Консолидированная отчетность: понятие и история возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:13, контрольная работа

Краткое описание

Основные принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов валютного регулирования и контроля определены в Законе Российской федерации «О валютном регулировании и контроле». В законе определены понятия «валюта» и «валютные ценности» и их виды, «уполномоченные банков» и «субъекты», которые осуществляют валютные операции.
Цель второй главы данной контрольной работы – отразить сущность учета операций в иностранной валюте, путем решения следующих задач: рассмотреть общие положения и принципы учета операций в иностранной валюте.

Вложенные файлы: 1 файл

международные стандарты новый реферат.docx

— 50.71 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, как во всем мире, так и в России, возрастает роль корпоративной отчетности особого  вида - консолидированной финансовой отчетности. Причины хорошо известны: глобализация бизнеса, укрупнение корпораций вследствие слияний и приобретений, преодоление государственных границ, развитие транснациональных корпораций, активный выход российских компаний на международные фондовые рынки.

Методология консолидации достаточно сложна, но в то же время логична  и оправдана, поскольку она вытекает из экономической сущности бизнеса  и роли отчетности как информационной базы для принятия решений. Консолидированная финансовая отчетность - это отчетность корпоративной группы, составляемая холдинговой компанией в обязательном порядке.

Цель первой главы данной контрольной  работы – отразить сущность консолидированной  финансовой отчетности. В связи с  целью работы оставлены следующие  задачи: определить понятие и историю  возникновения консолидированной  отчетности; рассмотреть общие правила  предоставления консолидированной  отчётности и раскрытие информации; раскрыть регулирование консолидированной  финансовой отчетности в системе  МСФО.

Становление рыночной экономики расширяет  границы применения бухгалтерского учета, поскольку появляются новые  его объекты и как результат  этого – новые пользователи учетной  информации. Поэтому перед бухгалтерским  учетом встают новые задачи по адаптации  его к современным условиям. Постоянный рост объема учетной информации вызывает объективную необходимость дальнейшего  совершенствования форм и методов  бухгалтерского учета, сокращения времени  регистрации и обработки первичных  учетных данных путем применения вычислительной техники.

Создается управленческая информационная система, основу которой составляет бухгалтерская подсистема. На основе бухгалтерской информации становиться возможным прогнозировать события, осуществлять функции контроля за мерой труда и мерой потребления. Отечественные организации ведут расчеты с иностранными партнерами в иностранной валюте. Для проведения расчетов в иностранной валюте организации открывают валютные счета, количество которых не ограничивается. Оно зависит от вида валют разных стран, в которых организация открыла счет.

Основные принципы осуществления  валютных операций, полномочия и функции  органов валютного регулирования  и контроля определены в Законе Российской федерации «О валютном регулировании  и контроле». В законе определены понятия «валюта» и «валютные ценности» и их виды, «уполномоченные банков» и «субъекты», которые осуществляют валютные операции.

Цель второй главы данной контрольной  работы – отразить сущность учета  операций в иностранной валюте, путем  решения следующих задач: рассмотреть  общие положения и принципы учета  операций в иностранной валюте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ И ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЕЕ СОСТАВЛЕНИЯ.

1.1. Консолидированная отчетность: понятие и история возникновения.

Консолидированная финансовая отчётность — финансовая отчётность группы взаимосвязанных организаций, рассматриваемых как единое хозяйственное образование. Она характеризует имущественное и финансовое положение группы на отчётную дату, а также финансовые результаты её деятельности за отчётный период. Характерная особенность консолидированной отчётности группы — активы, обязательства, доходы и расходы двух или нескольких юридически самостоятельных единиц объединяют в отдельную систему финансовых отчётов. Впервые консолидированная отчётность появилась в 1903 году и сейчас её составляют практически все холдинги и группы компаний. Консолидированная финансовая отчётность состоит из консолидированного бухгалтерского баланса, отчёта о прибылях и убытках, отчёта об изменении капитала, отчёта о движении денежных средств, а также примечаний к ним.1

Существует ряд методик проведения консолидации, которые предусматривают  сбор и обработку большого объёма информации. Выбор методики проведения консолидации зависит от доли владения компанией (дочерняя, ассоциированная, или же в компании просто вложены инвестиции, не дающие контроля), и от характера группы компаний (между компаниями существуют инвестиционные или договорные отношения, или ими владеет одно лицо или группа лиц). Выбранная методика, в свою очередь, определяет суть, количество и характер консолидационных процедур. Процедура консолидации финансовых отчётов состоит из трёх основных процессов: подготовки отчётности каждым отдельным предприятием группы, проведения корректировок и составления собственно консолидированной отчётности.

