Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 18:30, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении особенностей бухгалтерского учета и рассмотрении системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть понятия и функции бухгалтерского учета
• изучить виды бухгалтерского учета
• определить место бухгалтерского учета в экономике
• рассмотреть систему нормативного регулирования
• обозначить задачи нормативного регулирования
• рассмотреть международные требования к бухгалтерскому учету
Введение
Глава 1. Бухгалтерский учет и его место в экономике
1.1 Понятия и принципы бухгалтерского учета
1.2 Функции и задачи бухгалтерского учета
1.3 Виды бухгалтерского учета
Глава 2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ
2.1 Сущность системы нормативного регулирования бухгалтерского учета
2.2 Задачи нормативного регулировании
2.3 Международные требования к бухгалтерскому учету
Финансовый
учет предоставляет учетную
Налоговый
учет - это система обобщения
Таким
образом, бухгалтерский учет включает
в себя финансовый, управленческий
и налоговый учеты. Финансовый учет
необходим для обобщения
Можно
сделать вывод, что бухгалтерский учет
– это упорядоченная система сбора, регистрации
и обобщения информации в денежном выражении
об имуществе, обязательствах организации
и их движении путем сплошного, непрерывного
документального учета всех хозяйственных
операций. К основным принципам бухгалтерского
учета относятся: принцип денежного измерения,
принцип двойственности, принцип непротиворечивости,
принцип полноты, принцип начислений,
принцип конфиденциальности. Бухгалтерский
учет выполняет ряд функций, основными
из которых являются: информационная,
контрольная, обратной связи, аналитическая.
Бухгалтерский учет включает в себя финансовый,
управленческий и налоговый учеты.
Глава
2. Нормативное регулирование
2.1 Сущность системы нормативного регулирования
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета представляет собой совокупность законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся к бухгалтерскому учету. С момента введения в действие Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» можно говорить о начале формирования подотрасли права - системы законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности. Принятие Закона способствовало «уравниванию в правах» норм бухгалтерского учета с нормами других отраслей права, повышению статуса норм бухгалтерского учета, поставило бухгалтерский учет на одну ступень с налогообложением, которое изначально формировалось на основе федеральных законов.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета - это самонастраивающаяся система, принципы построения которой позволяли бы ей, во-первых, органично совершенствоваться с развитием экономических отношений в стране, во-вторых, обеспечивать интересы и потребности в достоверной финансовой информации различных групп пользователей.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета законодательно устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Действующие
нормы основаны на единообразии ведения
бухгалтерского учета имущества, обязательств
и хозяйственных операций, составлении
и представлении сопоставимой и
достоверной информации об имущественном
положении, доходах и расходах организации,
необходимой пользователям
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом на государственном уровне осуществляется Правительством Российской Федерации. Приоритетное право регулирования бухгалтерского учета предоставлено Министерству финансов, которое осуществляет разработку и утверждение положений по бухгалтерскому учету (национальных стандартов), методических указаний по бухгалтерскому учету отдельных операций, имущества, обязательств, доходов, расходов и капитала. Нормативные акты, утвержденные Министерством финансов, составляют основу системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и являются обязательными к применению на территории Российской Федерации.
Отраслевые министерства и ведомства, которые наделены правом нормативного регулирования бухгалтерского учета в пределах своей компетенции, не имеют права издавать нормативные акты, противоречащие нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.
В
настоящее время в
Первый уровень включает законодательные акты, указы Президента РФ и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации.
Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» является основным актом первого уровня. Данный Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность. К первому уровню системы также следует отнести Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 26.12.95 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», постановление Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности » и др.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» занимает центральное место в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, поскольку: определяет юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций, закрепляет обязанность юридических лиц по ведению бухгалтерского учета, определяет ответственность за организацию учетной работы. В законе дано определение бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), обозначены задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.). В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» изложены требования к ведению бухгалтерского учета в организациях, к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.
Второй уровень включает учетные стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности.
Учетный стандарт представляет собой свод основных правил, устанавливающих порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности.
Основным нормативным документом второго уровня является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н. Данный документ конкретизирует Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и занимает по своей значимости второе место.
Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:
способы оценки, применяемые по данному объекту;
порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта учета;
данные, подлежащие раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности.
Перечень действующих ПБУ:
В
системе нормативного регулирования
План счетов относится к документам
второго уровня. В практической деятельности
бухгалтерских служб Плану
План счетов содержит инструкцию по его применению, которая устанавливает единые подходы и методические принципы к ведению синтетического учета. В ней даются экономическая характеристика, структура и назначение отдельных счетов и субсчетов. При этом после описания каждого счета дается типовая схема корреспонденции его с другими счетами.
В настоящее время в Российской Федерации в зависимости от вида деятельности используются:
В промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, строительных, торговых организациях используется План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Он состоит из восьми разделов: I. Внеоборотные активы; II. Производственные запасы; III. Затраты на производство; IV. Готовая продукция и товары; V. Денежные средства; VI. Расчеты; VII. Капитал; VIII. Финансовые результаты; Забалансовые счета.
Внутри каждого раздела приведены наименования и коды синтетических счетов и субсчетов. При этом каждый счет в Плане счетов имеет свой номер, состоящий из двух цифр. К отдельным счетам предусмотрены субсчета с указанием их номера
Третий уровень включает методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии и письма Министерства финансов РФ и других ведомств.
Методические указания, инструкции, рекомендации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, с учетом отраслевых и иных особенностей.
Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