Контрольная работа по государственному регулированию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 13:49, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе я рассмотрю тему "Взаимосвязь бюджетного и денежно-кредитного регулирования национальной экономики". В процессе перехода от жестко планируемой экономики к рыночной экономической системе необходимо использовать широкий набор средств и методов государственного воздействия на экономику, постепенно переходя от методов прямого вмешательства государства в экономику к более мягким методам косвенного регулирования.

Содержание

Введение
Теоретические основы денежно-кредитной политики в национальной экономике
Сущность, цели и задачи денежно-кредитной политики в национальной экономике
Инструменты денежно-кредитной политики в национальной экономике
Теоретические основы бюджетно-налоговой политики
Бюджетно-налоговая политика и ее роль в стабилизации экономики
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

ГРНЭ.docx

— 63.77 Кб (Скачать файл)

 

Содержание 

 

Введение

  1. Теоретические основы денежно-кредитной политики в национальной экономике
  2. Сущность, цели и задачи денежно-кредитной политики в национальной экономике
  3. Инструменты денежно-кредитной политики в национальной экономике
  4. Теоретические основы бюджетно-налоговой политики
    1. Бюджетно-налоговая политика и ее роль в стабилизации экономики

Заключение

Список использованных источников

 

 

Введение

 

        В данной работе я рассмотрю тему "Взаимосвязь бюджетного и денежно-кредитного регулирования национальной экономики". В процессе перехода от жестко планируемой экономики к рыночной экономической системе необходимо использовать широкий набор средств и методов государственного воздействия на экономику, постепенно переходя от методов прямого вмешательства государства в экономику к более мягким методам косвенного регулирования. Актуальность четкой взаимосвязи таких инструментов государственного регулирования, как бюджетное и денежно-кредитное регулирование, не вызывает сомнений. Цель моей работы - показать эту взаимосвязь, проанализировать механизмы бюджетного и денежно-кредитного регулирования, оценить воздействие на национальную экономику, которое достигается благодаря этим методам регулирования. 
При рассмотрении инструментов государственного регулирования экономики выделяются методы:

- прямого вмешательства  в экономическую жизнь страны, к числу которых относятся  государственные закупки товаров  и услуг, создание и проведение  общественных работ, прямые государственные  инвестиции в экономику; 
- косвенного, но достаточно жесткого воздействия государства на экономику, типа предоставления государственных гарантий под инвестиционные кредиты частных организаций;

- наконец, методы гибкого  рыночного воздействия, связанные  с регулированием денежной массы,  варьированием ставки процента  и пр. 
Задачи государственного регулирования экономики - набор целевых установок, стоящих перед органами власти при регулировании экономических отношений. К их числу относятся следующие составляющие: 
экономический рост и экономическое развитие; полная и эффективная занятость; ориентация, на достижение экономической эффективности; 
стабильный уровень цен; экономическая свобода; справедливое распределение доходов; сбалансированность внешнеторгового баланса страны. 
В лучшем случае необходимо увязать задачи государственного регулирования в единое целое, в виде, например, "многоугольника" целей. 
Многоугольники целей государственного регулирования - взаимосвязанный набор важнейших целевых установок социально-экономического развития. Наиболее распространен так называемый "магический четырехугольник", т.е. четыре взаимосвязанные цели, за реализацию которых государство несет ответственность: 
- экономический рост;

- высокий уровень занятости;

- стабильность цен или  устойчивость денег;

- внешнеэкономическое равновесие.

Могут быть и другие варианты представления задач государственного регулирования в систематизированной  форме. Как правило, в составе финансовой политики выделяют как относительно самостоятельные бюджетную и кредитно-денежную политику.

Под бюджетной политикой  понимают определение государством 
- источников формирования доходов государственного бюджета;

- приоритетных направлений  расходов бюджета;

- допустимых пределов  разбалансированности бюджета;

- источников финансирования  бюджетного дефицита;

- принципов взаимоотношений  между отдельными звеньями бюджетной  системы.

В свою очередь, в составе  бюджетной политики приобретают  относительную самостоятельность  налоговая политика, инвестиционная политика, политика управления государственным  долгом, политика бюджетного федерализма. Налоговая политика определяет выбор  состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому  виду налогов. Одновременно устанавливается  мера конфискационной или стимулирующей направленности как налоговой системы в целом, так отдельного налога.

Под кредитно-денежной политикой  понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и  курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и  бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях  финансовой системы через регламентацию  и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью  финансового рынка через регламентацию  эмиссии и размещения государственных  и корпоративных ценных бумаг  и регулирование их оборота (курса  покупки и продажи), через упреждающее  повышение или понижение Центральным  банком ставки рефинансирования, что  влияет на уровень доходности на рынке  ГКО-ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов  нерезидентов. 
В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика - а в ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная политика. Следует отметить, что если в практике бюджетных отношений под инвестициями понимают финансирование прироста и модернизации основных фондов, то в банковской практике под инвестициями понимают формирование портфеля ценных бумаг. 
Вопрос о включении кредитно-денежной политики в состав финансовой политики не бесспорен, но взаимосвязь между ними и их взаимозависимость бесспорны. Корректность включения в финансовую политику наряду с бюджетной и кредитно-денежной политики подтверждает анализ причин современного финансового кризиса как в Российской Федерации, так и в странах Юго-Восточной и Восточной Азии, который, как известно, начался с кризиса на финансовых рынках, сфера деятельности которых - кредитно-денежные операции.

О взаимоувязке и взаимозависимости бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики и объединении их в один финансовый узел говорят и многочисленные правительственные программы по выходу из финансового кризиса в России на протяжении уже нескольких лет и в том числе антикризисные предложения по выходу из кризиса осени 1998 г., разработанные Центральным банком и Министерством финансов Российской Федерации. 
В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика государства решает одну главную задачу - обеспечение сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений. 
Рассмотрим подробнее бюджетное и денежно-кредитное регулирование государственной экономики и их взаимосвязь.

 

1. Теоретические основы денежно-кредитной политики

 

    1. Сущность, цели и задачи ДКП

 

Основополагающей целью  денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью  цен. Денежно-кредитная политика состоит  в изменении денежного предложения  с целью стабилизации совокупного  объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Государственное регулирование  денежно-кредитной сферы может  осуществляться достаточно успешно  лишь в том случае, если государство  через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так  как в развитой рыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитной системы.

Денежно-кредитная политика в промышленно развитых странах  рассматривается как инструмент «тонкой настройки» экономической  конъюнктуры, как оперативное и  гибкое дополнение бюджетной политики. Сложившаяся мировая практика показывает, что через денежно-кредитную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь – на потребительский  и инвестиционный спрос.

Нерегулируемая деятельность коммерческих банков может привести к циклическим колебаниям деловой  активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать денежное предложение, а в период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым кризис. Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения. Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет центральный (эмиссионный) банк.

Главная задача кредитно-денежной политики центрального банка - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства.

Нужно отметить, что с  помощью кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного  хозяйства.

Исходным при определении  целей денежной и кредитной политики является вопрос о субординационных связях (соподчиненности) различных  компонентов экономической политики.

Важно прояснить вопрос об определении базовых понятий. Традиционным является употребление термина “денежно-кредитная  политика”. Является ли, однако, понятие  “кредитная” простым приложением  к понятию “денежная” либо это  понятие имеет собственное содержание? Верно ли поэтому именовать рассматриваемую политику денежно-кредитной или следует говорить о денежной и кредитной политике как об относительно самостоятельных компонентах экономической политики? Для ответа на данный вопрос необходимо сопоставить целевые задачи и средства их решения в рамках денежной и кредитной составляющих политики.

Суть проблемы определения  цели денежной политики сводится к  выявлению того конкретного способа, посредством которого именно денежная политика обеспечивает (должна обеспечить) продвижение к заданному результату – стабильности цен.

Целью денежной политики является обеспечение экономики необходимой  и достаточной денежной массой. Другое возможное определение, фактически синоним предыдущего: цель денежной политики состоит в том, чтобы  исключить избыток либо дефицит  денежной массы с точки зрения потребностей экономики.

Целью кредитной политики является регулирование доступности  кредита исходя из задач стабильного экономического роста. Кредитную цену денег можно регулировать по линии предложения денег. Тем самым регулируется и доступность самого кредита.

В денежной политике процентная ставка по кредитам (ставка рефинансирования Центрального банка) должна обеспечить искомый результат в виде достижения определенного объема (прироста, снижения объема) денежной массы. Для кредитной  политики основное – доступность  кредита; объем денежной массы непосредственно  не является задачей этой политики.

Решение, целью которого является изменение объема денежной массы, является решением в сфере денежной политики. Арсенал инструментов денежной политики значительно богаче и включает в себя процентные ставки. Решения в сфере кредитной политики на общеэкономическом уровне могут касаться исключительно процентных ставок.

Решение в одной из областей монетарной сферы оказывает влияние  на все другие области.

В связи с этим принципиальный выбор между денежной, кредитной  и валютной политикой должен осуществляться на альтернативной основе, а количественные параметры в рамках избранной  политики задаются на базе компромисса. При этом избранная сторона политики, касающаяся регулирования движения стоимости в денежной форме на принципах рынка, является доминирующей. Другие составляющие являются субординационно подчиненными.

Денежно-кредитная политика базируется на принципах монетаризма  и имеет ряд преимуществ перед  фискальной политикой. Прежде всего, она  обладает быстротой и гибкостью, а поскольку проводится Центральным  Банком, а не парламентом страны, то в значительной мере изолирована  от политического лоббизма.

Сильные стороны кредитно-денежной политики:

  1. Быстрота и гибкость. По сравнению с фискальной политикой кредитно-денежная политика может быстро меняться.
  2. Слабая зависимость от политического давления. По своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная политика. Изменения в государственных расходах непосредственно влияет на распределение ресурсов, а налоговые изменения, без сомнения, могут иметь далеко идущие политические последствия. Кредитно-денежная политика, наоборот. Действует тоньше, и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.
  3. Монетаризм. Большинство экономистов считают как фискальную, так и кредитно-денежную политику действенными инструментами стабилизации, существуют монетаристы, которые полагают, что изменение денежного предложения – ключевой фактор определения уровня экономической активности и фискальная политика относительно неэффективна.

Отрицательные моменты денежно-кредитной  политики заключаются в том, что  она оказывает лишь косвенное  влияние на коммерческие банки с  целью регулирования динамики предложения  денег и, соответственно, не может  напрямую заставить их сократить или расширить кредиты.

Недостатки и проблемы кредитно-денежной политики:

  1. Циклическая асимметрия, т.е. если проводить политику дорогих денег, то будет достигнута такая точка, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов, что означает ограничение предложения денег. В то время как политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, т.е. возможность предоставлять ссуды, однако она не в состоянии гарантировать, что последние действительно выдадут ссуды и предложения денег увеличиться. Население тоже может сорвать намерения Центрального банка. Деньги, направленные на покупку у населения облигаций, могут использоваться населением для погашения уже имеющихся ссуд. Эта циклическая асимметрия является серьезной помехой кредитно-денежной политики лишь во время глубокой депрессии. В нормальные периоды повышение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем самым к увеличению денежного предложения.
  2. Изменение скорости обращения денег. Так, с точки зрения денежного обращения общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. В связи с этим некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, чем ликвидирует изменения в последнем, вызванные кредитно-денежной политикой. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой Центробанка, скорость обращения денег склонно к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения вероятно упадет.
  3. Влияние инвестиций, то есть действие кредитно-денежной политики может осложниться и даже временно затормозиться в результате неблагоприятных изменений расположения кривой спроса на инвестиции. Например, политика сужения кредитоспособности банков, направленная на повышение процентных ставок, может оказать слабое влияние на инвестиционные расходы, если одновременно спрос на инвестиции, вследствие делового оптимизма, технологического прогресса или ожидания в будущем более высоких цен на капитал растет. В таких условиях для эффективного сокращения совокупных расходов кредитно-денежная политика должна поднять процентные ставки чрезвычайно высоко. И наоборот, серьезный спад может подорвать доверие к предпринимательству, и тем самым свести на нет всю политику дешевых денег.

Информация о работе Контрольная работа по государственному регулированию