Венецианские купцы вместе с сыновьями и партнёрами, имевшие торговые дома по всей Италии для эффективного управления бизнесом, составляли нечто подобное современной консолидированной отчётности. Именно тогда возникла потребность в составлении отчётности, которая охватывала бы несколько предприятий.

Толчком для составления первой консолидированной финансовой отчётности в США послужилапромышленная революция. Именно в США была впервые официально опубликована такая отчётность. Сейчас принято первой консолидированной отчётностью считать отчётность за 1902 год американской компании «United States Steel Company», которая была опубликована 12 марта 1903 года. К этой отчётности прилагалось подтверждение аудиторской компании «Price Waterhouse». Тогда была сконсолидирована отчётность шести компаний. Создателями первой официальной консолидированной отчётности были Артур Дикинсон, представитель аудиторской фирмы «Price Waterhouse», и главный бухгалтер «United States Steel» В. Филберт. Они разработали технику консолидации, используя концепцию экономического единства взаимодействующих компаний.2

В европейских странах консолидированная отчётность стала составляться позже. Возникновение и развитие холдингов происходило крайне медленно и не столь обширно как в США. Великобритания стала одной из первой европейских стран, реализовавших идею консолидации. В 1922 году специалисты компании «Nobel Industries Ltd» подготовили первую консолидированную отчётность в стране. Хотя в законодательстве первое упоминание о консолидированной финансовой отчётности относится к 1947 году. Первая книга, посвящённая вопросам составления консолидированной отчётности, появилась в 1923 году, её автором был Гильберт Гарнзей. А уже в 1939 году Лондонская фондовая биржа стала требовать представления консолидированной отчётности.

В Голландии появление первой консолидированной отчётности датируется 1926 годом. В Германии в 1960 году на законодательном уровне появилось требование составлять такую отчётность по всем филиалам компаний, которые действуют в стране. А в 1990 году действие этого закона было распространено и на зарубежные филиалы и дочерние компании.

Во Франции только с 1985 года стало обязательным составление консолидированной отчётности компаний, ценные бумаги которых котируются на бирже. В других европейских странах первые попытки составления консолидированной отчётности также относятся к 1980-м годам.

В Японии только в 1977 году Министерством финансов было принято «Положение о консолидированной бухгалтерской отчётности».

В СССР консолидированная отчётность как таковая не составлялась. Первое упоминание о ней встречается 1930 году в классификации балансов Николая Блатова. Потребность в составлении консолидированной отчётности в России возникала вместе с процессом создания холдингов, формирование которых было связано с перестройкой экономики и приватизацией государственных предприятий. К середине 90-х годов холдинги создавалась путём разделения крупных предприятий на несколько более мелких, а также выделением из их состава юридически самостоятельных предприятий. Другая часть формировалась путём объединения юридически самостоятельных предприятий в одно. И только в 1996 году в России на законодательном уровне были утверждены «Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчётности».3

 

1.2. Общие правила предоставления  консолидированной отчётности и  раскрытие информации.

Материнская компания в большинстве  случаев обязана предоставлять  консолидированную отчётность акционерам и различным государственным  органам. Исключением может быть случай, когда материнская компания сама является дочерним предприятием, находящимся в полной собственности  другого предприятия.

В консолидированной финансовой отчётности обычно раскрывается следующая информация:

- характер отношений между материнским  и дочерним предприятиями;

- причины по которым инвестор, имеющий половину или даже большее количество акций компании, в которую была произведена инвестиция, не имеет контроля над ней;

- дата окончания отчётного периода,  на которую дочернее предприятие  готовит свою финансовую отчётность; если даты составления отчётности  не совпадают — причины использования различных дат или периодов;

- характер и степень каких-либо  существенных ограничений, касающиеся дочерних предприятий;

- случаи утери контроля над  дочерним предприятием.

