Образование как многоаспектный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы и темы исследования. Профессиональная подготовка специалистов сложная и непреходящего значения педагогическая проблема. По-новому актуально она звучит сегодня в период интеграции России в мировое образовательное пространство, модернизации системы образования, принятия закона «Об образовании», введения государственных образовательных стандартов третьего поколения среднего и высшего профессионального образования, подготовки мобильных, конкурентоспособных специалистов на рынке труда.[4,с.18]

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 . Образование как многоаспектный процесс 7
1.1.Общеметодологический смысл понятия «образование» 7
2.Сущностное наполнение и возможности использования интегративно-деятельностного подхода в образовательном процессе медицинского колледжа 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Вложенные файлы: 1 файл

сущностное наполнение.doc

— 379.50 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблемы и темы исследования. Профессиональная подготовка специалистов сложная и непреходящего значения педагогическая проблема. По-новому актуально она звучит сегодня в период интеграции России в мировое образовательное пространство, модернизации системы образования, принятия закона «Об образовании», введения государственных образовательных стандартов третьего поколения среднего и высшего профессионального образования, подготовки мобильных, конкурентоспособных специалистов на рынке труда.[4,с.18]

Задачи стоящие между средним медицинским образованием:

1.повышение качества медицинской помощи;

2. правильная организация работы медицинских специалистов среднего звена;

3.рациональная расстановка  кадров, перераспределение функций  между средним и младшим медицинским  персоналом;

4.планирование работы, снижение  непроизводственных затрат рабочего времени.

Особенности современного сестринского оборудования.

Приобретена новейшая высокотехнологичная диагностическая и лечебная аппаратура. Это аппараты для диагностики функциональных систем организма, реанимационная аппаратура, системы мониторирования, лабораторное оборудование и т.д. ». Вся эта техника помогает медицинским работникам производить высокоточное исследование организма пациента и определять такие параметры, которые раньше были на нашей технологической базе просто недоступны. Поликлиники и стационары оснастились современной УЗИ-апппаратурой. А с помощью специальной кушетки в детской поликлинике лечат сколиоз, диагностируют наличие плоскостопия у детей.[4,с.19]

Концепция здравоохранения в Российской Федерации определила новые требования к развитию системы профессиональной подготовки медицинских кадров. Сестринское дело является важной составной частью кадрового ресурса медицинских работников. Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от состояния профессиональной подготовки медицинских сестер как самой объемной составляющей кадрового ресурса здравоохранения.[45,с.177]

Новые ФГОС предполагают развитие личности ребенка, развитие его способностей работать в информационном пространстве. Поэтому каждый предмет один раз в неделю проводится с применением информационно-коммуникативных технологий. Это означает, что дети работают с клавиатурой, учатся писать, создавать файлы, работают со сменным носителем, знакомятся с Интернетом.[4,с.20]

Новые ФГОС также предполагают формирование развития универсальных учебных действий – это умение учиться, умение организовывать свою учебную деятельность, работать с информацией и самостоятельно выполнять задание. Кроме того, должны быть учтены личностные результаты. К ним, прежде всего, относится формирование ценностей, которые всегда были приняты в обществе — добро, мир, справедливость, терпение.[45,с.178]

В последние годы принят ряд нормативных документов, определяющих основные направления развития сестринского дела. В систему высшего медицинского образования введена специальность — медицинская сестра, приняты федеральные государственные образовательные стандарты среднего и высшего медицинского образования (ФГОССПО, ФГОС ВПО) по сестринскому делу, разработана программа развития сестринского дела в Российской Федерации с 2010 по 2020 годы.[4,с.11]

Улучшение качества подготовки специалистов сестринского дела в рамках среднего, высшего и последипломного образования зависит от успешной реализации государственных образовательных стандартов, совершенствования общенаучной и общепрофессиональной подготовки сестринских кадров на компетентностной основе.

Проблемам профессиональной деятельности и профессиональной подготовки медицинских сестер посвящено довольно много теоретических исследований. Вопросы профессиональной деятельности медицинских сестер освещаются в работах Л. И. Алифановой, Е. Г. Бастраковой, Г. А. Башкиро-вой, Е. Е. Богадановой, Л. И. Валентович, И. Г.Глотовой, Т. Н. Павленко, С. X. Сардеевой и др.; профессиональная подготовка медицинских сестер в среднем профессиональном и последипломном образовании отражена в работах О. В. Васильевой, Г. И. Минтахановой, Ю. Н. Тахтуровой, Л. И. Шульгиной и др. Из анализа научных работ по проблемам подготовки медицинских сестер видно, что педагогические проблемы непрерывной многоуровневой подготовки медицинских сестер специально не рассматривались.

В последние годы профессиональные функции и организационные формы деятельности медицинской сестры меняются в соответствии с задачами, стоящими перед здравоохранением. С развитием новых отраслей медицины, совершенствованием технологии медицинской помощи, появлением новых медицинских препаратов и др. возникает острая потребность оперативно влиять на подготовку специалистов, способных осваивать новые виды деятельности и новые технологии.[5,с.10]

В этой связи возникает множество весьма сложных и разнообразных проблем. Так, сама организация базовой подготовки в средних и высших учебных заведениях и послевузовском образовании медицинских сестер требует разработки содержания образования, методик преподавания и технологий обучения по новому циклуобщепрофессиональных дисциплин, их дидактического обеспечения, технического и технологического оснащения учебного процесса и др.[7,с.14]

Другой важной характеристикой выпускника медицинского учебного заведения является его мобильность. Медицинская сестра, чтобы быть успешной и востребованной, должна обладать определенными личностными качествами — быть подвижной, готовой к любым изменениям, уметь быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям, т.е. быть мобильной. Проблема мобильности широко представлена в философской, психологической, педагогической, социологической литературе (Л. А. Сорокина, Б. С. Гершун-ский, А. К. Маркова, Н. В. Сидорова и др.). Но исследований, посвященных формированию мобильности медицинских сестер в непрерывном профессиональном образовании, практически не проводилось.[6,с.7]

Таким образом, в изученных нами работах интегративно-деятель-ностный подход к подготовке медицинских сестер в непрерывном профессиональном образовании, позволяющий формировать профессиональную компетентность и мобильность, также специально не рассматривался.[6,с.8]

Таким образом, возникает комплекс противоречий на: социально-педагогическом уровне — с одной стороны, основная стратегическая задача в области здравоохранения, провозглашенная правительством России, является сохранение и улучшение здоровья людей, с другой стороны, сегодня ощущается острая нехватка медицинских кадров с высшим и средним профессиональным образованием, обеспечивающим решение этой цели; возрастающая роль сестринского персонала, направленная на удовлетворение потребности населения в профилактической, лечебно-диагностической и реабилитационной помощи и необходимость непрерывной профессиональной подготовки медицинских сестер в средних, высших профессиональных учебных заведениях и в дополнительном последипломном образовании; научно-педагогическом уровне — необходимость непрерывного профессионального образования медицинских сестер и возможностью применения интегративно-деятельностного подхода, влияющего на формирование профессиональной компетентности и мобильности специалистов сестринского дела; научно-методическом уровне — между востребованностью интегра-тивно-деятельностной организацией подготовки медицинских сестер и неразработанностью ее дидактического обеспечения.[6,с.9]

Разрешение данных противоречий требует исследования следующих основных аспектов проблемного поля: о раскрытие интегративно-деятелыюстного подхода как методологического основания практической деятельности и профессиональной подготовки медицинских сестер, определение его основных характеристик, обеспечивающих в совокупности новое качество образования; выявление сущности профессиональной компетентности и мобильности как личностного качества медицинских сестер, их роли и места в процессе развития профессиональной деятельности, с одной стороны, а также профессионального развития и самореализации — с другой; разработка концепции подготовки медицинских сестер в непрерывном профессиональном образовании (среднее, высшее, последипломное) на основе интегративно-деятельностного подхода.[39,с.299]

Выделенные аспекты исследования в совокупности направлены на решение комплексной проблемы, которая может быть сформулирована следующим образом: каковы теоретико-методологические и дидактические основы реализации интегративно-деятельностного подхода к подготовке медицинских сестер в непрерывном профессиональном образовании.[6,с.11]

Объект исследования — непрерывная профессиональная подготовка медицинских сестер.

