Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:31, курс лекций

Краткое описание

Метод бухгалтерского учёта
Понятие и формирование учетной политики
Бухгалтерский баланс
Виды бухгалтерских балансов
Хозяйственные средства: источники формирования
Счета и двойная запись

Вложенные файлы: 1 файл

Бухгалтерский учёт.docx

— 34.94 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерский баланс

 

Бухгалтерский бала́нс (фр. balance, буквально — весы, от лат. bilanx — имеющий две весовые чаши)  — одна из трёх основных форм бухгалтерской отчётности. В соответствии с международными правилами финансовой отчётности, баланс содержит данные об активах, обязательствах и собственном капитале. В советской, российской, украинской бухгалтерской практике — способ группировки активов и пассивов организации в денежном выражении. Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и финансовое состояния организации в денежной оценке на отчётную дату.

Баланс состоит из трех частей: активов, обязательств и капитала. В основном, статьи баланса по традиции следуют друг за другом в порядке ликвидности, хотя есть исключения. Основное свойство отчёта состоит в том, что суммарные активы всегда равны сумме обязательств и собственного капитала. Балансовый отчёт есть просто два разных взгляда на один и тот же бизнес. Активы показывают, какие средства использует бизнес, а обязательства и собственный капитал показывают, кто предоставил эти средства и в каком размере. Все ресурсы, которыми обладает предприятие, могут быть предоставлены либо собственниками (капитал), либо кредиторами (обязательства). Поэтому сумма требований кредиторов вместе с требованиями владельцев должна быть равна сумме активов. Это также обусловлено тем, что при отражении операций на счетах в балансе соблюдается принцип двойной записи.

Представление текущей информации об имуществе хозяйствующего субъекта в виде бухгалтерского баланса является одним из основополагающих методов  бухгалтерского учёта. Бухгалтерский  баланс не отражает движения средств  и фактов осуществления конкретных хозяйственных операций, но показывает финансовое состояние хозяйствующего субъекта в определённый момент времени. Сущность баланса (как метода) состоит  в том, что данные о стоимости  имущества хозяйствующего субъекта на интересующую дату группируются определённым образом, позволяющим провести финансовый анализ и получить прогнозы на будущее.

 

 

 

 

Виды бухгалтерских  балансов


Существует множество  различных видов бухгалтерских  балансов, которые классифицируются по различным признакам, в зависимости  от назначения, содержания и порядка  составления[15].

  • По способу формирования:
    1. Сальдовый баланс характеризует в денежной оценке имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества по состоянию на определённую дату. Баланс составляется бухгалтерией компании путём подсчёта остатков (сальдо) по счетам.
    2. Оборотный баланс помимо остатков средств и источников формирования имущества на начало и конец периода содержит данные об их движении за отчётный период. Оборотный баланс имеет большое значение как промежуточный рабочий документ, который используется при составлении вступительного, заключительного и ликвидационного балансов.
  • По периодичности:
    1. Вступительный (начальный) баланс — первый баланс, составляемый в начале деятельности компании. В активе отражается состав имущества компании (обычно представленный в виде взносов участников), а в пассиве — источники его возникновения.
    2. Заключительный баланс — отчётный документ о производственно-финансовой деятельности компании за определённый период времени.
      1. Годовой бухгалтерский баланс — заключительный баланс, который является завершением отчётного года и служит обоснованием для открытия счетов в новом отчётном году.
      2. Промежуточный бухгалтерский баланс предоставляется за период более короткий, чем полный отчётный год, и обычно является сокращённой формой обычного отчёта, хотя большинcтво стандартов не запрещают предоставлять промежуточный баланс в полном объёме.
    3. Санируемые балансы составляются в ситуации, когда компания находится на пороге банкротства.
    4. Ликвидационные балансы составляются для характеристики имущественного состояния компании при прекращения деятельности как юридического лица.
  • По степени готовности:
    1. Предварительный (провизорный) баланс — бухгалтерский баланс, составляемый заранее на конец отчётного периода с учётом ожидаемых изменений в составе имущества компании.
    2. Заключительный баланс — отчётный документ о производственно-финансовой деятельности компании за определённый период времени.
  • По уровню консолидации:
    1. Единый бухгалтерский баланс отражает деятельность одной компании.
    2. Консолидированный (сводный) баланс — сводный отчет о деятельности и финансовых результатах материнского и дочерних обществ в целом. Из консолидированного баланса исключается взаимный оборот дочерних компаний.
    3. Разделительный баланс составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на несколько юридических лиц или при выделении из единого баланса некоторой доли капитала для образования новой организации. Разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица.
  • По признаку источника составления:
    1. Инвентарные балансы составляются на основании инвентарной ведомости имущества, средств в расчетах, обязательств.
    2. Книжный баланс строится по данным бухгалтерского учёта без проверки книжных записей путем инвентаризации[8].
  • По наличию регулирующих статей (способу очистки) разделяют понятия баланса-брутто и баланса-нетто. Они отличаются наличием регулирующих статей баланса. Бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи, называется балансом-брутто, а без регулирующих статей — балансом-нетто[8].
  • По формам собственности различают балансы государственных, муниципальных, смешанных и совместных, частных компаний, а также общественных организаций.

 

 

 

 

Хозяйственные средства: источники формирования

 

Хозяйственные средства по источникам формирования делятся на две группы: источники собственных  средств и источники привлеченных средств.

      Собственные источники имущества состоят из собственного капитала (уставный, добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы), фондов, резервов, амортизации, бюджетного финансирования и получения средств в порядке дарения.

Уставный капитал в  зависимости от формы собственности  подразделяется на: уставный капитал  хозяйственных обществ, уставный фонд государственных организаций, складочный капитал хозяйственных товариществ, паевый фонд производственных и потребительских кооперативов.

Уставный капитал —  основной источник формирования собственного имущества организации, он представляет собой совокупность вкладов в  денежном выражении учредителей  в имущество (стоимость основных средств, нематериальных активов, оборотных средств) организации при ее создании.

Резервный капитал создается  путем отчислений от чистой прибыли  в соответствии с действующим  законодательством. Размер резервного капитала определяется уставом акционерного общества в пределах 15% уставного  капитала, а размер ежегодных отчислений составляет не менее 5% годовой чистой прибыли. Он используется на выплату  доходов учредителям при отсутствии или недостаточности прибыли  отчетного года для этой цели, на покрытие непредвиденных потерь и убытков  организации за отчетный год, а также  для погашения облигаций организации  за отчетный год, для погашения облигаций  организации и выкупа собственных  акций. Остатки неиспользованных средств  этого фонда переходят на следующий  год.

Добавочный капитал состоит  из прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемого по результатам их переоценки, а также возникающего в случае продажи акций по цене, превышающей их номинальную стоимость.

Нераспределенная прибыль  включает нераспределенную чистую прибыль  отчетного года. Может полностью  или частично распределяться на выплату  доходов учредителям, обеспечение  производственного развития организации, приобретение нового имущества, отчисления в резервные фонды и другие цели.

Резервы под снижение стоимости  материальных ценностей, резервы под  обесценение вложений в ценные бумаги и резервы по сомнительным долгам создаются за счет прочих доходов  для уточнения оценки отдельных  объектов бухгалтерского учета. Неиспользованные резервы списываются на прочие доходы.

Доходы будущих периодов — доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся  к будущим отчетным периодам, предстоящие  поступления задолженности по недосдачам, выявленным в отчетном периоде за прошлые годы, разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей, а также безвозмездные поступления.

Резервы предстоящих расходов создаются за счет внутренних ресурсов путем равномерного включения предстоящих  расходов в затраты на производство и в расходы на продажу в  отчетном году.

Целевое финансирование представляет собой средства, предназначенные  для финансирования тех или иных мероприятий целевого назначения (средства, поступившие от других организаций  и лиц, бюджетные средства и др.).

Прибыль — это обобщающий показатель финансово-хозяйственной  деятельности и главный источник формирования собственного имущества  организации.

Прибыль — это сумма  превышения доходов над расходами  организации, полученными организацией за отчетный период от:

обычных видов деятельности (выручка от продажи продукции  и товаров, поступления, связанные  с выполнением работ, оказанием  услуг);

операционной деятельности (поступления от продажи основных средств и иных активов);

внереализационной деятельности (штрафы, пени, активы, полученные безвозмездно, и т.д.);

чрезвычайной деятельности (суммы возмещения ущерба от стихийных  бедствий, пожаров, аварий и т.д.). В  соответствии с законодательством  Российской Федерации различают  пять видов прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности и чистая прибыль.

