Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в изучении особенностей бухгалтерского учета и рассмотрении системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть понятия и функции бухгалтерского учета
• изучить виды бухгалтерского учета
• определить место бухгалтерского учета в экономике
• рассмотреть систему нормативного регулирования
• обозначить задачи нормативного регулирования
• рассмотреть международные требования к бухгалтерскому учету

Содержание

Введение
Глава 1. Бухгалтерский учет и его место в экономике
1.1 Понятия и принципы бухгалтерского учета
1.2 Функции и задачи бухгалтерского учета
1.3 Виды бухгалтерского учета
Глава 2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ
2.1 Сущность системы нормативного регулирования бухгалтерского учета
2.2 Задачи нормативного регулировании
2.3 Международные требования к бухгалтерскому учету

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 48.03 Кб (Скачать файл)

    Финансовый  учет предоставляет учетную информацию о результатах деятельности организации  ее внешним пользователям: акционерам, партнерам, кредиторам, налоговым, статистическим органам; финансирующим банкам и  т.п. С этих позиций данные финансового  учета не представляют коммерческой тайны, поскольку в нем отражаются наиболее общие показатели деятельности организации. Для финансового учета  характерно соблюдение общепринятых бухгалтерских  принципов, применение денежных единиц измерения, периодичность, объективность  и выделение в качестве главного объекта анализа деятельности организации в целом

    Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных  документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым  кодексом РФ. Налоговый учет осуществляется для формирования полной и достоверной  информации о порядке учета для  целей налогообложения хозяйственных  операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения  информацией внутренних и внешних  пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

    Таким образом, бухгалтерский учет включает в себя финансовый, управленческий и налоговый учеты. Финансовый учет необходим для обобщения результатов  работы хозяйствующего субъекта для  внешних пользователей. Управленческий учет предоставляет информацию о затратах и результатах деятельности экономического субъекта и предназначен  для принятия оперативных и прогнозных управленческих решений. Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для контроля за правильностью исчисления и уплаты в бюджет налогов.  

    Можно сделать вывод, что бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного документального учета всех хозяйственных операций. К основным принципам бухгалтерского учета относятся: принцип денежного измерения, принцип двойственности, принцип непротиворечивости, принцип полноты, принцип начислений, принцип конфиденциальности. Бухгалтерский учет выполняет ряд функций, основными из которых являются: информационная, контрольная, обратной связи, аналитическая. Бухгалтерский учет включает в себя финансовый, управленческий и налоговый учеты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         
 
 
 
 

    Глава 2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ

                             

                   2.1 Сущность системы нормативного регулирования  

    Система нормативного регулирования бухгалтерского учета представляет собой совокупность законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся  к бухгалтерскому учету. С момента  введения в действие Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» можно говорить о начале формирования подотрасли права - системы законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности. Принятие Закона способствовало «уравниванию в правах» норм бухгалтерского учета с нормами других отраслей права, повышению статуса норм бухгалтерского учета, поставило бухгалтерский учет на одну ступень с налогообложением, которое изначально формировалось на основе федеральных законов.

    Система нормативного регулирования бухгалтерского учета - это самонастраивающаяся система, принципы построения которой позволяли бы ей, во-первых, органично совершенствоваться с развитием экономических отношений в стране, во-вторых, обеспечивать интересы и потребности в достоверной финансовой информации различных групп пользователей.

    Система нормативного регулирования бухгалтерского учета законодательно устанавливает  единые правовые и методологические основы организации и ведения  бухгалтерского учета в Российской Федерации.

    Действующие нормы основаны на единообразии ведения  бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, составлении  и представлении сопоставимой и  достоверной информации об имущественном  положении, доходах и расходах организации, необходимой пользователям бухгалтерской  информации.

    Общее методологическое руководство бухгалтерским  учетом на государственном уровне осуществляется Правительством Российской Федерации. Приоритетное право регулирования  бухгалтерского учета предоставлено  Министерству финансов, которое осуществляет разработку и утверждение положений по бухгалтерскому учету (национальных стандартов), методических указаний по бухгалтерскому учету отдельных операций, имущества, обязательств, доходов, расходов и капитала. Нормативные акты, утвержденные Министерством финансов, составляют основу системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и являются обязательными к применению на территории Российской Федерации.

