Классификация хозяйственных средств по размещению и функциональной роли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 20:32, контрольная работа

Краткое описание

В зависимости от назначения хозяйственные средства организации подразделяются на следующие группы
- средства, находящиеся в сфере производства - предметы труда (сырье, материалы, топливо и др.) и средства труда (здания, машины, оборудование и другие основные средства), используемые в производстве продукции (работ, услуг),
- средства, находящиеся в сфере обращения - отгруженные товары и готовая продукция, денежные средства в кассе и на счетах в кредитных организациях, средства в расчетах (дебиторская задолженность)

Содержание

5 Классификация хозяйственных средств по размещению и функциональной роли……………………………………………………………………………………..2
15. Понятие о доходах и расходах организации в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99………………………………………………………………………………4
25. Классификация счетов по экономическому содержанию…………………….6
35. Документальное оформление операций по приобретению и заготовлению материалов………………………………………………………………………………7

45. Учет выпуска готовой продукции…………………………………………......11
55. Системный подход к анализу хозяйственной деятельности…………………16
65. Функционально-стоимостный анализ (ФСА)…………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

5 Классификация хозяйственных средств по размещению и функциональной роли.docx

— 152.66 Кб (Скачать файл)

Например, приобретение партии дизельного топлива рассматривается как затраты, переходящие в активы – запас топлива.

Расходами становятся затраченные ресурсы, которые уже невозможно использовать в будущем. 

 

25. Классификация счетов по экономическому содержанию.

 

  Экономическое содержание того или иного счета определяется содержанием объекта, который учитывается на данном счете.

Например, экономическим содержанием счета 50 "Касса" являются наличные денежные средства, хранящиеся в кассе организации, а экономическим содержанием счета 80 "Уставный капитал" - размер собственных средств организации, внесенных учредителями (участниками) в качестве своих вкладов.

По экономическому содержанию можно выделить следующие группы счетов бухгалтерского учета:

- счета хозяйственных  средств;

- счета хозяйственных  процессов;

- счета источников  образования средств.

Эти группы счетов показывают состав и размещение имущества и источники его образования.

Остатки по таким счетам непосредственно отражаются в бухгалтерском балансе организации.

Счета хозяйственных средств включают:

- счета средств  труда (счет 01 "Основные средства");

- счета предметов  труда (счет 10 "Материалы", счет 11 "Животные на выращивании и  откорме");

- счета денежных  средств (счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные  счета", счет 52 "Валютные счета", счет 55 "Специальные счета в  банках", счет 57 "Переводы в  пути", счет 58 "Финансовые вложения");

- счета средств  в расчетах (счет 60 "Расчеты с  поставщиками и подрядчиками", счет 62 "Расчеты с покупателями  и заказчиками", счет 71 "Расчеты  с подотчетными лицами", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами  и кредиторами").

К счетам хозяйственных процессов относятся: счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", счет 20 "Основное производство", счет 23 "Вспомогательные производства", счет 90 "Продажи".

Счета источников хозяйственных средств включают:

- счета источников  собственных средств (счет 80 "Уставный  капитал", счет 82 "Резервный капитал", счет 83 "Добавочный капитал", счет 99 "Прибыли и убытки" - в части  прибыли);

- счета источников  привлеченных средств (счет 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками", счет 66 "Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам", счет 67 "Расчеты  по долгосрочным кредитам и  займам", счет 68 "Расчеты по  налогам и сборам", счет 69 "Расчеты  по социальному страхованию и  обеспечению", счет 70 "Расчеты  с персоналом по оплате труда", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами  и кредиторами").

Экономическая классификация необходима для определения требуемого перечня счетов и получения  полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации.

35. Документальное оформление операций по приобретению и заготовлению материалов.

 

Организации совершают разнообразные хозяйственные операции, которые составляют содержание основных хозяйственных процессов. Именно хозяйственные процессы являются для организации объектами, составляющими хозяйственную деятельность.

 

 

В организации три основных хозяйственных процесса:

заготовление товарно-материальных ценностей;

производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);

продажа продукции (выполнение работ, оказание услуг).

Основные принципы бухгалтерского учета процесса заготовления товарно-материальных ценностей. Данный процесс представляет собой комплекс хозяйственных операций по обеспечению организации сырьем, материалами, топливом, энергией и другими предметами и средствами труда, необходимыми для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг). В ходе этого процесса приобретается имущество как длительного пользования, так и одноразового использования.