Предмет исследования — процесс профессиональной подготовки медицинских сестер на основе интегративно-деятельностного подхода.

Цель исследования — разработать и научно обосновать методологические, концептуально-теоретические и дидактические основы применения интегративно-деятельностного подхода к подготовке медицинских сестер в непрерывном профессиональном образовании.

Ведущая идея исследования — интегративно-деятельностный подход в непрерывной профессиональной подготовке медицинских сестер является базовым, находит проявление в формировании профессиональной компетентности и мобильности специалиста, способствует обновлению содержания учебных дисциплин, усилению практической направленности подготовки специалиста сестринского дела.[7,с.15]

В соответствии с проблемой, целью в ходе исследования решались следующие задачи:

1. Определить степень  разработанности проблемы непрерывной  профессиональной подготовки медицинских  сестер в теории и практике, сформировать представление об  объекте и предмете исследования в контексте ведущих идей модернизации медицинского образования.

2. Раскрыть сущность интегративно-деятельностного  подхода как методологической  основы исследования.

3. Выявить специфику профессиональной  деятельности медицинской сестры  с позиции интегративно-деятельностного подхода, уточнить сущность профессиональной компетентности и профессиональной мобильности медицинской сестры.

4. Раскрыть основные проблемы  и направления развития дополнительного  образования медицинских сестер.

5. Обосновать сущность сестринской практики как интегрирующего звена теоретической и практической подготовки медицинских сестер.

6. Построить концепцию  непрерывной профессиональной подготовки  медицинских сестер на основе  интегративно-деятельностного подхода.

7. Разработать интегративно-деятельностную модель непрерывной профессиональной подготовки медицинских сестер.

8. Обосновать дидактическое  обеспечение подготовки медицинских  сестер на основе интегративно-деятельностного  подхода.

9. Провести педагогический  эксперимент по реализации основных положений исследования.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

1 . Образование как многоаспектный процесс

 

1.1.Общеметодологический смысл понятия «образование»

 

Образование традиционно определяется как создание человека по образу и подобию. В этом определении может содержаться и глубокий религиозный смысл, и светская культурно-историческая трактовка этого понятия. Истоки самого понятия «образование», как известно, находятся в раннем средневековье, соотносясь с понятием «образ», «образ Божий». Человек был создан по подобию Божию и понимание, постижение, трактовалось (и сейчас трактуется в христианской православной религии) как образование. Начиная с Возрождения, когда человек сам становится ценностью, образование рассматривается как способ его саморазвития, приобщения, вхождения в культуру, в мир, в общение с другими людьми. Образование становится способом создания своего образа, лика, личности. При этом образ культуры проецируется на содержание, организацию и методы, используемые в образовании. Так, К.Д. Ушинский полагал, что основным методом должен быть «сократический» — метод постановки вопросов, позволяющих ученику самому найти ответ в процессе рассуждения.[7,с.16]

Распространенный в Европе, Великобритании, США термин обозначающий образование не имеет корневой морфемы «образ», но он также понятийно достаточно широк по содержанию, включая все аспекты взаимодействия участников образовательного процесса. Поэтому образование в силу его культуросообразности объединяет собственно обучение и воспитание тех социокультурных ценностей общества, которые разделяются его членами (нормы, правила, традиции, заповеди нравственно этический кодекс) взаимосвязь обучения и воспитания в этом процессс является нерасторжимой. «И воспитание, и образование нераздельны, — подчеркивал Л.Н. Толстой. - Нелъзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно». Эта же мысль отмечалась еще в конце XVIII в. И.И.Бецким. Соответственно образование, являясь по сути управляемым извне самообразованием, т.е построением образа «Я» по образу культуры и ее воспроизводства, может рассматриваться в трех взаимосвязанных планах как образовательная система; как образовательный процесс; как индивидуальный или коллективный (совокупный) результат этого процесса, когда имеют в виду «современное образование молодежи» или образование конкретного человека, его образованность.[9,с.208]

Образование как воспроизведение культуры не могло не сформироваться как определенная система, внутри которой дифференцируются (в зависимости от возраста обучающихся, цели обучения, отношения к церкви, к государству) разные подсистемы.

Информация о работе Образование как многоаспектный процесс