Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 19:46, курсовая работа
Целью данной работы является изучение организационных аспектов бухгалтерского управленческого учета.
Задачами курсовой работы является:
- изучить теоретические основы организации управленческого учета;
- рассмотреть основные аспекты управленческого учета.
Объектом исследования является бухгалтерский управленческий учет.
Предмет исследования – изучение теории и практики управленческого учета.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.1 Система управленческого учета на предприятии: предпосылки создания, сущность и его значение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.2 Основные различия и сходства между управленческим и бухгалтерским (финансовым) учетом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.3 Варианты организации управленческого учета: автономная и интегрированная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
2.1 Калькуляция себестоимости в управленческом учете. . . . . . . . . . . . . . . .22
2.2 Центры ответственности в управленческом учете . . .. . . . . . . . . . . . . . . 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . .
От чего же зависит степень задействованности бухгалтерии в управленческом учете? Для того чтобы в этом разобраться, надо четко представлять, чем отличается управленческий учет от бухгалтерского, и какие варианты организации управленческого учета уже выработала практика.
Суть системы управленческого
учета заключается в
Бухгалтерия же обычно готовит внешнюю отчетность: налоговую, статистическую, бухгалтерскую (в некоторых компаниях – в том числе по МСФО).
Однако для управленческих решений данных бухгалтерского учета бывает недостаточно. Управленческий учет готовит информацию для принятия решений внутренним пользователем: руководством компании или линейными менеджерами. Бухгалтерия же работает на внешнего пользователя, прежде всего на госорганы.
Рассмотрим различия и сходства между управленческим и финансовым учетом.
Таблица 1- Основные различия между управленческим и финансовым учетом
Сравниваемый показатель |
Управленческий учет |
Финансовый учет |
Цель учета |
Формирование полной и достоверной информации для администрации организации и ее структурных подразделений |
Формирование полной и
достоверной информации для составления
финансовой отчетности, как для внутренних,
так и для внешних |
Пользователи информации |
Управленческий персонал
организации и структурных |
В основном внешние пользователи |
Обязательность ведения |
Не обязателен, вводится по решению администрации |
Обязателен |
Объекты учета и отчетности (масштабы учета) |
Структурные подразделения, центры ответственности |
Организация в целом |
Способы учета |
Использование элементов метода БУ не обязательно, используются методы количественных оценок |
Использование всех элементов метода БУ обязательно |
Правила ведения (принципы) учета |
Устанавливаются организацией, внутрифирменные принципы и методы |
Используются общепринятые правила учета |
Юридические требования |
Не обязательны |
Обязательны |
Степень точности |
Показатели могут иметь приближенный характер |
Высокая степень точности |
Измерители |
Более широко используются натуральные и трудовые показатели |
Натуральные, трудовые и
обязательно стоимостные |
Способы группировки |
По статьям калькуляции |
По элементам затрат и, при необходимости, по статьям калькуляции |
Периодичность |
Любая: смена, день, неделя, месяц и т.д. |
Месяц, квартал, год |
Временные рамки |
Прошлое и будущее |
Только прошлое |
Валюта, в которой ведется учет |
Может быть любой |
Только рубли |
Ответственность за достоверность и своевременность |
Предусматривается только дисциплинарная ответственность |
Установлена; за неправильное ведение руководители несут как административную, так и уголовную ответственность |
Доступность информации |
Является коммерческой тайной |
Доступна пользователям |
Сходства:
Для чего нужен управленческий учет? Прежде всего, для анализа себестоимости и рентабельности, а также для оценки текущих результатов деятельности как компании в целом, так и в разрезе по отдельным видам продукции. Такой анализ позволит не только определить прибыльность того или иного направления, но и послужит основой для разработки возможных альтернативных путей развития.
Кроме того, управленческий учет служит базой для эффективного контроля и планирования деятельности компании. Ведь никакое прогнозирование невозможно без адекватной оценки прошлого и настоящего. Отметим и еще одно направление управленческого учета – оперативный учет задолженностей и расчетов с контрагентами .
Управленческий учет решает три основные задачи:
1) определение долгосрочной бизнес-стратегии развития предприятия,
2) оптимизация
использования ресурсов
3) раскрытие
той или иной информации для
собственников и ведущих
То есть управленческий учет призван выполнять не только задачи, так сказать, текущего момента, но и работать на перспективу. И в этой связи хочется отметить, что большое значение имеет подготовка людей, которые занимаются управленческим учетом.
