Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 22:17, курсовая работа
Группа стран с развитой рыночной экономикой к началу ХХ1 в. насчитывает немногим менее 40 государств, расположенных в Западной Европе, Северной Америке, Азии, Австралии и Океании. 29 из них объединены в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а 7 государств (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Канада, Италия) называют Большой семеркой Севера. Именно эти страны определяют как направления развития всей системы мирового хозяйства, так и тенденции социально-экономического прогресса во всех государствах и регионах мира.
Наряду с экономическими достижениями промышленно развитые страны укрепляли свое положение за счет войн:
В ходе истории менялась и социальная структура общества.
Сначала господствовали социально-иерархические принципы. Человек рождался с определенным статусом в обществе, и этот статус закреплялся государственными установлениями и освещался религиозными нормами.
Отдельный индивид имел свободу социального продвижения. Наряду с индивидом гражданское общество характеризуется наличием самодеятельных организаций добровольного членства, которые связывают политическую надстройку общества (государственные институты представительной демократии) и политические партии.
Как в периоды становления капиталистического способа производства, так и при зрелых его формах положение отдельных стран внутри подсистемы и в мировом хозяйстве менялось в силу неравномерности их экономического развития. Она проявлялась в неодинаковости темпов развития.
В течение прошлого века ведущие позиции в мировой экономике занимали США. Этому способствовал ряд факторов: специализация производства за счет упрощения трудовых операций, разработка и внедрение правил предпринимательства, распространение и внедрение управленческой информации. .[18.19]
Выводы: Развитые страны (англ. Developed countries) характеризуются довольно высоким уровнем дохода на душу населения. В таких странах большая часть населения имеет высокий уровень жизни. Развитые страны имеют, как правило, большой запас произведённого капитала и население, которое по большей части занято высокоспециализированными видами деятельности. В этой группе стран проживает около 15 % населения мира. Развитые страны называют также индустриальными странами или индустриально развитыми.
В качестве развитых стран ООН выделяет государства с рыночной экономикой:
Австралия, Австрия, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Ирландия, Израиль, Испания, Италия, ОАЭ, Канада, Лихтенштейн, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сан-Марино, Сингапур, США, Тайвань, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария, Южная Корея, Япония.
ГЛАВА 2.ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ
2.1Промышленно развитие страны в мировом производстве
Промышленно развитые
страны занимают
доминирующее положение во всех формах
международных экономических отношениях.
Рассмотрим их влияние по каждой форме
МЭО. 1. Международная торговля. Развитие
и углубление международного
между промышленно развитыми
странами ведет к увеличению их взаимной торговли
и уменьшению доли развивающихся стран. Основные
товаропотоки протекают в рамках «большой
триады»: США - Западная Европа - Япония.
Ежегодный товарооборот между США и ЕС
составляет около 1,7 млрд. долларов. Поскольку
в экспорте промышленно развитых
В связи с ростом такой торговли, резко
вырос обмен услугами: научно-техническими,
производственными, коммерческими, финансово-кредитного
характера. За период с 1980 по 2000 гг. экспорт
машин и оборудования из промышленно развитых стран выр
2.2 Промышленно развитые страны в международных экономических отношениях
США в международных экономических отношениях. По размеру территории и численности населения США являются одной из крупнейших стран мира. По объему производства продукции и услуг США занимают первое место в мире.
В 2008 году ВВП США составлял 20,6% совокупного ВВП мира (по данным МВФ). Среднегодовые темпы экономического роста США в 1990-е годы оценивались в 2,2%, а с 1996 по 2000 г. - 4%, превышая соответствующие показатели остальных государств - членов «Большой восьмерки». Но с конца 2000 г. Они не превышают 1,5%.
Содействие и поддержка свободы экономической деятельности, поддержка конкуренции, ограничение монополий - ключевые задачи экономической политики, осуществляемой государственными органами США. Антимонопольная политика США служит примером для многих государств с рыночной экономикой. В 1980 г. В США был принят антитрестовский закон Шермана, ставший началом антимонопольной политики и до настоящего времени остающийся важным законодательным актом США.
Северная Америка. Особое положение по экономическим показателям в США занимает Северная Америка. В современном мире Северной Америке отводится значимое место. Она является одним из самых сильных в экономическом отношении регионов капиталистического мира, занимает в нем первое место как в области обрабатывающей и добывающей промышленности, так и по производству сельскохозяйственной продукции. Этому региону принадлежит около 41% капиталистического производства промышленных товаров и почти 40% продукции сельского хозяйства
Промышленность Северной Америки обладает большой, технически оснащенной материальной базой. Тем не менее, даже компании новейших сфер деятельности работают с недогрузкой; безработица постоянно растет.
Северная Америка - ведущий сельскохозяйственный регион мира, который не только обеспечивает свои потребности в продовольствии и технических культурах, но и имеет большие излишки для экспорта. По экспорту сельскохозяйственных продуктов это регион стоит далеко впереди всех остальных капиталистических стран (таблица 1).
Таблица 1.1 - Динамика экономических показателей США
Показатель |
Единицы измерения |
2008 г |
2009 г |
2010 г |
Отклонение |
Темп роста% | ||
2008 г./ 2009 г |
2009 г./ 2010 г |
2008 г./ 2009 г |
2009 г./ 2010 г | |||||
ВВП |
Млрд.USD |
14093.3 |
14256.3 |
14364.2 |
162.99 |
107.9 |
1.01 |
1.0007 |
Экспорт |
Млрд.USD |
1839.01 |
1570.8 |
1830.8 |
-268.2 |
260 |
0.85 |
1.17 |
Импорт |
Млрд.USD |
2537.8 |
1945.7 |
2329.5 |
-592.1 |
383.8 |
0.77 |
1.2 |
Отношения между Россией и США. Говоря об отношениях между Россией и США, важно не забывать, что торговля России с США, Канадой и Мексикой, составляет всего 4,5% всех внешнеторговых операций России. Экономические отношения с США тесно переплетены с политической составляющей. С приходом в 2008 году к власти нового президента - Барака Обамы - связывают большие надежды на перемены как в политической, так и в экономической сферах.