Заемные источники формирования имущества поступают в распоряжение организации на определенный срок, по истечении которого должны быть возвращены их собственнику с процентами или без них. К ним относятся:

долгосрочные кредиты  банков — кредиты, привлеченные на срок более одного года;

долгосрочные займы —  займы юридических и физических лиц (кроме банков), полученные на срок более года; краткосрочные кредиты  банков — кредиты, полученные на срок не более одного года;

краткосрочные займы —  займы юридических и физических лиц, полученные на срок не более одного года; кредиторская задолженность —  задолженность организации другим юридическим и физическим лицам (появляется в результате разрыва  во времени между предоставлением  товарно-материальных ценностей, поступлением товарно-материальных ценностей, оказанием  услуг, поступлением предварительного денежного аванса и датой их фактической  оплаты и выполнения обязательств перед  сторонними лицами); задолженность по расчетам с бюджетом (возникает вследствие разрыва между временем начисления и датой платежа); долговые обязательства организации перед своим персоналом по оплате труда, которые связаны с появлением разрыва во времени между начислением и датой выдачи заработной платы); задолженность органам социального страхования и другим учреждениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Счета и двойная запись

Знание правил ведения  бухгалтерских счетов является важнейшим  в практической работе бухгалтера.

Для текущего учета и контроля за хозяйственными операциями в организации используется система счетов бухгалтерского учета.

Счет – это способ экономической  группировки, при котором в денежной оценке систематизируется, накапливается  текущая информация о состоянии  имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях.

Счет – это накопитель информации, которая затем обобщается и используется для составления  различных сводных показателей  и отчетности.

Счет – основная единица  хранения информации в бухгалтерском  учете. На основе счетов составляется самая важная форма отчетности –  бухгалтерский баланс.

Таким образом, счет – это  специфический метод системного отражения влияния хозяйственной  операции на состояние объекта учета.

Названия счетов и их коды определяются Планом счетов.

Счета открываются для  учета движения каждого вида имущества, капитала, финансовых обязательств.

На каждом счете отражаются по характеру экономически однородные операции.

Именно понимание того, что учитываемые объекты необходимо группировать по принципу однородности, и легло в основу при создании системы бухгалтерских счетов.

Все однородные виды хозяйственных  средств и их источников должны показываться на тех бухгалтерских счетах, наименование которых соответствует характеру  учитываемых средств или их источников.

В частности, на счете 01 «Основные  средства» отражаются только те однородные по характеру экономические операции, которые рекомендованы в комментарии  к данному счету, приведенные  в Инструкции по применению Плана  счетов.

Записи по счетам должны осуществляться в хронологическом  порядке, то есть последовательно в  порядке дат (по первичным документам) совершения хозяйственных операций.

Учетные записи по счетам ведут  в денежном измерении, какие бы большие  или маленькие суммы ни приходилось  записывать.

На каждый вид хозяйственных  средств и их источников открывается  отдельный счет.

По внешнему виду счет можно  представить в виде таблицы, состоящей  из двух частей.

Левая часть (сторона) счета  называется дебетом (от латинского «debet» – должен) – обычно пишется сокращенно: Д–т или Д.

Правая часть (сторона) счета  называется кредитом (от латинского «credit» – верить) – обычно пишется сокращенно: К–т или К.

В слове «кредит» ударение ставится на первом слоге в отличие  от банковского кредита.

Следовательно, «дебет» и  «кредит» являются просто бухгалтерскими терминами для условного обозначения  левой и правой частей (сторон) счета.

Такое название сторон счета  сложилось исторически на той  стадии развития, когда основным содержанием  бухгалтерского учета было отражение  расчетных и кредитных взаимоотношений  между поставщиком и должником, между купцом и банкиром. В настоящее  время эти термины потеряли свое буквальное значение.

Записываемые на счете  хозяйственные операции вызывают уменьшение или увеличение данной группы средств (или их источников), для которой  открыт счет.

Каждая сторона счета  предназначена для раздельного  отражения увеличения или уменьшения сумм.

Суммы, записанные на левой  стороне счета, называются дебетовыми, а на правой – кредитовыми.

«Дебетовать» означает сделать  запись на левой стороне счета, а  «кредитовать» – сделать запись на правой стороне счета.

Наличие двух сторон у счета  обусловлено необходимостью раздельного  учета увеличений и уменьшений, а  также удобством записей по счету.

По одной стороне записывается увеличение, а по другой стороне  – уменьшение остатка средств  на счете в результате совершения хозяйственных операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"