Налоговый
и бухгалтерский
учет: история развития
Налоговый учет тесно связан
с бухгалтерским учетом и в
то же время представляет собой
отдельную экономическую категорию,
которая может претерпевать изменения
по решению государственных уполномоченных
органов. По этой причине, говоря о налоговом
учете, мы подразумеваем не стройную научную
систему отображения хозяйственных операций
в соответствующих регистрах, а определенное
направление политики государства в тот
или иной промежуток времени. Вместе с
этим любое изменение в налоговом учете
находит отражение в бухгалтерском учете.
Цель налогового учета — правильное
начисление и уплата субъектом
предпринимательской деятельности
утвержденных государством налогов
и сборов. Цель бухгалтерского
учета — систематизированное документальное
(объективное) отображение всех хозяйственных
процессов. Налоговый учет всегда в большей
степени интересует контролирующие органы,
и это понятно: чем больше денег поступит
в бюджет, тем богаче станет государство.
Как появились
налоги
Налоги существовали еще в
глубокой древности, задолго до
появления цивилизованного строя,
только назывались по-разному
и методы взимания их были
не одинаковыми у разных народов.
Налоги не являются категорией,
присущей исключительно государству:
в общинах и племенах существовали поборы,
изъятие части дохода у каждого участника
общества для поддержания его боеспособности,
приобретения материальных общественных
благ и других целей, в том числе и для
обогащения лидера. Налоги в древнем мире
не являлись продуманной системой, их
механизм формировался хаотично. С появлением
государственного строя возникли первые
узаконенные формы налогообложения. Необходимость
содержать армию, флот, чиновников порождает
создание первых налоговых систем и органов
контроля над правильным исполнением
государственных приказов. Долгое время
существовала натуральная форма налогов:
продукты, зерно, ткани, драгоценности,
участие в военных походах — все это разновидности
налоговых обязательств. Монголо-татарское
иго, остановившее в развитии Русь на несколько
веков, существовало за счет оброков, собираемых
с крестьянских поселений.
Этапы
формирования системы
налогообложения
Считается, что в Древнем Риме
было создано все, что применимо
к современной государственной системе.
Были заложены основы юриспруденции, сформирована
судебная и образовательные системы, система
социальной защиты и, конечно же, налогообложение.
Только на первом этапе все налоги уходили
на содержание огромной армии. Налоги
платили все. На основании заявления о
наличии имущества по состоянию на определенное
число, месяц, год уполномоченные чиновники
определяли величину налогов. Значительно
позднее, уже при императоре Октавиане,
были утверждены поземельные налоги, налоги
на недвижимость, скот, рабов и другие
ценности. К этому времени относится и
появление налога с оборота — при торговле
рабами необходимо было уплатить 4% от
суммы продажи. Количество утвержденных
государством налогов было огромным —
их было более 2000. Самое интересное, что
многие формы древних налогов сохранились,
правда, в несколько видоизмененном виде,
до наших дней. Например, налог на наследство,
налог с продажи, ввозная пошлина — все
эти виды платежей успешно применялись
в древней Римской империи и действуют
сегодня во многих европейских странах.
Быстрое развитие социальной
инфраструктуры требовало поступления
все большего количества денег
в государственную казну, поэтому
налоги постоянно росли. В Европе
долго не могли разработать
последовательную и понятную
всем систему налогообложения, только
в конце XVII века была утверждена форма
изъятия у граждан части дохода в законодательном
порядке. Именно в тот период была создана
классификация — были введены понятия
прямых и косвенных налогов. Появился
первый акцизный сбор: деньги взимались
за все ввозимые в город и вывозимые за
его пределы товары.
Подоходный налог был узаконен
в Европе в начале XVIII века. Утверждение
налогов всегда сопровождалось
сопротивлением населения, очень
часто поборы просто разоряли
крестьян, особенно в неурожайные годы.
Разорялись и обеспеченные люди, и даже
представители королевской знати. Многие
из них попадали в долговые ямы за неуплату
налогов, и нередко пожизненно. Налоговые
системы могли создать условия для процветания
одной компании и разорять другие. Речь
идет о праве беспошлинного ввоза продукции,
предоставленного некоторым торговым
компаниям, при этом местные производители
оказывались на грани разорения, поэтому
история формирования международной системы
налоговых платежей связана со множеством
драматических событий и военных конфликтов.
Окончательно система налогообложения
в Европе сложилась в 19 веке.
Количество узаконенных налогов
уменьшилось, механизм их формирования
стал единым и понятным каждому
гражданину. Это не значит, что форма
налогов и их величина не меняется — налоги
вводятся и отменяются часто, даже в развитых
западноевропейских странах, поскольку
изменение экономических условий диктует
необходимость совершенствовать систему
налогообложения.
Какая
система налогообложения
может считаться оптимальной?
Теории налогов
Существует несколько основных
налоговых теорий, авторами которых
являются всемирно известные
экономисты. Адам Смит — основоположник
классической теории, суть которой
состоит в следующем: налоги
должны быть направлены на содержание
государственного аппарата, и только.
При этом Смит отрицает централизованное
управление экономикой, считает, что свободная
конкуренция и рыночное хозяйство сформируют
оптимальный механизм налогообложения.
