Общенаучные методы экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 00:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель – создать четкое представление о методах экономического анализа и рассмотреть основные принципы и особенности общенаучного метода экономического анализа.
Задачи:
1. привести классификацию методов экономического анализа,
2. выделить основные виды экономического анализа,
3. рассмотреть особенности общенаучных методов экономического анализа.

Содержание

Введение.
1. Общая характеристика методов экономического анализа.

1.1 Понятие метода и методика экономического анализа.
1.2 Классификация методов и приемов экономического анализа.

2.Особенности общенаучных методов экономического анализа.
2.1 Виды общенаучных методов экономического анализа и их характеристика.
2.2 Эволюция представлений о общенаучных методах экономического анализа.

Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Общенаучные методы курс ии.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

творчески переработанные применительно к особенностям их предметов.

Базовые методы применяются  преимущественно для предварительного изучения и общей оценки деятельности хозяйствующего субъекта. [3]

    К ним относят:

  - группировка (в анализе группировки служат для раскрытия содержания средних величин, для выяснения влияния на них отдельных единиц),

   - балансные (балансовый прием эффективен при анализе влияния поступления товаров и их запасов на объем товарооборота, при изучении использования фонда рабочего времени и решении ряда других аналитических задач). [3]

Особенно широкое применение он получил в анализе финансового

состояния предприятия, где главным источником информации служит

бухгалтерский баланс.

    В процессе анализа учтены все существенные факторы. Поэтому

хозяйственная практика вполне правомерно отдает предпочтение

приближенным вычислениям, позволяющим без больших затрат труда и

денежных средств установить, какие стороны работы играли большую или меньшую роль в результатах деятельности перед более точными, но в то же время и более трудоемкими расчетами (экономико-статистические, математическое программирование, экономико-логические, элиминирование).

 

    Экономико-математическое моделирование является важным

инструментом экономического анализа, обеспечивающим наиболее полное представление об анализируемом  объекте. Имитационное моделирование требует статистической обработки полученных результатов, поэтому в основу всякой имитации входят методы теории вероятностей и математической статистики. [15]

 

 

К эвристическим относятся  методы опроса или контрольных

вопросов, «мозговой штурм». Успех определяется степенью погружения

участников в проблему.

 

     В экономическом анализе также используются методы, основанные на кибернетических подходах и решениях (методы имитации, обучения, распознания образов), методы математической теории планирования, экстремальных экспериментов, эвристические методы (методы адаптационной оптимизации и адаптационного контроля). Эти методы получают все большее распространение благодаря использованию информационных и компьютерных технологий.

      Следовательно, общенаучные методы экономического анализа базируются на диалектическом подходе, принципы  которого приведены выше. Благодаря их развитию наука «не стоит на месте», происходит развитие новых познаний, теорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             2.Особенности общенаучных методов экономического анализа.

 

       2.1 Виды общенаучных методов экономического анализа и их                    характеристика.

 

    Общенаучные методы экономического анализа называются общенаучными, что применяются во всех науках, но обязательно с учетом особенностей предмета каждой науки или научной дисциплины и специфики познания природных, социальных и духовных явлений. [11]

    Они такие:

  -   наблюдение – систематическое, целенаправленное восприятие объекта.

Это метод исследования, основанный на целенаправленном восприятии объектов или процессов, при котором  исследователь не вмешивается в их поведение, а лишь фиксирует их характеристики.

  -  сравнение – установление сходства и различия предметов и явлений в действительности. [3]

Наиболее ранний и  наиболее распространенный способ анализа. Начинается оно с соотношения явлений, посредством которого анализируются сравниваемые явления, выделяется в них общее и различное. В экономическом анализе способ сравнения считается одним из важнейших: с него и начинается анализ.

   -  эксперимент – сознательное изменение течения естественных процессов путем создания искусственных условий, необходимых для выявления определенных свойств изучаемого объекта.

Экономические эксперименты разумны и необходимы, хотя и далеко не всегда представляется возможным  в экономической жизни точно спрогнозировать вероятные результаты экспериментов. Проверка достоверности полученных экономической теорией выводов и положений осуществляется на хозяйственной практике, которая выступает решающим критерием их истинности. Однако неполнота учета всех обстоятельств, ограниченность масштаба проводимого эксперимента может проводить неверные, ошибочные умозаключения, которые могут быть выявлены при распространении эксперимента на экономическую систему в целом. В процессе эксперимента может проявиться и стремление исследователя выделить интересующие его стороны, и проигнорировать другие из них.

   -  индукция – совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мыслей от частных положений к общим.

Метод умозаключения  от частного к общему, это выведение принципов и законов из фактов.

   - дедукция – использование общенаучных положений об объекте исследований при изучении его конкретных состояний. [8]

Гипотетический метод, умозаключение от общего к частному, выдвижение гипотез и проверку правильности их путем сопоставления их с фактами действительности.

   -  абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных сторон, свойств, связей, отношений предметов.

