Организация бухгалтерского учета денежных средств и расчетов на предприятии ООО «Махаон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение учета денежных средств и расчетных операций, анализ движения денежных средств и расчетов.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
определить понятие и функции денежных средств;
определить понятие и формы расчетов;
изучение организации бухгалтерского учета операций с денежными средствами и расчетных операций на анализируемом предприятии;
проанализировать структуру, динамику и оборачиваемость денежных средств и расчетов;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….
Глава 1. Методологические основы бухгалтерского учета денежных
средств и расчетов……………………………………………………………………
1.1. Понятие, содержание, классификация денежных средств и расчетов…
1.2. Основные правила учета денежных средств и расчетов.
Принципы учёта расчётов…………………………………………………………….
Глава 2.Организация бухгалтерского учета денежных средств и
расчетов на предприятии ООО «Махаон»………………………………………..
2.1. Краткая характеристика ООО «Махаон»…………………………………..
2.2. Учетная политика предприятия ООО «Махаон»……………………….....
2.3. Особенности отражения в учете операций с денежными
средствами и по расчетам на предприятии ООО «Махаон»………………………..
2.4. Анализ денежных средств и расчётов в ООО «Махаон»…………………
Заключение……………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

багдасаров диплом учет денежных средств и расчетов.rtf

— 969.84 Кб (Скачать файл)

Сумма проставляется цифрами в соответствующей рамке в верхней части документа и прописью в строке «Сумма», за исключением копеек. Ордер также подписывает сотрудник, получивший наличные деньги. Получатель собственноручно чернилами или шариковой ручкой в строке после слова «Получил» записывает полученную им сумму, ставит дату получения и свою подпись. Кассир записывает в соответствующей графе его паспортные данные.

Чтобы исключить возможность повторного получения денег по первичным документам, приложенным к расходному кассовому ордеру, кассир погасит их (проставит на них штамп «получено» или «оплачено») с указанием числа, месяца, года.

Расходные кассовые ордера регистрируются в журнале регистрации расходных кассовых документов в хронологической последовательности. В некоторых случаях при выдаче денег из кассы оформляют расчетно-платежную ведомость. Ведомость оформляется при выдаче заработной платы работникам организации.

На общую сумму, которая выдается из кассы по ведомости, бухгалтер оформляет расходный кассовый ордер. Его реквизиты (номер и дату составления) указывают в ведомости.

При работе с кассовыми документами кассиром ООО «Махаон» соблюдаются следующие требования:

- приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые ордера и заменяющие их документы заполнены четко шариковой ручкой;

- в этих документах не допускаются подчистки, помарки или исправления;

прием и выдача денег по кассовым ордерам производится только в день их составления;

- в приходных и расходных кассовых ордерах обязательно указываются основания для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы.

Для журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов предусмотрена специальная форма. В журнале указывают реквизиты (номера и даты составления) всех приходных и расходных кассовых ордеров, выписанных в организации. Журнал регистрации построен таким образом, что по его данным контролируют целевое назначение полученных и израсходованных наличных денежных средств предприятием, проверяется полнота произведенных кассиром операций. Журнал ведется в течение года.

Сумму денежных средств, поступившую или выданную из кассы, в ООО «Махаон» отражают в кассовой книге. В книге указывают сумму наличных денег, выданных или принятых в кассу организации, а также реквизиты приходных и расходных кассовых ордеров, по которым получены или выданы деньги.

Книгу заводят на один календарный год. На одном листе книги отражают операции по приходу или расходу наличных денег за один день. Все листы кассовой книги пронумерованы и прошнурованы. На последнем листе книги указано их общее количество, заверено подписью руководителя и главного бухгалтера, а также печатью ООО «Махаон».

Каждый лист кассовой книги состоит их двух равных частей: первая часть после заполнения остается в книге, а вторая является отчетом кассира и отрывается в конце рабочего дня после подсчета операций за день и выведения остатков по кассе на следующее число. Заполненный лист кассовой книги подписывают кассир и бухгалтер. Так как исследуемое предприятие ООО «Махаон» для ведения учета использует программу 1С, кассир в конце каждого рабочего дня, распечатывает отчет кассира и вкладной лист кассовой книги.

Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера, а ответственность за соблюдением правил ведения кассовых операций несут: руководитель организации, главный бухгалтер и кассир.

