Контрольная работа по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:41, контрольная работа

Краткое описание

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ
Принципы и общие положения международных стандартов финансовой отчетности, и их влияние на организацию бухгалтерского учета в РФ

Вложенные файлы: 1 файл

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

Вариант 5

Вопросы

  1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

 

Ведение бухгалтерского учета в России осуществляется в  соответствии с различными нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер. От знания законов, содержания нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет, зависит достоверность бухгалтерской отчетности и как, следствие, успех фирмы. В связи с этим вызывает интерес рассмотрение современного состояния и перспектив развития нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ.

Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета представляет собой совокупность законодательных, нормативных правовых актов и  других документов, относящихся к бухгалтерскому учету. С момента введения в действие Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» можно по сути дела говорить о начале формирования подотрасли права - системы законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности. Принятие Закона способствовало «уравниванию в правах» норм бухгалтерского учета с нормами других отраслей права, повышению статуса норм бухгалтерского учета, поставило бухгалтерский учет на одну ступень с налогообложением, которое изначально формировалось на основе федеральных законов. [4].

Нынешняя система нормативного регулирования бухгалтерского учета  состоит из четырех уровней, на каждом из которых регулирование осуществляется наделенными соответствующими полномочиями организациями (Табл. 1).

 

 

 

Таблица 1

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета  и отчетности в РФ

Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета  в РФ

I уровень

Законодательные акты, Указы  Президента, Постановления Правительства РФ

II уровень

Национальные стандарты  по бухгалтерскому учету (ПБУ)

III уровень

Методические рекомендации (указания), инструкции

IV уровень

Рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации


 

Первый уровень системы  составляют законодательные акты, которые принимаются Государственной Думой, указы Президента Российской Федерации и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации.

К данному уровню системы  относится Гражданский кодекс Российской Федерации, прямо и косвенно влияющий на организацию учета. Так, например, в части первой Кодекса законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе: наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи составления аудиторского заключения; порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица; раскрываются понятия чистых активов, дочерних и зависимых обществ. В части второй Кодекса представлены основные сделки и отдельные виды обязательств; нормы, содержащиеся в ней, которые оказывают влияние на оправдательную и регистрирующую функции бухгалтерского учета (виды договоров, обязательные условия договоров и т.п.).

К первому уровню системы  также относятся Федеральные  законы от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации», от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 8 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и другие федеральные законы, так или иначе затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и отчетности.

К указанному уровню необходимо отнести Постановление Правительства РФ «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 6 марта 1998 г. № 283, в которой:

- была сформулирована  цель реформирования системы  бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО;

- были определены задачи  реформы:

сформировать систему  стандартов бухгалтерского учета и  отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

обеспечить увязку реформы  бухгалтерского учета в Российской Федерации с основными тенденциями  гармонизации стандартов на международном  уровне;

оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении  реформированной модели бухгалтерского учета;

- были определены основные  направления реформы:

совершенствование нормативного правового регулирования;

формирование нормативной  базы (стандарты);

методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

международное сотрудничество (вступление и активная работа в  международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

Продолжением указанной  Программы стала Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ, разработанная по решению  Правительства РФ и одобренная приказом Министерства финансов РФ от 1 июля 2004 г. № 180. Согласно Концепции бухгалтерский учет в РФ должен развиваться по следующим направлениям:

- повышение качества  информации, формируемой в бухгалтерском  учете и отчетности;

- создание инфраструктуры применения МСФО;

- изменение системы  регулирования бухгалтерского учета  и отчетности;

- усиление контроля  качества бухгалтерской отчетности;

- существенное повышение  квалификации специалистов, занятых  организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Следует иметь в виду, что Концепция 2004 г., несмотря на то, что одобрена Приказом Минфина России, нормативным документом не является и определяет только основные направления деятельности официальных органов власти и негосударственных (коммерческих) институтов, работающих в сфере реформирования бухгалтерского учета и отчетности.

Главным же актом первого  уровня системы, прямо регламентирующим постановку бухгалтерского учета, является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации. Следует отметить, что закон был принят десять лет назад в совершенно других экономических и правовых условиях. Он освещает преимущественно технические вопросы бухгалтерского учета и уже не отвечает современному уровню экономического развития страны, ее правовой системе. Отдельные положения Закона противоречат законодательным актам, принятым позднее, законодательно не закреплен статус финансовой отчетности, составленной по МСФО. Наиболее острой проблемой действующего закона является - зависимость главного бухгалтера от руководителя. Нынешний Закон предусматривает ответственность генерального директора за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций. Одновременно те же обязанности и та же ответственность в соответствии со ст.7 Закона о бухгалтерском учете возлагаются на главного бухгалтера. [1].