При покупке производственных запасов организация уплачивает поставщику их стоимость по ценам приобретения, а также несет дополнительные расходы, связанные со снабжением (по перевозке и выгрузке, по доставке со станции железной дороги, из аэропорта или с пристани на склад организации). Все эти расходы носят название «расходы по заготовке и доставке». Таким образом, фактическая себестоимость приобретения (заготовления) запасов складывается из стоимости по ценам приобретения (заготовления) и расходов по заготовке и доставке этих ценностей в организацию.

Основные счета бухгалтерского учета, используемые в процессе заготовления: 10 «Материалы», 51 «Расчетные счета», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Покупатель, получив от поставщика счет на отгруженные ему материалы, акцептует его (дает согласие на оплату) или отказывается от акцепта. На основании акцепта счета в бухгалтерском учете организации производится бухгалтерская запись по дебету счета 10 и кредиту счета 60 на стоимость материалов по покупным ценам.

Пример 1

 

 

По дебету счета 10 кроме покупной стоимости материалов учитываются дополнительные расходы, связанные с их доставкой, разгрузкой, укладкой. Суммируя стоимость материалов по покупным ценам и дополнительные расходы, подсчитываем фактическую себестоимость приобретенных товарно-материальных ценностей (пример 1).

Таким образом, несмотря на то что покупная цена материалов равна 756 000 руб., фактическая себестоимость приобретенного объекта составила 812 000 руб.

Задачи бухгалтерского учета процесса заготовления (приобретения) ресурсов:

документальное оформление и своевременное отражение в учете поступления материалов, основных средств, нематериальных активов;

достоверное исчисление первоначальной стоимости основных средств, нематериальных активов, фактической себестоимости приобретенных материалов;

своевременное погашение задолженности поставщикам и подрядчикам.

Основные принципы бухгалтерского учета процесса производства. Данный процесс представляет собой процесс воздействия работников средствами труда на предметы труда для получения готовой продукции.

В сфере производства принимают участие труд человека, предметы и средства труда. В результате у организации образуются соответствующие затраты: заработная плата работникам; стоимость предметов, израсходованных на изготовление продукции, и т. п. Кроме этого, у организации имеются общепроизводственные расходы (содержание машин и оборудования, затраты на ремонт основных средств производственного назначения и т. п.) и общехозяйственные расходы (административно-управленческие, расходы по оплате информационных и аудиторских услуг и т. п.). Из всех этих затрат и складывается себестоимость изготовленной продукции, выполненных работ или оказанных услуг.

Для учета производственных затрат и расчета себестоимости изготавливаемой продукции применяется основной счет 20 «Основное производство». По дебету данного счета собираются все затраты, которые в соответствии с действующим законодательством включаются в состав себестоимости продукции (работ, услуг) (пример 2). По дебету счета 20 может быть сальдо, которое показывает остаток незавершенного производства на начало или конец отчетного периода. По кредиту счета отражается производственная себестоимость законченной обработкой продукции, выполненных работ или оказанных услуг (пример 3).

Пример 2

 

 

Пример 3

 

 

Задачи бухгалтерского учета процесса производства:

документальное оформление и своевременное отражение в учете всех произведенных затрат;

контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

правильное исчисление фактической себестоимости выпущенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

Основы бухгалтерского учета процесса реализации.

Сфера реализации представляет собой комплекс хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции (выполнением работ, оказанием услуг), основных средств и прочих активов, а также определением финансовых результатов (прибыли или убытка). При учете операций, связанных с реализацией и определением финансового результата, используются счета: 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки». У организации также могут возникнуть дополнительные расходы по сбыту: упаковка, транспорт, комиссионные сборы, рекламные расходы и т. п. Эти расходы называются коммерческими (внепроизводственными) и учитываются обособленно на счете 44 «Расходы на продажу».

Основной счет бухгалтерского учета, на котором организация ведет учет процесса реализации готовой продукции (выполнения работ, оказания услуг), – счет 90 «Продажи». На данном счете выявляется финансовый результат от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) как разница между стоимостью продажи и полной себестоимостью. Особенность счета 90 состоит в том, что на нем одни и те же хозяйственные операции выражаются в двух оценках: по себестоимости (расходам) и по продажным ценам (доходам). Сопоставление этих двух оценок и позволяет выявить финансовый результат.

 

 

Исчисленный финансовый результат от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) подлежит обязательному списанию в конце месяца на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, сальдо на счете 90 «Продажи» не остается.

