Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:28, курсовая работа
Целью данной работы является изучение понятия и сущности консолидированной отчетности, а также ее состава и структуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· изучить сущность консолидированной отчетности;
· изучить методику консолидации данных отчетности;
· изучить порядок и особенности консолидации отчетности.
Введение
Консолидированная
финансовая отчетность согласно требованиям
международных нормативных
Потребность в консолидации финансовой отчетности связана с процессами концентрации и централизации капитала, создания дочерних и зависимых обществ, филиалов и обособленных подразделений. Консолидированная финансовая отчетность составляется материнской компанией и предназначена для того, чтобы объективно и правдиво показать владельцам, что представляет собой их инвестиции, т.е. контроль и владение чистыми активами. Оценить, во что превратились инвестиции через ряд лет, как они влияют на результаты деятельности группы компаний, можно лишь в консолидированной финансовой отчетности.
Целью данной работы является изучение понятия и сущности консолидированной отчетности, а также ее состава и структуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· изучить сущность консолидированной отчетности;
· изучить методику консолидации данных отчетности;
·
изучить порядок и особенности
консолидации отчетности.
Сущность консолидированной финансовой отчетности и ее
нормативное регулирование
Корпорации являются одной из наиболее распространенных и эффективных форм осуществления бизнеса в современной рыночной экономике. Преимущества такой формы организации предпринимательской деятельности заключается в следующем: ответственность собственников ограничена стоимостью принадлежащих им акций (паю), диверсификация риска собственников, неограниченность масштабов и сфера деятельности, возможность экономии на налогах.
При достаточно полном использовании преимуществ объединения члены корпорации приобретают новые конкурентные преимущества и возможности инновационного развития, в частности, появляется больше возможностей технического совершенствования и развития входящих в группу организаций.
В соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу консолидированная финансовая отчетность как разновидность бухгалтерской отчетности предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Консолидированная финансовая отчетность выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям. Данная отчетность должна стать одним из основных источников финансовой информации для принятия экономических решений этими пользователями. Главная задача в области консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов.
В системе МСФО действует рад стандартов, регулирующих порядок составления консолидированной финансовой отчетности, в частности, МСФО 27 «Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерней компании», МСФО 28 «Учет инвестиций в ассоциированные компании», МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах», МСФО 3 «Объединение бизнеса» и др.
В целом в соответствии с МСФО формат отчетов соответствует формату индивидуальной бухгалтерской отчетности. В то же время в консолидированной отчетности возможно появление дополнительных статей отчетов, например, доля меньшинства, гудвилл.
В Российской Федерации порядок подготовки консолидированной отчетности регламентирован Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными Приказом Минфина РФ №112 от 30.12.1996 г.
В
настоящее время подготовлен
проект Федерального закона РФ «О консолидированной
финансовой отчетности», в котором
дано следующее определение
Согласно проекту закона, консолидированная отчетность включает в себя не только баланс т отчет о прибылях и убытках, но также и отчет об изменениях в капитале и отчет о движении денежных средств. В обязательном порядке в предоставляемую отчетность включаются учетная политика и пояснительные примечания.
Законопроект
также предусматривает
Порядок консолидации отчетности
Консолидация – это составление отчетности группы как финансовой отчетности одной единой компании. Консолидированную финансовую отчетность должны готовить группы, головные общества которых являются открытыми акционерными обществами, чьи акции котируются на организованном рынке ценных бумаг. Консолидироваться должна отчетность всех компаний, находящихся под контролем головного общества, независимо от того, каким видом деятельности занимается дочерняя компания и отличается ли он от основного вида деятельности головного общества. При этом, каждая юридически самостоятельная организация, входящая в состав группы, обязана вести собственный бухгалтерский учет и оформлять его результаты в виде индивидуальной финансовой отчетности. [2]
Под группой взаимосвязанных организаций понимается головная организация с ее дочерними и зависимыми обществами. При этом в соответствии с Гражданским кодексом РФ хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участие в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом (ст. 105 ГК РФ).
Под зависимым обществом понимается организация, если другое (материнское) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (ст. 106 ГК РФ).
Группа предприятий может быть сформирована по принципу вертикальной интеграции, когда между предприятиями, входящими в нее, существуют материнско-дочерние отношения, и горизонтальной интеграции, когда группа состоит из равноправных предприятий, которые объединяются для достижения какой-либо хозяйственной цели и назначают единый управляющий орган.
Важным признаком группы является наличие единого контроля над активами и операциями всех предприятий, входящих в группу. Под контролем следует понимать возможность оказания решающего влияния на финансово-хозяйственную деятельность предприятия, возникающую вследствие распоряжения контрольным пакетом его акций либо наличия договора или иного основания, дающего право назначать большую часть руководства и влиять на принимаемые им решения. Кроме того, для группы предприятий характерна не только потенциальная возможность одного из предприятий контролировать деятельность другого (других), но и реальное осуществление этого контроля. В частности, под контролем в группе необходимо понимать управление головным предприятием финансово-хозяйственной деятельностью дочернего предприятия с целью извлечения экономической выгоды из результатов его деятельности. [3]
Консолидация – это не простое суммирование статей отчетности членов группы. Внутрикорпоративные финансово-хозяйственные операции в процессе консолидации исключаются, т.е. в консолидированной отчётности показывают только активы и пассивы, доходы и расходы от операций с третьими лицами. Консолидация, по сути, представляет собой замещение в отчетности материнской компании «балансовой стоимости инвестиций» в каждую дочернюю компанию на то, что эти инвестиции представляют собой реально на настоящий момент, т.е. на долю материнской компании в справедливой стоимости чистых активов дочерней компании на отчетную дату и остаток гудвилла, возникшего на момент приобретения инвестиций. Кроме того, в консолидированную нераспределенную прибыль следует включить принадлежащую материнской компании часть прибыли, заработанной дочерней компанией с момента приобретения инвестиций. Такое замещение находит свое отражение и во всех других подготавливаемых отчетах.
Гудвилл (часто его называют деловой репутацией) – это разница между стоимостью компании в целом, т.е. фактически заплаченной ценой, и справедливой стоимостью чистых активов, принадлежащих инвестору.
Выделяют два основных этапа консолидирования: первичная консолидация (при составлении впервые консолидированной отчетности ранее независимых предприятий) и последующая консолидация (при составлении отчетности функционирующей, т.е. созданной ранее, группы).
Основной целью сводной отчетности группы взаимосвязанных предприятий является представление пользователям информации о группе как о едином хозяйственном субъекте. Для достижения этой цели для подготовки сводной отчетности группы применяются особые правила составления, а также должен быть соблюден ряд основных требований:
Процесс подготовки консолидированной отчетности включает суммирование активов, обязательств, доходов и расходов, отраженных в индивидуальных отчетностях членов группы, с последующим исключением внутрикорпоративных оборотов. Для составления сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности группы взаимосвязанных организаций используются следующие правила: