Качество и конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 09:53, реферат

Краткое описание

Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предпр-1йфґ 1ятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции

Вложенные файлы: 1 файл

КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ.docx

— 23.57 Кб (Скачать файл)

КАЧЕСТВО  И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ  ПРОДУКЦИИ

Качество продукции  относится к числу важнейших  показателей деятельности предпр-1йфґ 1ятия. Повышение качества продукции  в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы  технического прогресса, внедрения  инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями  развертывается главным образом  на поле качества выпускаемой продукции. 

Понятие качества продукции

     Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным  стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление  качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество  – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением»1.

     Покупатель  считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления  независимо от того, какие специфические  потребности ей предназначалось  удовлетворять.

Действительно, совокупность свойств продукции может быть той же (т. е. качество не изменилось), но для потребителя эта продукция может быть неприемлемой.

     Совокупность  свойств не может быть плохой или  хорошей вообще. Качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данный набор свойств (совокупность свойств) с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные  или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических  условиях. При этом применяется термин «уровень качества» (в зарубежной литературе – «относительное качество», «мера  качества»).

     Но  любой документ или эталон узаконивает  определенный набор свойств и  характеристик лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, не устраивающей потребителя.

     Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг  отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в том числе  и международные) лишь закрепляют и  регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.

     Следовательно, качество как экономическая категория  – это общественная оценка, характеризующая  степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления  той совокупности свойств, которые  явно выражены или потенциально заложены в товаре. 

Показатели  качества продукции

     Потребности обычно выражаются в свойствах, в  их сравнении с аналогичными свойствами базового, или эталонного, образца.

     Такими  свойствами могут быть вес, габариты, производительность, цвет, надежность, долговечность и др. Все свойства продукции выделены в группы: показатели назначения (производительность, модность, диапазон измерения); показатели надежности и технологичности; показатели унификации и стандартизации; эстетические показатели; эргономические показатели; показатели транспортабельности; патентно-правовые показатели; экологические показатели; показатели безопасности.

     В зависимости  от потребности используется тот  или иной показатель. Так, например, в целях безопасности эксплуатации важен показатель безотказности; в  целях экономии финансовых средств  на проведение ремонтов – ремонтопригодность, а в целях снижения затрат на поддержание  изделия в работоспособном состоянии  – долговечность.

     Показатели  назначения характеризуют основную функциональную величину полезного  эффекта от эксплуатации изделия. Показатели надежности характеризуют изделие  с точки зрения надежности эксплуатации – безотказность, ремонтопригодность, долговечность и т.д.

     Показатели  технологичности – показатели, обеспечивающие рациональное использование материалов, средств труда и времени в процессе технологического цикла. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все изделия могут быть подразделены на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем выше коэффициент стандартизации и унификации изделия, тем лучше с точки зрения производства и эксплуатации.

     Экономические показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через  комплекс антропометрических, физиологических  и психологических свойств человека. Эстетические показатели характеризуют  композиционное совершенство изделия (сочетание цветов, выразительность  формы).

     Показатели  транспортабельности отражают степень  возможности транспортировки изделия  различным транспортом без нарушения  его свойств. Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции. Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий  на окружающую среду, которые возникают  при хранении, эксплуатации или потреблении  продукции. Показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделия, т.е. обеспечивают безопасность при соблюдении условий  эксплуатации, ремонта, простоя.

     Указанные показатели в совокупности создают  базу для сравнения с другой аналогичной  продукцией, позволяют оценить их технический уровень и качество. 

Понятие конкурентоспособности

     В условиях рынка удовлетворенность конкретного  потребителя совокупностью предлагаемых ему свойств в товаре находит  выражение в акте купли-продажи. Такое совпадение свойств, характеристик  товара и требований потребителя, при  котором соблюдаются интересы производителя  и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его  конкурентоспособностью.

     Товары, таким образом, должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж  фирмы, реклама и т.д.). Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции.

     Каждый  покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет  его личные потребности. В целом  покупатели приобретают тот товар, который более полно соответствует  общественным потребностям по сравнению  с другими. Поэтому степень удовлетворенности  покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичных покупателей  и формируется еще в преддверии появления его на рынке, на любом  этапе жизненного цикла изделия  до момента утилизации. В это время  и происходит острая конкурентная борьба за потребителя. Конкурентоспособность  зависит от степени удовлетворенности  покупателя товаром.

     Конкурентоспособность товара определяется (в отличие от качества) только той совокупностью  свойств, которые представляют несомненный  интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более  высоким уровнем качества может  быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.

     Многие  компании индустриально развитых стран (Япония, США, Франция, ФРГ) позволяют  добиваться конкурентоспособности  товаров лишь на внутреннем рынке, будучи уверенными в возможности сбыта  своих товаров и на внешнем  рынке. 

