Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 12:55, реферат
Жизнь человеческого общества состоит из множества повседневно происходящих событий и фактов. Если количество имеющих место фактов и событий не большое, то их можно просто запомнить. Но если фактов много и характеризуются они большим числом показателей и цифр, то их уже приходиться записывать, следовательно, учитывать.
Введение……………………………………………………………………..………….…3
1 Классификация материалов ……………………………………………..……………..6
2 Синтетический и аналитический учет материалов…………………………..…...…11
2.1 Учет материалов на складе и в бухгалтерии………………………………..…...…11 2.2 Отражение в учете поступления материалов….……………….…………....……..17 2.3 Учет выбытия материалов ………………………………………...………..………19 2.4 Инвентаризация материалов………………………………………...…....…………22
Заключение………………………………………..………………….………….………26 Глоссарий………………………………………………………………………...………29
Список использованных источников ………………………………...………………..32
Список сокращений ……………………………………………………….............……33
Приложение А………………………………………………………………………...….34
Приложение Б……………………………………………………………………..…..…35
Одновременно со списанием со склада материалов по ценам приобретения в бухгалтерии отражается списание соответствующей суммы отклонений (ТЗР) с кредита счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» в дебет одного из следующих счетов:
- 20 «Основное производство»;
- 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и т.д.
Сгруппированные данные первичных документов на дату движения материалов заносятся в ведомость № 12 «Учет затрат цехов основного производства (вспомогательных производств)» и в ведомость № 15 «Учет общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и платежей», а также отражаются в журнале – ордере № 10 – в части расхода материалов на производственные нужды и журнале- ордере № 10/1 – в части расхода на непроизводственные нужды.
2.2 Отражение в учете поступления материалов
Сырье, материалы, покупные изделия, полуфабрикаты, топливо, запасные части, хозяйственный инвентарь, специальные приспособления, одежда и прочие производственные запасы поступают в организацию в результате:
внесения учредителями в счет их вкладов в уставный фонд организации;
приобретения за плату от поставщиков и других субъектов хозяйствования;
поступление от подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета;
оприходования запасных частей и прочих материалов от списания пришедших в негодность основных средств;
поступления материалов из собственных производств (изготовленных или возвратных отходов);
получения по договору дарения от других субъектов хозяйствования и физических лиц безвозмездно;
поступления (приобретения) материалов в качестве целевого финансирования.
Рыночная стоимость материалов, поступающих безвозмездно в пределах одного собственника отражается с использованием счета 83 «Добавочный фонд», к которому может быть предусмотрен специальный субсчет 83/3 «Собственные источники увеличения стоимости имущества».
При безвозмездном поступлении материалов от других субъектов хозяйствования рыночная стоимость материалов учитывается изначально по кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов», к которому предусмотрен субсчет 98/2 «Безвозмездные поступления»
При использовании материалов для нужд производства или иных целей стоимость безвозмездно поступивших материалов списывается в состав внереализационных доходов по смете списания их на счета учета затрат на производство (расходов на реализацию) в суммах, равных стоимости израсходованных материалов.
В бухгалтерии безвозмездные поступления материалов от других субъектов хозяйствования и списание материалов отражают следующими записями:
Дебет счета 10 «Материалы» и кредит счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98/2 «Безвозмездные поступления» - безвозмездное поступление материалов по рыночной стоимости или оценке комиссии;
Дебет счета 20 «Основное производство» ( 08,23,26,44…) и кредит счета 10 «Материалы» - списание со склада материалов при использовании их для нужд производства или иных целей;
Дебет счета 98/2 «Безвозмездные поступления» и кредит субсчета 92/1 «Внереализационные доходы» - включение в состав внереализационных доходов стоимости безвозмездно поступивших материалов по мере их расходования, т.е. использования на нужды организации.
Взнос вкладов учредителей при формировании уставного фонда в имущество организации в виде материалов оформляется следующими бухгалтерскими записями:
Дебет счета 10»Материалы» и кредит счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75/1 «Расчеты с учредителями по вкладам в уставный фонд – на стоимость полученных от учредителей материалов.
Материалы, внесенные учредителями, отражаются и учитываются в бухгалтерии по стоимости, отраженной в первичных документах, подтверждающих их стоимость, или по оценке экспертной комиссии.
При расчетах с поставщиками
и подрядчиками, транспортными и
иными организациями могут
Претензии составляются
в письменной форме. В ней указывают
требования заявителя, сумму претензии,
ссылки на соответствующие
При полном или частичном
отказе в удовлетворении претензии
заявитель вправе предъявить иск
в хозяйственный суд о
Для учета расчетов по претензии используется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», к которому предусмотрен субсчет 76/2 «Расчеты по претензиям». В дебет этого счета списывают сумму причиненного ущерба по качеству или количеству поступившей продукции (материалов) с кредита счетов материальных ресурсов или потерь от брака, возникающих по вине поставщиков.
2.3 Учет выбытия материалов.
Организации приобретают материалы как предметы труда, для нужд текущей деятельности. Их выбытие со складов происходит в основное производство для изготовления продукции, т.е. для создания новой потребительской стоимости, либо для выполнения работ или оказания услуг. Вместе с тем выбытие материалов связано: с реализацией (продажей ненужных ТМЦ); с передачей в уставный фонд других субъектов хозяйствования; с безвозмездной передачей ( передачей по договору дарения); при списании недостач, выявленных в результате проведения инвентаризации или образованных в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств.
