Организация аналитической работы на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 16:06, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данного вопроса обусловила развитие методик оценки финансового состояния предприятий. Эти методики направлены на экспресс оценку финансового состояния предприятия, подготовку информации для принятия управленческих решений, разработку стратегии управления финансовым состоянием.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и лиц), заинтересованных в результате его функционирования.

Вложенные файлы: 1 файл

Образец.docx

— 37.01 Кб (Скачать файл)

У каждого предприятия – своя комбинация названных факторов (в соответствии с особенностями производимой продукции, величиной годового объёма производства, а также внешними условиями функционирования предприятия). Отдельные факторы в разной степени значимы для разных предприятий. Внутренние факторы предприятия формируются, прежде всего, его руководством. Однако в отдельных случаях нельзя не учитывать и роль трудового коллектива, особенно это характерно для больших предприятий с многолетней историей.

Особое значение имеет проведение всестороннего анализа внутренних факторов для принятия управленческих решений на предприятии: оно позволяет увидеть границы производственных и сбытовых возможностей предприятия при краткосрочном планировании и определить те работы по преобразованию производства, выполнение которых обеспечит максимальный хозяйственный эффект в отдалённом будущем.

При проведении анализа рыночной позиции предприятия целесообразно составлять SWOT-матрицу, в которой сформулированы рыночно значимые сильные и слабые стороны предприятия, его возможности, экономические угрозы

Анализируя положение предприятия, определяют его сильные и слабые стороны, а путём прогнозирования будущего выявляют возможности продолжения деятельности предприятия и экономические угрозы для него. SWОT-матрица представляет собой наглядный материал для планирования предприятием дальнейшей деятельности по преодолению его недостатков (слабых сторон) и использованию его рыночных преимуществ (сильных сторон) с учётом выявленных возможностей предприятия и угроз для него.

Результаты анализа рыночной позиции предприятия и выявления наиболее существенных факторов, формирующих его бизнес-среду, – это необходимая основа для принятия оптимальных управленческих решений в нелёгкой борьбе за более выгодное положение предприятия на рынке, за стабилизацию его финансового состояния и уверенность работников предприятия в успехе их деятельности в ближайшем будущем.

Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами

Производство любого вида продукции (работ, услуг) связано с использованием материальных ресурсов. Рост объемов продукции и улучшение качества в значительной степени зависят от обеспеченности хозяйствующего субъекта материальными ресурсами и эффективности их использования.

Взаимосвязь между показателями можно отразить в формуле:

V = МЗ * Мо или V = МЗ * (1 / Ме)

где: V – объем продукции; МЗ – сумма материальных затрат; Мо – материалоотдача продукции; Me – материалоемкость продукции.

Своевременное поступление и эффективное использование материальных ресурсов обеспечивает бесперебойную, ритмичную работу, выполнение бизнес-плана и увеличение прибыли. Необоснованный излишек может приводить к замедлению оборачиваемости оборотных средств, что ухудшает финансовое состояние. Особенностью российской хозяйственной практики является то, что многие хозяйствующие субъекты создают запасы в виде высоколиквидных средств (бензин, спирт, т. п.). Отсюда следует, что хозяйствующий субъект должен иметь оптимальный запас материальных ресурсов по количеству, качеству, ассортименту. Исходя из технологического процесса и других особенностей производства, сами определяют норму расхода, норму запасов, выявляют ненужные материалы с точки зрения ассортимента выпуска, определяют меры по их реализации.

Анализ обеспеченности хозяйствующего субъекта материальными ресурсами начинают с сопоставления планируемой потребности в материалах с учетом запасов их на начало года, остатков на конец, потребности на ремонт с данными о фактическом поступлении материалов на склад предприятия.

Большинство промышленных предприятий имеет широкий ассортимент потребляемых материалов, поэтому анализ обеспеченности материалами осуществляется по важнейшим видам, которые определяют ее выпуск.

Вначале дается оценка качества плана МТС (материально-технического снабжения). Проверку реальности планов начинают с изучения норм и нормативов, которые положены в основу роста потребности в материальных ресурсах.

Полная обеспеченность потребности в материальных ресурсах источниками покрытия является условием бесперебойной работы.

Источники покрытия делятся на две группы: внешние и внутренние. К внешним источникам относят материальные ресурсы, поступающие от поставщиков в соответствии с заключенными договорами, либо ресурсы на оптовых базах. К внутренним источникам покрытия потребности относят использование вторичного сырья, сокращение отходов сырья, собственное изготовление полуфабрикатов (упаковок, заготовок, литье), экономия при хранении, транспортировке.

При определении реальной потребности в завозе материалов со стороны необходимо рассчитать общую потребность в определенном виде материалов (Qобщ.мр), которая формируется как сумма потребности в материальных ресурсах на программу выпуска (Qпв.мр), откорректированная на изменение остатков материалов на начало (Qнг.мр) и конец (Qкг.мр) года, плюс потребность в материальных ресурсах на капитальный ремонт (Qкр.мр) и других вспомогательных служб (Qвц.мр):

Qобщ.мр = Qпв.мр + Qнг.мр – + Qкг.мр + Qкр.мр + Qвц.мр

Реальная потребность в завозе материальных ресурсов со стороны равна разнице между общей потребностью и суммой собственных внутренних источников покрытия.

В процессе анализа проверяется обеспеченность потребности в завозе материальных ресурсов договорами на их поставку и фактическим выполнением поставки материальных ресурсов.

На основании данных бизнес-плана и оперативно-технической отчетности отделов снабжения составляется аналитическая таблица, которая позволяет оценить обеспеченность потребности в материальных ресурсах договорами и фактическим их выполнением.

Объектом анализа является комплексность снабжения, т.е. соблюдение определенных соотношений между важнейшими видами материальных ресурсов. Нарушение комплексности снабжения, как правило, приводит к нарушению сроков изготовления, нарушению ассортимента и возможному снижению объема выпуска. Большое значение в анализе уделяется выполнению задания по срокам поставки материалов, которые определяют ритмичность выпуска. Нарушение сроков поставки материалов ведет к нарушению ассортимента, снижению объема выпуска.

Бесперебойная работа хозяйствующего субъекта невозможна без создания оптимальной величины запасов на осуществление программы выпуска. В процессе анализа определяется соответствие фактического размера запасов важнейших видов сырья и материалов нормативным размерам. С этой целью на основании данных о фактическом наличии материальных ресурсов в натуральной форме и среднесуточном их расходе определяют фактическую их обеспеченность материалами в днях и сравнивают ее с нормативной величиной.

На многих хозяйствующих субъектах устанавливается норматив производственных запасов в материальных ресурсах не только в днях, но и в абсолютном выражении.

В условиях рыночной экономики товарный ассортимент постоянно меняется, отражая состояние потребностей на данный момент времени. Вследствие чего у хозяйствующих субъектов могут возникнуть излишки запасов сырья, материалов или выявлены ненужные материалы. Излишки и невостребованные материалы, исходя из товарного ассортимента, определяют по данным складского учета путем сравнения прихода и расхода. Те виды материалов, которые оказались невостребованными в течение года и более, относят в группу неходовых (ненужных). Определяют общую стоимость и меры по их реализации.

Большое влияние на объем выпуска оказывает качество потребляемых материальных ресурсов. Изменение качества определяет выход продукции. Снижение качества потребляемых материальных ресурсов ведет к поломкам оборудования, нарушению норм расхода материала, увеличению себестоимости, снижению качества готовой продукции. Поэтому при анализе обеспеченности материальных ресурсов следует проверить качество поступивших в отчетном периоде материалов, выяснить причины поступления материалов пониженного качества, выяснить, какие меры были приняты отделом снабжения для получения материалов надлежащего качества. Анализ качества осуществляется выборочной проверкой, по результатам проверки составляют акты приемки материалов, не соответствующих предъявленным требованиям, что является основой для предъявления санкций и претензий к поставщикам.

 

Истоки экономического анализа

Теория, методология, методика, способы и приемы экономического анализа складывались постепенно. Аналитико-синтетический процесс, касающийся общественных явлений, явлений производства и обмена, социально-экономического устройства общества привел человеческую мысль к тому, что само производство подчинены каким-то могущественным общественным факторам и глубинным законам общественного развития.

История экономической науки уходит в древние века (учение мыслителей Древнего Востока - Конфуций и др.; Древней Греции - Ксенофонт, Платон, Аристотель; Древнего Рима - Варрон, Сенека и др.) В средние века появилось само понятие "политэкономия". Эта дефиниция была введена в научный оборот французом Антуаном Монкретьеном де Ваттевилем в его книге "Трактат по политической экономии" (1615 г.) Далее развитие политическая экономия получила в трудах У. Петти, Д. Рикардо, А. Смита, С. Сисмонди и др.

Возникновение бухгалтерского учета уже в то время, требующее солидных профессиональных знаний, свидетельствовало о достаточно высоком практическом уровне развития прикладного экономического анализа. Это порождает необходимость создания контрольных органов, осуществляющий "надзор" за правильностью ведения бухгалтерского учета, за правильностью составления баланса, отчета о финансовых результатах и анализа этих результатов. Данные контрольные функции выполняются специальной аудиторской службой.

Аудит трактуется по свей сути, назначению и содержанию как анализ финансово-хозяйственного состояния. Возникновение аудита относят к периоду формирования бухгалтерского учета как отрасли специальных научных знаний. Свидетельство об этом содержится в труде итальянца Луки Пачиоли (1445-1515) "Трактате о счетах и записях".

