволяющей
систематически наблюдать, точнее,
следить, за состоянием рынка (что
интересует покупателей и что
они приобретают, что продают
конкуренты; доля рыночных операций,
приходящаяся на данное
3. Маркетинговые наблюдения и анализ; изучение конкретных проблем 19
маркетинга. Например, причин резкого сокращения продаж основного продукта или, наоборот, обстоятельств, позволяющих их значительно увеличить.
4. Система поддержки
Внутренняя система информации наиболее доступна для маркетологов, менеджеров, коммивояжеров и других лиц, наблюдающих за состоянием рынка.
Первым показателем, который упоминался выше, является общий объем производства и продажи товаров и услуг за определенный временной отрезок (день, неделю, месяц, год), т.е. сведения о непрерывном потоке подобных операций. По своему экономическому содержанию фактическая величина производства и реализации товаров и услуг характеризует основной результат работы предприятия, выполнение им обязательств по заключенным договорам, степень участия в удовлетворении рыночных потребностей.
Сведения о производстве и продаже товаров содержатся в регистрах текущего учета и в периодической бухгалтерской отчетности.
В соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики приказом Министерства финансов ЗУ от 27.03.96 г. № 31 введено в действие Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Украине. Бухгалтерская отчетность состоит из образующих единое целое взаимосвязанных бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о
20
движении денежных средств и пояснений к ним. Бухгалтерская отчетность составляется на русском языке и в валюте Российской Федерации (для предприятий всех форм собственности, в том числе и с долевыми или полными инвестициями иностранного капитала).
Особое значение для всех пользователей отчетными данными имеет пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. В них находят отражение важные сведения (на начало и конец отчетного периода) о нематериальных активах но их отдельным видам, об основных средствах (по основным статьям), арендованным основным средствам, о видах финансовых вложений, о дебиторской и кредиторской задолженности, об уставном, резервном и добавочном капитале, о количестве акций акционерного общества (полностью оплаченных, неоплаченных, оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, его дочерних и зависимых обществ); о составе резервов предстоящих расходов и оценочных резервов; об объемах реализованной продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и географическим рынкам сбыта; о составе издержек производства и обращения, о прочих внереализационных доходах и расходах; о любых выданных и полученных обязательствах и платежах.
Бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и перечисленные выше дополнительные данные могут служить солидной информационной основой экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий и других коммерческих структур. На их основе можно судить о выполнении обязательств, прежде всего, перед акционерами, инвесторами, покупателями, а также о возможных финансовых затруднениях, ведущих порой к «предынфарктному» финансовому состоянию. Внутренняя система информации дает возможность ориентировочно(в порядке первого приближения) определить высшую и низшую границы продажных цен, 21
установить зону коммерческого риска, линию финансового равновесия, критическую точку финансовой устойчивости. В связи с этим большое значение приобретает сейчас оперативная (ежедневная) информация. В специальной литературе встречаются сведения о том, что некоторые зарубежные фирмы, используя быстродействующую электронно-вычислительную технику, составляют даже ежедневный бухгалтерский баланс.
Информационная ценность бухгалтерской отчетности, несомненно, повышается, если учетное хозяйство предприятия было предварительно проверено соответствующей аудиторской службой. Известно, что аудитор в ходе проверки и по завершении ее обязан проанализировать состояние бухгалтерского учета, установить соответствие хозяйственно-финансовых операций действующим законам и подзаконным актам; установить правильность постановки учета и достоверность бухгалтерской отчетности.
Внешняя система маркетинговой информации, иногда называемой разведывательной, наиболее сложна, наиболее неопределенна и в какой-то мере рискованна. Никто нужных данных для маркетолога, менеджера здесь заранее не припас.
Наблюдение за рынком, находящимся в непрерывной подвижности, за действиями конкурентов, за далеко не всегда уловимым изменением продажных цен, а уж за качеством и биологической чистотой продаваемого тем более затруднено. К тому же и запросы потребителей очень переменчивы; количественно обозначить их архисложно. Здесь приходится встречаться и с использованием нецивилизованными способами добывания нужной коммерческой информации (экономический шпионаж, подкуп, воровское подключение к чужой компьютерной программе и др. Солидная газета «Иомиури» в свое время писала, что в Японии действует даже школа экономических шпионов. Воспринимая полезный опыт развитых 22
капиталистических стран, не следует, видимо, воспроизводить на русской почве все то, что нам несвойственно по своей природе. Ведь было время на Руси, когда непреложным носителем экономической информации было так называемое «купецкое слово» («уговор дороже денег»). Не требовалось подписывать фьючерсные контракты, выдавать векселя, расписки и т.д. Имели место, наконец, знаменитые «долговые ямы», даже выбравшись из которых купец полностью утрачивал доверие своей прежней клиентуры.