Канада в международных экономических отношениях. Канада является экономически высокоразвитым капиталистическим государством. По показателям развития, в том числе производительности труда и валовому продукту на душу населения, Канада уже не уступает США. Однако абсолютные величины валового национального продукта и промышленного производства в ней примерно в 11 раз меньше. Это и обуславливает соотношение сил, при котором Канада сохраняет свою экономическую и политическую зависимость от США.
Внешнеэкономические связи. Внешнеэкономические связи выступают значимым аргументом для экономической системы Канады. Экспорт минерального, лесного и сельскохозяйственного сырья определяет место государства в МРТ.
Основные черты социально-экономической модели Японии. Экономическая система Японии была целиком разрушена после Второй мировой войны. Перед японским правительством стояла задача в короткие сроки построить экономику заново. И это удалось. В экономической литературе появляется термин «японское чудо». В условиях индустриального общества японские власти действовали по принципу активного вмешательства правительства в экономику. Это стало главной отличительной особенностью экономической системы Японии в 1960-х. гг.
В 1955 г. В Японии был создан центр производительности, являющийся неправительственной организацией и функционирующий по трем основополагающим принципам, которые должны присутствовать в деятельности промышленных предприятий:
Рабочие нанимаются на работу на пожизненный срок;
Практикуется проведение совместных консультаций рабочих с руководством предприятий;
Достигнутый эффект распределяется между всеми участниками.
Во многом благодаря этим принципам центра производительности Япония вышла на передовые позиции в мировом производстве.
Кроме того, послевоенная Япония обладала такими традиционными и социально-экономическими преимуществами, которые давали возможность обеспечить высокую, невиданную способность адаптации к новым условиям развития: стабильность и устойчивость общества; высокая степень дисциплинированности японцев; высокий уровень образованности населения Японии; японское трудолюбие; минимальная дифференциация доходов; трудовые отношения, характеризующиеся взаимовыручкой; конкуренция, уравнивающая каждого.
Экономика Германии характеризуется хорошо развитой инфраструктурой и квалифицированной рабочей силой. В экономической системе Германии выделяется несколько специфических черт.
Экономика Германии организована по принципу социально-рыночной экономики, характеризующейся сочетанием социального баланса и рыночной свободы.
Данная экономическая модель предполагает в значительной мере свободные действия рыночных сил, однако, основной упор делается на социальном обеспечении. Концепция социальной рыночной экономики была впервые разработана и реализована Людвигом Эрхардом и Альфредом Мюллер-Армаком в 1947-1949 годах в целях послевоенного восстановления ФРГ.
В последнее время Германия испытывает определённые трудности в реализации модели социально-рыночного хозяйствования. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда и на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг значительных размеров. Так, если в США на налоги тогда отчислялось около 32% нераспределенной прибыли, в Великобритании - 45%, то в Германии этот показатель достигал 65%. На сегодняшний день ставка налога на нераспределенную прибыль в ФРГ составляет 50%.
Европейский союз: особенности современного этапа развития, сроки, направления и проблемы расширения. Европейский союз (ЕС) - группа государств (Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, Германия и др.), осуществивших интеграцию своих экономик, объединившихся в экономический союз в 1957 г. В ЕС образован единый внутренний рынок, сняты ограничения на свободное передвижение товаров, капитала, рабочей силы между странами, сформирована единая валютная система и введена в обращение единая денежная единица - евро.
Организационную структуру ЕС составляют Европейское сообщество и Европейское сообщество по атомной энергетике.
Большинство государств, которые недавно вступили в ЕС, находилось на этапе перехода от планового ведения хозяйственной деятельности к рыночной экономической системе (за исключением Словении и Кипра). Для того чтобы стать полноправными членами ЕС, эти государства провели реформы, ориентированные на организацию рыночных хозяйств.
Дальнейшее расширение ЕС будет продолжаться: ведутся переговоры с Хорватией, Турцией и Албанией. Однако некоторые страны выступают за временное приостановление процесса расширения, так как оно имеет не всегда однозначные последствия для обеих сторон.
В настоящее время уровень экономического развития членов ЕС неодинаков. Имеется тенденция роста разрыва в экономическом развитии, что является сильным препятствием для будущего процесса интеграции.
Большой разрыв в уровне социально-экономического развития между различными государствами обусловлен разной степенью конкурентоспособности национальных хозяйств. У стран, вступивших в ЕС недавно, как правило, более низкая конкурентоспособность. Это главным образом мешает осуществлять взаимовыгодные торговые действия. Для того чтобы сбалансировать конкурентоспособность между странами - членами ЕС, странами, недавно в него вступившими, и странами - кандидатами, потребуется достаточно долгий период. Об этом свидетельствует опыт предшествующих стадий расширения ЕС, когда речь шла о присоединении к нему менее развитых стран. Например, Испания стала полностью использовать единый таможенный тариф ЕС по промышленной продукции только через семь лет после ее вступления в ЕС.
Более развитые страны ЕС вносят в его бюджет (аграрный, региональный и социальный фонды) больше финансовых средств, чем получают оттуда, а государства с достаточно низким ВВП на душу населения (Греция, Португалия, Испания, Ирландия, Словения и др.) получают больше, чем вкладывают. Все страны - кандидаты резко уступают по ВВП на душу населения среднему уровню по ЕС.[8.90.10.]
Информация о работе Оль монополистической конкуренции в функционировании рынка