Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время переход экономики страны на рыночные отношения потребовал разработки целой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях, а также определение роли государственных органов в ее создании. Ведение бухгалтерского учета в России осуществляется в соответствии с различными нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер. Цель написания данной курсовой работы – рассмотрение нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.

Содержание

Теоретическая часть 3
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты нормативного регулирования бухгалтерского учета. 5
1.1.Понятие нормативного регулирования 5
1.2. Основные задачи реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации 8
Глава 2. Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской федерации 13
2.1. Законодательный уровень 13
2.2. Нормативный уровень 16
2.3. Методический уровень 18
2.4.Организационный уровень 20
Заключение 21
Список используемой литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_bukh_uchet.docx

— 48.88 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.Г.ШУХОВА»

 

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Учет и анализ»

на тему:

«Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка Сухобрус Алена Владимировна

Института экономики и менеджмента, группы МК-31

Научный руководитель:

Арская Елена Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород 2013

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Теоретическая часть

Введение

 

 В настоящее время переход экономики страны на рыночные отношения потребовал разработки целой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях, а также определение роли государственных органов в ее создании.      Ведение бухгалтерского учета в России осуществляется в соответствии с различными нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.       Потребность в выработке общих принципов и требований к бухгалтерскому учету и возможности осуществления контроля за их выполнением обуславливает необходимость формирования системы законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета. Так как регулированию подлежат вопросы разной степени сложности, система регулирования бухгалтерского учета должна быть многоступенчатой - на более высоких уровнях устанавливаются общие принципы, на более низких - эти принципы детализируются.   От знания законов, содержания нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет, зависит достоверность бухгалтерской отчетности и как, следствие, успех фирмы. В связи с этим вызывает интерес рассмотрение современного состояния и перспектив развития нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.   Система нормативного регулирования бухгалтерского учета представляет собой совокупность законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся к бухгалтерскому учету. С момента введения в действие Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» можно по сути дела говорить о начале формирования подотрасли права - системы законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности. Принятие Закона способствовало «уравниванию в правах» норм бухгалтерского учета с нормами других отраслей права, повышению статуса норм бухгалтерского учета, поставило бухгалтерский учет на одну ступень с налогообложением, которое изначально формировалось на основе федеральных законов.         Цель написания данной курсовой работы – рассмотрение нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. Предметом исследования в данной работе является система нормативного регулирования такого объекта, как бухгалтерский  учет.  Для достижения данной цели поставлены задачи, такие как:

• раскрытие понятия нормативного регулирования

• определение основных аспектов нормативного регулирования бухгалтерского  учета России.

• подробное рассмотрение всех уровней нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.    Теоретической  и  методологической  основой  исследования  послужил накопленный научный опыт в трудах отечественных ученых.

Информационную  основу  исследования  составили  учебные пособия по бухгалтерскому учету, а также специальная  литература(Нормативные акты, Постановления Правительства РФ, ПБУ).   Многоплановость  работы  привела  к  необходимости  применения различных  методов  и  приемов  исследования:  сравнения,  экономического анализа и синтеза, абстрагирования, конкретизации и идеализации, индукции и дедукции, аналогии, классификации и обобщения.

 

Глава 1. Теоретические аспекты нормативного регулирования бухгалтерского учета.

1.1.Понятие  нормативного регулирования

Нормативное регулирование — регулирование осуществляется посредством норм позитивного права и распространяется на неограниченный круг лиц.          Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета включает:   1) нормативное правовое регулирование - осуществляется нормами права, содержащимися в соответствующих нормативных правовых актах; 2) методическое (нормативно-техническое) регулирование - осуществляется методическими (техническими) нормами, содержащимися в соответствующих актах методического (нормативно-технического) характера[9].          Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России представляет собой совокупность нормативных правовых актов, которые регламентируют организацию и ведение бухгалтерского учета в организациях и определяют компетенцию государственных органов, действующих в данной сфере.     Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учёте состоит из:

  • Федерального закона «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ, с последующими редакциями (устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта в Российской Федерации). Утратил силу 1 января 2013 года. Вместо него  действует  Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ.

  • других Федеральных законов,

  • указов Президента Российской Федерации,

  • постановлений Правительства Российской Федерации, например:

    • Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности»

    • Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», с последующими редакциями (закрепляет за МинФином РФ полномочия об определении порядка ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности);

  • приказов Министерства Финансов РФ:

    • Приказ Минфина РФ от 01.07.2004 N 180 «Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу»;

    • Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации», с последующими редакциями;

    • Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства»;

    • Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», с последующими редакциями;

    • Положения по бухгалтерскому учёту — ПБУ (утверждаются приказами МинФина РФ, по состоянию на 2013 год принято 24 ПБУ)

    • и другие;

  • прочих нормативно-правовых документов министерств и ведомств, например:

    • «Концепция бухгалтерского учёта в рыночной экономике России» (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учёту при Минфине РФ 29 декабря 1997 года)

Общее методологическое руководство бухгалтерским учётом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.  В настоящее время, в соответствии с постановлениями Правительства РФ, происходит приближение национальных правил бухгалтерского учёта к международным стандартам финансовой отчётности (IFRS) [8].

