Оптимизация налоговой политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 15:42, реферат

Краткое описание

В последнее время внимание отечественных и иностранных ученых сосредоточенна на сложных, противоречивых и неоднозначно оцениваемых экономических и социальных процессах, которые происходят в постсоциалистических странах.При ясной общей направленности реформ тактика их проведения во многом остается дискуссионной.

Вложенные файлы: 1 файл

концепция.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

III. Раздел. Оптимизация налоговой политики предприятия.

3.1. Концепция  управления налоговой политики.

В последнее время  внимание отечественных и иностранных  ученых сосредоточенна на сложных, противоречивых и неоднозначно оцениваемых экономических и социальных процессах, которые происходят в постсоциалистических странах.При ясной общей направленности реформ тактика их проведения во многом остается дискуссионной. Причины этого очень разнообразны, но существуют две главные из них:

1) отсутствие опыта  масштабного перехода от командно-административной системы хозяйствования к развитой рыночной экономике;

2) отсутствие развитой  теории переходного периода.

Этот переход начался  в Украине с рекордной, по сравнению  с мировыми масштабами, инфляции, резкого  падения промышленного и сельскохозяйственного производства, катастрофического снижения реальных доходов населения, существенной деформации государственных финансов и очень большим дефицитом государственного бюджета. Такое начало обусловило специфику реформ в стране. Их реализация обеспечила в период с 1996 по 2000 гг. глубокие качественные трансформации в экономике. Были сформированы основные атрибуты национальной экономики, в настоящее время происходят такие изменения, как процесс расширения корпоративного и частного секторов, либерализируются хозяйственные связи, достигается относительная стабильность национальной валюты, обеспечивается товарная насыщенность рынка, создаются основы рыночной инфраструктуры.Рядом с этими успехами внедрения экономической реформы не была достигнута главная цель – рост производства, а без этого невозможны существенные сдвиги в социальной сфере, в повышении жизненного уровня значительной части населения. Промышленная политика не обеспечила ликвидацию недостатков в реформировании первичных субъектов хозяйствования, то есть предприятий. Главными препятствиями для увеличения объема производства стали:

- налоговое давление,

- брак оборотного средства,

- низкий спрос,

- высокие процентные  ставки.

С другой стороны, значительная часть предприятий не смогла адаптироваться к рыночным условиям через очень низкое качество менеджмента. Причем, если в сфере оперативного и текущего управления имеется большой опыт как на отечественном уровне, так и за границей, то относительно стратегического управления этого сказать нельзя.

Теоретические основы стратегического  управления, разработанные западными учеными, далеко не в полной мере отвечают реалиям постсоциалистических стран в целом, в Украине в частности. Это и разумеется, поскольку они строили свою теорию для стабильных экономик промышленно развитых стран, для которых характерны такие черты, как:

- относительная непредсказуемость  изменений внешней среды и  собственных ресурсов,

- хорошо отработанное  законодательное поле,

- высокая информационная  обеспеченность специалистов,

- структурированность  общества,

- адаптированность населения  к рыночным отношениям, его привычка  выполнять правила игры.

Эти характерные особенности  не присущи странам с переходной экономикой, поэтому использование в них в полном объеме указанной теории невозможно.

Современный этап трансформации  экономики Украины, в котором  наблюдаются элементы выхода из общесистемного кризиса, требует активного развития и внедрения стратегического управления на предприятиях. В научных исследованиях стратегического управления предприятием существуют не только не исследованные, а и не поставленные к этим порам проблемы. Так, например, в недостаточной мере разработаны концепции стратегического управления предприятием, адекватные условиям трансформирующейся экономики.

Первым положением может  быть следующее утверждение: в стратегическом управлении предприятием необходимо учитывать цикличность мирового экономического развития наряду с особенностями трансформаций экономики страны.

Экономика, подобно к  развитию мира, функционирует с определенными закономерностями, одной из которых является периодичность подъемов и спадов в производстве. Данное явление получило название «цикличность экономического развития». При чем учитывая высокую степень международного разделения труда, интегрированность мировой финансовой системы такие колебания задевают экономику не одной страны, а в той или иной мере экономическое развитие всех стран мира. Поэтому эффективное стратегическое управление предприятием без учета тенденций мирового развития невозможно.

Особенность условий  функционирования экономики Украины, как и других бывших членов СССР, состоит в изменении системы хозяйствования – переход от административно-командного механизма регулирования к рыночному с катастрофическим разрывом хозяйственных связей с вновь созданными государствами.

Изменения способа хозяйствования всегда происходят болезненно, а отсутствие четко спланированных действий (что наблюдалось в экономической политике Украины в первые годы независимости) приводит к трудным последствиям.