Аналогичный принцип работы используется при осуществлении бухгалтерских записей на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Задачи бухгалтерского учета процесса реализации:

документальное оформление и своевременное отражение в учете отгрузки (отпуска) готовой продукции, товаров, сдачи выполненных работ и оказанных услуг; расходов по отгрузке и реализации продукции;

правильное исчисление списываемых в процессе реализации расходов;

своевременное оприходование поступивших средств от покупателя (заказчика);

правильное исчисление финансового результата от реализации продукции.

 

45. Учет выпуска готовой продукции.

 

Готовая продукция – это изделия или полуфабрикаты, полностью законченные обработкой на данном предприятии, соответствующие действующим стандартам или техническим условиям, прошедшие отдел технического контроля и принятые на склад готовой продукции или заказчиком.

Оценка готовой продукции может производиться по:

·     фактической производственной себестоимости (полной и сокращенной);

·     учетным ценам, которые могут исчисляться на базе плановой (нормативной) себестоимости (полной или сокращенной) или договорных цен.

Фактическая производственная себестоимость применяется, как правило, в единичном или мелкосерийном производстве, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры.

Учетные цены на базе плановой (нормативной) производственной себестоимости используют в отраслях с массовым и серийным производством при большой номенклатуре продукции.

Учетные цены на базе договорных цен используют, как правило, при их стабильности.

При использовании для оценки готовой продукции учетных цен на предприятии составляют номенклатуру-ценник.

5.3. Учет  выпуска готовой продукции из  производства

Для учета выпуска готовой продукции в Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрены два счета: 43 «Готовая продукция» и 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

Счет 43 «Готовая продукция» – активный, предназначен для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции по фактической производственной себестоимости или плановой (нормативной) себестоимости в зависимости от принятого варианта учета выпуска готовой продукции.

Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на счете 43 «Готовая продукция» не отражается.

Счет 43 «Готовая продукция» имеет следующую структуру.

Таблица 5.3.1 

 

Счет 43 «Готовая продукция»

Дебет

Кредит

Сальдо (начальное) – остаток готовойпродукции на начало отчетного периода(по фактической или плановой(нормативной) производственной себестоимости) 
Поступление готовой продукции из производства (по фактической илиплановой (нормативной) производственной себестоимости)

Отгрузка продукции (по фактической или плановой (нормативной)себестоимости) 
Продажа продукции (по фактической или плановой (нормативной)себестоимости)

Оборот

Оборот

Сальдо (конечное) – остатки готовой продукции на отчетную дату (пофактической или плановой (нормативной)производственной себестоимости)

 

 

В развитие синтетического счета 43 «Готовая продукция» открывается аналитический учет по видам (группам) готовой продукции. Причем при учете готовой продукции на синтетическом счете 43 «Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости в аналитическом учете движение отдельных наименований продукции можно отражать по учетным ценам (плановой (нормативной) себестоимости, договорным ценам и т.п.) с выделением учета отклонений фактической производственной себестоимости изделий от их стоимости по учетным ценам. Такие отклонения учитываются по однородным группам готовой продукции, которые формируются организацией исходя из уровня отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по учетным ценам отдельных групп изделий.

Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» – операционно-результативный. Он предназначен для:

·    обобщения информации о выпущенной продукции, сданных заказчикам работах, оказанных услугах за отчетный период;

·    выявления отклонений фактической производственной себестоимости этой продукции, работ, услуг от плановой (нормативной).

Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» имеет следующую структуру.

Таблица 5.3.2 

Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»

Дебет

Кредит

Сальдо (начальное) – отсутствует 
Выпуск продукции (сдача работ, оказание услуг) в конце отчетного периода(по фактической производственнойсебестоимости)

Выпуск продукции (сдача работ, оказание услуг) в текущем учете по плановой (нормативной) производственной себестоимости 
Списание отклонений фактической производственной себестоимости отплановой (нормативной) «экономия -»,«перерасход +» на отчетную дату

Оборот по дебету

Оборот по кредиту

Сальдо (конечное) – отсутствует

 

 

Синтетический учет выпуска готовой продукции может осуществляться в двух вариантах: без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и с использованием счета 40.

При первом варианте, который является традиционным для отечественной учетной практики и наиболее распространен на промышленных предприятиях, в системном бухгалтерском учете в конце отчетного периода (месяца) формируется полная (или сокращенная) фактическая производственная себестоимость готовой продукции, по которой оцениваются остатки на складе и в балансе.