 

 

1.2. Основные  задачи реформирования бухгалтерского  учета в Российской Федерации

В конце 1997 года была принята правительственная программа по адаптации бухгалтерского учета в РФ к системе международных стандартов. За последние годы в бухгалтерском учете и отчетности произошли определенные изменения, связанные с переходом экономики страны на рыночные отношения. Прежде всего, это создание документов (правовые вопросы, методологическая база бухгалтерского учета и т.д.).    Среди основных нормативных актов по методологии: положение о бухгалтерском учете и отчетности, план счетов. Все эти документы заложили основу нормативного регулирования бухгалтерского учета. Были введены новые объекты бухгалтерского учета (лизинг, аренда, нематериальные активы). Изменена методология учета многих объектов. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятиях возложена на руководителя, который получил право привлекать сторонние организации на контрактной основе. Изменения в бухгалтерской отчетности (состав, содержание, адреса в значительной мере соответствуют международным стандартам). Эти и другие изменения дают основание считать их первым этапом перехода национальной системы бухгалтерского учета к системе, отвечающей требованиям рыночной экономики.

К последующим этапам развития бухгалтерского учета относятся:

- Совершенствование правового  регулирования бухгалтерского учета

- Разработка отечественных стандартов (положений) по бухгалтерскому учету  и отчетности, ориентированные на  международные стандарты и в  полной мере отвечающие специфике  национального учета.

- Разработка организационной системы  бухгалтерского учета, связанной  с выделением финансового и  управленческого учета

- Разработка стратегической системы  учета, основанной на гармонизации  учета и маркетинга, подготовка  и переподготовка бухгалтерских  кадров и международное сотрудничество.

Все большее влияние на развитие отечественного бухгалтерского учета оказывает международная практика. Определение основных тенденций регулирования бухгалтерского учета позволяет прогнозировать направление развития национальной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и соответствующих требований к ней[5, С. 47]. Выделяется два основных подхода к организации бухгалтерского учета: британо-американская и континентальная модели бухгалтерского учета.

Британо-американская модель – исключительное саморегулирование бухгалтерского учета. Государство формально не руководит учетной практикой. Эта система учета развивается различными профессиональными ассоциациями бухгалтеров, гибкие учетные стандарты (их разрабатывают на основе накопленного опыта, доводов). В основе этой модели – система законодательства общеправовой ориентации (законы общего права, разрешено то, что не запрещено). Такое законодательство детально не регламентирует жизнь физических и юридических лиц, а устанавливает границы свободы действий. Данная модель распространена в США, Англии, Голландии. Основным органом, занятым изданием учетных стандартов является Совет по стандартам финансового учета (FASB). Главная цель Совета – разработка и совершенствование учетных норм, предназначенных для использования в частном секторе экономики, аудиторами и пользователями бухгалтерской отчетности.

Совет является независимым. Независимость обеспечивается тем, что наблюдение за деятельностью Совета осуществляется Фондом финансового учета. Помимо Совета сформирован Совет по стандартам учета в государственных учреждениях. Параллельно с этим Советом регулированием учетной практики занимается правительственная организация Комиссия по ценным бумагам и биржам (представление и защита интересов инвесторов в соответствии с законом о ценных бумагах).

Совокупность норм, регулирующих финансовый учет, образуетобщепринятые нормы бухгалтерского учета (GAAP). Эти методы исходят из приоритета потребностей внешних пользователей финансовой отчетности. Применяются многими частными компаниями. Хотя для многих частных компаний не существует обязательного аудита и т.д., они часто придерживаются этих общепринятых норм.

Континентальная модель – юридическая регламентация учета, унификация принципов и процедур учета (Германия, Франция, Испания и др.). Здесь учетные стандарты имеют статус государственных актов. Такой подход во многом порожден действием в этих странах кодексов законов, установлен административно-разрешительный режим правового регулирования (строго по букве закона).

Анализ обеих моделей выявляет основные черты современных систем регулирования бухгалтерского учета. Цель регулирования бухгалтерского учета наиболее точно и полно сформулирована международной группой экспертов ООН: обеспечение доступной и сопоставимой информации, включая информацию нефинансового характера, предоставление правдивого и объективного финансового положения, доходов и убытков в финансовой отчетности.

В большинстве стран регулирования бухгалтерского учета сосредоточено на финансовой отчетности (принципы бухгалтерского учета, методы оценки, круг информации в отчетности и т.д.).

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