Контроль расходов организации, пути его совершенствования (на материалах Лельчицкого райпо)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение организации и методики учета и контроля расходов Лельчицкого райпо, разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Исходя из поставленной цели работы, можно сформулировать ее задачи:
1.изучить экономическую сущность, значение и классификацию расходов Лельчицкого райпо;
2.изучить цель, задачи, способы и объекты контроля расходов Лельчицкого райпо;
3.проанализировать влияние Учетной политики на формирование финансовых результатов в Лельчицком райпо;
4.дать краткую экономическую характеристику Лельчицкому райпо;
5.изучить нормативное и информационное обеспечение контроля расходов в Лельчицком райпо;
6.провести анализ расходов Лельчицкого райпо;
7.определить направления совершенствования контроля расходов в Лельчицком райпо.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты контроля расходов организации…………….............5
1.1 Экономическая сущность, значение и классификация расходов организации………………………………………………………………………….5
1.2 Цель, задачи, способы и объекты контроля расходов организации. Учетная политика организации и ее влияние на формирование финансовых результатов………………………...………………………………………………..12
1.3 Краткая экономическая характеристика Лельчицкого райпо………………18
2. Контроль расходов организации, направления его совершенствования…………………………………………………………………33
2.1 Нормативное и информационное обеспечение контроля расходов организации…………………………………………………………………………33
2.2 Контроль состояния бухгалтерского учета расходов организации…………37
2.3 Анализ расходов организации……..…………………………………………42
2.4 Направления совершенствования контроля расходов организации……....47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………52

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_po_revizii.docx

— 199.71 Кб (Скачать файл)

Номенклатура статей расходов обеспечивает систематизацию данных для  целей составления Отчета о прибылях и убытках (типовая форма № 2) и приложения к нему с расшифровкой показателей по отраслям деятельности, Отчета о расходах, доходах и финансовых результатах на реализацию товаров (внутрисистемная форма № 3). Она предусматривает группировку данных с учетом установленного порядка нормирования отдельных расходов для целей налогообложения и по элементам затрат [18].

Согласно Инструкции № 102 в состав прочих расходов по текущей  деятельности, учитываемых на счете 90 «Доходы и расходы по текущей  деятельности» (субсчет 90-8 «Прочие  расходы по текущей деятельности»), включаются:

  • расходы, связанные с реализацией и прочим выбытием запасов (за исключением продукции, товаров) и денежных средств;
  • расходы от уступки права требования;
  • суммы недостач и потерь от порчи запасов, денежных средств;
  • суммы создаваемых резервов под снижение стоимости запасов и восстанавливаемые суммы этих резервов;
  • суммы создаваемых резервов по сомнительным долгам и восстанавливаемые суммы этих резервов;
  • суммы создаваемых резервов под обесценение краткосрочных финансовых вложений и восстанавливаемые суммы этих резервов (в случае, если организация является профессиональным участником рынка ценных бумаг);
  • расходы по аннулированным производственным заказам;
  • расходы обслуживающих производств и хозяйств;
  • материальная помощь работникам организации, вознаграждения по итогам работы за год;
  • не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;
  • штрафы, пени по платежам в бюджет, по расчетам по социальному страхованию и обеспечению;
  • неустойки, штрафы, пени, предъявленные и признанные (или присужденные) за нарушение условий договоров, полученные или признанные к получению;
  • неустойки, штрафы, пени за нарушение условий договоров, уплаченные или признанные к уплате;
  • расходы, связанные с рассмотрением дел в судах;
  • убыток прошлых лет по текущей деятельности, выявленный в отчетном периоде;
  • другие расходы по текущей деятельности.

В состав расходов по инвестиционной деятельности, учитываемых на счете 91 «Прочие доходы и расходы», включаются:

  • расходы, связанные с реализацией и прочим выбытием инвестиционных активов, реализацией (погашением) финансовых вложений;
  • суммы недостач и потерь от порчи инвестиционных активов;
  • расходы, связанные с участием в уставных фондах других организаций;
  • расходы по договорам о совместной деятельности;
  • расходы по финансовым вложениям в долговые ценные бумаги других организаций (в случае, если организация не является профессиональным участником рынка ценных бумаг);
  • суммы создаваемых резервов под обесценение краткосрочных финансовых вложений и восстанавливаемые суммы этих резервов (в случае, если организация не является профессиональным участником рынка ценных бумаг);
  • суммы изменения стоимости инвестиционных активов в результате переоценки, обесценения, признаваемые доходами (расходами) в соответствии с законодательством;
  • стоимость инвестиционных активов, переданных безвозмездно;
  • расходы, связанные с предоставлением во временное пользование (временное владение и пользование) инвестиционной недвижимости;
  • убыток прошлых лет по инвестиционной деятельности, выявленный в отчетном периоде;
  • прочие расходы по инвестиционной деятельности.