Однако в текущем учете, т.е. в течение отчетного периода необходимо использовать учетные цены, чаще исчисленные на базе плановой (нормативной) себестоимости. Необходимость использования для отражения движения готовой продукции двух оценок обусловлена тем, что фактическую производственную себестоимость готовой продукции можно исчислить только после распределения и списания косвенных расходов, а также исчисления и оценки объема незавершенного производства, что осуществляется только в конце отчетного периода.

С учетом сказанного отражение выпуска готовой продукции из производства будет осуществляться следующим образом. В текущем порядке списание готовой продукции из производства и прием ее на учет на складе готовой продукции будет отражаться по плановой (нормативной) производственной себестоимости на счетах бухгалтерского учета следующей проводкой:

Дебет счета 43 «Готовая продукция» Кредит счета 20 «Основное производство».

В конце отчетного периода исчисляется фактическая производственная себестоимость выпущенной готовой продукции и выявляется отклонение фактической производственной себестоимости от плановой (нормативной). Отклонение может быть либо экономией (превышение плановой (нормативной) себестоимости над фактической себестоимостью), либо перерасходом (превышение фактической себестоимости над плановой [нормативной] себестоимостью). Отклонение списывается следующей бухгалтерской проводкой:

Дебет счета 43 «Готовая продукция» Кредит счета 20 «Основное производство».

При этом экономия сторнируется, т.е. записывается отрицательным числом, а перерасход отражается дополнительной проводкой.

При втором варианте учета выпуска готовой продукции из производства используются два счета, т.е. счет 43 «Готовая продукция» и счет 40 «Выпуск готовой продукции (работ, услуг)», причем на счете 43 «Готовая продукция» учет осуществляется по плановой (нормативной) себестоимости.

В текущем учете, т.е. в течение отчетного периода, фактически выпущенная и сданная на склад готовая продукция отражается в оценке по плановой (нормативной) себестоимости по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

В конце отчетного периода после определения фактической себестоимости готовой продукции она списывается с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Таким образом, счет 40 является операционно-результативным, на нем формируется информация о выпущенной из производства продукции в двух оценках: по дебету – фактическая производственная себестоимость, по кредиту – плановая (нормативная).

На отчетную дату в результате сопоставления дебетового и кредитового оборотов по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» выявляется отклонение фактической производственной себестоимости от плановой (нормативной), т.е. либо экономия (превышение плановой (нормативной) себестоимости над фактической), либо перерасход (превышение фактической себестоимости над плановой (нормативной).

Отклонение списывается с кредита счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж»; экономия сторнируется по кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и дебету счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж», а перерасход отражается той же проводкой дополнительной записью.

Таким образом, счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет. Аналитический учет по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» необходимо вести по видам выпускаемой продукции.

При двух вариантах учета выпуска готовой продукции она будет отражаться в бухгалтерском балансе по:

·    фактической производственной себестоимости (если не используется при учете счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;

·    плановой (нормативной) себестоимости (если используется счет40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;

·    неполной (сокращенной) фактической себестоимости, если не используется счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и общехозяйственные расходы списываются со счета 26 «Общехозяйственные расходы» в дебет счета 90 «Продажи»;

·    неполной плановой (нормативной) себестоимости, когда используется счет 40 и общехозяйственные расходы списываются со счета 26 «Общехозяйственные расходы» на счет 90 «Продажи».

Хозяйственные операции при двух вариантах учета выпуска готовой продукции из производства будут отражаться на счетах бухгалтерского учета следующим образом (табл. 5.3.1).

Таблица 5.3.1 

Хозяйственные операции

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

1

2

3

Первый вариант учета выпуска готовой продукции (без использования счета 40«Выпуск продукции (работ, услуг)»)

1. В течение отчетного периода (месяца)отражается выпуск готовой продукции изпроизводства по плановой (нормативной)производственной себестоимости

43 «Готовая продукция»

20 «Основное производство»


 

Окончание табл. 5.3.1

1

2

3

 

2. В конце отчетного периода исчисляетсяфактическая производственная себестоимость выпущенной готовой про

     

дукции и списывается выявленное отклонение от плановой (нормативной) производственной себестоимости:  
• перерасход 
• экономия (сторно)

43 «Готовая продукция» 43 «Готовая продукция»

20 «Основное производство»20 «Основное производство»

3. В течение месяца  списана себестоимость проданной готовой продукции по плановой (нормативной) производственной себестоимости

90 «Продажи»,субсчет 2«Себестоимость продаж»

43 «Готовая продукция»

4. В конце месяца  списывается доля отклонения, относящаяся  к проданной готовой продукции

90 «Продажи»,субсчет 2«Себестоимость продаж»

43 «Готовая продукция»

Второй вариант учета выпуска готовой продукции (с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»)

 

1. В течение отчетного  периода (месяца) отражается выпуск  готовой продукции из производства  по плановой (нормативной) производственной себестоимости

43 «Готовая продукция»

40 «Выпуск продукции(работ, услуг)»

2. В конце отчетного  периода списывается фактическая производственная себестоимость, исчисленная на счете 20 «Основное производство»

40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»

20 «Основное производство»

3. В течение месяца  списана себестоимость проданной готовой продукции по плановой (нормативной) производственной себестоимости

90 «Продажи»,субсчет 2«Себестоимость продаж»

43 «Готовая продукция»

4. В конце отчетного  периода в полной сумме списывается отклонение фактической производственной себестоимости выпущенной готовой продукции от ее плановой (нормативной) себестоимости, выявленное на счете 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»:  
• перерасход 
• экономия (сторно)

90 «Продажи»,субсчет 2«Себестоимость продаж»  
90 «Продажи»,субсчет 2«Себестоимость продаж»

40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» 
40 «Выпуск продукции(работ, услуг)»

           

 

 

55. Системный подход к анализу хозяйственной деятельности

Комплексный экономический анализ представляет собой всесторонний анализ хозяйственной деятельности предприятия или какой-либо отдельной, наиболее существенной стороны его деятельности на основе системного подхода.

Системный подход к проведению комплексного экономического анализа предполагает наличие определенной последовательности с целью всестороннего охвата взаимосвязанных и взаимообусловленных показателей.

Одной из основных задач комплексного экономического анализа является выявление эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Под экономической эффективностью понимается соизмерение полученных результатов с имеющимися ресурсами и произведенными затратами. Целью торгового предприятия является достижение максимальных результатов деятельности при оптимальном экономическом потенциале предприятия, относительном сокращении издержек обращения и высокой культуре обслуживания.

Системный подход позволяет глубже изучить исследуемое предприятие, получить более полное представление о нем.

Системный подход в экономическом анализе направлен на разработку научно обоснованных вариантов решения определенных задач, а также позволяет выбрать наиболее целесообразные управленческие решения для достижения поставленных целей.

Как правило, комплексный анализ проводится поэтапно на основе предварительно разработанной программы.

На I этапе уточняются объекты исследования, цель и задачи анализа, составляется план работы.

На II этапе разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых в дальнейшем будет дана характеристика исследуемого предприятия.

На III этапе определяются источники информации, осуществляется их сбор и проверка на точность, в случае необходимости показатели приводятся в сопоставимый вид и т.п.

На IV этапе проводится анализ показателей на основе использования той или иной выбранной методики. На этом этапе проводится сравнение фактических результатов деятельности с показателями плана, фактическими данными прошлых периодов, выполняется факторный анализ – выделяются факторы и определяется их влияние на результат, выявляются неиспользованные резервы эффективности деятельности предприятия.

При выборе методики проведения комплексного экономического анализа могут быть использованы два подхода:

Ÿ  первый подход - когда результаты хозяйственной деятельности анализируемого предприятия можно представить в виде системы показателей;

Ÿ  второй подход - когда результаты хозяйственной деятельности характеризуются одним сводным комплексным показателем.

На практике при проведении комплексного анализа чаще всего используются оба подхода одновременно.

На V этапе происходит оценка полученных результатов, на основе которой вырабатываются управленческие решения по повышению эффективности деятельности анализируемого предприятия.

Систему показателей, используемых при проведении комплексного анализа, целесообразно построить по схеме:

Ресурсы ® Затраты ® Результаты (РЗР).

Использование системного подхода при анализе деятельности торгового предприятия представлено на рис. 11.1.

Рис. 11.1. Схема анализа основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия

на основе системного анализа

Показатели, характеризующие ресурсы предприятия и эффективность их использования, можно разделить на три группы:

I подгруппа - показатели, характеризующие  финансовые ресурсы предприятия:

Ÿ  основные средства (их сумма, состав, показатели эффективности использования);

Ÿ  оборотные средства в целом (общая сумма, состав и структура с точки зрения покрытия, показатели оборачиваемости и т.п.);

Ÿ  капитал (структура, показатели эффективности использования).

