Международная торговля и внешнеторговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 15:36, реферат

Краткое описание

Понятие международной торговли.
Основополагающие теории международной торговли.
Внешняя торговля в системе МЭО.
Государственное рвнешней торговли.
ВТО. егулирование

Вложенные файлы: 1 файл

Letsia_Mezhdunarodnaya_torgovlya.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Тема: Международная торговля и внешнеторговая политика

 

  1. Понятие международной торговли.
  2. Основополагающие теории международной торговли.
  3. Внешняя торговля в системе МЭО.
  4. Государственное рвнешней торговли.
  5. ВТО. егулирование

 

 

1. Международная торговля это – форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда, и выражающая их взаимную экономическую зависимость.

Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. Объем и динамика мировой торговли это сумма стоимости экспорта всех стран мира.

Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям внешнеторгового  оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли.

По товарной специализации  международная торговля подразделяется на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудование, торговлю сырьем и торговлю услугами.

Субъекты международной  торговли – все государства мира, ТНК, региональные и интеграционные группировки.

Объекты международной  торговли – товары и услуги.

Товар – предмет труда, удовлетворяющий общественную потребность, произведенный для обмена и принимающий видимую и осязаемую форму.

Услуга – это предмет труда человека, направленный на удовлетворение общественных потребностей, произведенный для обмена, но принимающий форму невидимого, неосязаемого продукта.

Неторгуемые товары – это те товары, которые потребляются в той же стране, где и производятся и цена на которые определяется балансом спроса и предложения в отечественных рамках.

Торгуемые товары – это те товары, которые могут передвигаться между странами, а их цена определяется взаимодействием спроса и предложения как на внутреннем так и на мировом рынке.

Формы международной  торговли: международная торговля товарами (МТТ) и международная торговля услугами (МТУ).

Внешнеторговая  политика государства – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Инструменты внешнеторговой политики:

  1. тарифные ограничения;
  2. нетарифные органичения.

На стабильный, устойчивый рост международной торговли оказал влияние ряд факторов:

    1. развитие международного разделения труда и интернационализации производства и капитала;
    2. «научно-техническая революция», способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых; регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий ГАТТ – ВТО;
    3. либерализация международной торговли;
    4. активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;
    5. развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;
    6. увеличение числа стран с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок.

2. Условно теории международной торговли подразделяются на три группы:

- теории абсолютных  и сравнительных преимуществ  (А. Смит, Д. Риккардо);

- факторные теории (Хекшер  – Олин, Самуэльсон, Леонтьев и др.);

- теории, допускающие  значительную роль случайного  фактора; теории внешнеторгового  мультипликатора, теория фирмы,  теория международной конкурентоспособности  (Кругман, Обстфельд, Сакс, Ларрен, Портет и др.).

В теории А. Смита доказывается, что страна должна экспортировать те товары, затраты на производство которых у нее ниже, чем за рубежом, т.е. по ним она имеет абсолютное преимущество, и импортировать те товары, в производстве которых она такими преимуществами не обладает, т.е. издержки производства по ним выше, чем в других странах. Но данная теория не дает ответ на вопрос, возможно ли участие в международной торговле тех стран, которые не располагают никакими абсолютными преимуществами.

Решение этой проблемы было найдено Д. Риккардо, который сформулировал базовые положения теории сравнительных преимуществ. Страна, имеющая абсолютное преимущество по всем товарам, должна специализироваться на экспорте продукции, в производстве которой она имеет наибольшее абсолютное преимущество. Страна, не обладающая абсолютным преимуществом в производстве ни одного из товаров, должна специализироваться на экспорте продукции, в производстве которой ее абсолютные непреимущества являются наименьшими. Главный вывод Д. Риккардо состоит в том, что международная торговля является выгодной для всех ее участников.

Относительная обеспеченность страны факторами производства определяет ее факторонасыщенность, что обусловливает  действие закона пропорциональности факторов: каждая страна специализируется на производстве того товара, для которого у нее имеется больше необходимых факторов. Появляется теория Хекшера- Олина – Самуэльсона, где учитывается целый ряд факторов: квалификация рабочей силы, импорт сырья, импортные тарифы, структура спроса др. Неотехнологические теории внешней торговли рассматривают влияние научно-технической революции.

К школам международной торговой политики относят:

- торговый протекционизм – необходимость защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования государством мер торговой и иной политики;

- свобода торговли – выступающая за минимальное вмешательство государства в международную торговлю и за ее развитие на основе соотношения спроса и предложения на мировом рынке;

- торговля по правилам – выступающая за ограничение протекционизма и свободу торговли, но на основе минимальных правил, согласованных между странами.

Теория М. Портера о  международной конкурентоспособности  наций, которая, по его мнению, определяется такими основными условиями, как  количество и качество различных факторов производства, спрос на внутреннем рынке, наличие смежных и обслуживающих отраслей, стратегия фирмы и внутренняя конкуренция.

3.

Структура мирового рынка

Международная торговля товарами

Международная торговля услугами

Международное движение факторов производства

Международная торговля финансовыми инструментами

Предметы потребления

Средства производства

Продовольствие

Сырье

Туризм

Инжиниринг

Консалтинг

Транспортные

Банковские

Страховые

Информационные

Капитал

Рабочая сила

Технологии

Валюта

Ценные бумаги

Кредиты

Деривативы

Расчеты


 

 

 

 

 

Внешняя торговля характеризуется следующими показателями:

      1. товарооборот (общий объем торговли), равнй сумме экспорта и импорта;
      2. торговое сальдо (чистый экспорт), равный разнице между экспортом и импортом;
      3. товарная структура экспорта и импорта, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте и импорте (в мире насчитывается свыше 20 млн видов товаров);
      4. географическая структура экспорта и импорта, представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку.

Совокупный  спрос – объем производства товаров, который потребители готовы коллективно приобрести при существующем уровне цен.

 

Стимулы к внешнеторговой деятельности

Стимулы к экспорту товаров

Стимулы к импорту  товаров

  1. Использование избыточных мощностей
  2. Снижение себестоимости единицы изделия
  3. Повышение прибыльности
  4. Стремление продлить жизненный цикл производимых товаров
  5. Уменьшение риска сбыта и др.
  1. Получение сырья, отсутствующего в данной стране
  2. Приобретение более совершенного зарубежного оборудования
  3. Создание конкурентной среды
  4. Поставки более дешевых товаров
  5. Расширение ассортимента потребительского рынка
  6. Снижение риска нарушения поставок товаров и др.

 

Совокупное  предложение – объем производства товаров, который производители готовы коллективно предложить на рынок при существующем уровне цен.

Международная торговля услугами имеет свою специфику. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю. Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности.

Преобладающими в промышленно  развитых странах являются финансовые, телекоммуникационные, информационные и большинство отраслей деловых услуг. США, Великобритания, Франция, Германия, Швейцария являются экспортерами услуг образования и здравоохранения.

Для развивающихся стран  характерна специализация на транспортных, туристических и оффшорных услугах.

Технология – это научные методы достижения практических целей.

Различают технологию продуктов, технологию процессов и технологию управления.

Технологический обмен  осуществляется в некоммерческих и  коммерческих формах.

Некоммерческий  обмен

Научно-техническая  информация

Научно-техническое сотрудничество

Научно-технические публикации

Выставки, ярмарки, конференции, симпозиумы

Центры научно-технической  информации, бланки лицензий

Визиты, личные контакты

Миграция специалистов

Техническое образование

Наблюдение, сбор научно-технических сведений

Совместная разработка НТ проблем

Сотрудничество в рамках долгосрочных программ

Деятельность международных  организаций по передаче технологий

Оказание безвозмездной  технической помощи


 

Коммерческий  обмен

Лицензионная  торговля

Инженерно-технические услуги

Уступка патентов

Торговля «чистыми»  лицензиями

Франчайзинг

Торговля и обмен  другими видами лицензий

Проектно-консультационный инжиниринг

Технологический инжиниринг

Строительный инжиниринг

Управленческий инжиниринг

Обмен в процессе торговли

Инновационный трансферт технологий

Закупка образцов новой  техники

Торговля комплектным  оборудованием

Строительство «под ключ»

Проведение совместных НИОКР

Производственное кооперирование

Создание собственного предприятия, филиала

Создание СП

Участие в инвестиционном проекте


 

Основной формой передачи технологий является лицензия.

Использование лицензий предусматривает следующие виды платежей:

- роялти, когда осуществляются  периодические отчисления от  дохода покупателя в течение  периода действия соглашения и величина ставок зависит от объема прибыли, суммы продаж, отпускной цены (3-5%);

- паушальный платеж, т.е.  зафиксированный в соглашении  единовременный платеж, устанавливаемый  заранее на основе экспертных  оценок;

- участие в прибыли,  когда лицензиару отчисляется часть прибыли от коммерческого использования лицензии (10-30%);

- участие в собственности  посредством передачи части акций.

Стоимостное выражение  всего комплекса мирохозяйственных  связей страны в форме соотношения  поступлений и платежей представлено в платежном балансе.

5. Мировая торговля товарами была предметом сообщества с первых послевоенных лет, когда в 1948г. вступило в силу Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). ГАТТ сменила ВТО.

ВТО была образована в 1995г. на основе Марракешского соглашения, подписанного в апреле 1944г. в г. Марракеш в Марокко в результате окончания Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров.

Всемирная торговая организация (ВТО) является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой системы.

Принципиальные  различия между ВТО и ГАТТ:

Информация о работе Международная торговля и внешнеторговая политика