ООО «Махаон» при приеме кассира на работу, руководитель организации ознакомил его с порядком ведения кассовых операций и заключил с ним договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Договор составлен по типовой форме.

При журнально-ордерной форме учета по окончании месяца бухгалтер переносит итоговые данные из Журнала-ордера №1 и ведомости №1 в Главную книгу, так как на исследуемом предприятии учет ведется с помощью программы 1С: Предприятие данная операция производится автоматически. Основанием для заполнения учетных регистров служит отчет кассира, в котором бухгалтер проставляет корреспонденцию счетов.

Каждая организация вправе открывать в любом банке расчётные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчётных, кредитных и кассовых операций.

Организациям, имеющим отдельные нехозрасчётные (может обособленные) подразделения (магазины, склады, филиалы и др.) вне своего местонахождения, по ходатайству владельца основного счёта могут быть открыты расчётные субсчета для зачисления выручки и производства расчётов по месту нахождения нехозрасчётных подразделений.

Текущие счета открывают организациям, не обладающим признаками, дающими возможность открыть расчётный счёт:

- производственным (структурным) единицам производственных и научно-производственных объединений;

- другим хозрасчётным подразделениям организаций, расположенным вне их местонахождения;

- кооперативам по месту нахождения их филиалов и др.

Следует отметить, что вопрос о количестве расчётных счетов в одной организации решался в различные годы по-разному. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.94г. №1006 (18, п. 2) организация могла иметь в банках только один расчётный (текущий) счёт для осуществления операций по основной деятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 21.03.95г. №291 (п.2) Указа Президента от 23.05.94г. №1006 отменён. Организации снова получили возможность иметь неограниченно количество рублёвых расчётных (текущих) счетов, рассчитываться с бюджетом и производить другие расчёты с любого расчётного счёта.

 

2.3. Особенности отражения в учете операций с денежными средствами и по расчетам на предприятии ООО  «Махаон»

 

В организации ООО «Махаон» бухгалтерский учет осуществляется по плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности.

Синтетический учет денежных средств в кассе осуществляется на активном счете 50 «Касса». Он предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе предприятия. По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежных средств в кассу, по кредиту - выбытие денежных средств. Сальдо счета указывает на наличие суммы денежных средств в кассе на начало месяца или на конец. Оборот по дебету - это суммы, поступившие наличными в кассу, оборот по кредиту - суммы, выданные наличными из кассы. К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета: 50-1 «Касса организации»;

-2 «Операционная касса»;

-3 «Денежные документы».

В ООО «Махаон» применяется счет 50 субсчет 1 «Касса организации». Основные бухгалтерские записи по счету 50 приведены в таблице 2

 

Таблица 2.

Основные бухгалтерские записи по счету 50

Содержание операции

Дебет

Кредит

Суммы наличных денежных средств, поступивших с расчетных и валютных счетов организации

50

51, 52

Суммы поступивших в кассу денежных средств, числящихся в пути

50

57

Оприходованы в кассу наличные денежные средства, поступившие от покупателей и заказчиков, в том числе авансы и предоплата

50

62

Поступления наличных денежных средств от заимодавцев в наличной форме

50

66

Возврат излишне выданных сумм (переплаты) в счет оплаты труда в случае счетной ошибки

50

70

Возврат подотчетными лицами неизрасходованных подотчетных сумм

50

71

Поступление наличных денежных средств, внесенных работниками организации в погашение задолженности по ссудам, займам, за товары, проданные в кредит, а также в погашение причиненного материального ущерба

50

73

Суммы взносов (вкладов), которые внесли учредители (участники) в уставный капитал организации

50

75

Поступления сумм, связанных с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; отражены суммы курсовой разницы в связи с изменением курса рубля по отношению к иностранной валюте; отражены суммы полученных безвозмездно денежных средств; выявленные излишки наличности в кассе и т.п.

50

91

Суммы денежных средств, сданные из кассы и зачисленные на расчетный счет или валютный счет

51, 52

50

Суммы денежных средств, сданные в кредитную организацию, но не зачисленные на расчетный счет и числящиеся как денежные средства в пути (переводы)

57

50

Предоставленные другим организациям займы наличными денежными средствами

58

50

Погашение задолженности наличными денежными средствами перед поставщиками материальных ценностей (работ, услуг) и подрядчиками

60

50

Фактическое перечисление отчислений по социальному страхованию в пользу страховых органов; Выплаты работникам за счет этих органов (пособия по многодетности, уходу за ребенком и т. п.)