В состав расходов по финансовой деятельности, учитываемых на счете 91 «Прочие доходы и расходы», включаются:

  • проценты, подлежащие к уплате за пользование организацией кредитами, займами (за исключением процентов по кредитам, займам, которые относятся на стоимость инвестиционных активов в соответствии с законодательством);
  • отрицательные разницы между фактическими затратами на выкуп акций и их номинальной стоимостью (при аннулировании выкупленных акций) или стоимостью, по которой указанные акции реализованы третьим лицам (при последующей реализации выкупленных акций);
  • расходы, связанные с получением во временное пользование (временное владение и пользование) имущества по договору финансовой аренды (лизинга) (если лизинговая деятельность не является текущей деятельностью);
  • расходы, связанные с выпуском, размещением, обращением и погашением долговых ценных бумаг собственного выпуска (в случае, если организация не является профессиональным участником рынка ценных бумаг);
  • курсовые разницы, возникающие от пересчета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, за исключением случаев, установленных законодательством;
  • убыток прошлых лет по финансовой деятельности, выявленный в отчетном периоде;
  • прочие расходы по финансовой деятельности.

В состав иных расходов, учитываемых  на счете 91 «Прочие доходы и расходы», включаются расходы, связанные с  чрезвычайными ситуациями, прочие расходы, не связанные с текущей, инвестиционной и финансовой деятельностью [11].

Представленная классификация  расходов определяет общие подходы  к формированию финансовых результатов  по видам деятельности.

Российским автором М. А. Лумповым разработана классификация расходов, применяемая в управленческом учете и адаптированная под российское законодательство. На наш взгляд, применение данной классификации наиболее уместно для отечественного управленческого учета в силу схожести законодательства обоих государств. Рассмотрим данную классификацию.

По мнению М. А. Лумпова, расходы в отчетности и, следовательно, в классификаторе стоит раскрывать согласно правилам составления сегментной отчетности, изложенной в МСФО 14 «Сегментная отчетность». В этом случае выделяемый сегмент служит элементом классификатора расходов. Располагать же расходы в классификации надлежит в соответствии с убыванием доли сегмента в общей величине расходов.

К прочим расходам могут  быть отнесены комиссионное вознаграждение агентам, иные затраты, размер которых  пропорционален выручке, а также  те издержки, которые не имеют четкой сегментной определенности, и несущественные расходы, включаемые в данную группу для полноты представления финансового результата. Расходы данной группы, как правило, фиксируются в бюджете закупок.

Величина условно-переменных расходов связана с объемом продаж, но зависимость эта нелинейная. Обоснованность отнесения расходов к условно-переменным определяется тем, что в отсутствие торговой деятельности нет необходимости в расходах данной группы. Это есть главное отличие условно-переменных расходов от постоянных.

Приведенный перечень условно-переменных расходов отражает этапы подготовки продаж и не претендует на то, чтобы  быть типовым. Специфика предприятия требует уточнения состава элементов с точки зрения их актуальности. Возможно, поправки предлагаемой классификации будут незначительными, но они необходимы.

Так, в некоторых случаях  в состав условно-переменных расходов целесообразно включать зарплату сдельного характера, услуги по инкассации торговой выручки, некоторые виды налогов, связанные с выручкой или объемом выпуска готовой продукции (НДС, акцизы). Очевидно, что все попытки дать исчерпывающее описание условно-переменных расходов будут носить дискуссионный характер, поэтому при составлении классификации расходов данного вида руководствоваться не только научными, но и прагматическими соображениями.

Постоянные расходы –  важный, но «хлопотный» класс. Необходимость расположения расходов данной группы в классификации двояка. С одной стороны, расходы следовало бы разместить в порядке убывания их вклада в поддержание функционирования предприятия, а с другой – хотелось бы первыми в ряду видеть те элементы, которые легче всего поддаются регулированию без риска подрыва жизнеспособности предприятия. Более того, есть и третий способ – «научный» – расположить элементы в соответствии с принятым в экономической литературе порядком перечисления факторов капитала: земля, здания, труд, инфраструктура и т.д.