1.3 Варианты организации
управленческого учёта:
Организация на предприятии системы управленческого учета, занимающегося учетом и анализом издержек производства, предполагает отделение счетов по их учету от общей системы счетов. По существу, речь идет о создании специального счетного плана, используемого бухгалтерским управленческим учетом, или о вьщелении в общем плане специальных разделов, обобщающих счета управленческого учета. В других странах этот вопрос решается по-разному. В нашей стране, как известно, выбран второй путь. В настоящее время существует несколько основных способов организации управленческого учета. Различие в методах и целях управленческого и финансового учета не исключает необходимости информационной взаимосвязи между ними. Такую связь предполагает План счетов, который исходит из возможности учета затрат на производство внутри единой системы бухгалтерского учета (финансового и управленческого) или обособленно с применением специализированной системы бухгалтерских счетов. Таким образом, допускается возможность существования однокруговой (интегрированной) и двухкруговой (автономной) систем организации учета. Базироваться они должны на принципах:
1. согласованность с общими
принципами формирования организационно-
2. использование имеющейся информационной базы;
3. соответствие целей и задач управленческого учета стратегии деятельности предприятия;
4. доходы от внедрения управленческого учета должны быть значительно выше, чем затраты на организацию учета .
Инструкция по применению Плана счетов рекомендует использовать сч. 20 — 29 для группировки расходов по статьям, местам возникновения и другим признакам, а также для исчисления себестоимости продукции (работ, услуг), а сч. 30 - 39 - для учета расходов по элементам. Взаимосвязь учета расходов по статьям и элементам осуществляется с помощью специально открываемых отражающих счетов-экранов. Состав и методику использования сч. 30 - 39 при таком варианте учета организация устанавливает исходя из особенностей деятельности, структуры, методов управления на основе рекомендаций Минфина России. Некоторые специалисты полагают, что это позволит выделить счета управленческого учета, хотя методических рекомендаций Минфин России в настоящее время пока не издал.
1. Интегрированное ведение учета. Единая система счетов — традиционный вариант для российского бухгалтерского учета. Он хорошо знаком и применяется на практике. Конечный результат деятельности организации определяется путем вычитания из выручки от продаж (без НДС) расходов на продажу и присоединения к полученному результату разницы прочих доходов и расходов. Для выявления финансового результата в пределах года в этом случае требуется закрытие всех основных счетов бухгалтерского учета. Интегрированная система обычно функционирует без использования специальных счетов управленческого учета, а используется единая система счетов и бухгалтерских проводок. Для целей управления она группирует информацию финансового учета в специальных накопительных регистрах, дополняя ее своими данными и результатами расчетов.
Для сохранения коммерческой тайны на счетах бухгалтерского учета регистрируется лишь сальдо, а обороты, показывающие хозяйственные операции, отражаются в системе управленческого учета[3,379].
Такой вариант учетной технологии предполагает, что счета управленческого и бухгалтерского учета, отражающие затраты на производство, ведутся в бухгалтерском учете без обособления калькуляционных счетов в систему управленческого учета. При этом обеспечивается прямая корреспонденция счетов расходов и доходов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами бухгалтерского учета.
Дальнейшее совершенствование интегрированной системы связано с выделением для каждого элемента затрат специальных счетов управленческого учета. Инструкция по применению Плана счетов разрешает самим организациям определять состав и методику использования сч. 20 - 39. В третьем разделе Плана счетов «Затраты на производство» можно открыть счета: 30 «Материальные затраты», 31 «Затраты на оплату труда», 32 «Отчисления на социальные нужды», 33 «Амортизация», 34 «Прочие затраты», 37 «Отражение общих затрат». По дебету сч. 30 в корреспонденции со счетами 10 «Материалы», 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками« отражается стоимость израсходованных на производство материалов, покупной энергии, выполненных сторонними организациями работ промышленного характера, материальные составляющие других расходов в корреспонденции с соответствующими счетами. К сч. 30 открывают субсчета по видам и направлениям материальных затрат. По дебету сч. 31 в корреспонденции со счетами 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 96 «Резерв предстоящих расходов и платежей» отражаются суммы начисленной заработной платы, включая премии и другие формы оплаты труда персонала организации. В дебет данного счета относятся также начисления в резервы предстоящей оплаты отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и др. К этому счету необходимо открыть субсчета, характеризующие виды и направления начислений на оплату труда.
По дебету сч. 32 в корреспонденции со сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» отражаются суммы, начисленные для формирования пенсионного фонда и других аналогичных фондов социальной защиты. Если отчисления на социальные нужды приобретают форму социального налога, то сч. 32 корреспондирует с кредитом сч. 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам». Предстоящие социальные выплаты, которые раньше осуществляли за счет прибыли, остающейся в распоряжение организации, по решению собственника или его представителей отражаются по дебету сч. 32 в корреспонденции со сч. 96 «Резервы предстоящих расходов». К сч. 32 необходимо открывать субсчета по видам отчислений на социальные нужды.
По дебету сч. 33 в корреспонденции со сч. 02 «Амортизация основных средств», 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов» отражаются расходы организации на амортизацию, начисленные в соответствии с принятыми ею методами и нормами амортизации.
По дебету сч. 34 в корреспонденции со сч. 60, 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты» и другими счетами отражают расходы, которые не нашли отражения на других счетах по учету расходов по экономическим элементам, так как они не относятся ни к одному из таких элементов. Открытие субсчетов к сч. 34 обязательно, так как расходы, отражаемые на счете, слишком разнородны.
Ежемесячно счета по учету элементов затрат закрывают записью:
Д-т сч. 37, К-т сч. 30, 31, 32, 33, 34.
Предложенное построение интегрированной системы учета не потребует значительных дополнительных затрат, так как существующая на предприятии бухгалтерская служба кроме традиционной задачи формирования внешней отчетности расширит востребованность имеющейся бухгалтерской информации для внутрипроизводственных целей. Интегрированная система учета подходит для внедрения управленческого учета на предприятиях малого бизнеса.
Развитая интегрированная система обеспечивает динамичность учета, его приспосабливаемость к производственным условиям. Данная система находит применение в небольших организациях, где ограничены возможности контроля затрат и не допускаются различные оценки.
Таким образом, основной целью разработки, создания и внедрения ин- тегрированной системы учета являлось обеспечение руководства холдинга полной, достоверной, оперативной информацией для анализа и принятия грамотных управленческих решений. Кроме того, необходимо было устра- нить выявленные недостатки в постановке и организации бухгалтерского учета на предприятиях холдинга.
2. Автономная система
широко используется на
Отражающие счета предназначены для переноса важной для управленческого учета информации из финансовой бухгалтерии в управленческую, и наоборот. Для учета расходов на продажу выбраны свободные коды счетов (счета-экраны). Финансовая бухгалтерия занимается лишь синтетическим учетом издержек, а потому содержит информацию об общей сумме расходов на продажу, не учитывая места их возникновения. Управленческая бухгалтерия детализирует эту информацию на счетах расходов на продажу и доходов, отражаемых в финансовой бухгалтерии в соответствии с потребностями управленческого учета[3,385].
В результате получают обобщенную и детализированную информацию о затратах в калькуляционном разрезе, по структурным единицам и другим параметрам. На счетах расходов на продажу по видам товаров расходы группируют и детализируют в разрезе статей, носителей, с выделением нормативных расходов и отклонений от норм. Аналогичную группировку можно произвести и по центрам ответственности. Счет 37 объединяет постоянные затраты организации, относимые в уменьшение маржинальной прибыли того отчетного периода, в котором они возникли. В большинстве случаев их распределяют по местам возникновения. На счетах перераспределения доходов и расходов учитывают данные о переносе всех или части затрат из системы управленческого учета в финансовую бухгалтерию и обратно. Аналитический учет на этих счетах ведут нарастающим итогом с начала отчетного года, а по его окончании все счета закрывают. Использование переходных счетов позволяет определить финансовый результат в пределах года в основном поданным управленческого учета без закрытия всех счетов финансовой бухгалтерии. Этим создаются условия для эффективного бизнес-планирования.
Информация о работе Организационные аспекты бухгалтерского управленческого учета