    Отраслевые  министерства и ведомства, которые наделены правом нормативного регулирования бухгалтерского учета в пределах своей компетенции, не имеют права издавать нормативные акты, противоречащие нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ. 

     В настоящее время в отечественной  практике учета сложилась четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета и отчетности:

     Первый  уровень включает законодательные акты, указы Президента РФ и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации.

     Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» является основным актом первого уровня. Данный Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность. К первому уровню системы также следует отнести Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 26.12.95 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», постановление Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности » и др.

     Федеральный закон «О бухгалтерском учете» занимает центральное место в системе  нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, поскольку: определяет юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций, закрепляет обязанность юридических лиц по ведению бухгалтерского учета, определяет ответственность за организацию учетной работы. В законе дано определение бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), обозначены задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.). В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» изложены требования к ведению бухгалтерского учета в организациях, к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

     Второй уровень включает учетные стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности.

     Учетный стандарт представляет собой свод основных правил, устанавливающих порядок  учета и оценки определенного  объекта или их совокупности.

     Основным  нормативным документом второго уровня является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н. Данный документ конкретизирует Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и занимает по своей значимости второе место.

     Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:

  • название и номер ПБУ;
  • сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета;
  • основные определения и понятия по соответствующему объекту учета;

     способы оценки, применяемые по данному объекту;

     порядок учета наличия и изменения  соответствующего объекта учета;

     данные, подлежащие раскрытию в составе  информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности.

     Перечень  действующих ПБУ:

  • ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации»
  • ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»
  • ПБУ 3/2006 «Учёт активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»
  • ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации»
  • ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов»
  • ПБУ 6/01 «Учёт основных средств»
  • ПБУ 7/98 «События после отчётной даты»
  • ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности»
  • ПБУ 9/99 «Доходы организации»
  • ПБУ 10/99 «Расходы организации»
  • ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»
  • ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»
  • ПБУ 13/2000 «Учёт государственной помощи»
  • ПБУ 14/2007 «Учёт нематериальных активов»
  • ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»
  • ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»
  • ПБУ 17/02 «Учёт расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»
  • ПБУ 18/02 «Учёт расчетов по налогу на прибыль организаций»
  • ПБУ 19/02 «Учёт финансовых вложений»
  • ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»
  • ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»
  • ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»
 

     В системе нормативного регулирования  План счетов относится к документам второго уровня. В практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение. План счетов бухгалтерского учета представляет собой систему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. Перечень синтетических счетов и субсчетов систематизирован в определенном порядке в Плане счетов бухгалтерского учета, который является директивным документом, что обеспечивает единообразное отражение хозяйственных процессов в системе бухгалтерского учета.

     План  счетов содержит инструкцию по его  применению, которая устанавливает  единые подходы и методические принципы к ведению синтетического учета. В ней даются экономическая характеристика, структура и назначение отдельных счетов и субсчетов. При этом после описания каждого счета дается типовая схема корреспонденции его с другими счетами.

     В настоящее время в Российской Федерации в зависимости от вида деятельности используются:

  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, введенный с 1 января 2001 г.;
  • План счетов бюджетного учета, утвержденный 10 февраля 2006 г. № 25н;
  • План счетов кредитных организаций.

          В промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, строительных, торговых организациях используется План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Он состоит из восьми разделов: I. Внеоборотные активы; II. Производственные запасы; III. Затраты на производство; IV. Готовая продукция и товары; V. Денежные средства; VI. Расчеты; VII. Капитал; VIII. Финансовые результаты; Забалансовые счета.   

      Внутри каждого раздела приведены наименования и коды синтетических счетов и субсчетов. При этом каждый счет в Плане счетов имеет свой номер, состоящий из двух цифр. К отдельным счетам предусмотрены субсчета с указанием их номера    

     Третий уровень включает методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии и письма Министерства финансов РФ и других ведомств.

     Методические  указания, инструкции, рекомендации в  системе нормативного регулирования  бухгалтерского учета призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных  документах первого и второго  уровней, с учетом отраслевых и иных особенностей.

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