Важнейших метод экономической  теории, он состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных сторон и выделении наиболее глубокой сущности процесса. Научная абстракция является общенаучным методом познания, ее значение возрастает, когда исключается возможность экспериментальной проверки экономической теории. Абстракция - исключение из экономического анализа не относящихся к исследованию конкретных фактов. Сам по себе процесс сбора нужных фактов уже предполагает абстрагирование от реальности. Однако абстрактный характер экономической теории не делает эту теорию непрактичной и нереалистичной. Таким образом, абстрагирование, или намеренное упрощение, в экономическом анализе имеет не только научное, но и практическое значение.

  -   моделирование – процесс познания с использованием моделей.

Метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте - модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) - оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие - в физических характеристиках, структуре, функциях.

    При проведении анализа используются два класса моделей: имитационные и математические. Имитационные модели — это алгоритм или программа, имитирующая функционирование системы. К моделям этого класса прибегают в тех случаях, когда объект не имеет явного аналитического описания. Математическая модель представляет собой систему математических зависимостей, отражающих структуру или функционирование объекта.  [19]

  - логический метод – воспроизведение в мышлении сложного динамического явления в виде исторической теории. Это метод подразумевает законы правильного мышления, последовательного и доказательного рассуждения. Без знания основ логики нельзя стать профессиональным экономистом, да и просто компетентным человеком, умеющим принимать рациональные решения.

Логический метод включает в себя следующие способы и приемы исследования экономической реальности:  анализ (это мысленное деление изучаемого явления на составные элементы и подробное исследование каждого элемента в отдельности. Анализ позволяет определить структуру, причины явления и его возможные последствия.), синтез (это мысленное объединение, полученных в результате анализа, отдельных элементов

в систему — единое целое. Это процесс, обратный анализу. На основе синтеза создаются экономические теории и экономическая политика государства), аналогия (это установление логического сходства между различными, непохожими явлениями и процессами).

 

   Также, по некоторым источникам, к общенаучным методам экономического анализа добавляют:

  -  измерение - совокупность операций для определения отношения одной величины к другой однородной величине.

  -  метод экспериментирования. В экономических науках эксперимент всегда связан с деятельностью конкретных людей. Поэтому его проводить существенно труднее, и, кроме того, выводы, которые можно сделать из эксперимента, должны быть тщательно взвешены с учетом влияния субъективного (человеческого) фактора.

  -  формализация (построение формулы)

  -  графическое изображение информации. (график представляет собой чертеж, на котором при помощи условных геометрических фигур (линий, точек или других символических знаков) изображаются статистические данные. В результате этого достигается наглядная характеристика изучаемой статистической совокупности),

  -   метод единства исторического и логического. Он основан на том, что все общественные явления имеют свою историю, и, соответственно, нужно проследить по этапам их историческую цепочку, а лишь затем построить четкую, логически обоснованную взаимосвязь явлений, отражающую в концентрированном виде исторический процесс возникновения и развития данного явления,

  -   метод допущения или «при прочих равных условиях». Экономисты в построении своих теорий допускают, что все другие переменные, за исключением тех, которые они в данный момент рассматривают, остаются неизменными. Такой метод упрощает процесс анализа исследуемой связи,

  - комплексный и системный  подход - комплексный подход к экономическому анализу обусловлен необходимостью рассмотрения всех сторон деятельности предприятия. А системный подход исследует отношения и связи комплекса сторон деятельности предприятия для определения достижения системной цели. [10]

Основные методы, применяемые на различных уровнях научного исследования,  чаще всего применяются в сочетании, усиливая друг друга.

Любой метод – это  совокупность определенных логических операций и количественных вычислений, позволяющих получить новые знания об изучаемом объекте, в частности, выявить причинно-следственные связи между процессами и явлениями, определить силу влияния различных групп факторов на изучаемый объект и воспроизвести механизм формирования изучаемого процесса или объекта. [3]

       Возможность использования общенаучных методов зависит от общего уровня развития изучаемого объекта, управления изучаемыми процессами и находящихся в распоряжении исследователя технических средств.

 

 

 

 

 

       2.2 Эволюция  представлений о общенаучных методах экономического          анализа.

 

     На современном этапе продолжается начатый в традиционной методологии экономического исследования анализ особенностей применения в экономике общенаучных методов, в основе которого лежит выявление всех существенных особенностей экономических процессов и задач их исследования, влияющих на метод. Возможности этих методов изучаются в том числе применительно к тем задачам, которые решает практика корпоративного и государственного экономического управления. 
Успехи экономической науки и политики в значительной мере зависят от применяемого ими метода. [18]

