Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 13:19, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотрение теоретических аспектов учета нормативов и их отклонений как средства контроля, анализ показателей на примере ТОО «Павлодарский Котельный завод», разработка мероприятий по совершенствованию управленческого учета в части нормативов и их отклонений.
Задачи курсовой работы, вытекающие из поставленной цели:
- рассмотрение понятий нормативных затрат в управленческом учете;
- изучить использование нормативов затрат в калькулировании себестоимости продукции;
- проанализировать ТОО «Павлодарский Котельный завод» и его учетную политику;
Введение
Теоретические аспекты нормативов и их отклонений
Понятие нормативных затрат в управленческом учете
Использование нормативов затрат в калькулировании себестоимости продукции
Анализ нормативов и отклонений на примере ТОО «Павлодарский Котельный завод»
Общая характеристика ТОО «Павлодарский Котельный завод»
Учетная политика ТОО «Павлодарский Котельный завод»
Совершенствование организации управленческого учета на ТОО «Павлодарский Котельный завод»
Анализ нормативных отклонений как средство контроля затрат
Вычисление отклонений и их анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Согласно выданных государственных лицензий предприятие производит следующие работы:
- изготовление, монтаж (на этапе эксплуатации) и ремонт взрывозащищенного электротехнического оборудования, а также котлов и трубопроводов, работающих под давлением:
- изготовление водогрейных котлов с температурой воды на выходе не выше 115Сͦ (388 К) и трубопроводов, работающих под давлением;
- монтаж и ремонт элементов и узлов котлов и трубопроводов, работающих под давлением;
- монтаж, демонтаж, пуско-наладочные работы и ремонт водогрейных котлов с температурой воды на выходе из котла 115Сͦ (388 К);
- изготовление, ремонт, монтаж и пусконаладочные работы паровых котлов паропроизводительностью от 0,25 т. до 10 т. пара в час.
- выполнение работ в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности:
- проектно-изыскательская
- строительно-монтажные работы;
- производство (выпуск) строительных материалов, изделий и конструкций (за исключением сертифицируемой продукции).
2.2 Учетная политика ТОО «Павлодар
Учетная политика затрагивает учетные принципы, существенные для подготовки консолидированной отчетности по ТОО «Павлодарский Котельный Завод», в целом и устанавливает основные принципы учета для всех видов деятельности. Учетная политика разработана в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, а также внутренними документами, регулирующими деятельность ТОО.
Цель принятия учетной политики - формирование такой системы бухгалтерского учета в целом по предприятию, которая будет достоверно представлять информацию о финансовом положении предприятия, результатах деятельности и изменениях ее финансового положения, а также соответствовать международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) во всех аспектах кроме тех случаев, когда соответствие МСФО противоречит качественным характеристикам финансовой информации, таким как достоверность, существенность и баланс между полезностью и затратами, либо законодательству Республики Казахстан. Учетная политика ТОО «Павлодарский Котельный Завод», разработана в соответствии с МСФО.
Основной целью применения единых учетных принципов является достижение единообразия учета операций для целей подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО в Группе. В результате введения единой учетной политики, схожие операции в Группе будут отражаться в отчетности одинаковым образом, что упростит процесс принятия управленческих решений.
Задача бухгалтерской службы - обеспечение формирования полной и достоверной информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, заимодателями, государственными органами, банками и иными заинтересованными лицами в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, устанавливающими принципы и правила составления финансовой отчетности.
3. Совершенствование организации управленческого учета на ТОО «Павлодарский Котельный Завод».
3.1 Анализ нормативных отклонений как средство контроля затрат
Важнейшей частью системы контроля над затратами является оценка деятельности подразделений, управляющих и организации в цепом. Менеджеры производственных участков так же, как и руководители, ответственные за оказание услуг и продажу товаров, постоянно сравнивают, что произошло (фактические затраты), с тем, что должно было произойти (планируемые или нормативные затраты). Как уже отмечалось, разница между фактическими и нормативными или бюджетными (плановыми) затратами называется отклонением.
В предыдущем разделе мы рассматривали составление бюджета как процесс планирования. Сами бюджеты были статичными, поскольку они рассчитаны на один определенный уровень ожидаемых продаж или производства. Общий бюджет, включающий все периодические бюджеты, обычно разрабатывают для фиксированного прогнозируемого или нормативного уровня выпуска.
Для выполнения задач контроля, прежде чем анализировать отклонения от бюджетных данных, сами бюджетные данные следует скорректировать на соответствующий фактический выпуск. Этим целям служит гибкий бюджет, часто называемый переменным, который обеспечивает прогнозные данные для разных уровней выпуска в диапазоне релевантности (пределах уровней деятельности). Гибкий бюджет четко обозначает связь между статичным бюджетом и фактическими результатами.
Для составления гибкого бюджета нужно знать формулу гибкого бюджета — уравнение, которым определяются корректно бюджетные затраты для любого уровня производственной деятельности:
У= а*в + с
,где
У – себестоимость продукции;
а – переменные затраты на единицу;
в - количество произведенных единиц продукции;
с - постоянные бюджетные затраты.
Используя формулу по гибкому бюджету, мы можем получить бюджет для любого уровня выпуска. Далее в таблице представлен отчет о выполнении бюджета с использованием данных гибкого бюджета из нашего примера. Для получения бюджета сумм переменные затраты на единицу умножаются на 19 100 единиц. Информация о постоянных общепроизводственных расходах берется из гибкого бюджета, приведенного в этой же таблице из примера.
Гибкий бюджет можно использовать как в предплановом, так и в послеплановом периоде. При планировании он помогает выбрать оптимальный объем продаж и производства; при анализе — оценить фактические результаты.