Экономический анализ как наука сформировался сравнительно недавно. В этом отношении он отличается от статистики и бухгалтерского учета, которые имеют многовековую историю. По истории развития бухгалтерского учета и статистики имеется достаточно солидная литература дореволюционного и послереволюционного периода, тогда как по анализу хозяйственной деятельности нет фундаментальных трудов вплоть до 20-30-х годов ХХ века. Однако, в дореволюционной России имелись отдельные аналитические разработки, которые относились ко времени зарождения капиталистических отношений.

 

Экономический анализ в условиях царской России

Как и в других капиталистических странах, анализ в дореволюционной России был направлен в первую очередь на оценку финансового состояния предприятия и изыскание средств получения максимальной прибыли. Он использовался как инструмент управления частнокапиталистическими предприятиями и в интересах предпринимателей. Анализировались финансовые возможности предприятий, изыскивались средства борьбы с конкурентами. Такой анализ основывался на доступных данных внутри отдельных предприятий, результаты были доступны ограниченному кругу особо доверенных лиц. Показатели и выводы такого внутреннего анализа строго засекречивались и не могли быть объектом научных обобщений. В этом отношении примечательно высказывание С.О. Загорского - исследователя трестов и синдикатов: "Официальные исследования и официальная статистика у нас отсутствуют, деятели же синдикатов и трестов придерживаются традиционного отрицательного отношения предпринимателя к научным исследованиям относительно их деятельности и не любят допускать нескромные взоры исследователей к своим материалам".

Анализ хозяйственной деятельности частнокапиталистических предприятий и их монопольных объединений сводился преимущественно к анализу ликвидности баланса, к оценке статей актива и пассива. Но здесь возникали существенные трудности в связи с тем, что некоторые отрасли промышленности России действовали совместно с иностранным капиталом. Бухгалтерский учет и отчетность велись не только по образцам немецких, английских и французских предприятий, но и зачастую на немецком, английском и французском языках. Как правило, балансы не всегда отражали настоящее положение дел. Подлинные балансы составлялись в правлениях в Берлине, Лондоне и Париже.

Иначе обстоит дело с анализом деятельности в государственном, частном и кооперативном секторах царской России.

Типичным образцом государственной промышленности и торговли являлась спиртоводочная отрасль, которая была монополизирована. Этот повышенный интерес к "питейному делу" объяснялся просто - введение винной монополии увеличивало прежние доходы царской казны более чем на 50% (акцизные и патентные сборы).

Методику анализа государственной промышленности и торговли, ее важнейшие черты можно охарактеризовать таким образом:

1. Доходы и расходы  анализировались в целом и  в подразделении на статьи; доходы  разбивались на 9 статей, расходы - на 32. Чистая прибыль показывалась 5 позициями.

2. Статьи расходов объединялись в 4 группы, которые, в свою очередь, входили в 2 раздела: расходов, не зависящих от хозяйства и распоряжений местных управлений, и расходов, более или менее зависящих от них.

3. Доходы, расходы и чистая  прибыль выражались в абсолютных  и относительных величинах.

4. Абсолютные и относительные  показатели о доходах, расходах  и чистой прибыли (в постатейном  разрезе) изучались в динамике (за  три смежных года).

5. За отчетный год абсолютные  и относительные показатели расходов  по (статьям) давались по каждой  губернии. Кроме того, расходы анализировались  по 9 группам губерний в зависимости  от очереди установления в  них монополий на торговлю.

6. В текстовых пояснениях  содержались выводные и дополнительные  таблицы.

Достаточно высоким для того времени уровнем отличался и анализ деятельности в потребительской кооперации дореволюционной России. Кстати, заметим, что эта форма кооперативной деятельности была в тогдашней экономике весьма заметной. Так, только в Московской губернии в 1912 г. действовало494 кооператива (городские всесословные, фабрично-заводские, железнодорожные, сельские, рабочие - независимые). К тому же численность их постоянно возрастала, что было засвидетельствовано в ежегодниках Московского союза потребительских обществ.

Необходимость анализа, естественная потребность в нем обусловливались самой формой кооперативной собственности (регулярная отчетность перед членами кооператива о результатах своей хозяйственно-финансовой деятельности).

Пример методики анализа торговых расходов, судя по ежегодникам МСПО за 1914-1916 гг. сводится к следующему:

1. Относительный уровень  торговых расходов выражался  в процентах к розничному обороту.

2. Анализ издержек производился  по статьям и по группам. В  качестве групп выделялись: а) содержание  администрации (включая жалованье  всех торговых работников); б) содержание  помещений; в) расходы на погашение  и ремонт; г) упаковочный материал, товарные потери и проценты  по займам и залогам.

Информация о работе Организация аналитической работы на предприятии