     Важнейшее значение для формирования метода экономического исследования имеет теория общенаучных методов. Характеристика общенаучного метода является общей характеристикой всех конкретных методов, относящихся к соответствующей группе, в связи с чем теория общенаучных методов имеет определяющее значение для разработки метода исследования на инструментальном уровне. 
    Прогресс в разработке метода экономического исследования в экономической теории касался главным образом его философского начала. Методологические разработки, осуществленные такими экономистами-теоретиками, как Дж. Э. Кэрнс, Дж. Н. Кейнс (отец Дж. М. Кейнса), А. Маршалл, Г. Шмоллер, К. Менгер в экономике общенаучных методов не только не получил продолжения, но претерпел определенный регресс. Так, изменилась трактовка индукции и дедукции - из методов получения строгих выводов они превратились в методы разработки и использования эмпирических законов, выступающих потенциальными источниками заблуждений; метод наблюдения, утратив такой элемент, как получение фактов из других источников, превратился в метод самоизоляции исследователя, требующий рассчитывать только на свои силы. 
Отмеченное выше позволяет утверждать, что застой в разработке метода на уровне общенаучных методов является одной из причин современного общего кризиса экономической науки и практики. [6] 
     О кризисе в своих науках открыто говорят экономисты-теоретики, ученые в области менеджмента, анализа хозяйственной деятельности. Кризис экономической практики - более широкое явление, чем экономический кризис. Он находит проявление в низких темпах экономического роста в большинстве стран, снижении реального уровня жизни большинства населения. 
     В традиционной методологии метод наблюдения определялся как целенаправленное и упорядоченное получение сведений об изучаемых процессах. Учитывая современную трактовку наблюдения, этот метод следует определить подробно как получение сведений о процессах на основе личного наблюдения или из других источников и получение любых сведений. 
В традиционной методологии фактически рассматривались возможности только внешнего наблюдения - аналога наблюдения со стороны за объектами в естественно-технических науках, например за машинами и организмами. Поэтому требуется также рассмотреть возможности внутреннего наблюдения, состоящего в наблюдении за работой элементов экономических объектов и изучении деятельности их субъектов управления по принятию решений. 
В традиционной методологии математический и статистический методы рассматривались как разные методы, что нерационально, так как особенности их применения в экономике одинаковы. Математический метод определялся как использование математических символов для выражения исходных посылок и выводов и математические операции с этими символами для получения новых зависимостей.

     Так, согласно ему в математический метод включаются приемы, используемые в ходе применения других методов вывода зависимостей (индукции и дедукции), - использование математических символов для выражения исходных посылок и выводов, простейшие арифметические приемы обработки символов. Подобные приемы должны быть выделены в самостоятельные общенаучные методы вспомогательного характера - первичная обработка сведений (суммирование, вычисление показателей) и представление информации по специальной форме (в виде кривых, таблиц) соответственно. [6] 
    В традиционной методологии было дано определение эксперимента как изучение явления в специально созданных для него условиях. В нем не находит отражения адекватная форма объекта исследования - процесс. Поэтому эксперимент следует определить как воспроизведение процесса или воздействие на процесс, возникший естественным путем, специально с исследовательскими целями. Было выделено такое явление, как социально-экономический эксперимент, отличающийся от обычного тем, что главной целью при его применении является практическая цель. 
В традиционной методологии не рассматривались пределы использования такого вспомогательного метода, как анализ (разложение объекта исследования на элементы). Изучение возможностей двух типов данного метода в экономике - анализа, опирающегося на физическое строение объекта, исполняющего процесс на момент исследования, и анализа, непосредственно опирающегося на структуру исследуемого процесса, - является важнейшим элементом разработки специфической экономической методологии. 
Разработчики традиционной методологии экономического познания выделили следующие особенности экономических процессов, влияющие на метод их исследования: множественность причин, совместное действие факторов, постоянное изменение причин, взаимовлияние причин, масштабность во времени,  результат сознательных действий людей, наличие у социальных компонентов объектов, осуществляющих экономические процессы, уникальность конкретных процессов. Первые четыре особенности выделялись целенаправленно, остальные - стихийно. 
    Этот список следует дополнить следующими особенностями: масштабность объектов, зависимость доступа исследователя к информации об экономических процессах от желания других людей,  изменчивость состава объектов, исполняющих экономические процессы. 
    Для изучения возможностей в экономике методов вывода зависимостей (индукции, дедукции и математического метода) важнейшее значение имеет выделение задач исследования зависимостей, влияющих на его метод.  
    В традиционной методологии было установлено, что наблюдение не способно предоставить необходимой информации об экономических процессах высокого уровня. Указывалось, что наблюдение может предоставить все сведения о социальных процессах низкого уровня,например, о производственных операциях. Несмотря на то, что тип рассматриваемого метода наблюдения не указывался, ясно, что речь шла о возможностях внешнего наблюдения. Также указывалось, что наблюдение может предоставить все необходимые данные для изучения элементов процессов высокого уровня методом индукции в рамках дедуктивного метода.  
    Особенностью наблюдения в экономике является то, что внутреннее наблюдение за деятельностью объектов может предоставить те сведения, которые в естественно-техническом исследовании доставляются на основе внешнего наблюдения и, естественно, сведений о механизмах деятельности. Такие данные позволяет предоставить наблюдение процессов принятия решений, в частности в форме готовых сведений - планов прошедшей деятельности объектов и изменений к ним. Оно позволяет установить все факторы, влиявшие на деятельность объекта в изучаемом периоде.

Информация о работе Общенаучные методы экономического анализа