Методики консолидации предусматривают  сбор и обработку большого объёма информации. Выбор методики проведения консолидации зависит от доли владения, и от характера группы компаний. Выбранная методика, в свою очередь, определяет суть, количество и характер консолидационных процедур. В целом, процедура консолидации финансовых отчётов состоит из следующих  этапов:4

1) составления отчётов всеми  предприятиями — участниками группы;

2) при необходимости — осуществления соответствующих корректировок в процессе консолидации;

3) подготовки и представления  консолидированных отчётов.

Рассмотрим методы проведения консолидации.

1. Метод приобретения — это метод проведения консолидации, при котором подразумевается такая форма объединения компаний, при которой одна из компаний имеет контроль над другими, то есть одна компания по сути является материнской, а другая дочерней. Метод предполагает суммирование данных по одноимённым статьям бухгалтерского баланса и отчёта о прибылях и убытках материнской и дочерних предприятий, и полное исключение внутригрупповых операций между ними.

2. Одним из специфических методов  проведения консолидации является  создание совместных компаний  или, что более характерно для российских реалий, заключение договора о совместной деятельности. Такой метод консолидации применим, если между объединёнными фирмами есть договор, где чётко прописаны права и обязанности каждой из объединённых компаний. Для целей учёта и составления отчётности выделяют следующие три основных вида совместной деятельности: совместно контролируемые операции; совместно контролируемые активы; совместно контролируемые компании.

3. Метод долевого участия — метод составления консолидированной финансовой отчётности, посредством которого доля участия в ассоциированном предприятии первоначально признаётся по фактической стоимости, а затем корректируется на возникшее после приобретения изменение доли участника совместного предпринимательства в чистых активах совместно контролируемого предприятия. Этот метод применим исключительно для консолидации с ассоциированными компаниями.

4. Комбинированная отчётность предполагает  создание групповой отчётности  любых произвольно сгруппированных  компаний, зачастую сгруппированные  компании принадлежат одному инвестору или группе инвесторов. На практике распространена ситуация, когда несколько компаний фактически контролируются одним собственником, но юридически они не связаны между собой. Международные стандарты напрямую не позволяют выпустить финансовую отчётность группы, в которой нет четко определённой материнской компании. Как раз решением такой проблемы может стать подготовка комбинированной финансовой отчётности.

5. Метод объединения интересов  — метод проведения консолидации, который применялся в случаях когда несколько акционеров или несколько групп акционеров становились владельцами нового юридического лица с одинаковым размером капитала или проводили обмен акциями таким образом, что все стороны обмена имели равные суммы капитала. Таким образом ни одна из компаний не могла быть определена как материнская компания, и акционеры объединившихся компаний осуществляли общий контроль над их активами и операциями. С марта 2005 года, когда вступил в силу новый стандарт МСФО 3 «Объединение бизнеса», произошли изменения, направленные на сближение международных стандартов с US GAAP. В новом стандарте метод объединения интересов запрещён.5

 

1.3. Регулирование консолидированной  финансовой отчетности в системе  МСФО

В действующей системе Международных стандартов финансовой отчётности принципы консолидации описываются в стандартах:

  • IAS 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчётность» - определяет порядок составления консолидированной отчётности группы предприятий, находящихся под контролем материнского предприятия. Последняя редакция стандарта действует с 01.07.2009.
  • IFRS 3 «Объединения бизнеса - заменил IAS 22 «Объединение компаний» с 31 марта 2004 года. Последняя редакция стандарта действует с 01.07.2009. Стандарт был утверждён 11 членами СМСФО. Цель стандарта состоит в определении содержания финансовой отчётности организации при осуществлении ею объединения компаний. Стандарт регламентирует учёт объединения компаний методом приобретения. Стандарт не применяется к совместным предприятиям, приобретению активов, объединению предприятий под общим контролем физических лиц.
  • IAS 28 «Инвестиции в ассоциированные компании» - применяется при учёте инвестиций в ассоциированные предприятия. Последняя редакция действует с 31.12.2008 года.
  • IAS 31 «Участие в совместном предпринимательстве» - применяется при отражении в учёте долей участия в совместном предпринимательстве и при составлении в финансовой отчётности участников совместного предпринимательства и инвесторов. Последняя редакция действует с 31.12.2008 года.

Информация о работе Консолидированная отчетность: понятие и история возникновения