В проекте расширена  сфера действия закона. Исходя из содержания статьи 2, следует, что закон будет  распространяться не только на организации  и их филиалы, но и на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и адвокатов. Из этого следует, что с принятием нового закона у индивидуальных предпринимателей и адвокатов появиться возможность вести полноценный бухгалтерский учет с применением двойной записи на счетах бухгалтерского учета. Но это их право, так как согласно п.2 статьи 2 указанные хозяйствующие субъекты могут вести учет доходов и расходов в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.

В ходе подготовки законопроекта  отдельные ученые высказывались об исключении из текста закона по возможности понятий и определений. Следует отметить, что статья, содержащая основные понятия, используемые в законе, сохранена и дополнена новыми терминами (международный стандарт, национальный стандарт, отраслевой стандарт, стандарт бухгалтерского учета, экономический субъект и др.).

Если в действующем  законе  законодательство РФ о бухгалтерском  учете состоит из соответствующего Федерального закона, других федеральных  законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, то в проекте - к законодательству о бухгалтерском учете отнесены только  соответствующий закон и другие федеральные законы.

В статье 5 «Регулирование бухгалтерского учета» действующего Федерального закона «О бухгалтерском учете» говорится о том, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ. Таким образом, действующий Закон предполагает, прежде всего, систему государственного регулирования бухгалтерского учета в России. Такой подход был характерен для экономики централизованного управления, в которой множество явлений хозяйственной жизни можно было заранее предопределить, а значит и регламентировать. Рыночная среда – это динамичное явление. Регламентировать централизованно заранее все случаи хозяйственной практики по определению невозможно. Если придерживаться концепции тотальной регламентации при формировании законодательства, значит, заранее обрекать его на противоречия и несовершенства уже на этапе создания нормативных актов. Поэтому этот недостаток в новом законе будет устранен. Регулирование бухгалтерского учета в России будет осуществляться органами государственного регулирования бухгалтерского учета (уполномоченным федеральным органом) и органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета (саморегулируемыми организациями аудиторов, бухгалтеров). Таким образом, можно сказать повышается роль профессионального сообщества.

Значительные изменения  закон готовит в части документального  оформления фактов хозяйственной жизни. А именно произойдет отказ от унифицированных и стандартизированных форм первичных учетных документов. В статье 8 законопроекта приводятся обязательные реквизиты, который должен содержать первичный учет документ. Это – наименование документа, дата составления документа, наименование экономического субъекта, составившего документ, содержание факта хозяйственной жизни, величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни, наименования должностей лиц, ответственных за свершившийся факт, подписи ответственных лиц.

К отношениям, возникающим  при составлении консолидированной  финансовой отчетности, новый Закон  будет применяться постольку, поскольку  иное не установлено Федеральным  законом «О консолидированной финансовой отчетности». Следует иметь в виду, что в конце 2005 года Государственной Думой принят во втором чтении Закон «О консолидированной финансовой отчетности». С вступлением его в силу консолидированной финансовой отчетности, составленной по МСФО, будет придан официальный статус. Кроме того, нормы Закона «О консолидированной финансовой отчетности» будут иметь относительно узкую сферу действия: они будут применяться только теми организациями, которые обязаны составлять и представлять консолидированную бухгалтерскую отчетность (холдинги, финансово-промышленные группы, организации, имеющие дочерние общества, филиалы и представительства).

Считаем, что принятие Закона о бухгалтерском учете  в новой редакции позволит, по существу, начать выполнение остальных мероприятий, определенных в Концепции 2004 г.

Второй уровень системы  составляют национальные стандарты - Положения  по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие  принципы, базовые правила ведения  бухгалтерского учета отдельных  объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. На этом уровне регулирующим органом в настоящее время выступает только Министерство финансов РФ, и никакой другой орган из числа участвующих в разработке стандартов не может осуществлять регулирование с точки зрения конечного результата. При разработке ПБУ Министерство финансов ориентируется на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). На данный момент принято 20 национальных стандартов. Среди них можно выделить наиболее важные, такие как:

-«Учетная политика  организации». ПБУ 1/98. Утверждено  приказом Минфина РФ от 09.12.1998 г. № 60н. В нем изложены  основные принципы бухгалтерского  учета (непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и др.).

Информация о работе Контрольная работа по "Бухгалтерскому учету"