Кроме того, целесообразно в эту подгруппу включить показатели финансового состояния предприятия – устойчивость, ликвидность, платежеспособность;

II подгруппа – показатели, характеризующие  трудовые ресурсы предприятия:

Ÿ  численность работников (общая численность, структура, показатели движения рабочей силы, производительность труда и т.п.);

Ÿ  расходы на оплату труда (сумма, уровень, структура, средняя заработная плата, эффективность использования расходов на оплату труда и т.п.);

III подгруппа – показатели, характеризующие  материальные ресурсы предприятия:

Ÿ  основные фонды (состав, структура);

Ÿ  товарные запасы (сумма, состояние на дату, средние запасы, оборачиваемость и т.п.).

Показатели, характеризующие затраты предприятия и эффективность их использования, включают две подгруппы:

I подгруппа – показатели по  издержкам обращения:

Ÿ  издержки обращения (сумма, уровень, темп изменения уровня, структура, сумма абсолютной (относительной) экономии (перерасхода), затратоотдача и другие показатели эффективности использования издержек обращения);

II подгруппа – показатели по  затратам, не учтенным в основных  издержках обращения:

Ÿ  затраты на приобретение товаров;

Ÿ  внереализационные расходы (сумма, направления расходования, в том числе налоги).

Показатели, характеризующие результат хозяйственной деятельности предприятия, подразделяются на три подгруппы:

I подгруппа – показатели объема  и структуры товарооборота:

Ÿ  товарооборот (объем, состав, показатели динамики, равномерность выполнения и т.п.);

Ÿ  структура (ассортимент, ассортиментные сдвиги и т.п.);

II подгруппа – показатели доходов:

Ÿ  валовой доход (сумма, уровень, факторы и т.п.);

Ÿ  операционные доходы (сумма, структура);

Ÿ  внереализационные доходы (сумма, структура).

III подгруппа – показатели прибыли  и рентабельности:

Ÿ  прибыль (сумма);

Ÿ  рентабельность (система показателей рентабельности).

В качестве обобщающего показателя эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия могут выступать комплексные показатели оценки эффективности торговой деятельности, финансово-хозяйственной деятельности, показатели эффективности хозяйствования торгового предприятия, темпа экономического развития и т.п.

Обобщающим показателем оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия может выступать показатель экономического потенциала.

Под экономическим потенциалом торгового предприятия понимается совокупность ресурсов – финансовых, трудовых, материальных, природных и др., имеющихся в его распоряжении, а также способность его работников и управленческого персонала использовать эти ресурсы в соответствии с основной целью деятельности предприятия для получения максимально возможного в конкретных экономических условиях дохода.

Экономический потенциал предприятия определяется:

Ÿ  реальными возможностями торгового предприятия, как реализованными, так и нереализованными. Нереализованные по каким- либо причинам возможности выявляются в результате проведения всестороннего анализа;

Ÿ  объем ресурсов и резервов, как вовлеченных, так и не вовлеченных в основную деятельность;

Ÿ  способностью управленческого персонала использовать возможности и ресурсы для достижения как текущих, так и перспективных целях предприятия.

Рассмотрим более подробно методику проведения комплексного экономического анализа деятельности торгового предприятия.

 

65. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) – один из методов организации производственной, инженерной или хозяйственной деятельности, базирующийся на процедурах, позволяющих повысить творческий потенциал и эффективность работы участников этой деятельности.

Суть функционально-стоимостного анализ (ФСА) состоит в комплексном техническо-экономическом исследовании функций и параметров объектов (изделий, материалов, др. продуктов труда, технологических процессов, производственных и управленческих структур) и выработке рекомендаций по минимизации затрат на стадиях проектирования, создания и использования (эксплуатации) этих объектов при сохранении или повышении качества исполнения ими своих функций и увеличении их полезности для потребителей.

Главная цель функционально-стоимостного анализ (ФСА) - достижение оптимальною соотношения между потребительскими свойствами исследуемой технической или организационной системы и затратами на их реализацию. Более конкретными целями и задачами функционально-стоимостного анализ (ФСА) могут быть: повышение качества продукции и ее конкурентоспособности; снижение затрат на производство, уменьшение мате риало- и энергоемкости, трудо- и фондоемкости продукции; достоверное прогнозирование развития техники и технологии; увеличение объема выпуска продукции без дополнительных или значительных капитальных вложений; ликвидация "узких" мест в производстве, например, замена дефицитных, импортных материалов и комплектующих изделий, предупреждение, сокращение и устранение брака и т.п.; сокращение эксплуатационных и транспортных расходов; улучшение экологических показателей производства и т.д.

 


 

 

 


Информация о работе Классификация хозяйственных средств по размещению и функциональной роли