На предприятиях применяются различные методы оценки материальных ценностей при передаче их в производство:
по средневзвешенным ценам;
по ценам первого по времени приобретения материальных ценностей способ (ФИФО);
по ценам последнего
по времени приобретения
по себестоимости каждой единицы приобретения;
по учетным ценам с учетом отклонения от их фактической себестоимости.
Методика оценки материальных ценностей оговаривается в учетной политике организации и оформляется приказом.
Расчет средневзвешенной
цены определяется по каждому виду
запасов как частное от деления
общей стоимости запасов
Оценка запасов способом ФИФО («first in first out» - дословный перевод: «первый пришел - первый ушел») основана на допущении, что материальные ресурсы используются на предприятии в последовательности их приобретения (поступления), т.е. ресурсы, первыми поступающие в производство, должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретения и числящихся на начало месяца. Согласно этому способу, на складе на конец отчетного месяца остаются материальные ресурсы по цене последних по приобретению, а в себестоимости изготавливаемой в отчетном месяце продукции (работ, услуг) учитывается цена ранних по времени приобретения материальных ресурсов.
Оценка запасов способом ЛИФО («last in first out» - дословный перевод: «последний пришел - первый ушел») основана на допущении, что ресурсы, первыми поступающие в производство, должны быть оценены (отпускаться со склада) по себестоимости последних по времени приобретений. При таком способе учета материальные ресурсы, находящиеся в запасе (на складе) на конец отчетного месяца, оцениваются по цене ранних по времени приобретений, а в себестоимости изготавливаемой в отчетном месяце продукции (работ, услуг) учитывается цена поздних по времени приобретения материальных ресурсов.
В течение отчетного года организация может применять только один способ оценки по каждому виду материальных ценностей (запасов). При появлении новой группы запасов, которая ранее не входила в учетную номенклатуру запасов, организация имеет право дополнить свою учетную политику и выбрать способ оценки для списания данного вида запасов.
Если номенклатура используемых материалов невелика, а организация имеет возможность их хранения по отдельным партиям поступления от поставщиков, то она может использовать цены фактической себестоимости каждой единицы их приобретения (изготовления) в качестве учетной цены. В этом случав цена единицы материала определяется путем деления общей себестоимости заготовления материальных ценностей на их количество. Этот же способ используется при отражении запасов, учитываемых в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.д.).
В организации
с широкой номенклатурой
В качестве учетных цен могут использоваться отпускные--фиксируемые поставщиками в договорах на поставку ценностей, прейскурантах или декларациях), средние покупные цены, цены по новой (нормативной) себестоимости, регулируемые оптовые и другие цены.
Выбытие материалов со склада и их передача в производство с использованием счетов 15 и 16 в бухгалтерии отражаются записями:
дебет счета 20 (08, 23, 29, 44...) «Основное производство» и кредит счета 10 «Материалы» - списание стоимости передаваемых со склада материалов (по оценке, оговоренной в учетной политике);
дебет счета 20 (08, 23, 29, 44...) «Основное производство» и кредит счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» - списание отклонений в стоимости передаваемых со склада материалов.
Информация о процессе выбытия при реализации материалов и возврате тары в бухгалтерии ведется на счете 91 «Операционные доходы и расходы», который имеет ряд субсчетов для обособленного отражения доходов, расходов, налогов и финансовых результатов:
91/1 «Операционные доходы»;
91 /2 «Операционные расходы»;
91/9 «Сальдо операционных доходов и расходов».
В бухгалтерии передача другим
субъектам хозяйствования
92/1 «Внереализационные доходы»;
92/2 «Внереализационные расходы»;
92/9 «Сальдо внереализационных доходов и расходов».
2.4 Инвентаризация материалов
Положение о
бухгалтерских отчетах и
Основная цель инвентаризации — выявление фактического наличия товарно-материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении. В процессе инвентаризации проверяются: сохранность товарно-материальных ценностей; правильность их хранения, отпуска, состояние весового и измерительного инструмента; порядок ведения учета движения товарно-материальных ценностей.
По объему проверки инвентаризации делятся на сплошные и выборочные, а по времени — на плановые и внезапные. Организует и руководит проведением инвентаризации руководитель (директор) предприятия, или его заместитель, или главный бухгалтер. Работу по проведению инвентаризации осуществляет комиссия, состоящая из компетентных лиц, назначаемая приказом руководителя предприятия.
Бухгалтерия к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по складам (ф. № инв-3) . Складские операции в этот период не производятся; заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточки складского учета материалов и сданы в бухгалтерию предприятия.
Для выявления результатов инвентаризации может использоваться книга остатков материалов, в которой предусмотрены специальные колонки для записи остатков материалов в натуре по данным инвентаризационных описей.
Результаты инвентаризации отражаются в инвентаризационных описях. Описи должны составляться четко, без помарок и неоговоренных исправлений. На основании описей для выявления результатов инвентаризации работники бухгалтерии составляют сличительные ведомости результатов инвентаризации. В них заносят только те материальные ценности, по которым имеются расхождения. При наличии расхождений материально ответственные лица должны дать письменные объяснения о причинах недостачи или излишков.