Следующим положением есть утверждение того, что как методологический базис для разработки методов, моделей, инструментов и методик стратегического управления следует использовать ситуационно-ресурсный подход.

В условиях нестабильного  поведения внешней среды, характерной для переходного этапа развития экономики, стратегия может быть сформулирована только в сценарной форме по такому принципу: что состоится, если события будут развиваться соответствующим образом. Поэтому альтернативные сценарии характеризуют будущие возможности с точки зрения исследовательского стратегического планирования, отражаясь при этом, как на исходную, так и на конечную информацию при принятии решений. Алгоритмы же построения процедур нормативного стратегического планирования призваны устранить присущий такому подходу элемент пассивности, четко и однозначно определяя минимально допустимые границы предельных размеров разнообразных экономических показателей, которые обеспечивают достижение желательных целей.

Третьим положением концепции эффективного стратегического управления предприятием в условиях переходной экономики необходимо выделить следующее утверждение: в процессе стратегического управления предприятием следует обратить внимание на характеристики подхода к макростабилизации, используемые в стране, поскольку они во многом определяют методы, модели и инструменты принятия решений.

В странах с преимущественно  рыночными экономиками широко используются два вида макроэкономической стабилизации. Это – ортодоксальный и гетеродоксальный подходы. Иногда используется комбинация этих двух подходов. В целом же их применение в странах с переходной экономикой не дало ожидаемого эффекта, тем не менее это не исключает использование данных подходов как временных мероприятий.Более перспективным представляется структурно-производственный (производственно-экономический) подход, который направлен на поддержку активной экономической роли государства не только в форме финансового регулирования, но и путем прямого влияния на условия и процессы воспроизводства, в том числе путем сохранения управления в ключевых секторах экономики, активную структурную и инвестиционную политику государства и т.п.Анализ характеристик этих подходов показывает, что каждый из них накладывает свои собственные ограничения на деятельность промышленного предприятия, в особенности на стратегическом интервале времени. Это не может не влиять на методы, модели и инструменты стратегического управления предприятием.В условиях трансформационной экономики горизонт стратегического управления значительно сокращается, поэтому предлагается его ограничить 3-5 годами в зависимости от области основной деятельности предприятия. Для экономики переходного периода характерны более высокая степень неуверенности экономических процессов, невозможность однозначного прогнозирования будущего развития событий. Тем не менее неуверенность экономической ситуации говорит отнюдь не о невозможности планирования на достаточно продолжительный период времени, а лишь о необходимости разработки соответствующих методов, которые обеспечивают принятие управленческих решений в современных условиях.Технология стратегического управления, которая понимается как система знаний о методах и средствах сбора, передачи, обработки информации, о принятии стратегических решений, а также контроле за их выполнением, является неотъемлемой частью теории стратегического управления промышленным предприятием наряду с категориальным и методологическим базисами и системой принципов.

Особенности переходной экономики накладывают свой отпечаток на концепцию стратегического управления промышленным предприятием. Специфика этого этапа развития заставляет по-иному подойти к рассмотрению основных аспектов этой проблемы.

Система стратегического  управления в переходный период не может быть нацелена на обоснование только какого-либо одного наилучшего решения, как это было принято в старых условиях функционирования предприятий. Поэтому целью такого управления становится рассмотрение не одной, а целой гаммы возможных альтернатив поведения предприятия при разнообразных значениях внешних и внутренних факторов.Таким образом, практическое использование указанной выше концепции стратегического управления предприятием разрешит перевести стихийное развитие отдельных предприятий в научно управляемое, что стабилизирует ситуацию в экономике страны. Предложенная концепция учитывает особенности переходной экономики и современные направления развития теории менеджмента. Учитывая эти направления и результаты анализа объектов стратегического управления, процессов, которые определяют их функционирование, и противоречий, которые являются источником развития, были сформулированы базовые принципы стратегического управления предприятием. Система этих принципов была положена в основу теоретического базиса стратегического управления.

Принцип рефлексии. Эффективность  стратегических решений определяется не только степенью оценки объективных факторов, но и тем, как учитываются интересы субъектов с их рефлексиями. Последние отражают понимания того, как воспринимают ценности, интересы лица, принимающего решение, другие исполнители из данной системы. Кроме того, необходимо учитывать интересы субъектов из внешне относящейся системы среды на принятые решения. При этом, если принять во внимание, что предприятие или другая организационная форма экономической деятельности в основном управляется человеком с его субъективными интересами и особенностями, то принцип рефлексии должен быть признан одним из основных при подготовке стратегических решений. Его применение выходит далеко за рамки моделирования. Он может использоваться при определении достоверности и ценности информации на этапе стратегического мониторинга, при стратегическом анализе компонентов внешней среды, разработке планов влияния на внешнюю среду.