69

50

Погашение задолженности перед работниками по оплате труда

70

50

Денежные средства, выданные под отчет

71

50

Выплата доходов (дивидендов) от участия в организации

75

50

Выплата ранее депонированной оплаты труда и прочих депонированных сумм

76

50


 

Инвентаризация денежных средств кассы ООО «Махаон» проводится регулярно в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 года № 40 и сообщенного письмом Банка России от 4 октября 1993 года № 18.

При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе, принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы.

Проведение инвентаризации может быть обязательным в следующих случаях:

- перед составлением годовой отчетности;

- при смене кассира;

- если были выявлены факты хищения наличных денег.

Порядок и сроки проведения инвентаризации кассы ООО «Махаон» определяет руководитель. Инвентаризацию проводит специальная комиссия, в состав которой входят: представители администрации , работники бухгалтерии.

Одновременно с проверкой фактического наличия денежных средств и денежных документов в кассе организации проводится проверка:

- правильности оформления первичных расходных документов - наличие подписей получателей, подписи руководителя организации и главного бухгалтера на расчетно-платежных ведомостях на выплату заработной платы;

- полнота и правильность оприходования денежных средств, полученных в учреждении банка. Наличные деньги должны быть оприходованы в кассе в день их получения в банке. Проверка осуществляется посредством сплошной сверки данных выписок о состоянии расчетного счета организации с данными кассовой книги;

- полнота и своевременность оприходования наличных денег, сданных по приходным кассовым ордерам;

- соблюдение лимита остатка наличных денег в кассе в течение отчетного года.

Результаты инвентаризации оформляются в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и доводятся до руководителя организации.

Разновидностью инвентаризации кассы можно назвать ежедневную сверку данных фактического наличия денежных средств и данных учета, проводимую самим бухгалтером-кассиром. Сверку целесообразно осуществлять до выведения итогов по кассовой книге.

Отражение инвентаризации денежных средств оформляются следующими бухгалтерскими проводками:

1. Обнаружены излишки денежных средств:

Д-т 50 «Касса»

К-т 91-1 «Прочие доходы».

2. Обнаруженные в результате инвентаризации недостачи взыскиваются с кассиров:

Списание недостающих денег в кассе:

Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К-т 50 «Касса».

Предъявление иска кассиру:

Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Согласно Трудовому кодексу РФ, работника в большинстве случаев можно привлечь лишь к ограниченной материальной ответственности, то есть с него можно удержать сумму, не превышающую его средний месячный заработок (ст.241 ТК РФ).

В этих случаях сумму ущерба вы можете удержать из зарплаты работника на основании распоряжения руководителя:

Дебет 73 Кредит 94

сумма ущерба отнесена на виновное лицо;

Дебет 70 Кредит 73 - денежные средства удержаны из зарплаты работника.

Такое распоряжение должно быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера ущерба (ст.248 ТК РФ) [4]. Если месячный срок истек, возместить ущерб можно только через суд.

Общая сумма удержаний при каждой выплате заработной платы не должна превышать 20%, а в особых случаях (например, если взыскание производится по нескольким исполнительным документам) - 50% заработной платы работника.

Работник может возместить причиненный им ущерб добровольно (ст. 248 ТК РФ) [4]. В этом случае возможны проводки:

Дебет 50 Кредит 73 - работник внес сумму недостачи в кассу;

Дебет 70 Кредит 73 - сумма недостачи удержана из зарплаты работника по его заявлению.

Счет 51 «Расчетные счета» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях.

По дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации. По кредиту счета 51 «Расчетные счета» отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации. Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов.

Аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету. Для ведения операций по счетам 50,51,52,55 предусмотрен журнал-ордер № 3.

ООО «Махаон» при расчетах безналичными денежными средствами использует стандартную форму платежного поручения Расчеты с использованием инкассового поручения и расчеты по аккредитиву ООО «Махаон» не проводит. Основные бухгалтерские записи используемые ООО «Махаон» при учете операций на расчетном счете приведены в таблице 3.

Информация о работе Организация бухгалтерского учета денежных средств и расчетов на предприятии ООО «Махаон»