'Таким образом,  при неизменности качественных  характеристик товара его конкурентоспособность  может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, воздействия рекламы и  на проявления других внутренних  и внешних по отношению к  товару факторов. 

Показатели  конкурентоспособности

     Оценка  способности товара конкурировать  производится путем сопоставления  параметров анализируемой продукции  с параметрами базы сравнения. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это аналогичный  товар, имеющий максимальный объем  продаж и наилучшую перспективу  сбыта в будущем.  

Опыт  управления качеством

     До  недавнего времени при решении  проблем качества предприятия ориентировались  на технический уровень качества продукции без учета потребностей рынка. Вопросами управления качеством  занимались отделы технического контроля и анализа качества. В их функции  входила проверка параметров (свойств) изделий, применяемого сырья, материалов на каждой операции производственного  процесса, контроля точности работы оборудования, сбор информации по обнаруженным дефектам продукции, анализ и установление их причин. Обобщение информации позволяло  разработать конкретные мероприятия, направленные на регулирование параметров качества продукции и координацию  деятельности по повышению его уровня.

     На  ряде предприятий и объединений  создавались системы комплексного управления качеством. В числе таких  систем отметим Саратовскую БИП (бездефектное изготовление продукции), Львовскую КС УПК (комплексная система  управления качеством продукции), Краснодарскую  КС УПЭП (комплексная система управления эффективностью производства), Днепропетровскую КС УКП и ЭИРС (комплексная система  управления качеством продукции  и эффективным использованием ресурсов). Однако из рассмотрения проблемы обеспечения  управления качеством почти полностью  были исключены вопросы маркетинга и послепродажного обслуживания.

     Современный анализ применяемых ранее систем управления качеством продукции  акцентирует внимание на использовании  принципов системного подхода к  управлению качеством продукции, полностью  проявившихся в Комплексной системе  управления качеством продукции. Отечественная  система внесла существенный вклад  в развитие системного подхода во всем мире. Процесс управления впервые  был разделен на отдельные функции, в которые включалась и функция  определения потребности. Разработанные  стандарты впервые использовались как средство правового и информативного обеспечения функционирования КС УКП.

     Однако  внедрение этих систем в практику предприятий для решения проблемы качества не привело к значительному  повышению его уровня. Это объясняется  тем, что монополизированный характер производства и погоня за увеличением  объема выпуска продукции не позволяли  резко повысить требования к качеству продукции без модернизации техники, замены оборудования, внедрения новых  технологий и автоматизированных средств  регулирования и контроля качества продукции. Созданный организационный  механизм управления качеством на предприятиях не был ориентирован на потребителя  продукции. Длительный срок внедрения  достижений науки и техники, слабая материальная заинтересованность предприятий, отсутствие обратной связи потребителя  с производителем резко снизили  эффективность Комплексной системы  управления качеством продукции. Вместе с тем сопоставление комплексных  систем управления качеством продукции (КС УКП), действующих на отечественных  предприятиях, с положением Международной  системы ИСО 9004 показывает, что они, хотя и базируются на общей методологии  комплексного управления, имеют принципиальные отличия:

     Система КС УКП, главным образом, охватывала организацию производственной деятельности предприятия для достижения планового  уровня качества, слабо связанного с запросами потребителя. Система  качества, регламентированная МС ИСО 9004, охватывает весь жизненный цикл изделия  от проектирования до утилизации и  распространяется на такие элементы системы, как маркетинг, материально-техническое  обеспечение, сбыт, обслуживание.

     В системах качества, регламентированных МС ИСО, прослеживается прямая взаимосвязь  между программой обеспечения качества и экономическими результатами деятельности предприятия. В отечественных системах такая взаимосвязь практически  отсутствовала.

     Система качества ИСО содержит такие отсутствующие  в КС УКП элементы, как политика предприятия в области качества, внутренняя проверка системы, организация  учета и оценка затрат на качество. 

     Современные проблемы управления качеством

     Основными проблемами, стоящими перед отечественными производителями в направлении  совершенствования управления качеством  продукции, являются: включение в  систему управления качеством продукции  механизма маркетинговой деятельности; ориентация систем управления качеством, как и всей производственной деятельности, на потребителя; усиление механизма  воздействия систем управления качеством  на все этапы жизненного цикла  продукции. Современные проблемы ограниченности их внедрения носят уже не методологический, а чисто практический характер, причинами  которых являются отсутствие квалифицированных  кадров, ограниченность организационно-технической  и материальной базы предприятия, недостаточный  опыт массового использования статистических методов, отставание в автоматизации  технологических и управленческих процессов.

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции