Налоговое планирование, как одно из составных частей работы бухгалтера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Теоретическое и практическое значение исследования. Теоретическое значение состоит в обобщении опубликованных материалов по теме исследования и изучении теоретических основ налогового планировании. Практическая значимость - в обосновании особой значимости налогового планирования на предприятиях и в организациях и выявлении путей законного обхода налогов. Цель исследования – анализ необходимости налогового планирования на предприятиях и в организациях.

Содержание

Введение. ………………………………………………………………….….2
1. Базовые понятия и категории……………………………………….….… 4
1.1 Понятие налогового планирования. ………………………………….…5
1.2 Элементы налогового планирования. ……………………………….….7
1.3 Этапы налогового планирования. ………………………………….…..10
1.4 Пределы налогового планирования………………………………….... 11
2. Основы управления налогами на предприятиях и в организациях.. ….12
3. Общая схема налогового планирования. ……………………………….15
4. Прикладные вопросы налогового менеджмента. ……………………...18
4.1 Взаимодействие налогового и бухгалтерского учета. ………………..19
4.2 Разработка схем минимизации налогов. ……………………………21
4.3 Контроль правильности расчетов и сроков уплаты налогов. ………...22
4.4 Оптимизация системы налогообложения в рамках действующего законодательства ……………………………………………………………… 26
5. Юрисдикции, позволяющие минимизировать налоговые платежи. …..27
5.1 Понятие оффшорной деятельности……………………………………. 28
5.2 Схемы оффшорного бизнеса. ……………………………………….…..29
Заключение…………………………………………………………………... 33
Расчетная часть по основным налогам РФ………………………………….34
Список использованной литературы.. ………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговое планирование, как одно из составных частей работы бухгалтера.docx

— 81.76 Кб (Скачать файл)

8.  Определяются альтернативные способы учетной политики организации.

Учетная политика — это определенные принципы, правила и практические приемы, принятые хозяйствующим субъектом для формирования бухгалтерского и налогового учета, подготовки финансовой отчетности. С помощью учетной политики проще разобраться в системе налогообложения, а также создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации.

При разработке учетной политики предстоит, решить следующие задачи:

•   сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным для понимания;

•   создать систему налогового учета;

•   предусмотреть определенные направления снижения налогов, не противоречащие действующему законодательству;

•   построить такую организацию финансовой (бухгалтерской) службы, которая способствовала бы своевременному и четкому решению задач бухгалтерского учета и налогообложения.

Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные задачи, может оказать действенную помощь организации, а не стать тем формальным документом, который во избежание  проблем необходимо предоставить в  налоговый орган. При разработке учетной политики следует также  учитывать специфику деятельности организации.

Учетные приемы, формирующие  оценку активов, порядок признания  выручки от реализации и списания затрат, имеют прямую связь с налогообложением предприятия и его финансовым положением. Варьируя учетной методологией в дозволенных законом пределах, имеется возможность выбирать наиболее выгодный способ учета. Поэтому определение  и грамотное применение элементов учетной и налоговой политики — одно из направлений эффективного налогового планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Прикладные вопросы налогового менеджмента

 

 

Необходимость корпоративного налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового гнета. Если налоги составляют более  половины всех расходов хозяйствующего субъекта, то налоговое планирование принимает глобальный характер и  становится важнейшим элементом  всей управленческой работы на предприятии. В этом случае надзор за налоговыми вопросами должен осуществляться на уровне высшего руководства. В средних  и больших фирмах обязательно  наличие группы или отдела налогового планирования. Каждый проект не должен внедряться без предварительной  экспертизы специалистов, работающих в области финансового, налогового менеджмента. А для новых масштабных программ обязательно привлечение  квалифицированных внешних консультантов  по налоговому планированию.

С практической точки зрения управление налогами включает в себя несколько направлений. 

Причем работы по указанным  ориентациям (кроме двух последних) могут быть выполнены силами самого предприятия, тогда как минимизация  и оптимизация системы налогов  требует, как правило, привлечения  квалифицированных сторонних специалистов в области налогообложения.

Не останавливаясь на многих очевидных подходах к управлению налогами на предприятии, приведенных  на этой схеме, следует сделать акцент на некоторых основных положениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Управление налогами на предприятии

1. Организация  налогового и бухгалтерского  учета

2. Разработка схем  минимизации налогов

3. Контроль правильности  расчетов и сроков уплаты налогов

1.1 Верное толкование законодательства  о налогах и сборах с учетом  его изменений

2.1 Разработка учетной  политики для налоговых целей

3.1 Исключение арифметических  и счетных ошибок

1.2 Определение характера  связи бухгалтерского и налогового  учета

2.2 Определение совокупности  льгот по уплате налогов

3.2 Применение технологии  внутреннего контроля налоговых  расчетов

1.3 Правильное оформление  первичных документов и регистров  налогового учета

2.3 Анализ и правильная  организация сделок

3.3 Применение налогового  календаря для недопущения просрочки  уплаты налогов

4. Оптимизация  системы налогообложения в рамках  действующего законодательства

4.1 Разработка стратегии,  бизнес – плана, системы бюджетов

4.2 Разработка схем оффшорного  бизнеса (в случае необходимости)

4.3 Использование финансовых  моделей и имитационных расчетов


 

4.1 Взаимодействие налогового  и бухгалтерского учета

 

Финансовый менеджер изначально должен понять достаточно сложный характер взаимодействия бухгалтерского учета  и налогообложения. Поскольку система  бухгалтерского учета не удовлетворяет  в полной мере фискальным целям, в  отечественной практике существуют три подхода к информационному  обеспечению государственной налоговой инспекции об объектах налогообложения.

Самый первый из них предусматривает, что различные налоговые показатели формируются и исчисляются лишь посредством данных бухгалтерского учета (здесь речь идет о так называемом бухгалтерском налоговом учете).

Второй подход предполагает формирование показателей налогового учета путем корректировки бухгалтерских  данных. В этом случае различные  налоговые показатели формируются  и исчисляются посредством данных бухгалтерского учета, но с использованием определенных методов для целей  налогообложения. Этим объясняется  употребление в российском законодательстве словосочетания «для целей налогообложения».

Третий подход предполагает расчет налоговой базы по правилам налогового учета, отличным от правил и процедур бухгалтерского учета. Речь уже идет об абсолютном налоговом учете. Именно этот способ законодательно введен с 1 января 2002 г. для расчета обязательств по налогу на прибыль. Принципиально новым является официальное признание налогового учета, который охватывает: первичные документы, аналитические регистры, расчет налоговой базы.                                                       

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов; его назначение — обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль. Данные налогового учета должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Таким образом, в настоящее  время показатели, связанные с  исчислением облагаемой базы по налогу на прибыль организаций, формируются  по особым правилам, без участия ряда показателей системного бухгалтерского учета. Поэтому налоговый учет по сравнению с бухгалтерским учетом можно считать внесистемным. Он организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому (ст. 313-333 НК РФ).

 

4.2  Разработка схем минимизации налогов

 

Учетная политика — один из главных инструментов налогового планирования. Законодательство дает налогоплательщику возможность  самостоятельно выбрать способ учета  той или иной операции. На правильности оценки и применения альтернативных элементов учета и налогообложения  и основана разработка схем минимизации  налогов.

Основными разделами документа  «Учетная политика» являются:

1)   порядок организации бухгалтерского учета;

2)   методы оценки активов и обязательств;

3)   порядок контроля за хозяйственными операциями;

4)   порядок документооборота и технология обработки учетной информации;

5)   порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации:

6)   рабочий план счетов бухгалтерского учета;

7)   формы первичных учетных документов;

8)   порядок формирования налоговой базы и налогового учета для целей налогообложения.

Эффективность разработки схем минимизации налогов непосредственно  зависит от применения тех или  иных элементов учетной политики, базирующейся на ряде законодательных  актов. В свою очередь, понятие «учетная политика» установлено как законодательством  о бухгалтерском учете, так и  в области налогообложения. Поэтому  разработка учетной политики предусматривает тщательное изучение нормативных документов, которыми для бухгалтерского учета являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), а для целей налогообложения главный ориентир — Налоговый кодекс РФ.

С точки зрения налогового менеджмента наибольший интерес  представляют следующие элементы учетной  политики в целях налогообложения:

•   оценка запасов и расчет фактической себестоимости материальных ресурсов в производстве (по полной себестоимости, ФИФО, ЛИФО):

•   начисление амортизации по основным средствам (по установленным нормам, ускоренная амортизация);

•   создание резервов предстоящих расходов и платежей;

•   определение выручки от реализации продукции (метод начисления или кассовый) и др.

Выбирая позицию, предприятие  должно обосновать сделанный выбор  расчетами налогов, величина которых  зависит от выбора альтернативного  способа учета. Возможности получения  налоговых экономий достигаются, в  частности, за счет: применения ускоренной амортизации; сокращения срока полезного  использования нематериальных активов; оценки товарно-материальных ценностей  способом ЛИФО в условиях инфляции; определения выручки по мере оплаты расчетных документов, что приводит к отсрочке уплаты налога на прибыль  по остатку дебиторской задолженности  за отгруженные товары.

Следует отметить преимущества в части уменьшения налогообложения  при создании резервов. В случае образовании резерва организация  имеет двоякую возможность:

1) уменьшать налоговую  базу с начала налогового периода.  Тем самым не возникает излишней  переплаты в бюджет сумм налога  на прибыль.

2) снизить нагрузку в  части налога на прибыль в  течение всего налогового периода.  Для этого возможно создание  резерва под предстоящий ремонт  особо сложных и дорогостоящих  видов основных средств, а также  резерва по сомнительным долгам. Создание последнего резерва  приводит и к отсрочке уплаты  налога на прибыль. 

4.3 Контроль правильности  расчетов и сроков уплаты налогов

 

Ключевыми элементами в текущем  налоговом планировании являются правильный расчет и своевременная уплата сумм налогов.

В рамках налогового менеджмента  большое значение придается контролю правильности налоговых расчетов, в  первую очередь исключению арифметических и счетных ошибок. Ведь ошибки в  расчетах, которые со стороны налоговых  органов караются огромными финансовыми  санкциями, происходят в основном из-за недостаточно грамотной работы специалистов бухгалтерских и экономических  служб предприятия.

По некоторым оценкам 15% ошибок происходит вследствие низкой организации налогового учета, и  только оставшаяся часть — результат  несовершенства российского законодательства. Причинами налоговых ошибок, возникающих  в практической деятельности предприятий, являются:

•   отсутствие либо неправильное оформление (с позиций налогообложения) первичных документов:

•   ошибки, обусловленные неверным толкованием действующего налогового законодательства;

•   несвоевременное реагирование на изменения в налогообложении, особенно и местном;

•   неверные арифметические расчеты;

•   несвоевременное представление отчетной налоговой документации;

•   просрочка уплаты налогов.

Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.

Всякая технология предусматривает  разработку документов и документооборота, технологических схем и карт, а  также процедур их реализации.

 

 

Основополагающими принципами технологии внутреннего контроля являются следующие:

•   в рамках технологии все решения по налогам принимаются с помощью определенных процедур, что позволяет исключить субъективизм в принятии налогового заключения;

•   все налоговые решения уже зафиксированы на этапе внедрения технологий и никакой субъект (включая руководителя и главного бухгалтера) не может принять ни одного решения. При изменении ситуации налоговое заключение принимает группа экспертов (комиссия);

•   предприятие должно обозначить круг лиц, имеющих право выполнять определенные действия и процедуры в отношении налогов;

•   любая финансово-хозяйственная операция должна сопровождаться письменным документом определенного образца;

•   для уменьшения риска возникновения налоговой ошибки максимально  используются  стандартизованные документы.  При этом ни один документ не должен существовать в единственном экземпляре: должна быть хотя бы еще одна его копия;

•   повседневному контролю подлежит обоснованность применения налоговых льгот к каждой сделке;

Информация о работе Налоговое планирование, как одно из составных частей работы бухгалтера