На практике часто разрабатывают серию бюджетов доходов и расходов для дискретных уровней активности. Иногда, напротив, принятый уровень активности уже известен.
3.2 Вычисление отклонений и их анализ
Анализ фактически достигнутых результатов можно проводить сравнением фактических и бюджетных или нормативных данных. Поскольку бюджетные данные о затратах, как правило, менее точны, чем нормативные, в дальнейшем для оценки деятельности мы будем использовать нормативные затраты.
Первый шаг в оценке деятельности организации — выявление отклонений, которое помогает определить области эффективности или неэффективности. Помимо определения суммы отклонения, важно выяснить причину этого отклонения. Когда причина известна, управляющий может предпринять соответствующие действия для решения проблемы.
Процесс вычисления сумм и определения причин отклонений между фактическими и нормативными затратами называется анализом отклонений.
Если фактические затраты выше нормативных, такое отклонение считается неблагоприятным, в противном случае отклонение будет благоприятным.
Анализ отклонений может использоваться выборочно. Многие организации столь велики, что просто невозможно рассмотреть все области деятельности в деталях. Практика, когда изучаются только области необычных продуктов или необычные результаты деятельности, называется управлением по отклонениям. При данной системе анализируют только отклонения, превышающие определенный лимит, например +4%, который устанавливает руководство. На схеме представлен пример выявления областей для анализа в системе управления по отклонениям. Только по материалам «С» и «Е» есть превышение 4%-го предела, и, следовательно, только затраты этих материалов следует анализировать тщательно.
Отклонения можно вычислять для целых категорий, таких, как общие затраты основных материалов, для любых групп внутри категорий, каждой статьи затрат.
Все отклонения аналитики подразделяют на три вида:
1. Отклонения затрат основных материалов.
2. Отклонения прямых трудовых затрат.
3. Отклонения
Общее отклонение затрат основных материалов определяется как разница между фактическими и нормативными затратами материалов.
У=а*в-с*d
, где
У - общее отклонение затрат основных материалов;
а - фактическое количество;
а - фактическая цена;
с - нормативное количество;
d- нормативная цена.
Общее отклонение может быть разложено на две части:
- отклонение по цене;
- отклонение по использованию основных материалов.
Отклонение по цене основных материалов:
У= (а-в)*с
, где
У - отклонение по цене основных материалов;
а - фактическая цена;
в - нормативная цена;
с - фактическое количество.
Отклонение по использованию основных материалов:
У= (а-в)*с
, где
У - отклонение по использованию основных материалов;
а - фактическое количество;
в - нормативное количество;
с - нормативная цена.
Обычно агент по закупкам несет ответственность за отклонение по цене, кураторы производственных цехов отвечают за отклонение по использованию материалов. В некоторых случаях, однако, более дешевые материалы такого плохого качества, что в результате ожидаемые нормы отходов существенно превышаются, что создает неблагоприятное отклонение по использованию. Каждую ситуацию следует оценивать в соответствии с определенными обстоятельствами.
Иногда отклонения затрат легче интерпретировать, представив их схематически.
Схема 1- Отклонения затрат
Общее отклонение прямых трудовых затрат определяется как разница между фактическими и нормативными затратами труда на произведенные единицы продукции за исключением брака (как окончательного, так и исправимого):
У=а*в-с*d
, где
У - общее отклонение прямых трудовых затрат;
а - фактическое время;
в - фактическая ставка оплаты труда;
с - нормативное время работы;
d- нормативная ставка оплаты труда.
Чтобы оценить степень выполнения плана, руководство должно знать, какая часть общего отклонения вызвана изменением затрат рабочего времени, а какая — изменением ставок оплаты труда.
Отклонение по ставке оплаты прямых трудозатрат:
У= (а-в)*с
, где
У - отклонение по ставке оплаты прямых трудозатрат;
а - фактическая ставка;
в - нормативная ставка;
с - фактическое время работы.
Отклонение по производительности труда:
У= (а-в)*с
, где
У - отклонение по производительности труда;
а - фактическое время работы;
в - нормативное время работы;
с - нормативная ставка оплаты труда.
За отклонения по ставке оплаты труда ответственность обычно несет отдел кадров. Это отклонение возникает, когда нанимают работника с оплатой выше или ниже, чем предполагалось в плане, или определенные работы выполняются более (менее) высокооплачиваемым работником. За отклонение в производительности труда отвечают цеховые контролеры. Неблагоприятное отклонение в производительности может произойти, если неопытному работнику поручат работу, требующую более высокой квалификации. Руководство должно анализировать каждую ситуацию исходя из сложившихся обстоятельств.
Схема 2 - Отклонения по ставке оплаты труда
Контролирование общепроизводственных расходов представляет собой значительно более трудную задачу, чем контролирование прямых затрат, ибо ответственность за многие общепроизводственные расходы часто трудно возложить на кого-либо однозначно. Большая часть постоянных общепроизводственных расходов не может быть проконтролирована менеджерами конкретных подразделений. Но если переменные общепроизводственные расходы можно привязать к операционным подразделениям, определенный контроль становится возможным. Анализ отклонений общепроизводственных расходов сложен. Сначала вычисляют общее отклонение общепроизводственных расходов как разницу между фактическими и нормативными общепроизводственными расходами, начисленными (отнесенными на годовую продукцию) посредством коэффициентов переменных и постоянных общепроизводственных расходов. Затем общее отклонение подразделяют на две части: контролируемое отклонение общепроизводственных расходов и отклонение общепроизводственных расходов по объему. Ввиду сложности этих понятий параллельно с формулами приведем цифровой пример.
Информация о работе Нормативы и их отклонения как средство контроля