Стоит упомянуть о следующем  факте: некоторые расходы в силу их характера могут относиться к нескольким группам. Например, определенные материалы могут быть учтены как хозяйственные расходы, а могут — как эксплуатационные. Это происходит либо по причине многоцелевого характера применения материалов, либо потому, что учетный работник не может догадаться, как они будут использоваться. На этот случай существует такое правило классификации: выбирать ту статью расходов, которая располагается по списку выше других.

Исходя из практических соображений, в классификации могут быть сформированы группы элементов отдельно для каждого вида расходов. Такое деление М. П. Лумпов не проводил ввиду его очевидности [17, с. 292-303].

Рассмотренные в данном параграфе  сущность и значение расходов, их классификация  в управленческом аспекте лежат  в основе формировании информации, необходимой для анализа и  управления расходами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Цель, задачи, способы  и объекты контроля расходов  организации. Учетная политика  организации, и ее влияние на формирование финансовых результатов.

 

Прибыль является основным обобщающим качественным показателем  деятельности организации и характеризует  конечный финансовый результат, который  определяется как сумма финансового результата от видов экономической деятельности, операционных и внереализационных доходов за вычетом операционных и внереализационных расходов. В связи с этим важное значение имеет четкая организация всех этапов контроля отнесения расходов на соответствующие счета бухгалтерского учета.

Целью проверки прочих расходов и расходов будущих периодов организации является установление законности, эффективности и целесообразности совершенных хозяйственных операций. Исходя из цели, основными задачами, стоящими перед ревизором при проверке расходов являются:

  • проверка правильности оформления документов, подтверждающих произведенные расходы;
  • контроль объективного распределения расходов по отчетными периодами;
  • установление обоснованности и полноты расходов, подлежащих учету на счетах синтетического и аналитического учета по времени и статьям;
  • установить своевременность расходов, относящихся к отчетному периоду;
  • дать оценку достоверности внутрисистемного (ведомственного) Отчета о расходах на реализацию товаров (форма №3) и его соответствия данным аналитического учета расходов.

Поскольку на счетах синтетического и аналитического учета расходы  признаются и находят свое отражение  только при наличии правильно  оформленных первичных документов, то ревизор проверяет достоверность информации в различных документах, подтверждающих достоверность отражаемых сумм. Проверяемый документ исследуется по существу совершенных хозяйственных операций, по формальным признакам, а также на правильность арифметических подсчетов. При формальной проверке ревизор проверяет соблюдение применения типовых форм первичных учетных документов, последовательности и правильности заполнения в них реквизитов и др. Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  1. наименование документа, дату и место его составления;
  2. основание и содержание хозяйственной операции;
  3. наименование должностей, фамилий и наличие личных подписей  или иных сведений иденцифицирующих личность участника хозяйственной операции.

Исходя из специфики хозяйственной  операции или системы обработки  данных, в первичные документы  могут быть включены дополнительные реквизиты (статья 9 Закона о бухгалтерском  учете и отчетности) [10].

Арифметическая проверка заключается в проверке правильности указанных в документах цен, наценок, скидок, произведенных подсчетов  итоговых сумм и других арифметических действий, выполняемых при обработке  форм первичных учетных документов. Также при проверке прочих расходов используются и другие приемы и способы документального контроля. К ним можно отнести:

  • нормативно-правовая проверка – проверка, в ходе которой определяется соответствие отраженных в документах финансовых операций и хозяйственных процессов действующим нормативно-правовым актам;
  • логическая проверка представляет собой способ изучения хозяйственных процессов посредством сопоставления взаимосвязанных финансовых и производственных операций. Данная проверка позволяет выяснить имела ли место та или иная операция в указанном объеме;
  • встречная проверка – сличение первичных документов или учетных записей проверяемой организации с одноименными или взаимосвязанными данными у лиц, с которыми проверяемая организация имеет хозяйственные связи. Прием встречной проверки используется с целью уточнения достоверности совершенных операций, так как контролируется содержание одних и тех же документов, только в разных организациях;
  • оценка законности и обоснованности финансовых и хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета. Суть данного метода заключается в сопоставлении записей в учетных регистрах с оправдательными документами, а также данных учетных регистров с показателями отчетности. Этот прием позволяет установить неверную корреспонденцию счетов; несоответствие записей в учетных регистрах первичным документам в части объема совершенных операций; отсутствие бухгалтерских записей по некоторым первичным документам; повторение корреспонденции в одинаковых суммах по одному и тому же документу; необоснованное «свертывание» сальдо активно-пассивных счетов; несоответствие отчетных показателей записям в Главной книге и других учетных регистрах.

Информация о работе Контроль расходов организации, пути его совершенствования (на материалах Лельчицкого райпо)