Джон Кейнс считал, что налоги влияют на
развитие экономики в первую очередь,
поэтому необходимо выработать собственный
механизм налоговых отчислений, часть
которых следует направлять на развитие
приоритетных отраслей промышленности
и хозяйства.
Теория монетаризма принадлежит
американскому экономисту Милтону
Фридмену. Этот ученый считал, что налоги
должны составлять процент от суммы излишних
сбережений, защищать граждан и государство
в периоды катастроф и экономических потрясений.
Ученые М. Бернс и Г. Стайн сформулировали
логичную теорию экономики предложения,
в которой доказывалось, что налоги не
должны быть высокими, потому что это губительно
сказывается на инвестиционной и предпринимательской
деятельности. Ученые сходятся в одном:
оптимальной моделью налогообложения
можно считать систему, при которой все
налоги уплачиваются своевременно и в
полном объеме, при этом сумма отчислений
не снижает благосостояние физических
и юридических лиц, а государство получает
необходимые средства для выполнения
социальных программ, развития инфраструктуры,
содержания армии и аппарата управления.
Развитие
налогообложения
в России
Барщина, оброк, дань, пошлины
за провоз товаров — все
эти виды налогов были характерны
для натурального хозяйства, крепостного
строя. Иван III ввел денежные налоги,
прямые и косвенные. Основной налог
— подушный — взимался с посадских людей
и крестьян, было также введено множество
сборов на содержание различных подразделений
и государственных войск. Иван III понимал,
что необходимо ввести отчетность по налогам,
но стройной системы ему создать не удалось.
В этом преуспел Алексей Михайлович (1629-1676
гг.). Он создал Счетную палату, которая
обязана была следить за своевременной
уплатой налогов. Частые войны заставляли
царя увеличивать поборы, что породило
бунты и крестьянские восстания. Петр
I еще больше приблизил налоговую систему
к европейским стандартам, но ввел ряд
косвенных налогов, вызывающих недоумение
и возмущение у крестьян (например, налог
на бороды). При Петре также возникли гербовый
сбор, налоги с постоялых дворов. Продолжила
совершенствовать систему налогообложения
Екатерина II. В годы ее правления косвенные
налоги стали давать больше прибыли бюджету,
чем прямые.
Настоящим событием для экономики
России стало издание работы
Михаила Сперанского «План финансов»,
которая не потеряла своей значимости
и по сей день. В ней изложены принципы
финансового преобразования государства.
Прямые налоги стали в XIX веке основным
источником наполнения бюджета: подушная
подать, налог за пользование землей крестьянами,
дорожные сборы, квартирный и паспортный
налоги, налог на доходы с ценных бумаг,
земские налоги с фабрик и заводов.
После
революции
Скорее всего, если бы все
закончилось февральской революцией,
Россия пошла бы по демократическому
пути развития и за короткое
время стала бы процветающей державой.
Для этого были все предпосылки: было построено
множество заводов, регулярно уплачивались
налоги (промысловый налог, налог на недвижимость,
сбор с аукционов, векселей, налог с капитала
акционеров, налог на право заниматься
торговой деятельностью и другие сборы),
экономика развивалась по европейским
стандартам, но имела некоторые национальные
особенности. Однако демократического
развития не случилось, и налоговая система
на долгие годы превратилась в средство
подавления экономических процессов в
стране. Глобальная налоговая реформа
была проведена в 1932 году: были отменены
акцизы, введены налог с оборота и отчисления
от прибыли. Прибыль промышленных предприятий
в полном объеме изымалась в государственный
бюджет. Трудно назвать такую систему
налоговой, так как ни одно предприятие
не могло воспользоваться результатами
своей деятельности. Тоталитарный режим
и соответствующая ему система налогообложения
задержали развитие страны на несколько
десятков лет.
От
«развитого социализма»
к современности
В 1950-х годах продолжались эксперименты:
вводится налог на холостяков,
акцизный сбор на некоторые
товары: мебель, изделия их хрусталя,
спиртные напитки. В 1960-е годы
население не ощущало на себе
налогового бремени — доходы
были низкими, но одинаковыми, подоходный
налог уменьшал зарплату незначительно.
Бюджет формировался за счет поступлений
от предприятий народного хозяйства. Последняя
налоговая реформа началась в 1980-е годы
и продолжает совершенствоваться в наши
дни. В 1990 году был принят закон « О налогах
с предприятий, объединений и организаций»,
в 1991 году — «О налоге на добавленную стоимость»,
«О подоходном налоге с физических лиц».
Налог на прибыль — важнейший налог для
предприятий с общей системой налогообложения,
размеры отчислений строго контролируются
государством. Разработаны программы
по поддержке малого бизнеса, предоставлена
возможность осуществлять предпринимательскую
деятельность физическим лицам — индивидуальным
предпринимателям. Действует система
налоговых вычетов, дающих возможность
гражданам получить компенсацию при покупке
недвижимости и имущества, затратах на
образование и лечение. В целом можно сказать,
что реформы последних лет приближают
Россию к европейским стандартам налогообложения,
но предстоит еще многое сделать, чтобы
налоги уплачивались в полном объеме,
но не превышали тот уровень, когда они
начинают мешать предприятиям развиваться
и заставляют компании искать пути уклонения
от начисления и уплаты государственных
сборов.