Времена меняются, и цивилизация сопряжена со многими явлениями, которые не только трудно объяснить, но и понять. В нашей действительности возникла масса экономических преступлений, много криминальных разборок, заканчивающихся заказными убийствами конкурентов. Появилось слово «килер», которого не было в наших прежних энциклопедических словарях.
Разведывательная (внешняя) система маркетинговой информации формируется сейчас вновь возникшей, достаточно многочисленной, группой дистрибьютеров-менеджеров, маркетологов, брокеров, коммивояжеров.
Менеджер, маркетолог, коммивояжер и другие работники коммерческой службы должны быть не только отменными профессионалами, образованными специалистами, но и обладать чувством интуиции (опосредованным и знанием, и опытом), своеобразным коммерческим чутьем.
Третьей частью маркетинговой информационной системы является, как указывалось выше, изучение конкретных проблем маркетинга. Иными словами, речь идет о рациональном использовании имеющейся (внутренней) и разведывательной (внешней) информации. Именно на этом этапе определяется истинная потребность в необходимой информации. Здесь возникают противоречивые трудности как в связи с недостаточностью 23
информации, так и с ее избыточностью. Важное место на этом этапе может сыграть функционально-стоимостный анализ.
Наконец, последней частью маркетинговой информационной системы является принятие оптимальных управленческих решений. Именно здесь проявляется целесообразность того, насколько целенаправленно городился весь информационный огород. Степень рациональности определяется тем, насколько правильно принято управленческое, истинно оптимальное решение (из десятков, а может быть, и сотен альтернативных).
Без специальных приемов экономического анализа, без построения нужных экономико-математических моделей достичь этого невозможно. Процедура здесь такова: обоснованно ставится экономическая задача, производится ее математическая формализация, задается компьютерная программа, выдается результат счета, производится анализ полученных коэффициентов, выбирается управленческое решение и испытывается его оптимальность.
Важное место в маркетинговой информации занимает реклама. С ее помощью можно привлечь значительное число покупателей того или иного товара.
Ранее рекламное дело у нас почти отсутствовало. Лишь с переходом к рыночной экономике положение несколько улучшилось. Однако и теперь множество неполадок в организации рекламного хозяйства. Реклама не всегда несет необходимую для покупателя полезную, нужную информацию. Она не всегда доходчива, эстетична, достоверна (порой лжива). Рекламная информация чаще касается «заморских» товаров; продукция отечественного производства рекламируется крайне слабо (хотя по своему качеству, биологической чистоте, прочности и долговечности часто лучше зарубежной).
24
Результаты работы предприятий, их структурных подразделений и хозяйственных организаций зависят от ряда факторов экономического, организационного, технического и технологического характера. В экономических исследованиях под фактором обычно понимают условия совершения хозяйственных процессов и причины, влияющие на них. Деятельность предприятий сложна и многогранна. Она представляет собой комплекс взаимосвязанных хозяйственных процессов, характеризующихся системой показателей, которые зависят от многочисленных и разнообразных факторов. Глубокое изучение всего комплекса факторов, повлиявших на ход выполнения планов и динамику хозяйствования, позволяет правильно оценить результаты работы предприятий, выявить и использовать резервы роста их экономического потенциала, повышения эффективности общественного производства.
Каждый фактор может состоять из ряда причин, которые, в свою очередь, выступают как самостоятельные факторы с большей или меньшей степенью воздействия на результаты хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятий. Следовательно, факторы могут быть первого, второго, третьего, … n-ного порядка. Чем больше их детализация, тем детальнее они изучаются, тем полнее выявляются имеющиеся резервы улучшения хозяйственной деятельности предприятий.
Факторы взаимосвязаны между собой и нередко влияют на результаты хозяйственной и другой предприятий в различных направлениях: одни – положительно, другие – отрицательно, третьи в существующих условиях экономического развития являются нейтральными. Причем отрицательное действие одних факторов может снизить или нейтрализовать положительное влияние других. Все это требует изучения как можно большего числа факторов.
25
Чтобы глубоко изучить влияние факторов на хозяйственную деятельности предприятия, необходимо обеспечить их научно обоснованную классификацию. В первую очередь следует выделить: