Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 18:23, реферат
Причины возникновения и существования монополий. Формы монополии и последствия монополизации экономики
Причины возникновения и существования·монополий. Рынок и рыночная экономика имеют как позитивные, так и негативные стороны. К числу негативных относится порождение рынком монополий и монополистических тенденций в экономической системе.
Отдельные формы и признаки проявления монополизма отмечаются даже в тех экономических системах, где монополии не занимают господствующего положения.
В результате общественного разделения труда производство товаров, предоставление услуг осуществляется на предприятиях отдельных отраслей промышленности. Например, в США в промышленности их насчитывается около 700, а количество выпущенных товаров достигает 1 млрд наименований. Внутриотраслевая конкуренция — это борьба между товаропроизводителями, которые действуют в одной отрасли. Вследствие различного уровня техники, организации производства и интенсивности труда на каждом из них устанавливается индивидуальное рабочее время на изготовление определенного вида товара, а значит, индивидуальная стоимость производства. Но цены на рынке, как уже отмечалось при рассмотрении стоимости товара, определяются затратами, которые устанавливаются на предприятиях, изготавливающих подавляющую массу продукции. Поэтому результатом внутриотраслевой конкуренции является превращение отдельных индивидуальных затрат производства, индивидуальных стоимостей в единую рыночную, или общественную стоимость.
Внутриотраслевая конкуренция способствует снижению затрат производства, внедрению достижений науки и техники, стимулирует процесс концентрации производства и капитала. В современных условиях она существует преимущественно на отдельных узкоспециализированных рынках конкретных видов товаров (например, на рынке миникомпьютеров, телевизоров, легковых автомобилей и др.)
Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между товаропроизводителями, которые действуют в различных отраслях народного хозяйства. Вследствие различных условий производства в отраслях предприниматели при одинаковых затратах капитала получают неодинаковую массу продукта. Поэтому в эпоху свободной конкуренции те товаропроизводители, которые получали меньшую прибыль, стремились вкладывать свои капиталы в отрасли, где прибыль была более высокой. Если это происходило, то предложение товаров в менее прибыльных отраслях уменьшалось, а в более прибыльных — увеличивалось и рыночные цены на товары, изготовленные в отраслях, куда переливались новые капиталы, снижалась, а в отраслях, откуда происходил отток капиталов, — росли и становились выше рыночной стоимости. Когда количество прибылей в разных отраслях выравнивается, переливание капиталов прекращается, устанавливается единая общая норма прибыли, и в каждой отрасли на равный капитал будет получена равная средняя прибыль. Эта прибыль является элементом средних рыночных цен, или цен производства. Итак, вследствие межотраслевой конкуренции единая рыночная, или общественная стоимость превращается в цену производства, вокруг которой колеблются рыночные цены. В современных условиях основная часть межотраслевого переливания капитала происходит в рамках многоотраслевых концернов и конгломератов.
С возникновением монополий
свободная конкуренция
Ценовая конкуренция — это борьба между товаропроизводителями за потребителя путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их качества и ассортимента. Отличительной чертой ценовой монополистической конкуренции является ценовая дискриминация, при которой один и тот же товар или услугу продают разным группам покупателей по неодинаковым ценам вследствие, например, диктата транспортных компаний при перевозке быстропортящейся сельскохозяйственной продукции.
Неценовая конкуренция — это борьба между товаропроизводителями за потребителей путем внедрения в производство достижений НТП, приводящего к улучшению качества продукции, ее ассортимента. С целью завоевания крупных рынков сбыта компании широко практикуют и такие методы, как продолжение сроков гарантийного обслуживания, предоставление кредита покупателям и др. Неценовой характер конкуренция носит преимущественно в условиях господства олигополистичной структуры монополий. В процессе конкурентной борьбы олигополии заключают между собой как открытые соглашения картельного типа, так и тайные, негласные соглашения. Такой конкуренции свойственна определенная стабильность цен, поскольку между несколькими могущественными компаниями происходит их согласование в своеобразной форме, получившей название «лидерства в ценах», о чем более детально речь пойдет в другой теме. Неценовая конкуренция полнее отражает интересы потребителей.
Разновидность несовершенной конкуренции — нечестная конкуренция, которая ведется преимущественно неэкономическими методами с помошью подкупа чиновников, промышленного шпионажа, заключения тайных соглашений о единой политике цен и даже осуществления диверсий против конкурента.
В зависимости от видов и форм
конкуренции формируются
Монопольно низкую цену устанавливает
товаропроизводитель под
Монопольно высокие цены приводят к снижению платежеспособного спроса населения, привлекают конкурентов, поэтому монополии постоянно должны искать оптимальное соотношение между количеством реализованной продукции и ценой, которая дает возможность присвоить максимальную прибыль.
Когда на рынке господствуют несколько олигополистов, как правило, применяется практика «лидерства в ценах». Чтобы избежать изнурительной конкурентной борьбы, наиболее могущественная компания устанавливает цены на свои товары или услуги, а остальные олигополисты при общем молчаливом согласии устанавливают такую же, или несколько более низкую цену (в зависимости от качества товара, сроков гарантийного обслуживания и др.).
Цены на товары, изготавливаемые государственными предприятиями, регулирует государство, например, электроэнергию, услуги связи и др.
Чтобы ослабить негативные последствия монополизации экономики, в частности, практики монополистического ценообразования, в развитых странах мира принимаются антимонопольные законы, осуществляется .контроль за соглашениями между крупными компаниями и др.
Антимонопольная деятельность государства. Антимонопольная деятельность — это комплекс мер направленных на ограничение деятельности монополий, а также создание соответствующего законодательства.
Впервые антимонопольные законы были приняты в конце XIX — начале XX в. в США, Канаде, Австралии, поскольку монополизация в этих странах происходила наиболее интенсивно. Они формально запрещали тресты и некоторые другие формы монополий и основывались на понимании Монополии как полного (абсолютного) господства одной компании (или объединения компаний), или полного исключения конкуренции. Такое толкование сущности монополий почти не касалось олигополии, как правило, не подпадающих под действие антимонопольного законодательства, к которому принадлежат также законы, запрещающие или регулирующие соглашения предприятий, направленные на ограничение конкуренции путем разделения рынков, договоренностей о ценах, ограничения .торговли.
Существуют американская и европейская системы антимонопольного права. Первая берет свое начало от закона Шермана 1890 г. и с дополнениями 1914, 1936, 1950 гг. остается единственным антитрестовским законом Америки. Он запрещает не только различные формы монополий, но и саму попытку монополизировать торговлю. Верховный суд США выработал доктрину, согласно которой господствующее положение корпорации в производстве и ее крупные размеры не могут сами по себе рассматриваться как монополизация. Тем же законом запрещались тресты и картели (пули). Чтобы обойти его, монополии создавали холдинг-компании, осуществляли полное слияние корпораций, при котором ликвидировалась производственная и правовая самостоятельность поглощаемых компаний, а картельные соглашения заменялись негласными джентльменскими соглашениями или так называемым «лидерством в ценах». Последующие законы запрещали слияние компаний, если оно приводило к существенному ослаблению конкуренции или к установлению монополий.
Антимонопольные законы воплощают в жизнь специально созданные органы. В США, например, — это федеральная торговая комиссия и антитрестовское управление Министерства юстиции. Главной целью антимонопольных законов является ограничение монополий и их власти, создание конкурентной среды, поддержка и содействие развитию малого бизнеса. Наиболее жестко антимонопольный закон контролирует горизонтальные слияния, то есть объединение предприятий, которые производят однотипные товары и услуги, поскольку это приводит к монополизации отрасли. К методам осуществления антимонопольных законов относятся ликвидация фирмы, высокое налогообложение монопольных прибылей, контроль за ценами монополистов, разукрупнение монополий и др.
Европейская и японская системы антимонопольного права запрещают не саму монополию, а лишь ее злоупотребления властью. Основная форма государственного контроля — система регистрации картельных соглашений в специальных органах, поскольку картели считаются полезными для развития экономики. В большинстве антимонопольных законов европейских стран запрещаются такие виды монопольных соглашений, как соглашения о разделе рынков, фиксированных ценах и др. В Германии монополией считается компания, которая сосредоточила в своих руках треть обращения, в Японии — если доля одной компании превышает 50, а двух — 75 % и больше. В ЕС регистрации подлежат только те соглашения, которые ограничивают конкуренцию между членами-участниками этой организации.
Принятие антимонопольных