Применение этого принципа разрешает  априори очертить круг методов моделирования, которые могут быть использованы при стратегическом управлении промышленным предприятием.

Принцип самоорганизации. Предприятие как система может  функционировать не только уменьшая нежелательные отклонения, но и увеличивая желательные с помощью положительной обратной связи. Система, которая использует принцип самоорганизации, находит в флюктуациях внешней среды полезные для себя стимулы и усиливает их в контурах с положительной обратной связью. Самоусиление идет, где происходит возникновение новых отрицательных связей, которые стабилизируют систему, то есть происходят структурные изменения, которые ведут к новому уровню гомеостазиса или к колебаниям. Система самоорганизуется, если про ее элементы можно утверждать, что они сами принимают решение. В результате между элементами возникают некоторые относительно устойчивые объединения, которые дают им определенные преимущества.Анализ конкретных примеров таких систем дает возможность выделить принцип самоорганизации, которая разрешает обнаружить механизм автономной циклической самоподдержки и запустить его для катализации целенаправленной самоорганизации Он имеет в виду осознанный учет тенденций, которые органически присущий человеческим коллективам. Такая трактовка принципа самоорганизации используется в теории систем и может быть применена при разработке инструментов и методов стратегического управления.Принцип ограниченной рациональности. Как отмечается в, основное дестабилизирующее влияние на сформированную парадигму принятия решений в экономических системах создает идея об ограниченной возможности лица, принимающего решение (ЛПР), перерабатывать информацию, а таким образом, ограниченность в реализации принципа «полной рациональности». Кроме того, при принятии стратегических решений ЛПР имеет дело с очень специфической информацией, которая по определению не может быть полностью достоверной и достаточной. С другой стороны, сам факт принятия «рационального» решения не является гарантией его выполнения элементами системы. До сих пор не существует удовлетворительной и полной модели рационального поведения. Среди типичных недостатков подхода, основанного на принципе «полной рациональности», следует выделить такие:

- менеджеры стремятся  принимать чрезмерно детализированные  стратегические решения, основанные на критерии оптимальности, то есть исключающие альтернативность;

- ЛПР принимают решение, исключающее  параллелизм и конкурентность  между подразделами того же  предприятия при разработке новых  образцов продукции и т.п.;

- ЛПР не стремятся использовать творческие возможности каждого рабочего, а требуют жесткого соблюдения инструкций на всех уровнях управления сверху вниз.

Отсюда вытекает целесообразность использования при стратегическом управлении принципа «ограниченной рациональности», при котором решение вырабатывается на основе прогнозной информации и знаниях о тенденциях изменения экономических интересов элементов, составляющих систему и компоненты внешней среды. Эти решения подлежат корректировке по мере поступления новых данных к моменту начала реализации решения и дальнейшей адаптации в походке реализации. Этот принцип накладывает ограничения на применимость классических моделей исследования операций и теории оптимального управления для разработки инструментов и методов стратегического управления.

Принцип самоопределения. Предприятие является открытой системой, поскольку его функционирование невозможно без взаимодействия с внешней средой, под которым понимается совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на предприятие, а также тех объектов, чьи свойства изменяются в результате работы предприятия. Соотношение активности прямого и косвенного влияния разное. Если влияние системы на среду незначительное, то говорят о доминировании среды над системой. Высокоорганизованные адаптивные системы имеют такую способность изменять внешнюю среду, чтобы изменение собственного поведения системы не была необходимой. Они способны адаптировать внешние условия для достижения собственных целей. Эти системы реализуют принцип самоопределения, который состоит в том, что система сама по себе не только определяет свое положение в внешнем мире (внешней среде), но и оценивает свое влияние на эту среду, то есть является активным ее элементом. Противоположным данному является принцип пассивизма, если система отказывается влиять на внешний мир.Специфичность стратегического управления выражается, в частности, в потому, что оно немыслимо без взаимодействия с элементами внешней среды. Поэтому инструменты и методы стратегического управления предприятием должны разрабатываться на базе принципа самоопределения.Принцип диверсификации. Этот принцип предполагает, с одной стороны, одновременное развитие разнообразных видов средств производства, а с другого – концентрацию разнообразных видов деятельности. Его сущность состоит не только в диверсификации производства, в объединении разнообразных областей и видов материального производства в одном предприятии, но и в включении у него сфер и видов деятельности непроизводственной сферы, в частности финансовой, сферы услуг и т.п. Этот принцип в своей материальной реализации направлен как на привлечение в оборот несвязанных ресурсов предприятия, так и может оказывать содействие эффективному перераспределению ресурсов между разнорентабельными видами деятельности, наиболее полному использованию производственного потенциала, занятости населения.

Информация о работе Оптимизация налоговой политики предприятия